d9e5a92d

ЗАДАЧИ 1-10

ЗАДАЧА 1


Между потребителем и турагентом был заключен договор о предоставлении туристических услуг. Данный договор содержит следующие положения:
1. В договоре отсутствует информация о сроке действия лицензии и об органе, выдавшем лицензию турагенту.
2. Не представлена полная и достоверная информация о туроператоре, в частности, не указана организационно-правовая форма туроператора, отсутствует информация о лицензии на осуществление туристской деятельности, банковские реквизиты, неясен точный адрес туроператора.
3. Пункт 3.2 договора устанавливает, что покупатель обязан доплатить разницу в стоимости проезда и оформления посольством визы в случае, если перевозчик (посольство) увеличил стоимость проезда и оформления визы после заключения сторонами настоящего договора.
4. Абзац 1 п. 4.1 договора устанавливает, что продавец имеет право изменить сроки начала путешествия, изменить заказанную Покупателем (туристом) гостиницу на равноценную или гостиницу выше классом, согласовав новые сроки и замену с Покупателем (туристом).
5. Абзацем 2 п. 4.1 договора установлено, что в случае некорректного поведения Покупателя (туриста) до отъезда в путешествие Продавец имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор и в судебном порядке взыскать с Покупателя сумму ущерба и морального вреда, причиненного деловой репутации Продавца и работникам фирмы; при этом договор не содержит критериев т. н. некорректного поведения.
6. Пунктом 4.2 договора установлено, что Продавец не гарантирует качество услуг при срочном заказе туриста.
7. Пункт 5.3 договора указывает, что в случае отказа Покупателя (туриста) от путешествия, независимо от вызвавших его причин, с него удерживаются т. н. аннуляционные расходы в размере от 10 до 100 % от стоимости путевки в зависимости от срока отказа.
8. Пунктом 5.4в установлено, что Продавец не несет имущественной ответственности и не компенсирует понесенные Покупателем затраты в случае, если туроператором перенесены срок и дата поездки в случае недобора группы.
9. Приложение 1 к договору не соответствует содержанию договора и не содержит информации о стране временного пребывания Франции, несмотря на то, что в Приложении сделана пометка Информация о Франции вручена, что не соответствует действительности.
10. Неотъемлемая часть договора туристская путевка отсутствует.
Есть ли основания для обращения потребителя в антимонопольный орган? Проанализируйте приведенные положения договора.
Нормы каких законов нарушены туроператором? Какими нормативными актами должно руководствоваться ТУ МАП России при определении порядка рассмотрения данного дела?

Какое решение должно вынести территориальное управление?

ЗАДАЧА 2


В двух выпусках газеты День была размещена реклама аптеки восточной медицины и гомеопатии (ООО Катерина) и реализуемых ею медпрепаратов и лекарственных средств без указания номера лицензии и наименования органа, ее выдавшего.
В ходе изготовления и размещения рекламы аптеки и реализуемого ею ассортимента лекарственных препаратов ООО Катерина в редакцию газеты День предоставила текст рекламного объявления. Редакция газеты привела предоставленную информацию к готовой для распространения форме и без согласования с заказчиком разместила в ближайших выпусках газеты.
В соответствии с п. 5.1 договора, заключенного между ООО Катерина и редакцией газеты об изготовлении и размещении рекламы в выпусках газеты, обществом для изготовления рекламного объявления была предоставлена лицензия, на основании которой ООО осуществляет свою деятельность. ТУ МАП России было возбуждено дело по факту нарушения законодательства о рекламе.
На заседании Комиссии ТУ МАП России представитель газеты День пояснила, что отсутствие в рекламе аптеки восточной медицины и гомеопатии (ООО Катерина) сведений о лицензии объясняется тем, что при изготовлении макета рекламного объявления сотрудниками редакции не были внесены сведения о лицензии, которую предоставило Общество.
В чем выразилось нарушение законодательства о рекламе? Кто в данном случае является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем?

Какое лицо должно нести ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы? Какое лицо несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в час-
ти оформления, производства, подготовки рекламы? Какое решение должен принять антимонопольный орган?

ЗАДАЧА 3

ТУ МАП России было рассмотрено следующее дело о нарушении законодательства о рекламе.
В одном из выпусков областной газеты размещена рекламная статья Камни в почках уже не приговор, где рассказывается о таком медицинском средстве лечения мочекаменной болезни, как лечебный пояс Физомед. Статья построена в виде ответов консультаций врача Н.В.



Ильиной на вопросы читателей, страдавших (страдающих) длительное время (10, 20 лет) мочекаменной болезнью и избавившихся от нее с помощью медицинского пояса Физомед. При рассмотрении дела были установлены следующие обстоятельства:
1. Размещена эта рекламная статья в печатном издании нерекламного характера (областной общественно-политической газете), на нерекламной полосе (Досуг и спорт), в рубрике Ваше здоровье, без надлежащего предварительного сообщения о рекламном характере информации.
Представитель редакции газеты пояснила комиссии, что указанная реклама может быть определена потребителем непосредственно в момент ее представления по сопровождающему название статьи условному обозначению в виде буквы К, помещенной в кружок. Расшифровка обозначения приведена на последней странице и означает, что публикация носит коммерческий характер.
2. Слова врача консультанта Н.В. Ильиной о возможности избавления от камней любого химического состава с помощью пояса Физомед, а также приведенные в статье выдержки из писем граждан потребителей со словами благодарности создают впечатление гарантированности излечения от мочекаменной болезни.
Нарушено ли законодательство о рекламе помещением указанной статьи в выпуск газеты? Оцените доводы представителя газеты о том, что указанная реклама может быть определена потребителем непосредственно в момент ее представления по сопровождающему название статьи условному обозначению в виде буквы "К", помещенной в кружок.

Расшифровка обозначения приведена на последней странице и означает, что публикация носит коммерческий характер. Какое лицо ответственно за: 1) отсутствие предварительной информации о рекламном характере материала; 2) содержание информации, предо-
ставляемой для создания рекламы? Какое решение должен принять антимонопольный орган?

ЗАДАЧА 4

В ТУ МАП России поступило заявление потребителя с просьбой провести анализ договора на строительство жилья, заключенного между ним и Управлением капитального строительства (УКС), и применить санкции, налагаемые антимонопольным органом в случае обнаружения нарушений. В соответствии с заключенным договором потребитель должен был получить две комнаты общей площадью 30,4 м2 в жилом доме для малосемейных и оплатить фиксированную стоимость жилья в сумме из расчета 1230 рублей предварительной стоимости 1 м2. Срок строительства дома в договоре указан июнь 2002 г.
Потребитель со своей стороны все условия договора исполнил, ответчик же условия договора постоянно нарушал: неоднократно передвигал сроки строительства и требовал внесения дополнительных средств под угрозой расторжения договора.
В указанный срок жилье не было предоставлено заявителю, в связи с чем он обратился в суд и антимонопольный орган.
В ходе подготовки к рассмотрению дела УКС представило в управление образец стандартного договора на строительство жилья, заключаемого с гражданами.
Анализ стандартного договора о долевом участии в строительстве жилья, идентичного договору, заключенному с заявителем, на предмет его соответствия требованиям законодательства о защите прав потребителей показал следующее:
1. Договор именуется договором о долевом участии в строительстве жилья (о совместной деятельности), в то время как содержание договора, права и обязанности сторон свидетельствуют о том, что это смешанный договор бытового подряда на строительство жилья и купли-продажи квартиры, которая будет построена позднее.
2. В договоре отсутствует информация о реализуемых товарах (выполняемой работе), в том числе и обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должна соответствовать квартира (в данном случае СНиПы).
3. В п. 7.3 договора закреплено право УКСа в одностороннем порядке расторгнуть договор в случае невнесения гражданином первоначального либо последующих платежей.
4. В п. 7.2 договора гражданину предоставлено право расторгнуть договор в одностороннем порядке ...в случае лишения
Исполнителя необходимой для его деятельности лицензии, либо по решению судебных органов....
5. В п. 5.2 договора в разделе Ответственность сторон установлено, что за несвоевременный ввод жилья в эксплуатацию Исполнитель уплачивает гражданину пени в размере ставки банковского кредита, но не более 3 %.
6. В п. 8.3 договора предусмотрена возможность переноса срока ввода дома в эксплуатацию.
Можно ли квалифицировать договор, заключенный между потребителем и Управлением капитального строительства как договор простого товарищества? Регулируется ли данный договор законодательством о защите прав потребителей и почему?

Какие нормы законодательства нарушены данным договором?

ЗАДАЧА 5

Главой городской администрации принято Постановление Об утверждении Временной методики расчета арендной платы за земельные участки, с приложениями. В данном постановлении: 1) установлен пониженный размер коэффициентов, учитывающих вид использования земельного участка (входящих в формулу расчета арендной платы за землю) для предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности (п. 2 для оценочных зон 15 приложения 1); 2) установлены базовые ставки арендной платы за землю для муниципальных предприятий в размере 50 % от базовых ставок аналогичного целевого использования (п.

2.6 Временной методики расчета арендной платы за земельные участки приложения 2).
Согласно ст. 21 Закона РФ от 11 октября 1991 г. 1738-1 О плате за землю при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
Допустим ли выбор формы собственности в качестве критерия деления арендаторов по категориям? К каким последствиям ведет установление для муниципальных предприятий базовой ставки в размере 50 % от базовых ставок арендной платы аналогичного целевого использования?
Является ли установление пониженных коэффициентов арендной платы за землю, а также базовой ставки в размере 50 % от базовых ставок арендной платы аналогичного целевого использования для предприятий и организаций, находящихся в муниципальной форме собственности льготой, преимуществом для организаций этих форм собственности, и к каким правовым последствиям такое обстоятельство ведет?

ЗАДАЧА 6

Дело в антимонопольном органе было возбуждено по заявлению ОАО Комбинат объемного домостроения (далее ОАО КОД), обратившегося в территориальное управление в связи со следующей ситуацией.
Решением городского Совета, по согласованию с администрацией города, в порядке исключения, без проведения аукциона, но на условиях аукциона, ОАО КОД были предоставлены земельные участки под строительство жилых домов с объектами торговли и бытового обслуживания.
Постановлениями администрации города регулируется предоставление земельных участков на правах аренды, на условиях аукциона на период строительства жилых домов. Согласно п. 3 постановления администрации города, ОАО КОД должно оплатить начальную цену аукциона на право аренды земельных участков.
ОАО КОД не согласилось с вышеназванными актами в части, обязывающей заключить договор аренды земельных участков на условиях оплаты начальной цены аукциона, поскольку считает, что данное условие действует только при проведении аукциона, а в их случае аукцион на право аренды земельных участков не проводился.
В обоснование предоставления земельных участков ОАО КОД без проведения аукциона администрация города сослалась на Положение о предоставлении земельных участков на территории города (далее Положение), утвержденное Решением городской Думы. Согласно п. 3.1.2 ст.

3 и п. 6.2 ст. 6 Положения, в исключительных случаях допускается предоставление администрацией города земельных участков вне конкурса по согласованию с городской Думой. (Причем перечень конкретных случаев, подпадающих в разряд исключительных, Положением не предусмотрен.)
Расценив разработку ОАО КОД перспективного плана развития строительства на 20012005 гг., в качестве исключительных условий администрация города по согласованию с городским Советом народных депутатов приняла Постановления о предоставлении земельных участков ОАО КОД на правах аренды, без проведения аукциона, но на условиях аукциона.
Комиссия ТУ поинтересовалась, каким образом производится расчет начальной цены торгов на право аренды земельного участка в тех случаях, когда такие торги не проводятся, а также имеет ли арендатор возможность предварительно (до заключения договора аренды) узнать начальную цену торгов, а также из чего она складывается.
На этот вопрос представитель администрации города дала следующие пояснения. Расчет начальной цены торгов на право аренды земельного участка осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.01.98 2 Об утверждении Порядка организации торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды, а также Постановлением Главы Администрации области от 26.07.99 512 Об установлении нормативной цены земли.

Сумма начальной цены торгов, в случае предоставления земельного участка без проведения торгов, но с оплатой начальной цены торгов, включается в условия договора аренды земельного участка, проект которого направляется арендатору для рассмотрения и подписания.
Может ли предоставление земельных участков в исключительных случаях без конкурса привести к ограничению конкуренции?
О чем свидетельствуют пункты 3.1.2 ст. 3 и 6.2 ст.

6 Положения о предоставлении земельных участков на территории города?
Нарушены ли нормы антимонопольного законодательства, если да, то какие? Каким должно быть решение антимонопольного органа?

ЗАДАЧА 7

В ТУ МАП России поступили заявления пятерых предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров в междугородном сообщении автобусами ГАЗель, о неправомерных действиях Управления транспорта и коммуникаций Администрации области. Управлением транспорта и коммуникаций Администрации области в адрес вышеуказанных перевозчиков направлены письма одинакового содержания, в которых сообщалось, что в соответствии с Письмом областного отделения Российской транспортной инспекции (ВгООРТИ) о недопустимости использования автобусов ГАЗель на междугородных маршрутах утверждение маршрутной документации на междугородные маршруты перевозчиков аннулировано.
Заявители являются хозяйствующими субъектами, имеющими свидетельство о государственной регистрации предпринимательской деятельности и стандартную лицензию на осуществление перевозки пассажиров автобусами на территории Российской Федерации. Предпринимателям в установленном порядке Управлением транспорта и коммуникаций Администрации области были согласованы паспорта междугородных маршрутов.
Федеральным транспортным законодательством предусмотрена обязанность перевозчика выбирать тип и марку транспортного средства в зависимости от вида перевозок. Указанное положение устанавливается ст.

15 ФЗ О безопасности дорожного движения от 10.12 1995 г. 196-ФЗ и другими нормативными актами. При этом контроль за соблюдением указанных требований в области возложен на областное отделение Российской транспортной инспекции в соответствии с п. 8 Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. 515.
Процедура аннулирования утверждения маршрутной документации не предусмотрена ни федеральным законодательством, ни законодательством области. Более того, невозможен отказ Управления транспорта и коммуникаций Администрации области в согласовании маршрутной документации на основании того, что на междугородном маршруте перевозка осуществляется микроавтобусом ГАЗель, так как исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении нового или изменения действующего маршрута установлен п. 2.7 Правил организации автобусных маршрутов в области, утвержденных Постановлением Главы Администрации области от 25.12 2001 г. 1138.
Ограничены ли в данном случае гражданские права заявителей, если да, то соблюден ли установленный для этого порядок? Как оценить доводы представителя ВгООРТИ? Какие последствия влечет для предпринимателей аннулирование маршрутной документации?

Ограничило ли Управление транспорта и коммуникаций Администрации области своими действиями конкуренцию? Если да, то на каком рынке?

Какое решение должен принять антимонопольный орган?

ЗАДАЧА 8

Во время ретрансляции в эфире телеканала ОРТ Первый канал художественного фильма Следствие ведут знатоки ООО СОВА была размещена реклама с нарушением требований абзаца 6 п. 1 ст. 11 ФЗ О рекламе, выразившимся в сочетании двух способов размещения рекламы во время трансляции художественного фильма, а именно: прерывании фильма рекламными роликами и совмещении с фильмом рекламы в виде логотипов.
Согласно требованиям ст. 11 Закона О рекламе, передачи, продолжительность трансляции которых составляет более чем 15 минут, а также радиопостановки и художественные фильмы не могут совмещаться с рекламой чаще, чем через каждые 15 минут или могут прерываться столько раз, сколько 15-минутных периодов включают эти передачи, радиопостановки и художественные фильмы.

Антимонопольный орган возбудил дело по факту нарушения законодательства о рекламе.
В качестве доказательства правомерности своей позиции директор ООО СОВА указал, что руководствовался в данной ситуации следующими положениями: Решением территориального управления по делу 226, где изложена позиция о допустимости размещения в одном телефильме, одной передаче рекламы, прерывающей фильм, и рекламы, совмещаемой с фильмом, с соблюдением между рекламой 15-минутного интервала. Действительно, в процессе рассмотрения дела 226 Комиссия пришла к подобному выводу. Позже, в процессе осуществления контроля за исполнением требования предписания территориального управления по делу 226 и установлением факта несоблюдения ООО СОВА 15-минутных интервалов между рекламой (прерывающей фильм, совмещаемой с фильмом), было осуществлено более буквальное грамматическое толкование ст. 11 ФЗ О рекламе, в результате которого управление пришло к следующему выводу: Сочетание различных способов размещения рекламы (прерывание, совмещение) в одной передаче, художественном фильме недопустимо, поскольку используемый в п. 1 ст.

11 ФЗ О рекламе союз или допускает возможность распространения в передаче, художественном фильме рекламы либо только способом прерывания с соблюдением установленного статьей требования (столько раз, сколько 15-минутных периодов включает фильм), либо только способом совмещения также с соблюдением определенного статьей 15-минутного интервала между рекламными сообщениями (блоками).
Оцените доводы сторон. Кто прав в данном случае?

Какое решение должен принять антимонопольный орган?

ЗАДАЧА 9

В выпуске областной газеты была размещена рекламная статья Ту водку не ключница делала..., рассказывающая об алкогольной продукции (с содержанием этилового спирта более 15 % объема готовой продукции), водке, производимой ГУП
ЛВЗ, в частности, водках: Капель, Чирская, Царицынская, Монополька и др.
Редакция газеты изготовила и разместила рекламную статью Ту водку не ключница делала..., рассказывающую о водках, выпускаемых ЛВЗ, по собственной инициативе. Текстовое содержание рекламы, а также сам макет был изготовлен журналистом редакции и в дальнейшем размещен в выпуске газеты.

На основании данного факта ТУ МАП России было возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе.
На заседании Комиссии представитель пояснила, что редакция газеты разместила указанный рекламный материал о продукции ЛВЗ по собственной инициативе. Никаких отношений между ЛВЗ и редакцией газеты, связанных с производством и размещением рекламной статьи Ту водку не ключница делала..., не оформлялось, плата за публикацию с ЛВЗ не взималась.
Представитель ГУП ЛВЗ на заседание Комиссии предоставила аналогичные письменные объяснения по факту производства и распространения указанной рекламной статьи.
Какое лицо в данном случае является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем? Нормы каких правовых актов нарушены?

Какое лицо несет ответственность за нарушение законодательства?

ЗАДАЧА 10

ТУ МАП России был проанализирован типовой договор о предоставлении услуг сотовой радиотелефонной связи ЗАО Средства связи, заключаемый с потребителями. В ходе анализа договора выяснилось следующее:
1. В договоре отсутствует информация о лицензии.
2. В п. 2.1 договора стороны обязуются соблюдать правила предоставления услуг сотовой радиотелефонной связи.



Содержание раздела