d9e5a92d

Монополистические действия в форме установления монопольных цен

В одну группу входят предписания, адресованные хозяйствующим субъектам. Эти предписания обязывают прекратить нарушение; устранить его последствия; восстановить первоначальное положение; расторгнуть договор или внести в него изменения; заключить договор с другим хозяйствующим субъектом; перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную в результате нарушения; осуществить реорганизацию юридического лица в форме разделения или выделения; выполнить иные действия.
Следующая группа предписаний направлена на регулирование деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.
Предписания, касающиеся указанных субъектов, могут обязывать их прекратить нарушения: отменить акт, не соответствующий законодательству; расторгнуть или изменить соглашения, не соответствующие антимонопольному законодательству; совершить иные действия.
2. В следующую группу санкций входят меры гражданско-правовой ответственности, представленные возмещением убытков.
Возмещение убытков возможно только в судебном порядке, а не по решению органа антимонопольного регулирования. Убытки по общему правилу возмещаются в полном объеме, при этом необходимо доказывать причинно-следственную связь между нарушением антимонопольного законодательства и наступившими последствиями.
3. Меры административной ответственности. Предусмотрены в Кодексе об административных нарушениях Российской Федерации.

В частности, ответственность в виде штрафа предусмотрена за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа, а также за непредставление ходатайств, заявлений, сведений (информации) в антимонопольный орган.
4. Меры уголовной ответственности должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также органов управления хозяйствующих субъектов.
Монополистические действия в форме установления монопольных цен, а также ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других хозяйствующих субъектов, установления или поддержания единых цен, являются уголовно наказуемыми деяниями (ст. 178 УК РФ).
Кроме того, предусматривается уголовная ответственность за такие деяния, затрагивающие отношения конкуренции, как воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169), принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения (ст.

179), незаконное использование товарного знака (ст. 180), заведомо ложная реклама (ст.

182), обман потребителей (ст. 200) и др. УК РФ 1996 г. оставил без внимания положения п. 4 ст.

24 Закона о конкуренции, согласно которому руководители коммерческих и некоммерческих организаций, должностные лица органов власти и управления, виновные в повторном в течение года совершении таких действий, как неисполнение в срок предписания антимонопольного органа, а также воспрепятствование выполнению сотрудниками антимонопольного органа их обязанностей, несут уголовную ответственность.
Ст. 178 УК предусмотрены такие санкции, как штраф, арест, лишение свободы, конфискация имущества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. 16. Ст.

499; 1992. 32.

Ст. 1882; 34. Ст.

1966; Собрание Законодательства РФ. 1995. 22.

Ст. 1977; 1998.

19. Ст.

2066; 2000. 2. Ст. 124; 2002. 1 (ч.

1). Ст. 2; 12. Ст.

1093; 41. Ст.

3969.
2 Аналитическая информация Генеральной прокуратуры РФ Криминологические аспекты монополистических действий и ограничения конкуренции.
3 С3 РФ. 1998.

39. Ст.

4886.
4 Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. 793 в ред. от 8 апреля 2002 г. // Собрание законодательства РФ. 1999. 29. Ст.

3756.
5 Тотьев К.Ю. Конкурентное право. Учебник.

М., 2000. С. 149.
6 Туган-Барановский М. Конкуренция // Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь.

М., 1991. Т. 31. С. 2.
7 Паращук С. Конкуренция: от экономической многозначности к правовой определенности. Право на конкуренцию // Хозяйство и право. 1998. 12.

С. 12.
8 Фармаковский С.П. К вопросу о законодательном регулировании синдикатов и трестов. СПб., 1910.

С. 38.
9 Губатюк И.В., Мункачи Е.С. Монополизм: позитивный и негативный аспекты.

Черновцы, 1995. С. 1.
10 Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. ред. А.В.

Сидоровича. М., 1998.

С. 267.
11 О практике рассмотрения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1994. 7.
12 Цапелик В., Яковлев А. Количественные характеристики монополии // Вопросы экономики. 1990.



6. С. 41.
13 Мэттью Д., Моррисон Э., Педрик Т. Рекомендации по практическому применению конкурентной политики в Российской Федерации. М., 1995.

С. 81.
14 Цапелик В., Яковлев А. Указ. соч. С. 41, 42.
15 Государственно-монополистическое регулирование в Японии. М., 1985.

С. 130.
16 Бурякова Л.Е. Законодательство Европейского союза о злоупотреблении доминирующим положением // Журнал российского права. 2000.

9. С. 75.
17 Кулагин М.И. Предпринимательство и право: Опыт Запада. М., 1992.

С. 50.
18 Тотьев К. Новое в российском законодательстве: аффилированные лица // Хозяйство и право. 1999.

1. С. 5354.
19 Кулагин М.И. Избранные труды. М., 1997.

С. 144.
20 Доклад МАП России О конкурентной политике в Российской Федерации (1997 г. 1 полугодие 1999 г.). М., 1999.

С. 40.
21 Монополии на свободном рынке // Закон. 1997.

12. С. 80.
22 Студенцов В. Государство и естественные монополии // Мировая экономика и международные отношения. 1995.

9. С. 86.
23 Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1998.

5. С. 95.
24 Собрание Законодательства РФ. 1995. 35. Ст.

3506.
25 Тотьев К.Ю. Антимонопольное право России.

М., 1997. С. 21.
26 Антощенко А.В. Государственная антимонопольная политика.

М., 1995. С. 17.
27 Антощенко А.В. Указ. соч.

С. 18.
28 Рынок и антимонопольное законодательство. М., 1992.

С. 80.
29 Рундштейн С. Синдикатное право. Учение о картелях.

СПб., 1905. С. 3.
30 Парфаньяк П. Картели, концерны и тресты. Очерки концентрационного движения в промышленности.

М.; Петроград, 1923. С. 9.
31 Аналитическая информация Генеральной прокуратуры РФ...
32 Доклад МАП России О конкурентной политике в Российской Федерации... С. 24.
33 Тотьев К.Ю. Конкурентное право...

С. 198.
34 Тотьев К.Ю. Антимонопольное право России...

С. 30.
35 Богданов Е. Категория добросовестности в гражданском праве // Российская юстиция. 1999.

9. С. 12.
36 Гинс Г.К. Новые идеи в праве и основные проблемы современности.

Харбин, 1931. С. 212.
37 Свядосц Ю.И. Правовая охрана товарных знаков в капиталистических странах. М., 1969.

С. 170.
38 Каминка А.И. Очерки торгового права. М., 2002.

С. 277.
39 Жамен С., Лакур Л. Торговое право. М., 1993.

С. 31.
40 Гелхорн Э., Ковачич В.Е. Антитрестовское законодательство и экономика. Вашингтон, 1995.

С. 246.
41 Тотьев К. Предписания федерального антимонопольного органа и правовые последствия его вынесения // Хозяйство и право. 1996.

8. С. 106.



Содержание раздела