d9e5a92d

Особенности несостоятельности отдельных категорий

Однако в случае превышения этого количества юридическое лицо имеет возможность преобразоваться в открытое акционерное общество. Поэтому участие в обмене требований на доли участия неограниченного количества кредиторов, выразивших на это свое согласие, представляется возможным, но нецелесообразным*(301). 32. Следует иметь в виду, что условия мирового соглашения об удовлетворении требований одних кредиторов предпочтительно перед другими кредиторами являются незаконными.
В этом отношении показателен следующий пример из судебно-арбитражной практики.
Конкурсный управляющий ОАО Онегонефть обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к ОАО Сургутнефтегаз о расторжении договора купли-продажи Муезерской нефтебазы и договора купли-продажи Кемской нефтебазы.
До рассмотрения дела по существу стороны достигли мирового соглашения и представили его на утверждение арбитражного суда.
Определением арбитражного суда мировое соглашение утверждено и производство по делу прекращено.
В протесте предлагалось определение отменить и дело передать на новое рассмотрение. Президиум ВАС РФ счел, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Отказ от исковых требований, включенный в условия мирового соглашения, и само мировое соглашение предусматривают удовлетворение требований двух кредиторов: ОАО Онегонефть - ОАО Кинекс и ООО ПО Киришинефтеоргсинтез. Между тем из приобщенных к материалам дела протоколов собраний кредиторов усматривается, что у должника имеются другие кредиторы.
Таким образом, судом при утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу не учтено то обстоятельство, что в соответствии с положениями законодательства о несостоятельности (банкротстве) требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
Этой же статьей установлено, что при недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.
Условие мирового соглашения об удовлетворении требований двух кредиторов предпочтительно перед другими кредиторами не соответствует указанной статье закона.
Следовательно, определение арбитражного суда подлежит отмене как незаконное и необоснованное на основании ст. 188 АПК РФ (имеется в виду АПК РФ 1995 г.).

Библиография


Аленичева Т.Д., Гришаев С.П. Банкротство: Законодательство и практика применения в России и за рубежом.

М., 1993. Афанасьева И.В., Хорунжая Л.В. Анализ проблем правового регулирования трудовых отношений при банкротстве предприятий//Юрист.

2003. N 9.
Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства).

М., 2001.
Васильев Е.А. Правовое регулирование конкурсного производства в капиталистических странах. Учеб. пособие.

М., 1989.
Гиляровская Л.М., Вехорева А.А. Анализ и оценка финансовой устойчивости.

СПб., 2003.
Дихтяр А.И. Банкротство: Условия действительности одностороннего отказа арбитражного управляющего от исполнения договоров должника//Арбитражный и гражданский процесс.

2001. N 3.
Дубинчин А.А. Институт несостоятельности и внеконкурсное удовлетворение требований к должнику - юридическому лицу//Хозяйство и право.

1999. N 9-10.
Дубинчин А.А. Мировое соглашение в деле о банкротстве: Проблемы теории и практики//Хозяйство и право.

2000. N 7.
Законы о несостоятельности торговой и неторговой/Сост. Г.В. Бертгольд.

М., 1905.
Калкан Р. Мировое соглашение//Вестник ВАС РФ (спец. прил. к N 3). 2001.
Комментарий к Федеральному закону О несостоятельности (банкротстве)/Под ред. В.В. Витрянского.

М., 1998.
Лившиц Н.Г. Мировое соглашение в деле о банкротстве//Вестник ВАС РФ.

1999. N 1.
Лившиц Н.Г. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде//Вестник ВАС РФ (спец. прил. к N 2).

1998.
Масевич М.Г., Орловский Ю.П., Павлодский Е.А. Комментарий к Федеральному закону О несостоятельности (банкротстве).

М., 1998.
Машкина Т.И. О некоторых вопросах практики применения Закона О несостоятельности (банкротстве) Арбитражным судом Красноярского края//Вестник ВАС РФ.

1999. N 10.
Моисеев С. Мировое соглашение в арбитражном судопроизводстве//Российская юстиция. 1999.

N 10.
Никитина О.А. Конкурсное производство//Вестник ВАС РФ (спец. прил. к N 3).

2001.
Никитина О.А. Процедура наблюдения//Вестник ВАС РФ (спец. прил. к N 2).

1998.
Новоселова Л.А. Уступка права требования в процессе несостоятельности//Арбитражная практика.

2003. N 9.
Пахаруков А.А. Правовое регулирование конкурсного производства юридических лиц: (Вопросы теории и практики): Дис.: канд. юрид. наук.



Иркутск, 2003.
Петров Д.А. Банкротство ликвидируемого должника//Правовой вестник арбитражного управляющего.

2003. N 1.
Полуэктов М. Отказ от исполнения договоров как способ защиты интересов должника и кредиторов в законодательстве о несостоятельности (банкротстве)//Юрист. 2000. N 1.
Попондопуло В.Ф. Конкурсное право. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предпринимателей. Учеб. пособие.

М., 1995.
Свит Ю. Восстановительные процедуры - способ предотвращения банкротства//Российская юстиция. 1998. N 3.
Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии.

М., 1999.
Телюкина М.В. Акционирование долга, обмен долга на доли участия и продажа бизнеса предприятия, находящегося в процессе производства по делу о несостоятельности//Юридический мир.

1998. N 3.
Телюкина М.В. Внешнее управление имуществом должника и проблема правосубъектности юридических лиц//Юридический мир. 1997.

N 12.
Телюкина М.В. Наблюдение как процедура банкротства//Хозяйство и право. 1998.

N 9-10.
Телюкина М.В. Недействительность сделок, совершенных предприятием-должником до признания его несостоятельным//Юрист.

1997. N 7.
Телюкина М.В. Основы конкурсного права.

М., 2004.
Телюкина М. В. Полномочия конкурсного управляющего и теоретические проблемы определения его статуса//Юридический мир. 1999.

N 1-2.
Телюкина М.В. Правовое положение кредиторов должника, находящегося в процессе производства по делу о несостоятельности//Юридический мир.

1999. N 3.
Телюкина М.В. Проблема опровержения сделок должника, находящегося в процессе производства дела о несостоятельности: (Теоретический и практический аспекты)//Юридический мир.

1998. N 6.
Хоуман М. Внешнее управление//Вестник ВАС РФ (спец. прил. к N 3). 2001.
Шершеневич Г.Ф. Конкурсное право.

Казань, 1898.
Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Торговый процесс.

Конкурсный процесс. 4-е изд.

М., 1912. Т. 4.
Щенникова Л. Банкротство в гражданском праве России: традиции и перспективы//Российская юстиция. 1998.

N 10.
Яцева Е. Общие условия действительности мирового соглашения по делу о банкротстве должника//Правовой вестник арбитражного управляющего. 2003. N 1.
Яцева Е. Особенности сделок должника в период финансового оздоровления//Юрист. 2003.

N 10.

Контрольные вопросы


1. В чем суть досудебной санации? 2. Каким должен быть размер финансовой помощи в рамках досудебной санации?
3. Возможна ли, на ваш взгляд, ситуация, при которой финансовая помощь предоставляется без согласия должника?
4. Каким образом может быть произведена реструктуризация предприятия в период до инициирования процесса несостоятельности (банкротства)?
5. Каково место процедуры наблюдения в системе процедур несостоятельности (банкротства)?
6. Каковы правовые последствия введения процедуры наблюдения?
7. Правомерно ли в рамках процедуры наблюдения утверждать об ограничении правосубъектности должника? Обоснуйте свой ответ.
8. Закон о банкротстве 2002 г. закрепляет положение, согласно которому кредиторы с целью участия в первом собрании кредиторов вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения (п. 1 ст. 71). Однако на практике может возникнуть вопрос: как быть в той ситуации, когда кредитор узнает о банкротстве должника уже после окончания наблюдения?

Каковы возможные варианты ответа на данный вопрос?
9. Закон о банкротстве 2002 г. четко определяет порядок выдвижения кандидатуры временного управляющего и его утверждения арбитражным судом. Более того, если в течение пяти дней с даты получения запроса саморегулируемая организация не представит список кандидатур, суд обратится в регулирующий орган, который в течение семи дней с даты получения запроса должен обеспечить представление списка иными саморегулируемыми организациями.

Что делать, на ваш взгляд, если в суд поступят два списка?
10. Должен ли временный управляющий проверять в рамках процедуры наблюдения прибыльность договоров и влияние продолжения деятельности должника на его чистые активы?

Может ли арбитражный суд в этом случае запретить осуществлять убыточную деятельность?
11. Может ли временный управляющий требовать признания недействительными сделок, заключенных до введения наблюдения?
12. Как вы думаете, можно ли предъявить какие-либо требования о возмещении убытков к временному управляющему, не выявившему признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, если такие признаки обнаружены позже?
13. В современной правовой литературе существуют различные подходы к определению сути финансового оздоровления. Так, по мнению М.В. Телюкиной, финансовое оздоровление может быть определено как пассивная оздоровительная процедура, которая применяется к должнику, имеющему возможность в течение определенного времени удовлетворить требования кредиторов самостоятельно*(302).

Помимо этого, высказывается точка зрения, согласно которой финансовое оздоровление - не что иное, как реструктуризация задолженности организации-должника*(303). Какое из данных определений, на ваш взгляд, в большей степени отвечает сути финансового оздоровления?
14. Может ли быть введено финансовое оздоровление против воли кредиторов?
15. Каков характер недействительности сделок должника, совершаемых в рамках финансового оздоровления?
16. Одним из правовых последствий введения финансового оздоровления является особая регламентация такого способа прекращения обязательств, как зачет встречного однородного требования.

Данная норма вызывает много практических вопросов, а именно: можно ли в сумму зачитываемых требований включать суммы убытков и финансовых санкций? можно ли назвать нарушением очередности применение зачета при отсутствии требований первой и второй очередей?
17. План финансового оздоровления предусматривает различные источники получения средств должника, в частности, речь идет о таких источниках финансирования, как вклады учредителей (участников), причем как направленные, так и не направленные на увеличение уставного капитала должника в рамках финансового оздоровления. Однако возможно ли произвести увеличение уставного капитала на данном этапе?

Нормы гл. V Закона о банкротстве 2002 г. не регламентируют ни возможность, ни порядок осуществления данного мероприятия ни путем дополнительной эмиссии акций в рамках финансового оздоровления, ни путем увеличения количества долей общества с ограниченной ответственностью. При этом появляется общая для эмиссии в рамках конкурсного процесса проблема - п. 3 ст. 100 ГК РФ запрещает увеличение уставного капитала акционерного общества для покрытия убытков.

Между тем К.К. Лебедев считает, что размещаемые акции могут быть переданы кредиторам в счет оплаты их требований*(304).

Какова ваша позиция на этот счет?
18. Каким образом может быть изменен график погашения задолженности?

Могут ли кредиторы оспорить действительность произведенных в результате изменения графика платежей?
19. Одним из способов обеспечения исполнения обязательств должника в рамках финансового оздоровления является банковская гарантия.

В силу п. 5 ст. 79 Закона о банкротстве 2002 г. при использовании банковской гарантии бенефициаром признается административный управляющий, подписавший соглашение в интересах кредиторов.

Как быть, на ваш взгляд, в ситуации, когда административный управляющий заменяется другим?
20. Может ли арбитражный суд ввести внешнее управление, если кредиторы приняли другое решение?
21. Сохранение определенных полномочий органов управления должника в рамках внешнего управления является новеллой Закона о банкротстве 2002 г. На практике в связи с этим возникает ряд вопросов, в частности: компетентны ли органы управления должника принимать решения о реорганизации, либо все вопросы находятся в компетенции внешнего управляющего?
22. Каковы полномочия арбитражного суда в отношении плана внешнего управления?
23. На какие требования кредиторов действие моратория не распространяется?

Предусматривает ли Закон о банкротстве 2002 г. введение частичного моратория?
24. Каковы особенности осуществления внешним управляющим функций руководителя должника?
25. В отдельных случаях в процессе внешнего управления возникает необходимость дополнительной эмиссии акций.

В последующем данный выпуск может быть признан недействительным или несостоявшимся. Каков, по вашему мнению, статус лиц, приобретших акции этого выпуска?
26. Судебно-арбитражная практика в настоящее время идет по пути рассмотрения требований о недействительности сделок во внеконкурсном порядке.

Статья 103 Закона о банкротстве 2002 г. устанавливает, что сделка признается недействительной судом, арбитражным судом. Вместе с тем, на ваш взгляд, допустимо ли в данном случае третейское разбирательство?
27. По одному из дел арбитражный суд отказал в принятии искового заявления ООО, которое обратилось с иском к АО о возврате имущества из чужого незаконного владения. Суд, отказывая в принятии искового заявления, указал, что спор не подведомствен арбитражному суду, так как в отношении ответчика возбуждено производство о несостоятельности и введено внешнее управление.

Согласны ли вы с позицией арбитражного суда?
28. На практике нередко складывается следующая ситуация: внешний управляющий, реализовав имущество и полностью удовлетворив все имеющиеся требования кредиторов, заявляет о достижении целей внешнего управления.

В результате этого конкурс прекращается, юридическое лицо остается существовать, но не может функционировать. Как вы думаете, при каких условиях данная ситуация возможна?
29. В отдельных случаях в состав имущества, реализуемого в рамках внешнего управления, включаются права, основанные на лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.

Какова в дальнейшем судьба этих прав?
30. На практике не исключена ситуация, когда в отношении должника уже вынесено решение о признании его банкротом, однако выясняется, что должник обладает еще неким потенциалом.

Как быть в этом случае?
31. Каков порядок действий в ситуации, когда срок конкурсного производства заканчивается, но реализовано не все имущество либо распределены между кредиторами не все денежные средства?
32. Как вы можете оценить следующую практическую ситуацию: срок платежа по договору наступает через три (четыре) года после открытия конкурсного производства.

В процессе конкурсного производства заключено мировое соглашение. Кредитор, не заявивший требование ранее, в установленный договором срок предъявляет требование, в ответ на что должник заявляет об истечении срока исковой давности, который начал течь в момент открытия конкурсного производства.
33. Какова правовая природа отстранения органов управления должника в рамках конкурсного производства?
34. Может ли конкурсный управляющий выдавать доверенности другим лицам на осуществление своих функций?
35. В силу ст.

133 Закона о банкротстве 2002 г. по требованию арбитражного суда, а также собрания (комитета) кредиторов конкурсный управляющий обязан в любое время представлять отчет о ходе конкурсного производства. Как вы думаете, какие именно сведения управляющий обязан предоставлять?
36. Вправе ли должник в рамках конкурсного производства использовать либо открывать счет в иностранной валюте?
37. В соответствии с положениями Закона о банкротстве 2002 г. социальные объекты, за исключением жилищного фонда социального использования, подлежат реализации в особом порядке - по конкурсу, сразу после проведения которого покупатель заключает с органом местного самоуправления соглашение об исполнении условий конкурса.

В связи с этим на практике зачастую возникает вопрос: является ли заключение этого договора обязанностью сторон? Можно ли принудить к его заключению, если одна из сторон уклоняется от этого?
38. Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает, что конкурсный управляющий, обнаружив имущество, не принадлежащее должнику, обязан принять меры к поиску и обнаружению собственника.

Вместе с тем что делать с имуществом, собственника которого обнаружить не удается?
39. Обязан ли должник продолжать предпринимательскую деятельность в течение конкурсного производства?
40. Какова правовая природа мирового соглашения?
41. Должен ли арбитражный управляющий представить собранию кредиторов анализ финансового состояния должника при заключении мирового соглашения?
42. Каковы порядок и условия заключения мирового соглашения?
43. В какой момент при заключении мирового соглашенияследует осуществлять выплаты кредиторам первой и второй очередей?
44. Могут ли быть, на ваш взгляд, названы участниками мирового соглашения кредиторы, не являющиеся конкурсными?
45. Закон о банкротстве 2002 г. делает возможным участие в мировом соглашении уполномоченных органов. В результате этого возникают проблемы соотношения конкурсного и налогового законодательств, поскольку налоговое законодательство каких бы то ни было норм о заключении мирового соглашения в конкурсном процессе не содержит.

Как составлять в этом случае мировое соглашение?
46. Собрание кредиторов АО В приняло решение о заключении мирового соглашения, однако арбитражный управляющий не предпринял каких-либо мер для проведения собрания: оно было созвано по инициативе комитета кредиторов. Между тем ст. 153 Закона о банкротстве 2002 г. устанавливает, что решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается арбитражным управляющим, но последний отказался подписывать мировое соглашение.

Более того, он заявил о нелегитимности решения собрания представить в арбитражный суд заявление об утверждении мирового соглашения. Как вы думаете, как поступить в этом случае?
47. Закон устанавливает, что после заключения мирового соглашения заявление о его утверждении должно быть представлено в арбитражный суд не ранее чем через пять и не позднее чем через 10 дней должником либо арбитражным управляющим.

Каковы последствия несоблюдения этого срока?

Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников

Перечень нормативных актов
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 1994. N 32.

Ст. 3301 (с послед. изм.). Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 1996.

N 5. Ст. 410 (с послед. изм.).
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 О банках и банковской деятельности (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ.1996. N 6. Ст.

492 (с послед. изм.).
Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 О несостоятельности (банкротстве) предприятий (с изменениями и дополнениями, утратил силу)//Ведомости СНД и ВС РФ. 1993.

N 1. Ст. 26 (с послед. изм.).
Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 Об организации страхового дела в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)//Ведомости СНД и ВС РФ. 1993.

N 2. Ст. 56 (с послед. изм.).
Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ О несостоятельности (банкротстве) (с изменениями и дополнениями, утратил силу)//СЗ РФ. 1998.

N 2. Ст. 222 (с послед. изм.).
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 1999. N 9. Ст.

1097 (с послед. изм.).
Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ О реструктуризации кредитных организаций (с изменениями и дополнениями, утратил силу)//СЗ РФ. 1999. N 28. Ст.

3477 (с послед. изм.).
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 2003. N 52 (часть 1). Ст.

5029 (с послед. изм.).
Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 87-ФЗ О признании утратившими силу Федерального закона О реструктуризации кредитных организаций и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации Государственной корпорации Агентство по реструктуризации кредитных организаций//СЗ РФ. 2004. N 31.

Ст. 3223.
Постановление КС РФ от 3 июля 2001 г. N 10-П По делу о проверке конституционности отдельных положений подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона О реструктуризации кредитных организаций и пунктов 1 и 2 статьи 26 Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций в связи с жалобами ряда граждан//СЗ РФ. 2001. N 29.

Ст. 3058.
Постановление Правительства РФ от 29 августа 1994 г. N 1001 О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продаж предприятий-должников, являющихся градообразующими//СЗ РФ. 1994. N 19. Ст.

2217.
Постановление Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. N 1081 Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций//СЗ РФ. 1995. N 45. Ст.

4336.
Постановление Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 784 О перечне акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, закрепленные в федеральной собственности акции которых не подлежат досрочной продаже (с изменениями и дополнениями, утратило силу)//СЗ РФ. 1998. N 30.

Ст. 3778 (с послед. изм.).
Положение ЦБ РФ от 26 апреля 1999 г. N 75-П О порядке открытия и ведения корреспондентских счетов в иностранной валюте ликвидационных комиссий (конкурсных управляющих, ликвидаторов) кредитных организаций уполномоченными банками//Вестник Банка России. 1999.

N 28.
Положение ЦБ РФ от 4 ноября 2000 г. N 125-П О порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса кредитной организации и их согласования территориальными учреждениями Банка России (с изменениями и дополнениями)//Вестник Банка России. 2000.

N 55 (с послед. изм.).
Положение ЦБ РФ от 26 ноября 2003 г. N 241-П О временной администрации по управлению кредитной организацией (с изменениями и дополнениями)//Вестник Банка России. 2004.

N 1 (с послед. изм.).
Положение ЦБ РФ от 4 июня 2003 г. N 230-П О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения//Вестник Банка России. 2003.

N 39.
Положение ЦБ РФ от 14 декабря 2004 г. N 265-П Об аккредитации арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций//Вестник Банка России. 2005. N 7.
Инструкция ЦБ РФ от 12 июля 1999 г. N 84-И О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций (с изменениями и дополнениями)//Вестник Банка России. 1999.



Содержание раздела