Главная часть при их формировании - это отчисления от федеральных налогов. Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета, исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов.
По объектам налогообложения налоги делятся на налоги с оборота, налоги на прибыль (доход), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты труда. К налогам с оборота относятся налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, налог на добавленную стоимость. К налогам на прибыль относятся налог на прибыль предприятий (организаций), налог на доходы, удерживаемый у источника, налог на игорный бизнес.
Налог на имущество предприятий, земельный налог, налог на имущество физических лиц - налоги на имущество, а страховые взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы в Фонд государственного социального страхования, страховые взносы в Государственный фонд занятости населения, страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, сбор на нужды образования - налоги на фонд оплаты труда.
Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Этот налог взимается при реализации большинства товаров, работ и услуг.
НДС, уплаченный поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые), подлежит возмещению.
НДС занимает 2-е место среди источников формирования бюджета. НДС в настоящее время основной и наиболее стабильный источник налоговых поступлений федерального бюджета.
НДС косвенный налог на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя.
В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.
Показатель добавленной стоимости объективно характеризует результат собственной деятельности предприятия, результат труда, затраченного работниками данного предприятия. Этот показатель отличается от показателей валовой, товарной и реализованной продукции, которые отражают результаты труда, затраченного не только на данном предприятии, но и на предприятиях поставщиках сырья, материалов, топлива и других используемых в процессе производства материальных ресурсов.
Ставки налога:
0% при реализации:
10% при реализации некоторых продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий, книжной продукции иуслуг, связанных сихпроизводством, медицинских товаров.
18% при реализации остальных товаров (работ, услуг).
Объект налогообложения:
Налоговая база стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) с учетом акцизов и без включения в них НДС. В налоговую базу также включаются:
Налогоплательщики:
Освобожденные отисполнения обязанностей налогоплательщика:
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, если за три предшествовавших месяца сумма выручки от реализации не превысила в совокупности 1 млн. руб. (без НДС и налога с продаж) и в этот период ими не реализовывались подакцизные товары. Освобождение не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ.
Право на освобождение используется путем направления в налоговый орган по месту своего учета уведомления.
Налоговый период устанавливается как календарный месяц.
Надо отметить, что налог на добавленную стоимость имеет очень устойчивую базу обложения, которая к тому же не зависит от текущих материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг). Они продолжают поступать и при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и случается.
Но выделение налога отдельной строкой во всех банковских и прочих расчетных документах усложняет эти попытки и позволяет налоговым инспекциям эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет на себе налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует свои затраты, перекладывая их на покупателя.
Лишь на последнем потребителе продукции процесс переложения налога заканчивается.
Налог на прибыль (доход) организаций один из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. Налог на прибыль занимает центральное место в системе налогообложения предприятия, организаций. Налог на прибыль федеральный налог, распределяемый в пропорции. Он является регулирующим налогом. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять своё функциональное предназначение обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законное наращивание капитала.
Фискальная функция налога на прибыль вторична.
Налогоплательщики:
Неявляются налогоплательщиками:
Налоговый период календарный год.
Налоговая ставка 24% (федеральный бюджет 5% + бюджет субъекта Федерации 17% + местный бюджет 2%). Особые налоговые ставки для дивидендов 6% и для процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам 15%.
Объект налогообложения хорошо виден в следующей схеме:
Единый социальный налог (взнос) зачисляется в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации - и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Налогоплательщики:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- физические лица.
Не являются налогоплательщиками организации и индивидуальные предприниматели, переведённые на уплату налога на вменённый доход отдельными видами деятельности, в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности.
Объект налогообложения:
Налоговым периодом признается календарный год.
Ставки налога:
Налоговая база накаждого работника нарастающим итогом сначала года | Всего | Федеральный бюджет | ФССРФ | Федеральный ФОМС | Территориальный ФОМС |
До100000 руб. | 35,6% | 28% | 4% | 0,2% | 3,4% |
От100001 руб. до300000 руб. | 20% | 15,8% | 2,2% | 0,1% | 1,9% |
От300001 руб. до600000 руб. | 10% | 7,9% | 1,1% | 0,1% | 0,9% |
Свыше 600000 руб. | 2% | 2% |
Налоговая база нарастающим итогом сначала года | Всего | Федеральный бюджет | ФССРФ | Федеральный ФОМС | Территориальный ФОМС |
До100000 руб. | 13,2% | 9,6% | 4% | 0,2% | 3,4% |
От100001 руб. до300000 руб. | 7,4% | 5,4% | 2,2% | 0,1% | 1,9% |
От300001 руб. до600000 руб. | 3,65% | 7,9% | 1,1% | 0,1% | 0,9% |
Свыше 600000 руб. | 2% | 2% |
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения признаётся доход, полученный налогоплательщиками:
Доходы, не подлежащие налогообложению перечислены в статьях 215, 217 НК.
Ставки налога на доходы физических лиц:
35% в отношении:
30% в отношении:
13% в отношении остальных доходов, получаемых физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ.
Следствием введения единой ставки налога на доходы (13%) является освобождение основной массы физических лиц, являющихся наёмными работниками, от необходимости составления и предоставления налоговой декларации о своих доходах (по имеющимся у Правительства РФ данным подоходный налог по ставке 30% уплачивали менее 1% налогоплательщиков).
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной форме, так и в натуральных формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
В отличие от ранее действующего подоходного налога предусматривающего массу разнообразных малообоснованных налоговых льгот, предусмотрена система чётких и носящих всеобщий характер стандартных, социальных, имущественных, профессиональных налоговых вычетов.
Налоговым периодом признаётся год.
Акцизы - вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Сумма акциза включается в конечную цену товара и тариф.
В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во-первых, это один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство ограничения потребления подакцизных товаров (в основном социально вредных) и регулирование спроса и предложения товаров.
Приобретая товар, в сумму которого включен акциз, покупатель тем самым оплачивает его, хотя непосредственным плательщиком этого налога является продавец.
Акцизом облагается стоимость товаров, включая материальные затраты.
Ставки акцизов установлены в рублях или в процентах. Вот некоторые из них по состоянию на 1 января 2001 г.:
Наименование товаров | Ставка акциза |
Вина шампанские и вина игристые Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объёмной доли этилового спирта до 8,6% включительно Ювелирные изделия Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.). |
9 руб. 45 коп. за 1 л. 1 руб. за 1 л. 1350 руб. за 1 т. 10 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.) |
Для организаций и индивидуальных предпринимателей налоговый период устанавливается как каждый календарный месяц. Налогоплательщик, реализующий производимые им подакцизные товары, либо производящий подакцизные товары из давальческого сырья (материалов), либо реализующий подакцизное сырьё, обязан предъявить к оплате покупателю указанных товаров и/или минерального сырья (собственнику давальческого сырья (материалов)) соответствующую сумму налога. В расчётных документах сумма акциза выделяется отдельной строкой.
При реализации подакцизных товаров населению по розничным ценам соответствующая сумма налога включается в цену указанного товара. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также и на чеках и др. выдаваемых покупателю документах соответствующая сумма налога не выделяется.
Суммы налога, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров и/или подакцизного минерального сырья (за исключением реализации на безвозмездной основе и передачи по соглашению о предоставлении отступного или новации) и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций.
3.6. Поступление в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов, контролируемых МНС России
за январь-март 2004г. в млрд. руб.
январь-март 2003 года |
январь-март 2004 года |
в процентах к 2003 году | |
Всего | 777,00 | 905,36 | 116,5 |
в том числе: | |||
Налоги и сборы в консолидированный бюджет | 650,41 | 745,49 | 114,6 |
в том числе: | |||
в федеральный бюджет | 392,27 | 433,30 | 110,5 |
из него - единый социальный налог | 77,65 | 96,47 | 124,2 |
в территориальные бюджеты | 258,14 | 312,19 | 120,9 |
Государственные внебюджетные фонды | 126,59 | 159,87 | 126,3 |
январь-март 2003 года |
январь-март 2004 года |
в процентах к 2003 году | |
Налоги и сборы - всего | 572,76 | 649,02 | 113,3 |
в федеральный бюджет | 314,62 | 336,83 | 107,1 |
в территориальные бюджеты | 258,14 | 312,19 | 120,9 |
в том числе: | |||
Налог на прибыль организаций | 103,74 | 141,51 | 136,4 |
в федеральный бюджет | 38,44 | 43,01 | 111,9 |
в территориальные бюджеты | 65,30 | 98,50 | 150,8 |
Налог на доходы физических лиц | 90,43 | 116,70 | 129,1 |
в территориальные бюджеты | 90,43 | 116,70 | 129,1 |
НДС | 147,08 | 152,93 | 104,0 |
в федеральный бюджет | 147,08 | 152,93 | 104,0 |
Акцизы | 92,66 | 77,82 | 84,0 |
в федеральный бюджет | 73,44 | 49,88 | 67,9 |
в территориальные бюджеты | 19,22 | 27,94 | 145,3 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
78,11 | 111,43 | 142,7 |
в федеральный бюджет | 51,82 | 86,97 | 167,8 |
в территориальные бюджеты | 26,29 | 24,46 | 93,1 |
в том числе: | |||
налог на добычу полезных ископаемых | 68,40 | 102,90 | 150,4 |
в федеральный бюджет | 51,20 | 85,74 | 167,5 |
в территориальные бюджеты | 17,21 | 17,16 | 99,7 |
январь-март 2003 года |
январь-март 2004 года |
в процентах к 2003 году | |
Государственные внебюджетные фонды - всего | 126,59 | 159,87 | 126,3 |
в том числе: | |||
Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР) | 85,92 | 109,07 | 127,0 |
Фонд социального страхования (ФСС) | 19,87 | 24,52 | 123,4 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) | 1,25 | 1,56 | 124,8 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) | 19,55 | 24,72 | 126,5 |
Справочно. | |||
Поступления в Пенсионный фонд,вкл. ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет | 163,57 | 205,54 | 125,7 |
Поступления в государственные внебюджетные фонды, включая ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет | 204,24 | 256,34 | 125,5 |
Применение налогов - один из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.
При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчётный доход и прибыль предприятия.
Налоги должны стать не только орудием сбалансированного бюджета, но и мощным стимулом развития народного хозяйства страны. Они должны способствовать структурно-технологическому совершенствованию производства, сбалансированию экономических интересов, укреплению на паритетных началах всех форм собственности.