d9e5a92d

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

Таким образом, можно констатировать, что работа судебных инстанций в порядке конституционного контроля есть деятельность по преимуществу интерпретационная.
4. Результат правотворческого толкования выражается в признании, публичном объявлении проверяемых норм права или акта их содержащего не соответствующими Конституции или иным нормативным актам, имеющим наибольшую юридическую силу. По сути дела, это лишение юридической силы правовых норм, признанных незаконными. Своеобразие подобного акта контроля за законностью состоит в том, что он имеет правотворческое значение, хотя и сформулирован в процессе толкования права как его официальный результат.

Формула Конституционного Суда РФ признать... не соответствующим Конституции РФ означает объявление незаконных норм не действующими и изъятие их из системы действующего законодательства.
5. Правотворческое толкование, сформулированное в виде акта конституционного контроля, обладает государственной обязательностью. Это означает, что объявление проверяемых на предмет законности правовых норм не соответствующими Конституции или иному источнику права большей юридической силы является не советом, призывом или рекомендацией, а властным велением нормативного характера, опирающимся на юридические санкции.

Своеобразие данных санкций состоит в отмене компетентным органом юридического решения, принятого вопреки акту судебного контроля. Подобное решение подлежит отмене, ибо оно принято на основании правовых норм, объявленных не действующими.

Безусловно, что юридический механизм обеспечения неотвратимости действия акта правотворческого толкования нуждается в совершенствовании.
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. внесен ряд существенных дополнений и изменений в Закон о Конституционном Суде РФ по вопросам статуса конституционных судей и, главное, конкретизации механизма реализации актов конституционного правосудия. Новая редакция ст. 80 Закона о Конституционном Суде устанавливает, что со дня опубликования его решений Президент, Правительство РФ или высшее должностное лицо субъекта Федерации не позднее двух месяцев отменяют признанный Судом неконституционный акт; законодательный (представительный) орган субъекта РФ отменяет закон, признанный неконституционным в течение 6 месяцев, а федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, заключившие договор, признанный неконституционным, прекращают его действие в срок не позднее двух месяцев. Тем самым выстраивается система юридических средств контроля за исполнением актов правотворческого толкования.

Думается, что к этому процессу следует более активно привлечь органы Министерства юстиции и Прокуратуры.
6. Правотворческое толкование отличается от всех видов толкования правоприменительного своей внутренней целью и средствами ее достижения. Если правоприменительное толкование призвано обеспечить познание и объяснение смысла норм права, вложенного в них законодателем в процессе правотворчества, то правотворческое толкование этой целью не ограничивается. Познавая и интерпретируя истинный смысл проверяемых норм, оно выявляет их ущербность, несоответствие режиму конституционной законности и объявляет их юридически ничтожными.

Оно изначально нацелено на проведение своеобразной ревизии в системных связях правовых норм, связях субординации, координации, происхождения и выявляет меру, объем несоответствия проверяемых норм конституционному или иному законодательству. Именно поэтому органы правотворческого толкования наделены правомочиями приостанавливать действие признанных незаконными правовых норм.
7. Правотворческое толкование оказывает прецедентное воздействие на юридическую практику. Данный признак выводит нас на проблему соотношения результатов правотворческого толкования и прецедента.

Думается, что при всей внешней их схожести, по существу, они представляют собою достаточно различающиеся явления. Прецедент выглядит как сформулированный правоприменительным органом по конкретному делу образец, пример юридически правильного понимания и применения права, который в силу авторитетности данного органа и общеизвестности содержащегося в нем правоположения играет роль вспомогательного источника права.

Чаще всего, это судебное решение высшего органа судебной власти по конкретному делу, вынесенное в рамках определенной юридической процедуры, содержащее правоположение, опубликованное в официальных сборниках и служащее обязательным правилом применения для аналогичных дел в будущем 61. Это означает, что его целью является обеспечение единообразия в понимании и применении имеющихся норм, а не создание новых. Правотворческое же толкование властно вторгается в действующее законодательство и объявляет недействующими отдельные нормы или акты, образуя своеобразные лакуны, пробелы в системе источников права. Квалифицируя проверяемые нормы права в качестве незаконных, оно сдерживает негативные тенденции правоприменительной практики, направляет их развитие в соответствии с истинным духом и смыслом права.



В этом и состоит его прецедентное воздействие на юридическую практику. Это позволяет заметить, что следует различать само понятие прецедента как особого явления правоприменительной практики и понятие прецедентного действия как своеобразного влияния, воздействия различных видов толкования права на объективно складывающиеся тенденции правовой жизни общества.
Рассмотрение основных признаков правотворческого толкования позволяет сформулировать его общее определение. Правотворческое толкование есть осуществляемое в порядке судебного контроля высшими судебными инстанциями официальное толкование правовых норм, в результате которого лишаются юридической силы нормы права, признанные не соответствующими конституционному, международному или текущему законодательству.
Таким образом, правоприменительная практика представляет собой достаточно сложное и полиструктурное явление, имеющее свои иерархически соотносящиеся элементы, складывающиеся и развивающиеся на основе своих внутренних закономерностей бытия. Их выявление и практическое использование возможно только при тесном союзе и содружестве правовой науки и юридической практики.

Примечания

1 Вопленко Н.Н. Реализация права.

Волгоград, 2001. С. 38.
2 Братусь С.Н., Венгеров А.Б. Понятие, содержание и формы судебной практики // Судебная практика в советской правовой системе.

М., 1975. С. 8.
3 Вопленко Н.Н., Еременко Ю.П. Практика и ее отражение в учебном процессе по теории государства и права // Теоретические проблемы юридической практики. Тарту, 1990.

С. 24.
4 Алексеев С.С. Общая теория права.

М., 1981. Т. 1. С. 352.
5 Венгеров А.Б. О прецеденте толкования правовой нормы // Ученые записки ВНИИСЗ. М., 1966.

С. 3-19.
6 Топорнин Б.Н. Система источников права: тенденции развития // Судебная практика как источник права.

М., 2000. С. 44; Нешатаева Т.Н. К вопросу об источниках права судебном прецеденте и доктрине // Там же.

С. 93.
7 Попов В.В. Обыкновения правоприменительной деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук, Волгоград, 2000.
8 Алексеев С.С. Проблемы теории права.

Свердловск, 1973. Т. 2. С. 91.
9 Михалева Н.В. Судебная практика судов общей юрисдикции как источник права // Судебная практика как источник права. М., 2000.

С. 138139; Иванов С.А. Еще раз по поводу судебных постановлений как источника трудового права // Там же.

С. 117.
10 См.: Вильнянский С.И. К вопросу об источнике советского права // Проблемы социалистического права.

М., 1939. 45; Он же.

Значение судебной практики в гражданском праве // Ученые труды ВИЮН. Вып. IX.

1947; Каминская В.И. Роль Верховного Суда СССР в развитии советского социалистического права // Советское государство и право. 1948. 6; Пионтковский А.А.

Вопросы общей части уголовного права в практике судебно-прокурорских органов. М., 1954; Венгеров А.Б. О прецеденте толкования правовой нормы // Ученые записки ВНИИСЗ.

Вып. 6. М., 1966; Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. М., 1976.

С. 2842.
11 Братусь С.Н., Венгеров А.Б. Понятие, содержание и формы судебной практики // Судебная практика в советской правовой системе. М., 1975.

С. 58.
12 Нерсесянц В.С. У российских судов нет правотворческих полномочий // Судебная практика как источник права. М., 2000. С. 107 112; Интервью с заместителем Председателя Конституционного Суда РФ Т.Г.

Морщаковой // Законодательство. 1999. 5. С. 3.
13 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001.

3. С. 15.
14 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001.

6. С. 12.
15 Гук П.А. Судебный прецедент как источник права: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук.

Саратов, 2002. С. 17.
16 Словарь русского языка / Сост. С.И. Ожегов. М., 1953.

С. 534.
17 См.: Судебная практика как источник права. М., 1997; Судебная практика как источник права.

М., 2000.
18 См.: Гук П.А. Указ. соч. С. 1718; Подольская Н.А. К вопросу о понятии прецедента как источника права (Общетеоретический аспект) // Судебная практика как источник права.

М., 2000. С. 151152.
19 Подробнее см.: Венгеров А.Б. О прецеденте толкования правовой нормы // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып.

6. М., 1966. С. 716.
20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995.

3. С. 10.
21 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.01.1998 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. 3. С. 3.
22 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.1992 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. 3.
23 Михалева Н.В. Судебная практика судов общей юрисдикции как источник права // Судебная практика как источник права. М., 2000.

С. 135137.
24 Нешатаева Т.Н. К вопросу об источниках права судебном прецеденте и доктрине // Судебная практика как источник права. М., 2000.

С. 9296.
25 Наумов А.В. Судебный прецедент как источник уголовного права // Российская юстиция.

1994. 1. С. 811.
26 Топорнин Б.Н. Указ. соч. С. 33; Тихомиров Ю.А.

Способы устранения пробелов в законодательстве // Судебная практика как источник права. М., 2000.

С. 130.
27 Иванов С.А. Еще раз по поводу судебных постановлений как источника трудового права // Там же.

С. 124.
28 Карташов В.Н. Правоположения: природа, место и роль в пра-вовосполнительном процессе // Актуальные проблемы юридического процесса в общенародном государстве. Ярославль, 1980.

С. 4547.
29 Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 1974.

С. 137140.
30 Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971. С. 139; Реутов В.П.

Юридическая практика и развитие законодательства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1968.

С. 10.
31 Бабаев В.К. Советское право как логическая система. М., 1978.

С. 193194.
32 Судебная практика как источник права. М., 2000.

С. 107.
33 Судебная практика как источник права. М., 1997.

С. 34.
34 Алексеев С.С. Проблемы теории права.

Свердловск, 1973. Т. 2. С. 93.
35 Карданец А.В. Преюдиция в российском праве.

Проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002.

С. 1213.
36 Наумов А.В. Судебный прецедент как источник уголовного права // Российская юстиция.

1994. 1. С. 811.
37 Российская юстиция. 2003.

18 янв. С. 1.
38 Прохачев А.В. Обычай в системе форм права: вопросы теории: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук.

Волгоград, 2002. С. 15; Малова О.В. Правовой обычай как источник права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002.

С. 19. Василенко О.Н. Проблемы онтологии и эволюции правосудия и форм права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2000.

С. 17.
39 Попов В.В. Обыкновения правоприменительной деятельности: Автореф. дис.... канд. юрид. наук.

Волгоград, 2000. С. 12.
40 Шебанов А.Ф. Значение обычаев, традиций, деловых обыкновений, судебной практики и правил общежития для советского правотворчества // Правотворчество в СССР. М., 1974.

С. 133.
41 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. 12.

С. 11.
42 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001.

7. С. 21.
43 Нерсесянц В.С. У российских судов нет правотворческих полномочий // Судебная практика как источник права. М., 2000.

С. 107 112; Интервью с заместителем Председателя Конституционного Суда РФ Т.Г. Морщаковой // Законодательство.

1999. 5.
44 Жуйков В.М. К вопросу о судебной практике как источнике права // Судебная практика как источник права. М., 2000.

С. 8283; Лившиц Р.З. Судебная практика как источник права // Там же.

М., 1997. С. 89.
45 Алексеев С.С. Общая теория права.

М., 1981. Т. 1. С. 354355; Михалева Н.В. Судебная практика судов общей юрисдикции как источник права // Судебная практика как источник права.

М., 2000. С. 138.
46 Темушкин О.П. Толкование закона Пленумом Верховного Суда СССР // Советское государство и право. 1976.

С. 3440; Тарасова В.В. Акты судебного толкования норм права: понятие, юридическая природа, виды // Вопросы теории государства и права.

Вып. 1 (10). Саратов, 1998.

С. 116.
47 Иванов С.А. Еще раз по поводу судебных постановлений как источника трудового права // Судебная практика как источник права.

М., 2000. С. 122123.
48 Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. М., 1976.

С. 11; Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. М., 1962.

С. 164; Черданцев А.Ф. Толкование советского права.

М., 1979. С. 6.
49 Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов, 1989. С. 90; Вопленко Н.Н.

Праворазъяснение в системе правовых форм государственной деятельности // Юридическая деятельность: сущность, структура, виды. Ярославль, 1989.

С. 5055.
50 Туманов В.А. Предисловие // Конституционный Суд РФ: Постановления. Определения.

19921996. М., 1997. С. 5.
51 Лазарев Л. Исполнение решений Конституционного Суда РФ // Российская юстиция. 2002 9. С. 18.
52 См.: Баглай М.В. Вступительная статья // Барак А. Судейское усмотрение.

М., 1999.
53 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998.

С. 27.
54 Российская газета. 2002. 17 апр.

С. 10.
55 Боброва В. Деятельность конституционных (уставных) судов Российской Федерации в 2001 году // Российская юстиция. 2002.

6. С. 68.
56 Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права.

М., 1976. С. 34.
57 Черданцев А.Ф. Толкование советского права.

М., 1979. С. 123.
58 Российская газета. 1997.

6 янв.
59 Витрук Н.В. Законность: понятие, защита, и обеспечение. Конституционная законность и конституционное правосудие // Общая теория государства и права / Под ред.

М.Н. Марченко. М., 2001.

Т. 3. С. 180.
60 Насырова Т.Я. Конституционный контроль. Казань, 1992.

С. 1516.
61 Гук П.А. Судебный прецедент как источник права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002.

С. 18.

§ 7. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

В учебной, а часто и научной литературе проблема систематизации источников права рассматривается только применительно к системе нормативных актов. Между тем в систематизации нуждаются все формы выражения и закрепления правовых норм, то есть все источники права.

И в юридической практике именно подобная систематизация, особенно на уровне инкорпорации, реально и осуществляется. Систематизация действующих правовых норм не самоцель, а средство приведения их в определенный порядок, обеспечивающий удобство и эффективность их использования. Под систематизацией принято понимать упорядочивание источников права и содержащегося в них нормативного материала путем сбора, объединения и расположения в определенной последовательности, способствующей их правильной и эффективной реализации. Таким образом, систематизирование нормативного материала общеюридическая проблема и сквозная всепроникающая юридическая деятельность субъектов в сферах правотворчества, правоприменения, толкования права и т. д. Систематизировать источники права могут все заинтересованные в этом субъекты: граждане, юристы, должностные лица, органы государства и т. д., но юридические последствия этой деятельности существенно различаются и зависят от компетенции субъектов и тех целей, которые они перед собой ставят.

В связи с этим в науке принято выделять три основных формы систематизации: инкорпорация, кодификация и консолидация.
Инкорпорация представляет собой такую систематизацию источников права, при которой осуществляется внешняя обработка нормативного материала, объединение и расположение его в определенной последовательности без изменения содержания правовых норм. При инкорпорировании приводятся в систему внешние связи между нормами или актами их содержащими, акцентируется внимание на их предметной общности, времени издания, имеющихся поправках и дополнениях.

Результатом этого является чаще всего предметная или хронологическая инкорпорация. В первом случае источники права объединяются в систему по их отраслевой принадлежности (гражданское, уголовное и т. д. отрасли права). Во втором нормативный материал выстраивается в зависимости от времени принятия, введения в действие тех или иных правовых актов.

Акцент здесь делается на тех изменениях и дополнениях, которые за последние годы внесены в тексты законов, указов, постановлений и т. д. Особо следует обратить внимание на то, что инкорпорация лишена правотворческих элементов, она не ставит своей целью внести изменения в систему правового регулирования. Ее задача более скромна напомнить всем заинтересованным субъектам о существовании каких-либо источников права и показать системные связи между ними. Поэтому, разнообразие результатов инкорпорирования весьма внушительно: от официальных сборников действующего законодательства до всевозможных сборников нормативных актов, изданных с коммерческими целями (прибыль издателю), а также создание компьютерных систем поиска нормативного материала, составления картотек, папок и т. д.
Принято выделять такие виды инкорпорации, как официальная, официозная и неофициальная. При официальной инкорпорации, по поручению и под контролем органов власти, управления или суда, могут издаваться сборники законов, постановлений правительства, сборники министерских приказов, инструкций и т. д. Ярким показателем официальности опубликования текстов источников права являются грифы на титульном листе сборников: утверждаю, согласен, официальное издание.

Другим признаком официального характера актов инкорпорации является участие в их опубликовании и редактировании руководителей органов, которые ранее приняли издаваемые источники.
Официозная инкорпорация выглядит как подготовка и опубликование текстов источников права с согласия органов власти научно-консультативными советами данных субъектов, авторитетными учеными и руководителями властных структур. В данном случае официозность подобных сборников и текстов определяется авторитетным мнением специалистов, работающих в данных органах и принявших участие в инкорпорировании нормативного материала. Например, в практике Верховного Суда РФ имеется своеобразная традиция периодически готовить и публиковать Сборники постановлений Пленума Верховного Суда за определенные периоды времени.

Они готовятся членами Научноконсультативного Совета, работниками Верховного Суда, видными учеными-юристами и пользуются исключительным авторитетом у всех практикующих юристов.
Неофициальная инкорпорация представляет собой наиболее пестрый и разнообразный слой систематизированного изложения текстов источников права, которое осуществляют и используют все заинтересованные в этом субъекты: граждане, юристы, должностные лица, общественные объединения и т. д. Это может быть коммерческое опубликование текстов нормативных актов различными издательствами, составление компьютерных программ поиска нормативного материала (Гарант, Кодекс, Консультант Плюс и т. д.), упорядочивание нормативного материала юриста-ми-учеными и практиками путем занесения текстов правовых актов на карточки, составление папок с материалами и т. д. Известно, что каждый уважающий свою специальность юрист следователь, судья, прокурор, адвокат и т. д. всегда имеет у себя дома или на работе всевозможные вырезки из газет, журналов, распечатки текстов законодательства и важнейших правоприменительных актов прецедентного значения, собирает, подшивая и вклеивая изменения и дополнения к текстам источников права. Это и есть тематическое, или хронологическое, инкорпорирование источников права.
Кодификация правотворческая по своему содержанию форма систематизации источников права, при которой происходит внешняя и внутренняя переработка нормативного материала путем внесения изменений, дополнений, исправлений в тексты имеющегося законодательства, в результате чего создаются практически новые или обновленные источники права. Наиболее яркими продуктами кодификационной работы является подготовка и издание кодексов, основ законодательства, своды законов и т. д. Автору этих строк приходилось встречаться в областных судах и прокуратурах с должностными лицами, которые занимали официальные должности кодификаторов. Табличка кодификатор на дверях служебного кабинета выглядит внушительно, а наименование должности звучит впечатляюще. Однако, разумеется, что никакой кодификацией в строго научном смысле этого слова данные субъекты не занимаются.

Они инкорпорировали действующее законодательство и юридическую практику и должны были именоваться только инкорпораторами. Это очевидный пример непонимания истинного смысла и различия между терминами инкорпорация и кодификация.

Печально только то обстоятельство, что это непонимание просматривается в деятельности таких авторитетных государственных органов.
Итак, кодификация это официальная деятельность правотворческих органов по обновлению действующего законодательства, в результате которой создаются новые источники права. Этим она и отличается от инкорпорации, не имеющей этой цели и осуществляемой всеми заинтересованными лицами. В науке различают следующие виды кодификации: всеобщую, отраслевую и специальную Г Примером всеобщей кодификации является разработка и действие в дореволюционное время Свода законов Российской Империи.

Отраслевая кодификация представлена Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ и т. д. Специальная кодификация выражается в правовом регулировании сравнительно узких сфер общественной жизни. Чаще всего в ней выражается особый правовой институт (Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ).
С кодификацией тесно связана, но вместе с тем от нее отличается консолидация источников права. Она представляет собой особый прием, способ кодифицирования и выражает особую цель проводимой систематизации нормативного материала. Консолидирование означает объединение имеющегося нормативного материала путем устранения разрозненности и многочисленности правовых норм, сведением их в один нормативный акт.

Консолидация, таким образом, является средством унификации и устранения множественности источников права. Очевидно, что в России назрела необходимость в консолидации налогового законодательства, земельного и банковского.
Важнейшим средством успешной систематизации правовых норм является законодательная техника. Она определяется как совокупность базирующих на практике нормотворчества, теоретически обоснованных правил и приемов подготовки наиболее совершенных и целесообразных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность и легкую обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов 2. Понятием законодательной или правотворческой техники охватываются научно-практические знания о правилах подготовки проектов нормативных актов, порядке внесения поправок и дополнений в действующее законодательство, теоретические способы поиска и консолидации нормативного материала, приемы расположения источников права в их системном соотношении и т. д. Все это свидетельствует, что каждая форма систематизации норм права основывается на общих и своих собственных приемах и способах законодательной техники.

Очевидно также, что отдельные виды источников права: законы, подзаконные акты, договоры с нормативным содержанием, обычаи, прецеденты и т.д. нуждаются в особых формах систематизации, определяемой спецификой их текстуального выражения.

Примечания

1 Сенякин И.Н. Правотворчество и законодательство // Теория государства и права / Под ред.

Н.И. Матузова, А.В. Малько.

М., 2000. С. 424.
2 Пиголкин А.С. Подготовка проектов нормативных актов. М., 1968.

С. 10.



Содержание раздела