При проведении приватизации правительства разной политической ориентации всегда старались сохранить в своих руках (или даже увеличить) рычаги контроля и управления экономическими процессами. Это очень важно для соблюдения законов ее проведения, так как соблазн расхищения государственной собственности во время приватизации особенно велик.
Все мероприятия по приватизации тщательно и порой долго готовились, просчитывались различные варианты и возможности, а в послеприватизационный период государство продолжало наблюдать за деятельностью переданных в частные руки предприятий с тем, чтобы не допустить их перепродажи. Государством принимались меры, ограничивающие сосредоточение капитала приватизируемых компаний в одних руках, а также ограничивающие участие в их капитале иностранных инвесторов.
Политика приватизации имела свои плюсы и минусы. Далеко не всегда, как свидетельствуют приведенные факты, она способствовала повышению эффективности и нередко приводила к обострению социальных конфликтов.
По-видимому, проблема неэффективности хозяйственного механизма, которую пытались решать через приватизацию, отнюдь не зависит напрямую от масштабов государственной собственности, степени административного вмешательства и регулирования.
За пять лет было приватизировано 29 промышленных фирм и банков. Приватизация во Франции охватила, прежде всего, конкурентные, высокорентабельные отрасли.
Работникам приватизируемых предприятий досталось по льготной цене лишь 10 % капитала.
Приватизация во Франции имела четко выраженный фискальный характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. В итоге государство выручили 71 миллиардов франков, значительная часть этой суммы пошла на погашение государственного долга.
Французская приватизация привела к росту численности акционеров к концу 80-х годов она достигла 6 миллионов, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель страны старше 18 лет10.
Возрождение предпринимательства в первый период времени после Второй мировой войны шло в восточных землях в нескольких формах. Это и создание новых фирм, и реприватизация, и организация совместных предприятий при участии западного капитала и бывших народных предприятий.
Своего рода переходной мерой является децентрализация управления в рамках бывших комбинатов, в результате чего прежние государственные предприятия начинают действовать как свободные производители в рыночной среде11. Сразу же после объединения Германии было подано около 6000 заявок о выкупе предприятий их бывшими владельцами. При полном выкупе хозяйства предприятия имели возможность получить кредит у Немецкого кредитного банка под залоговую стоимость земельного участка.
Кредиты на модернизацию можно было получить по линии Программы возрождения Европы.
Хозяйство ГДР структурно было организовано в 250 комбинатов, в которых в свою очередь входило около 8000 предприятий. После объединения Германии все они были переданы под управление ведомства по реорганизации и приватизации, называемого Попечительским или Опекунским советом. Но не все предприятия могли быть приватизированы.
Поэтому параллельно с приватизацией были и другие подходы поиска эффективного управления12.
Первым путем был роспуск комбината: входящие в него предприятия получали полную самостоятельность, выбирали директоров и действовали на свой страх и риск. Второй путь превращение комбината в штаб квартиру с координационными и поддерживающими функциями, которые предприятию выгодно делегировать такого рода центру.
Третий путь это создание холдингов вместо прежних производственных объединений.
В марте 1990 года в ГДР был издан закон об учреждении и деятельности частных предприятий и об участии в капитале, где определялись условия приватизации.
После того как обозначились временные рубежи объединения, понадобилось примерно 4 месяца, чтобы завершить формирование правовой базы для приватизации восточногерманских предприятий. Договор о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года учреждал Опекунский совет по управлению государственным имуществом.
К нему переходил государственный долг ГДР в том объеме, в каком он мог быть погашен будущими доходами от реализации государственного имущества. Оставшаяся задолженность распределялась между новыми восточными землями13.
При анализе деятельности предприятий выяснилось, что лишь 8 % рабочих мест являются рентабельными, а производительность труда в ГДР составляла менее 30 % от западногерманского уровня. Тем не менее, к концу 1994 года, когда попечительское ведомство завершило свою деятельность, удалось приватизировать или вернуть прежним владельцам около 20000 предприятий, преимущественно производственных. При этом в договорном порядке были получены гарантии создания 1,5 миллиона рабочих мест и выделения инвестиций на сумму 210 миллиардов марок.
Как показывает текущая проверка выполнения гарантий, данных предприятиями, в среднем было создано больше рабочих мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами14.
После Попечительского совета были созданы другие организации, которые занимаются приватизацией оставшихся в руках государства производственных предприятий и контролируют выполнение договоров, заключенных с инвесторами.
В Испании государственный сектор экономики за последние 15-20 лет значительно сократился. Если в середине 70-х годов его доля в общем объеме валового внутреннего продукта страны составляла более 90 %, в середине 80-х 83 %, то сейчас чуть больше 30 %. Продажа бывших государственных предприятий осуществляется уже почти 20 лет15.
К государственному сектору экономики еще совсем недавно относилось большинство промышленных предприятий Испании практически вся металлургия, угледобывающие шахты, электроэнергетика, нефтепереработка, газоснабжение, крупнейшие судоверфи, телефонная связь. Вся электроэнергия в стране производилась на государственных электростанциях компании ЭНДЕСА. Государственными были весь используемый в стране газ, 65 % угля и почти 90 % стали.
Полностью в руках государства находилась телефонная связь16.
К государственному сектору экономики относились также сеть лучших гостиниц, ведущие туристические агентства и даже гольф-клубы. Разумеется, весь общественный транспорт в стране, кроме такси, был государственным.
И весь этот гигантский сектор национальной экономики, включавший в себя более половины всех предприятий Испании, управлялся из одного центра так называемого Национального Института промышленности. По сути, это было одно грандиозное министерство.
Впрочем, такая структура экономики, созданная во времена диктатуры генерала Франко, вполне соответствовала тогдашнему авторитарному режиму. Франко пришел к власти в Испании в 1939 году в результате военного мятежа и трехлетней гражданской войны.
Но лишь в 50-е годы его правительство обратилось к национальной экономике, пришедшей к тому времени в полный упадок.
Частный капитал был весьма слабым, в стране преобладало мелкое производство. Но диктатор особо и не доверял ни частной инициативе своих сограждан, ни иностранному капиталу, и делал главную ставку на свое государство.
В те годы, ведущие промышленные предприятия национализировались одно за другим.
Легкой промышленностью и сельским хозяйством генерал Франко практически не занимался. И сельское хозяйство Испании оставалось традиционным: на юге преобладало крупное частное землевладение, на севере мелкое.
Диктаторский режим прекратился после смерти Франко в 1975 году, затем наступил переходный период, когда были заложены основы демократических преобразований.
Приватизацию государственной собственности в Испании начала Социалистическая Рабочая Партия, стоящая на позициях социал-демократии и близкая по идеологии, например, немецким социал-демократам. Эта партия находилась у власти почти 15 лет с 1982 по 1996 годы.
Примечательно, что именно левая партия начала приватизацию, поскольку даже ее лидеры убедились, что альтернативы не существует.
Сменившая социалистов в 1996 году и находящаяся по сей день у власти в Испании правоцентристская Народная Партия продолжила приватизацию. Продажа государственных предприятий один из основных пунктов экономической программы нынешнего председателя правительства Испании Хосе-Мария Аснара.
По своим взглядам он близок немецким христианским демократам.
Разногласий по поводу приватизации промышленных предприятий в испанском обществе практически не было. Против этого не возражали даже коммунисты третья по влиянию политическая партия в Испании.
Все ведущие политические силы страны, представленные в национальном парламенте, сходились в том, что роль государства в экономике должна быть ограниченной.
Это не значит, впрочем, что разногласий по поводу приватизации не существует вовсе. Но они затрагивают в основном социальную сферу здравоохранение и образование. Здесь также давно присутствует частный сектор: многочисленные частные школы и университеты, развитая сеть частных клиник и консультаций.
Тем не менее, ключевые позиции по-прежнему сохраняет за собой государство.
Частный сектор пока не в состоянии решить всех существующих в социальной сфере проблем. Ведь он всегда ориентирован на получение прибыли, а медицинское обслуживание, также как и общественный транспорт, должны быть общедоступны.
В Испании и национальная железнодорожная компания РЕНФЕ пока остается в полной собственности государства, как и городской транспорт автобусы и метро.
Что касается общественного транспорта, то после многочисленных парламентских дебатов, в Испании началась приватизация национальной авиакомпании Иберия. Автобусные междугородние перевозки уже приватизированы.
Практически все отрасли топливно-энергетического комплекса и телефонная связь также приватизированы.
Например, бывший монополист, государственная нефтегазовая компания РЕПСОЛЬ, стала полностью частной еще 10 лет назад и сегодня контролируется, в основном, испанским капиталом. Внутренний рынок нефтепродуктов в Испании контролируют, в основном, три компании: это частные испанские РЕПСОЛЬ и КАМСА, а также международная Бритиш Петролеум17.
Что касается других крупных монополий, то, скажем, приватизация национальной телефонной компании Телефоника была полностью завершена еще в 1996 году. Полностью приватизирована и другая крупнейшая государственная монополия национальная энергетическая компания ЭНДЕСА18.
С другой стороны, в собственности государства по-прежнему остаются самые крупные в стране угольные шахты УНОСА, в провинции Астурия, на севере. Их приватизация пока нереальна шахты убыточны, а просто закрыть их государство не может.
Без работы сразу скажутся сотни людей. Поэтому испанское правительство считает пока более целесообразным предоставление дотаций этим шахтам, так как не в состоянии решить проблему переквалификации и трудоустройства шахтеров в этом угольном регионе.
Как же осуществляется контроль за предприятиями стратегических отраслей? Как правило, государство владеет в этих компаниях так называемой золотой акцией, дающей право блокировать любое нежелательное, с точки зрения правительства, решение акционеров.
Кроме того, ни испанская, ни зарубежная компания, не может купить сколько-нибудь значимый пакет акций предприятия, относящегося к числу стратегических, без специального разрешения правительства Испании.
Существует специальная, подотчетная парламенту, государственная Комиссия по приватизации, которая контролирует весь процесс продажи государственных предприятий. В среднем крупнейшие предприятия в Испании продаются в течение 5-8 лет.
Написав данную курсовую работу можно сделать ряд выводов.
В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.
В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю.
Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимо разгосударствление и приватизация.
Разгосударствление это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.
Основными способами разгосударствления являются:
1) либерализация рынков;
2) коммерциализация;
3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);
4) денационализация.
В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.
Приватизация одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
Существует две функции приватизации:
1) она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований;
2) она должна стать инструментом государственного регулирования долговременного характера.
Приватизация в развитых западных странах имеет ряд существенных отличий:
- многообразие форм приватизации;
- индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса;
- использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики.
Существует две основные модели приватизации: платная и бесплатная. При бесплатной приватизации население получает приватизационные чеки ваучеры.
При платной приватизации государственная собственность подлежит продаже по различным схемам.
Приватизация во Франции
Госсектор Франции формировался под воздействием сменявших друг друга волн национализации (1936, 1945, 1982 годов) и приватизации (конец 60-х и первая половина 70-х годов, 1986-1988, 1993-1996 годов). За пять лет было приватизировано 29 промышленных фирм и банков. Приватизация во Франции охватила, прежде всего, конкурентные, высокорентабельные отрасли.
Работникам приватизируемых предприятий досталось по льготной цене лишь 10 % капитала.
Приватизация во Франции имела четко выраженный фискальный характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. В итоге государство выручили 71 миллиардов франков, значительная часть этой суммы пошла на погашение государственного долга.
Французская приватизация привела к росту численности акционеров к концу 80-х годов она достигла 6 миллионов, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель страны старше 18 лет.
Приватизация в Германии
Сразу же после объединения Германии было подано около 6000 заявок о выкупе предприятий их бывшими владельцами. Хозяйство ГДР структурно было организовано в 250 комбинатов, в которых в свою очередь входило около 8000 предприятий.
После объединения Германии все они были переданы под управление ведомства по реорганизации и приватизации, называемого Попечительским или Опекунским советом. Но не все предприятия могли быть приватизированы.
Поэтому параллельно с приватизацией были и другие подходы поиска эффективного управления.
Первым путем был роспуск комбината: входящие в него предприятия получали полную самостоятельность, выбирали директоров и действовали на свой страх и риск. Второй путь превращение комбината в штаб квартиру с координационными и поддерживающими функциями, которые предприятию выгодно делегировать такого рода центру.
Третий путь это создание холдингов вместо прежних производственных объединений.
В марте 1990 года в ГДР был издан закон об учреждении и деятельности частных предприятий и об участии в капитале, где определялись условия приватизации.
Приватизация в Испании
В Испании государственный сектор экономики за последние 15-20 лет значительно сократился. Если в середине 70-х годов его доля в общем объеме валового внутреннего продукта страны составляла более 90 %, в середине 80-х 83 %, то сейчас чуть больше 30 %. Продажа бывших государственных предприятий осуществляется уже почти 20 лет.
1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. М.: 1997
2. Германия деловой партнер. Бонн: 1997
3. Германия. Факты. Франкфурт-на-Майне: 1997
4. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. М.: 1997
5. Пустовалов А. Р. Приватизация и национализация в Западной Европе. С.-П.: 1999
6. Райзберг Б. А. Рыночная экономика. М.: 1995
7. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. М.: 1998
8. Экономическая теория (политэкономия)/ под редакцией Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. М.: 1997
9. Патапов А. А. Обеспечение кредитов и инвестиций в ФРГ// Бизнес и банки 5 за 1995
10. Петровская А. С. Прямые зарубежные инвестиции в Германии// Человек и Экономика 4 за 1996
11. Радюк А. В. Государственное регулирование экономики: как это делается в ФРГ// НЭГ 33 за 1994
12. Эрроу К. Переход к рыночной экономике: темпы и возможности. Проблемы теории и практики управления// 5 за 1995
13. http://www.auditorium.ru/history/texts/annot/vinogradov.htm
14. http://www.derrick.ru/pv/iyun_2000_01.htm
15. http://www.transecon.ru/politek/archive/text3_96.html
16. http://www.svoboda.org/programs/BM/1999/BM.080699.shtml
17. http://geo2000.nm.ru/data/euro/spain/2.htm
1 Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций.
М.: 1997, стр. 82
2 Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. М.: 1997, стр. 57
3 Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. М.: 1997, стр. 85
4 Райзберг Б. А. Рыночная экономика. М.: 1995, стр. 245
5 Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. М.: 1998, стр. 327
6 Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. М.: 1998, стр. 340
7 Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. М.: 1998, стр. 345
8 Эрроу К. Переход к рыночной экономике: темпы и возможности. Проблемы теории и практики управления// 5 за 1995, стр. 2
9 Пустовалов А. Р. Приватизация и национализация в Западной Европе. С.-П.: 1999, стр. 78
10 http://www.auditorium.ru/history/texts/annot/vinogradov.htm
11 http://www.derrick.ru/pv/iyun_2000_01.htm
12 http://www.transecon.ru/politek/archive/text3_96.html
13 Германия. Факты.
Франкфурт-на-Майне: 1997, стр. 5
14 Германия. Факты.
Франкфурт-на-Майне: 1997, стр. 6
15 Пустовалов А. Р. Приватизация и национализация в Западной Европе. С.-П.: 1999, стр. 96
16 http://www.svoboda.org/programs/BM/1999/BM.080699.shtml
17 Пустовалов А. Р. Приватизация и национализация в Западной Европе. С.-П.: 1999, стр. 101
18 http://geo2000.nm.ru/data/euro/spain/2.htm