Я выбрал данную тему, потому считаю, что она в настоящее время очень актуальна, т.к. приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла положительный опыт и результаты приватизации в других развитых странах. Поэтому Россия должна изучить и проанализировать допущенные ошибки, еще раз изучить опыт, результаты, механизм приватизации в других странах.
И после этого, учитывая специфику нашей страны, необходимо исправить допущенные ошибки в приватизации.
Поэтому в работе я хочу раскрыть ряд вопросов:
1. Понятие приватизации
2. Подходы к рассмотрению приватизации, принципы, модели и сроки приватизации
3. Приватизация в странах Западной Европы во Франции, в Германии, в Испании.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе я решил рассмотреть понятие разгосударствления и приватизации.
Разгосударствление это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.
Однако разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются лишь масштабы государственного предпринимательства, а государство остается структурным элементом смешанной экономики.
Также необходимо сказать, что в настоящее время в экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.
Приватизация одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
Во второй главе говориться о подходах к рассмотрению приватизации, принципах, моделях и сроках приватизации.
Возможны несколько подходов к рассмотрению приватизации: традиционный, трудовой, субъектный, западный.
Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ не навреди!. Но также существует еще 6 принципов приватизации.
Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная.
Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятилетий.
В третьей главе я изучил приватизацию в странах Западной Европы.
Для примера я взял Францию, Германию и Испанию.
В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы1.
Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.
В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю.
Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.
Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимо разгосударствление и приватизация.
Разгосударствление это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике2.
Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.
Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики.
Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, т.к. последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.
Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности. Коммерциализация государственных предприятий заключается в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды.
Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие.
Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.
Еще одним способом разгосударствления является создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения.
И еще один способ разгосударствления это денационализация государственной собственности, которая в подавляющей своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.
Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.
В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.
Приватизация одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц3.
Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, инструментом государственного регулирования долговременного характера.
Непосредственными целями приватизации являются:
1) сокращение задолженности государственного сектора;
2) развитие рынка;
3) стимулирование предпринимательства;
4) формирование слоя мелких и средних собственников;
5) расширение индивидуальных свобод;
6) развитие народного капитализма;
7) ослабление профсоюзов.
Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.
Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе:
1) бесплатной передачи собственности;
2) выкупа предприятий на льготных условиях;
3) продажи акций;
4) сдачи предприятий в аренду;
5) продажа мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него.
Формы приватизации в развитых странах:
1) продажа предприятий непосредственно в частные руки;
2) выкуп акций государственных предприятий менеджерами;
3) продажа акций работникам предприятий;
4) распространения акций предприятия среди населения;
5) сдача государственных предприятий в аренду;
6) заключение контракта на управление предприятием.
Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах.
Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества. Преодолеть этот недостаток аукционных торгов можно с помощью конкурсных торгов. Конкурсные торги это продажа государственной собственности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми государством.
Но проведение конкурсов увеличивает текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая цена приватизации) и требует более длительного времени. Выкуп акций государственного предприятия менеджерами осуществляется не только за наличные средства управляющих, но и за счет банковских кредитов, средств пенсионных и страховых фондов. Поэтому управленческие выкупы выступают своеобразным видом кредитования менеджеров под залог имущества предприятия.
При этом доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды.
Приватизация в форме продажи акций работникам предприятия означает развитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим является эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий.
Одна из наиболее распространенных форм приватизации публичная продажа акций населению, при которой государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене.
При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий. Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих. Приватизация не всегда сопровождается продажей государственного имущества. Нередко государственная собственность разбавляется частным капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда, когда физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату.
Арендатор получает возможность самостоятельно организовать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы. В этих же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта на управление предприятием.
Подписание контракта представляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления предприятием. Соглашение об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения экономических показателей деятельности государственных предприятий или переходной ступенью к полной приватизации. При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений, созданию ряда компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия. Чтобы государственная собственность не досталась криминальным кругам, с точки зрения экономической теории важно создать много конкурентов.
Возможны несколько подходов к рассмотрению приватизации4.
В соответствии с традиционным подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной.
Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.
Второй подход трудовой на первый план выдвигает такой критерий, как трудовой и эксплуататорский характер собственности. Понятие трудовая собственность может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.
В принципиальном отношении трудовой и традиционный подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.
Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать субъектным. Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.
Четвертый подход условно можно назвать западным: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.
Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера.
Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.
Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.
Различные способы приватизации приводят к передаче государственного имущества в частную, общую долевую или акционерную собственность. При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности.
Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.
Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную приватизацию доходов.
Последняя происходит как благодаря изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.
Приватизация в развитых западных странах имеет ряд существенных отличий:
- многообразие форм приватизации;
- индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса;
- использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики.
Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от дирижистской модели регулирования экономики к неолиберальной.
Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования.
Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ не навреди!5
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой можно сформулировать ряд принципов:
1. Приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму, поэтому отбор приватизируемых предприятий должен быть очень тщательный, для необходимого обеспечения общественных благ.
2. Приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий, мешающих конкуренции для повышения эффективности и доступности для более широкого слоя населения.
3. Изменения структуры собственности должны носить постепенный характер, чтобы не нарушить установившиеся экономические связи.
4. Обязательными условиями приватизации должны быть новые инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев.
5. Приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности.
6. Каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.
Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из них опирается на определенные доводы и аргументы.
Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов.
Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками ваучерами6. Противники бесплатной модели приватизации выдвигают несколько существенных контраргументов. Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатно не ценится людьми и соответственно мало шансов, что появятся собственники способные эффективно использовать собственность.
Во-вторых, каким образом определить долю каждого в процессе раздела государственного имущества? И, в-третьих, каким образом оценить всю государственную собственность?
Выдвигая эти аргументы они предлагают другую модель платную приватизацию.
В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник.
Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета7. Однако противники указывают, что у широких слоёв населения нет средств для выкупа государственной собственности. В целом денежная приватизация приведет к ещё большему расслоению общества и обострению проблемы социальной справедливости.
Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятилетий. Один из ведущих экономистов Кеннет Эрроу считает, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:
1. Сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно.
2. Требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий.
3. Монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу8.
Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается обвальная приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий.
Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.
Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, инструментом государственного регулирования долговременного характера.
Я хочу рассмотреть приватизацию на примере некоторых западноевропейских стран.
Госсектор Франции формировался под воздействием сменявших друг друга волн национализации (1936, 1945, 1982 годов) и приватизации (конец 60-х и первая половина 70-х годов, 1986-1988, 1993-1996 годов). Выбор правительствами той или иной стратегии в каждый конкретный исторический момент обусловлен многими экономическими, идеологическими политическими и другими мотивами.
Однако главную роль во Франции, глубинную первопричину изменений в политике правительств в отношении госсектора играли экономические императивы9. В 1982 году правительством левых сил была проведена масштабная национализация. Анализируя эту национализацию можно сказать, что она противоречила потребностям экономического развития страны, привела к увеличению числа неэффективно работающих, убыточных государственных предприятий.
Правительству не удалось доказать, что государство способно управлять ими эффективно.
В отличие от национализации 1982 года приватизация 1986 года не стала единовременным актом, связанным исключительно с приходом к власти правоцентристского правительства. Она приобрела характер долговременного стратегического курса, которого придерживались все правительства Франции, в открытой форме или де-факто, независимо от их политической ориентации.
У этой приватизации существует внутренняя противоречивость: приватизация вовсе не означает ухода государства из экономики, хотя формально приводит к сокращению размеров государственной собственности.