d9e5a92d

Основы работы в среде прикладной системы АРМ «Юрист»

В архиве комплекса можно проводить поиск документов по заданным условиям, делать подборку материалов и правовые обоснования по исследуемым вопросам, прослеживать связи между отдельными документами, устанавливать закладки и делать в текстах документов необходимые пометки, осуществлять копирование фрагментов текста документов. Можно снабдить имеющиеся в архиве документы собственными примечаниями, добавить в архив новые материалы и создать собственные архив и картотеку.
Таким образом, комплекс, как совокупность информационноправовых технологий, представляет собой одновременно автоматизированное рабочее место юриста, эксперта-аналитика и средство коллективного взаимодействия между ними в области исследования и обобщения результатов анализа федерального и регионального законодательства, а также взаимодействия между ними в процессе разработки новых нормативно-правовых актов, подготовки проектов модельных актов и т.п..
Реализованы средства слияния, передачи, обмена и архивации результатов работы между специалистами. Наработки одного специалиста могут быть доступны для других, поскольку легко импортируются, экспортируются и объединяются в единое целое.
Комплекс может использоваться в целях унификации и универсализации нормотворческого процесса, систематизации действующих актов, создания единой базы данных нормативных актов из сопряженных между собой баз данных по предметносодержательному или любому другому признаку.
Аналитические материалы, подключаемые в комплекс специалистами при исследовании законодательства по заранее согласованным процедурам, в дальнейшем, могут представлять собой уже базу знаний, накопленного опыта в нормотворческой деятельности.
Система может легко адаптироваться к конкретным методическим рекомендациям по разработке проектов нормативно-правовых актов того или иного уровня, проведению анализа законодательства и обобщению его результатов и обеспечить, тем самым, фиксацию результатов выполнения рекомендаций и, соответственно, оперативный и системный контроль качества разработки проектов.
Комплекс может эффективно использоваться не только юристами, но и руководителями различного уровня, специалистами, предпринимателями, студентами и аспирантами. Для использования комплекса не требуется каких-либо знаний в области программирования, а основная работа происходит путем выбора пунктов меню или позиций в списках, появляющихся на экране компьютера.
Данный документ является справочным руководством и содержит описание всех основных режимов, работа которых обеспечивается в соответствии с конфигурацией системы при ее установке.

Функциональный состав

Функционально комплекс состоит из следующих подсистем:
- архива текстов документов - набора баз данных, в которых содержатся тексты всех материалов вместе с сопряженной картотекой - набора отдельных информационных карточек, каждая из которых содержит сведения о данном документе (наименование, реквизиты, связи с другими документами, ассоциативные слова и т.п.);
- средства поиска необходимой информации;
- средства фиксации результатов исследования;
- средства систематизации материалов работы;
- средства слияния, передачи, обмена и архивации результатов работ.

Цели и задачи работы. Цели работы:

- усвоение приемов и методов работы с комплексом АРМ Юрист;
- освоение методики работы с папками в комплексе АРМ Юрист.
Задачи работы:
- изучить органы управления комплексом с использованием мыши и клавиатуры;
- изучить состав и приемы работы с экранными окнами;
- понять приемы и методы работы с инструментарием комплекса АРМ Юрист4
- изучить организацию работы с папками;
- уяснить основные возможности работы с папками;
- освоить приемы работы с помощью папок;
- научиться изменять конфигурацию размещения папок.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ И ЗАДАНИЕ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА


Управление комплексом Органы управления
Управление с помощью мыши и клавиатуры
Основное управление работой комплекса производится с помощью мыши Вашего компьютера точно так же, как и в системе Windows. Органами управления при этом являются пункты меню и пиктограммы (кнопки с надписями или условными рисунками) на экране. Для выбора такого органа управления следует, перемещая мышь, совместить на экране указатель мыши (он обычно бывает в
форме стрелки с требуемым пунктом меню или кнопкой. Для воздействия на орган управления необходимо нажать и отпустить левую кнопку мыши.

Для простоты в дальнейшем мы будем просто говорить: "Выберите такой-то пункт меню" или "Нажмите такую-то кнопку", подразумевая, что Вам следует выполнить действия, описанные выше.


Иногда требуется поместить указатель мыши на данный пункт меню и сразу, одно за другим, сделать два нажатия на левую кнопку мыши. В этом случае мы будем просто говорить: дважды нажмите левую кнопку мыши на данном пункте меню.
Ввод текста и некоторых команд производится с помощью клавиатуры Вашего компьютера. В некоторых случаях на клавиатуре требуется нажать сначала одну клавишу, а затем, удерживая ее, вторую. В этом случае мы будем писать их название через знак плюс.

Например, фраза "нажмите Ctrl+F4" означает, что следует нажать и удерживать клавишу Ctrl, затем нажать клавишу F4, а затем отпустить F4, затем - Ctrl.
Если под одним из символов названия пункта меню или кнопки стоит знак подчёркивания, тот этот пункт или кнопка может быть вызван как выбором с использованием мыши или клавиатуры, так и с помощью комбинации клавиш АН+"подчёркнутый символ". Например, пункт Список может быть выбран с помощью клавиш
Alt+и.
Фрагменты текста в полях ввода, списках и прочих окнах могут быть выделены тёмным фоном для дальнейшего выполнения с выделенным фрагментом каких-либо операций. Для выделения фрагмента текста нужно совместить указатель мыши с началом фрагмента, нажать правую кнопку мыши и, удерживая кнопку нажатой, переместить указатель к концу фрагмента, после чего отпустить кнопку.

Выделить фрагмент текста можно также с помощью клавиатуры. Для этого необходимо совместить курсор с началом выделяемого фрагмента, нажать клавишу Shift, и, удерживая Shift, с помощью клавиш t, Home, End, Page Up, Page Down
перейти к концу фрагмента и отпустить Shift. В некоторых окнах можно выделить несколько элементов текста или какого-либо перечня, не идущих подряд.

Для этого нужно нажать клавишу Ctrl, и, удерживая Ctrl, последовательно совместить указатель мыши с каждым выделяемым элементом и нажать левую кнопку мыши. Когда все элементы будут выделены, необходимо отпустить Ctrl.

Экранные окна

Большинство действий по управлению системой приводит к появлению на экране прямоугольной области - окна, в котором и следует проводить те или иные операции. Большинство таких окон, в соответствие с принятой в среде Windows традицией, снабжено в верхних углах стандартными кнопками управления, позволяющими полностью или временно закрыть окно.

С правой стороны окна и внизу окна могут быть расположены прямоугольные области, ограниченные кнопками со стрелками. Эти кнопки предназначены для просмотра изображений, не полностью помещающихся в данном окне.

Нажатие этих кнопок приводит к соответствующему перемещению изображений в окне.
Если на экране открыто сразу несколько окон, то Вы можете выбрать то, в котором хотите работать. Для этого переместите указатель мыши на любую точку выбранного окна и нажмите левую кнопку мыши.

Чтобы переместить данное окно в более удобную точку экрана следует совместить указатель мыши с полосой в верхней части этого окна и, нажав и удерживая левую кнопку мыши, "перетащить" окно в желаемую точку.

Использование буфера обмена

Буфер обмена (clipboard) - элемент операционной системы, в который можно копировать выделенный на экране фрагмент.
Содержимое буфера обмена может быть вставлено в редактируемый текст, текстовое поле одного из окон или в окно программы MS-DOS. Буфер обмена является общим для всех программ, работающих под управлением операционной системы Windows, поэтому буфер обмена может быть использован для передачи информации от одного приложения к другому.
Как правило, для приложений Windows выделенный фрагмент текста может быть скопирован в буфер обмена с помощью клавиш Ctrl+Insert или Ctrl+C. Выделенный фрагмент редактируемого текста может быть перемещен (т.е. скопирован в буфер обмена, а затем удален из текста) с помощью клавиш Shift+Delete или Ctrl+X.

Если Вы работаете в окне MS-DOS, то для копирования некоторого участка экрана следует нажать клавиши Alt + ’’пробел", в появившемся меню выбрать пункт Редактировать (Edit), подпункт Отметить (Mark), затем мышью выделить нужный участок экрана и нажать клавишу Enter.
Для того, чтобы вставить информацию из буфера обмена в приложение Windows обычно используются клавиши Shift+Insert или Ctrl+V. В окне программы MS-DOS для этого необходимо нажать клавиши Alt + пробел", в меню выбрать пункт Редактировать (Edit), подпункт Вставить (Paste).
Использование буфера обмена производится также с помощью выбора соответствующих пунктов контекстного меню, о чем будет сказано далее.
Некоторые элементы системы, например компоненты аналитики в проводнике папки, могут быть перемещены (скопированы или вставлены) в другие, только с использованием внутреннего буфера обмена самой системы и не могут быть объектом перемещения буфера обмена Windows.

Вызов дополнительных меню и справочной информации

Правая кнопка мыши в большинстве случаев используется для вызова дополнительных (контекстных) меню, тем же целям служит
клавиша Н-: на клавиатуре для Windows’ 98. Контекстное меню обычно содержит команды, специфичные для данного окна и поэтому конкретное содержание меню зависит от того, из какого окна оно вызывается.
Окна могут иметь специальные кнопки Помощь или Справка, "нажав" которые можно обратиться к разделу справочника, описывающему работу с данным окном.
Начало работы. Рабочий стол
Начало работы сопровождается появлением на экране основного окна - рабочего стола. В верхних углах окна расположены стандартные для системы Windows кнопки.

В правом нижнем углу указаны дата последнего обновления баз данных и число документов, входящих в эти базы.
В верхней части экрана находится строка Главного меню. Выбор любого из пунктов этого меню приводит к появлению более детальных меню ("подменю"). Выход из ошибочно вызванного меню может быть сделан путем нажатия левой кнопки мыши на свободном участке
основного окна или нажатием клавиши Esc на клавиатуре компьютера.
Ниже Главного меню находятся кнопки панели рабочих инструментов (Рис.1). Если указатель мыши совместить с одной из кнопок, то в нижнем поле рабочего стола появляется надпись, объясняющая назначение данной кнопки.



Г лавное меню
Рис.1. Главное меню и панель инструментов рабочего стола
Кнопки панели инструментов
В дальнейшем вся основная работа будет производиться в одной из папок рабочего стола - открытой папке. Имя открытой папки отображается в правой части панели инструментов после слова Папка.

В приведенном выше примере - это папка с именем "Разработка проекта нормативного акта".
11.5. Методы поиска информации в базах данных

Форма запроса на поиск материалов

Система дает возможность производить поиск материалов и документов, используя самые различные условия для поиска. Под условиями поиска здесь понимаются те характеристики, которыми должны обладать найденные в результате поиска документы.



Форма запроса на поиск материалов в базах данных приведена на рис.2 и появляется на рабочем столе при вызове пунктов меню Поиск/поиск во всех базах (Ctrl-V).
В пустые поля формы необходимо вписать условия, которым должны удовлетворять реквизиты, дополнительные характеристики и содержание текста тех документов, которые Вы хотите найти. Поля, расположенные в верхней части формы, соответствуют реквизитам и дополнительным характеристикам документов.

Поля, расположенные в нижней части (после слов В текстах), соответствуют условиям по содержанию текстов документов. Форма может быть заполнена частично.

Незаполненные поля обозначают отсутствие соответствующего условия.
Исходные данные для начала поиска. Постановка проблемы
До начала поиска следует попытаться составить для себя как можно более полное представление о том, что именно Вас интересует, так называемый лексический образ проблемы. Желательно иметь четкое представление о предмете поиска.

Чем ближе к предмету Вашего исследования будет этот лексический образ, тем более точным и результативным будет последующий поиск.

Переход от проблемы к запросу

1. Выбор специальных слов
При выборе в качестве условия поиска слов, входящих в тексты документов, следует вначале использовать редко употребляемые специальные слова. Слова лучше всего выбирать из текста того документа, с которым Вы работаете (иска, постановления, определения или др.), или из текста какого-либо нормативного акта, относящегося к данному правовому аспекту.

Подобный подход позволяет включить в качестве условий именно те термины и понятия, которые обычно употребляются законодателем в связи с данной проблемой.
2. Выбор возможных альтернативных слов
Следует иметь в виду, что законодатель мог употреблять в тексте юридической нормы слова, не совпадающие в точности с теми, которые употребляете Вы, когда описываете данную правовую проблему. В режиме поиска в текстах Эксперт система предлагает Вам в качестве условий те слова, которые реально встречаются в текстах документов.

Попробуйте выбрать из предлагаемого перечня другие слова, близкие по смыслу, или задайте несколько альтернативных сочетаний слов.
3. Поиск по сочетаниям слов, встречающихся в различных частях
текста
При выборе сочетаний слов следует учитывать их взаимное расположение в тексте документа. Особенностью языка является то, что термины и названия обычно употребляются в рамках одного предложения, а законченная мысль формулируется на уровне абзаца текста. Система дает возможность указать, как именно должны быть расположены сочетания слов в тексте: в одном предложении, в одном абзаце или в произвольном месте текста.

Как и в предыдущем случае, попробуйте задать несколько альтернативных сочетаний слов.

Поиск по реквизитам и характеристикам, в которых Вы наиболее уверены

Можно указать в качестве условия поиска до 12 отдельных реквизитов и дополнительных характеристик документов: название, дата принятия, орган, принявший документ, код классификатора и т.д. Следует всегда помнить, что та информация о характеристиках документов, которой Вы располагаете, может быть в той или иной степени неточной.

Поэтому вначале следует указывать те реквизиты, в которых Вы наиболее уверены. Например, без серьезных на то оснований не следует включать условие, чтобы документы непременно были только указами Президента РФ.

Вполне может случиться, что один из искомых документов является не указом, а распоряжением Президента.

Поиск по сочетанию реквизитов документов и слов, встречающихся в текстах

1. Поиск по схеме реквизит - слова
В этом случае сначала задается тот или иной реквизит, например, период принятия документа, а затем добавляются в качестве условий слова и сочетания слов в тексте.
2. Поиск по схеме слова - реквизит
В этом случае, сначала задаются в качестве условий слова, которые должны быть в тексте, а затем тот или иной реквизит.

Использование синонимов слов

В тексте юридической нормы законодатель мог употребить слова, являющиеся синонимами к словам, введенным Вами в качестве условий поиска. Использование синонимов позволяет расширить поле поиска нужных Вам документов.
По состоянию кнопки-индикатора Синонимы можно определить, использовались ли в текстах найденных документов синонимы тем словам, которые Вы ввели в качестве условий поиска. Если в текстах найденных документов синонимы использовались, то надпись на кнопке будет черного цвета, если нет, то серого. Черный цвет надписи показывает, что можно провести дополнительный поиск с использованием синонимов.

Если этого не сделать, то вне Вашего поля зрения могут остаться документы, касающиеся нужной Вам правовой проблемы, но описывающие ее с помощью синонимов.

Использование определений понятий

Система имеет дополнительные средства поиска документов, в которых даны определения тем или иным понятиям или правовым институтам.
1. Использование определений для выяснения смысла и содержания понятия
В этом случае определение используется по прямому назначению как толкование понятия.
2. Использование определений для расширения поля поиска
Законодатель мог использовать в правовой норме не само понятие, а те или иные слова из определения этого понятия. Например, если "налог" определяется как "обязательный взнос", то поиск документов, имеющих отношение к налогам, должен проводиться не по единственному слову "налог", а по сочетанию слов "налог", "обязательный" и "взнос".

Проведение поиска с использованием слов, входящих в определения, позволяет расширить поле поиска и включить в него дополнительные документы, относящиеся к интересующим Вас проблемам.
3. Использование определений для выяснения общеупотребительной лексики по данному понятию
Текст определения того или иного понятия обычно содержит слова, которые употребляются законодателем в связи с данным понятием. Эти слова могут быть применены в качестве условия поиска документов, связанных с данным понятием.

Использование корреспондентских (респондентских) связей

1. Связи как дополнительная информация о данном документе
Каждый документ архива прошел экспертизу юристов на предмет выяснения логических связей данного документа с другими документами баз данных. Эта информация может не присутствовать явно в тексте документа. Например, в тексте не может быть ссылок на другие документы, которые связаны с данным, но были приняты после него.

По виду связи данный документ может быть респондентом - по отношению к тем документами, к которым данный документ является подчиненным (например, принят во исполнение), и корреспондентом -по отношению к тем документам, на которые он влияет (например, отменяет).
2. Связи как перспектива и ретроспектива решений по данной
проблеме
Анализ цепочки документов, связанных друг с другом, дает возможность проследить, как развивался подход законодателя при решении данной правовой проблемы, а также выяснить, какими действующими нормативными актами в настоящее время регулируется данная проблема.
3. Связи как источник дополнительных документов по данной
проблеме
Документы, связанные с рассматриваемым документом, могут содержать дополнительную информацию по интересующей Вас правовой проблеме.
4. Связанные документы как источники общеупотребительной
лексики по данной проблеме
Тексты документов, связанных с данным, являются источником слов, обычно употребляемых законодателем в связи с исследуемым правовым аспектом. Эти слова могут быть использованы в качестве условий для поиска интересующих Вас документов.

Использование в тексте ссылки на дату и номер документа

В тексте документа может встречаться указание на другой документ, например: следует руководствоваться Приказом N122 от 23.02.95 г.". Система дает возможность прямо из анализируемого текста перейти в упоминаемый документ.
После завершения поиска Вы сможете просмотреть текст документа и использовать его как для уточнения связей данной нормы с другими, так и для расширения набора слов, которые обычно употребляются законодателем в связи с данной проблемой. Эти слова могут быть применены в качестве условий для дальнейшего поиска.

Использование слов из текста документа или из буфера обмена

Для уточнения смысла правового предписания чаще всего требуется поиск дополнительных документов, касающихся той же правовой проблемы. В качестве условий для такого поиска можно использовать сочетания слов непосредственно из текста документа или из буфера обмена компьютера. После завершения поиска Вы можете вернуться к тексту того документа, с которым Вы работали. Следует отметить, что примерно пятая часть нормативно-правовых документов содержат отсылочные предписания относительно упоминаемых в тексте правоотношений, то есть выражений типа: "следует руководствоваться действующим законодательством" или "осуществляется в установленном порядке" и тому подобное, причем без указания на конкретные нормативные акты.

Если в подобном случае в результате поиска не будет найдено никаких других документов по данному правоотношению, то это будет указывать на то, что в действующем законодательстве существует "белое пятно" и данное правоотношение не урегулировано.

Использование Комментариев и словарей

Для уточнения тех или иных понятий в нормативных актах, а также для уточнения лексики, наиболее употребляемой в связи с данным правовым аспектом можно воспользоваться комментариями и к различным правовым актам, словарями и другими авторские материалы.

Дополнительный поиск

Из описания сценария поиска видно, что любой из пунктов сценария может быть отправной точкой для нового, дополнительного поиска. Например, на стадии поиска документов, содержащих сочетания данных слов в тексте, Вам может потребоваться найти документы, которые уточняли слова, обычно употребляемые законодателем в связи с определенной правовой проблемой. Дополнительный поиск в этом случае следует проводить по описанному выше сценарию.

После завершения дополнительного поиска необходимо вернуться к соответствующему пункту сценария основного поиска, уточнить, при необходимости, условия поиска и продолжить поиск.

Контроль текущих результатов и окончание поиска

Уникальной особенностью программного комплекса является то, что он производит автоматическую экспертизу найденных Вами документов (даже если их десятки тысяч) с целью определения, какие именно реквизиты, дополнительные характеристики, слова и сочетания слов реально встречаются в этих документах. Экспертиза избавляет Вас от необходимости просматривать тексты огромного количества найденных на первых этапах поиска документов. Если Вы обратитесь к любому полю формы запросов, обеспеченных экспертизой, например, к полю Орган, то система предоставит Вам словарь-перечень значений реквизитов, в данном случае наименований официальных органов, выпустивших найденные Вами документы.

Вы можете таким образом проконтролировать, какими реквизитами обладают найденные на данном этапе поиска документы, какие словосочетания в них входят, и на основании этого выбрать следующее условие поиска или изменить предыдущее.
Подобную процедуру отбора (без просмотра текстов документов) продолжают до тех пор, пока число найденных документов не станет достаточно малым, чтобы стало возможным просмотреть тексты или хотя бы список названий всех этих документов. Это число может составлять до нескольких десятков и, естественно, зависит от конкретных задач и тематики поиска.
После этого следует перейти к просмотру списка документов, их информационных карточек и детальному анализу текстов. Существуют ниже перечисленные методы поиска:
- Поиск слов и сочетаний слов в текстах документов,
- Использование определений и понятий в нормативных актах,
- Поиск с использованием поля Содержание,
- Поиск с использованием поля Номер,
- Поиск с использованием поля Дата (период),
- Поиск с использованием информации из буфера обмена,
- Поиск с использованием поля Орган,
- Поиск с использованием поля Вид акта,
- Поиск с использованием поля Название,
- Поиск с использованием поля Действующие на...,
- Поиск только действующих документов,
- Поиск с использованием поля Источник,
- Поиск с использованием поля Дата ввода (период),
- Поиск по классификатору,
- Поиск по ассоциативным словам,



Содержание раздела