d9e5a92d

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ЕЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аналогичным образом граждане в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (за исключением тех, кто получил гражданскую дееспособность в полном объеме) вправе заключать трудовые договоры с письменного согласия своих представителей и при наличии стипендии, собственного заработка или иных доходов. Если же лицо достигло возраста совершеннолетия, имеет собственный источник дохода, но признано недееспособным по решению суда, то его опекуном могут заключаться трудовые договоры с работниками с целью личного обслуживания или помощи в ведении домашнего хозяйства недееспособных.

Из сказанного выше следует, что работодательская правосубъектность физического лица параллельна общей гражданской правосубъектности, возникает и прекращается вместе с ней, является равной для всех граждан.
Третьим видом работодателей являются иные субъекты, предусмотренные федеральными законами. В гражданских правоотношениях наряду с физическими и юридическими лицами участвуют Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Можно сделать вывод о том, что эти субъекты являются работодателями в области государственной и муниципальной службы. Пункт 3 ст.

10 Федерального закона О системе государственной службы Российской Федерации указывает: Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации. При этом служебный контракт с лицом, поступающим на государственную службу, заключает представитель нанимателя.

Таким образом, в данных правоотношениях функции работодателя выполняют государство и государственные образования, однако от его имени выступает конкретный представитель, который, собственно, и берет на себя всю юридическую сторону правоотношений.
Вступая в трудовые правоотношения, и работник, и работодатель берут на себя определенные обязанности. Так, работник обязуется реализовать свою способность к труду в виде трудовой деятельности определенного качества, количества; при этом обязуется выполнять свои обязанности лично.
Так как работник некоторым образом находится во власти работодателя, он должен подчиняться конкретным указаниям работодателя и внутреннему трудовому распорядку. Заключая трудовой договор, работник тем самым принимает на себя все эти обязанности вместе с обязанностью нести дисциплинарную или материальную ответственность за совершенные правонарушения. Основные права и обязанности работника довольно подробно расписаны в ст.

21 ТК РФ. Работник имеет право на:
- предоставление ему работы, указанной в трудовом договоре;
- рабочее место, условия которого соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда и коллективному договору;
- заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые определены ТК Российской Федерации и иными федеральными законами;
- своевременную и полную выплату заработной платы, соответствующую квалификации работника, сложности выполняемой им работы, ее качеству и количеству;
- отдых, нормальную продолжительность рабочего дня, сокращенное рабочее время для отдельных профессий и категорий работников, еженедельные выходные и нерабочие праздничные дни, оплачиваемые ежегодные отпуска;
- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами;
- достоверную и полную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
- объединение, вступление в профессиональные союзы с целью защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
- ведение коллективных переговоров, заключение коллективных соглашений и договоров посредством своих представителей; право на информацию о выполнении условий коллективного договора или соглашения;
- участие в управлении организацией в установленных законодательством формах;
- разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, в том числе и право на забастовку в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами;
- защиту своих прав, свобод и законных интересов в сфере труда любыми способами, не запрещенными законом;
- возмещение вреда, причиненного ему в связи с выполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в соответствии с федеральным законодательством;
- обязательное социальное страхование, если это предусмотрено федеральными законами.
Помимо уже указанных обязанностей, работник также должен:
- добросовестно исполнять свои обязанности по трудовому договору;
- соблюдать трудовую дисциплину;


- выполнять установленные нормы труда;
- соблюдать требования об охране и обеспечению безопасности труда;
- бережно относиться к имуществу работодателя и других работников.
Если возникла ситуация, которая представляет угрозу жизни и здоровью людей, имуществу работодателя, то работник обязан незамедлительно сообщить о такой угрозе работодателю или непосредственному руководителю.
Что касается работодателя, то он в соответствии со ст. 22 ТК РФ имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками; применять меры поощрения по отношению к работникам за их эффективный труд; вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры; привлекать работников по определенным основаниям к материальной и дисциплинарной ответственности; требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей в соответствии с заключенным рудовым договором, требовать бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; принимать локальные нормативные акты; создавать объединения работодателей для представительства и защиты интересов.

При этом принимать локальные нормативные акты могут все работодатели, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с положениями ТК РФ работодатель обязан:
- предоставлять работнику работу на основании трудового договора;
- соблюдать законодательство о труде и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, коллективные и трудовые договоры, соглашения;
- предоставлять работникам инструменты, оборудование, техническую документацию и иные средства, которые требуются для исполнения ими трудовых обязанностей;
- обеспечивать безопасность условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда;
- обеспечивать оплату труда работников за труд равной ценности;
- вести коллективные переговоры и заключать коллективные соглашения в соответствии с законом;
- выплачивать работникам заработную плату в полном размере и в сроки, установленные ТК РФ, коллективными договорами, трудовыми договорами, правилами внутреннего трудового распорядка;
- предоставлять представителям работников всю информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения, а также контроля за их исполнением;
- обеспечивать под роспись знакомство работников с принимаемыми локальными нормативными актами, которые непосредственно связаны с их трудовой деятельностью;
- своевременно выполнять предписания федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять контроль и надзор в сфере трудовых правоотношений, а также уплачивать штрафы за нарушение норм трудового законодательства;
- рассматривать представления профсоюзных организаций о выявленных нарушениях норм трудового права, принимать меры для устранения этих нарушений и сообщать о принятых мерах;
- создавать условия для участия работников в управлении организацией в определенных законами формах;
- обеспечивать бытовые нужды работников в связи с выполнением ими своих обязанностей;
- осуществлять обязательное социальное страхование работников в соответствии с федеральными законами;
- возмещать сотрудникам вред, причиненный в связи с осуществлением ими трудовой деятельности, а также моральный вред.
Этот перечень не является исчерпывающим, так как предполагаются иные обязанности, которые могу предусматриваться законодательством в сфере труда, коллективными договорами и соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ЕЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Термин политика занятости подразумевает определение системы некоторых правовых, организационных и экономических мер; определение социальных институтов, которые в разный временной промежуток признаются субъектами этой политики. К тому же, исходя из целей и содержания политики занятости, выводится определение самой категории занятости.

Из вышесказанного следует, что для того чтобы дать ответ на вопрос, что же такое занятость, первоначально необходимо ответить на вопрос, что такое политика занятости, и самое главное, кто осуществляет данную политику. Политика занятости, а именно в полном плане сконструированная система мероприятий, которые имеют целью создание в обществе условий, позволяющих нуждающимся в этом людям обеспечивать свое существование личным трудом, связана с социальным институтом государства и впервые стала действовать только со второй половины XIX в. До этого момента решение вопроса для нуждающихся в работе рассматривалось в виде частной, зачастую совершенно необязательной, разновидности благотворительности.

Субъектами подобной благотворительности являлись общины, профессиональные корпорации, а также частные лица, но в большинстве случаев церковь. Мотивом являлась христианская любовь к ближнему. Государство в то время или в силу своей слабости совершенно не было заинтересовано в подобной благотворительности (в период раннего Средневековья), или, проводя политику установления полицейского порядка, силой принуждало трудиться нищенствующих людей, которые были способны к осуществлению трудовой деятельности (во времена абсолютного полицейского государства). Насколько известно, идеология правового государства образовывалась постепенно.

Времена либерального правового государства обозначаются целью государственной власти для свободы личности различными способами ограничить, или полностью отказаться от собственного вмешательства в жизнь общества и конкретных его составляющих. Подобное государство было озабочено только своей внешней безопасностью и внутренним полицейским порядком.

Из этого следует, что в подобном государстве появление мысли о нуждающихся существовало лишь в большинстве случаев в виде дел частной благотворительности.
Положение дел стало изменяться во второй половине XIX в. С одной стороны, имело место увеличение объема тех прав, которые представляют собой неотъемлемые субъективные права человека и гражданина. В число подобных новых абсолютных естественных прав входит право человека на достойное человеческое существование.

В нашей стране такое право впервые обосновал философ Владимир Соловьев. Следовательно, появляется необходимость значительного увеличения функций, исполняемых в обществе правовым государством, так как в рамках рыночной экономики первостепенным субъектом, на которого возложена обязанность действительно обеспечить исполнение права человека на достойное существование, является только государство.

В итоге государство становится осуществляющим постоянное воздействие на проходимые в обществе явления, иначе говоря, становится социальным.
Примечание. Нынешняя Конституция Российской Федерации позиционирует Россию как социальное правовое государство. Государственная политика в области занятости - это неотъемлемая часть социальной политики государства.

Она ставит своей целью образование такой ситуации на рынке труда, при которой спрос на труд и его предложение исполнялись бы за короткий промежуток времени, к тому же, чтобы человек обладал правом свободного выбора работодателя в своих предстоящих трудовых отношениях. Проще говоря, главной целью государства на рынке труда является уменьшение временного интервала в поиске работы и структуризация процесса подобного поиска, а методы, с помощью которых возможно достичь этой цели, образуют содержание политики занятости.
Цель обеспечения общества работой, а работодателей кадрами возникает и перед государствами с нерыночной экономикой. Для ее осуществления применяется целый ряд административных способов. Например, в период СССР в стране вполне успешно действовала система персонального распределения выпускников образовательных учреждений на предприятия, которые находились в отдаленных регионах и имели недостаток рабочих сил.

Специалисты направлялись в порядке определенного набора, а отправление на предприятия, которые находились в отдаленных районах и сельской местности, происходило путем общественного призыва при помощи комсомольских организаций. Вполне понятно, что подобные механизмы, основанные на властвующей в то время идеологии и на прописанной в Конституции СССР обязанности трудиться, способны реализовываться только в рамках административно-командной системы управления.

В ныне существующей Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) прописано право любого гражданина на защиту от безработицы. Следовательно, государство принимает на себя обязанность осуществления подобной политики на рынке труда, которая была бы способна приводить в жизнь данное абсолютное субъективное право личности.

Конвенция N 122 Международной организации труда О политике в области занятости, ратифицированная СССР 22 сентября 1967 г., ставит в качестве целей этой политики гарантии существования рабочих мест для всех, кто может начать работать и находится в поиске работы; чтобы эта работа была наиболее эффективна и имели место свобода выбора работы и большие шансы для любого человека получить образование и применять свои качества для исполнения работы, к которой он способен, вне зависимости от расы, пола, цвета кожи, религии, политических взглядов, гражданства. По этому поводу в ст. 5 Закона РФ О занятости населения Российской Федерации, который является базовым документом в этой сфере, прописывается задача государства в проведении политики, ориентированной на помощь в осуществлении прав граждан на полную, продуктивную и лично выбранную работу, а также определяет главные направления политики, которую государство осуществляет на рынке труда. Политика занятости способна обладать пассивным и активным характером.

В пассивной политике исполняется система мероприятий по привлечению в сферу занятости людей, которые потеряли рабочее место и имеют желание его найти, а также меры по социальной защите вынужденно неработающих. В случае же исполнения активной политики государство первостепенно проводит ряд мероприятий по предотвращению потери работы человеком.
Базовыми принципами государственной политики в сфере занятости необходимо считать полную свободу при осуществлении выбора вида занятости, которая исходит из исключительного права человека (гражданина) самостоятельно распоряжаться личными способностями к осуществлению трудовой деятельности. Принципом политики занятости является невозможность любого принуждения к осуществлению трудовой деятельности, за исключением случаев, которые описаны в действующем законодательстве, а также главенство активной политики занятости и ориентированность на существование полной и продуктивной государственной политики в данной области. К принципам также относятся:
- обеспечение одинаковых возможностей людей в использовании их способности к трудовой деятельности и выборе разновидности занятости;
- приоритет прав российских граждан на получение свободных рабочих мест;
- ориентированность пассивной политики в сфере занятости на общественную защищенность безработных людей;
- направленность на ускорение процесса поиска работы, на установление условий увеличения значения конкурентоспособности людей с ограниченными возможностями на рынке труда.
Последним главным принципом можно назвать систематизацию способов по обеспечению занятости, которые используются всеми участниками рынка труда.
Определенные задачи государства, которые изменяются в зависимости от экономической ситуации нашего общества на данном этапе, существующего в это время состояния рынка труда, были описаны в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.). В ней указано, что для роста рынка труда в данный промежуток времени нужно не только изменять в сторону усовершенствования трудовое законодательство Российской Федерации, но и стимулировать мобильность рабочей силы, увеличивать качество помощи государственных услуг в области содействия занятости общества.
С целью увеличения значения мобильности рабочей силы необходимо в среднесрочной перспективе принять меры для отказа от административных ограничений миграции рабочей силы внутри государства, образования действенного механизма информированности граждан о возможностях трудоустройства в разных регионах России, создания экономических условий,
способствующих беспрепятственной миграции рабочей силы; создания механизмов,
способствующих доступности найма и покупки жилья.
Довольно серьезная проблема - повышение эффективности работы службы занятости, так как ее органы могут стать важнейшим инструментом перераспределения рабочей силы. Следовательно, основной задачей повышения качества услуг в сфере занятости является совершенствование системы информирования граждан о реальном состоянии рынка труда на определенный момент и возможностях трудоустройства в различных секторах экономики.

В условиях финансового кризиса получили наибольшее распространение возможности, спектр которых предлагается службами занятости: перепрофилирование безработных граждан, профессиональная переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, взаимодействие с негосударственными организациями, осуществляющими содействие занятости.
Для проведения единой государственной политики в сфере занятости, создания всех возможных условий для реализации права граждан на труд, содействия трудоустройству на безвозмездной основе, профессиональной подготовки и переподготовки безработных, а также социальной защиты временно незанятых граждан была создана Федеральная служба по труду и занятости. Работу этой службы возглавляет Министерство здравоохранения и социального развития РФ - федеральный орган исполнительной власти, наделенный полномочиями в области выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования трудовой деятельности граждан.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет функции по контролю и надзору в сфере труда, альтернативной гражданской службы, занятости, по оказанию услуг в сфере государственного содействия занятости, трудовой миграции и защиты от безработицы.
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свои полномочия непосредственно через территориальные органы и государственные учреждения, взаимодействуя в ходе своей работы с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями. В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости полномочия службы следующие:
- осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приемом на работу инвалидов на основе установленных квот;
- оказание государственных услуг по содействию гражданам в поиске подходящей работы;
- оказание государственных услуг по содействию работодателям в подборе необходимых им работников;
- регистрация граждан в качестве безработных;
- информирование о состоянии рынка труда;
- организация профориентации, психологической поддержки, профессиональной подготовки и трудоустройства безработных граждан;
- организация временного трудоустройства и общественных работ;
- осуществление социальных выплат гражданам, признанным безработными в соответствующем порядке и др.
Министерством здравоохранения и социального развития с целью повышения качества помощи гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе нужных сотрудников утвержден Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости.
В подчинении у Федеральной службы по труду и занятости находятся управления федеральной государственной службы занятости населения по субъектам Российской Федерации, а также государственные учреждения (центры занятости населения).
Некоторые полномочия по осуществлению государственной политики в сфере занятости переданы субъектам РФ, где создаются органы службы занятости субъекта. Структура таких органов согласовывается с Федеральной службой.

Они осуществляют свою деятельность на денежные средства, направленные из федерального бюджета в виде субвенций.
Понятие занятости и ее виды
В соответствии с Законом РФ О занятости населения в Российской Федерации занятость -это не противоречащая законодательству РФ и приносящая заработок или иной трудовой доход деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей.
К занятым гражданам относятся:
- зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
- работающие по трудовому договору, в том числе на условиях неполного рабочего времени, имеющие временные или сезонные работы (за исключением общественных);
- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
- выполняющие работу по гражданско-правовому договору (выполнение работ, оказание услуг, договоры с индивидуальными предпринимателями, авторские договоры);
- являющиеся членами производственных кооперативов;
- проходящие военную, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в Гражданской противопожарной службе;
- отсутствующие на рабочем месте в течение определенного периода времени по причине отпуска, временной нетрудоспособности, повышения квалификации, переподготовки, призыва на военные сборы и ряду других уважительных причин;
- получающие образование в очной форме в общеобразовательных учреждениях, в учреждениях начального профессионального среднего профессионального и высшего профессионального образования;
- участники или учредители организаций, за исключением общественных, религиозных, благотворительных и иных фондов (так как не имеют имущественных прав в отношении таких организаций).
По отношению к перечисленным категориям граждан государство не применяет меры социальной помощи и защиты, в отличие от незанятых граждан.
В зависимости от характера деятельности выделяют различные виды занятости:
1) трудовая (предполагает деятельность в сфере общественного производства):
а) в сфере наемного труда;
б) самодеятельная занятость;
2) нетрудовая.
Трудовая занятость в области наемного труда включает в себя работу по гражданско-правовому договору, работу по трудовому договору, военную службу по контракту и приравненную к ней службу, работу на основании акта назначения или избрания. Эти виды занятости объединяет то, что их правовой формой является договор на основании добровольности возникновения и прекращения соответствующих прав и обязанностей в связи с процессом реализации способности к труду.

Отличительной чертой выступает также наличие вознаграждения, которое не зависит напрямую от дохода работодателя.
К трудовой занятости самодеятельного характера относят работу в подсобных промыслах и реализацию продукции по договорам, членство в производственных кооперативах, неоплачиваемый труд на семейных предприятиях, занятие предпринимательской деятельностью. Здесь характерной чертой является непосредственное участие в принятии производственных решений, а вознаграждение зависит от прибыли предприятия.

Данные категории граждан признаются занятыми, но их правовое и фактическое положение трудно назвать устойчивым и стабильным, что обязательно должно учитываться при разработке государственной политики в сфере занятости населения.
Нетрудовым видом выступает обучение, которое предшествует другим видам занятости, так как целью его является приобретение профессиональных навыков и знаний, необходимых для работы по определенной профессии, учредительство и участие в организациях.



Содержание раздела