d9e5a92d

Юридические источники или формы права

Понимание источника права в материальном смысле выглядит наиболее сложным и емким. В качестве источника здесь рассматривается сила, создающая право, вызывающая его к жизни 4, материальные условия жизни общества, его система экономических отношений.

Однако при таком подходе обнаруживаются противоречия между двумя факторами создания права: правотворческой деятельностью органов государства как организационной и политической силой правотворчества и материальными условиями общества, влияющими на правосозидательныіе процессы не прямо, а опосредованно. Органы государственной власти, безусловно, являются решающим источником формирования и формулирования права в своей правотворческой работе. Однако они далеко не всегда основывают свою правотворческую деятельность на познании и учитывании назревших экономических потребностей. Учет материальных условий общественной жизни в официальной правотворческой работе является скорее желаемым идеалом, а не повседневной практикой.

Иначе не было бы несовершенных и неэффективных актов. Поэтому материальные условия жизни общества, господствующий тип производственных отношений5 должны рассматриваться более точно источником права в материальном смысле.

Но, на наш взгляд, сам термин источник права в материальном смысле и при таком понимании уязвим своей чрезмерной комплексностью и абстрактностью. Дело в том, что в основе материальных условий жизни общества лежат человеческие потребности и интересы, представляющие собой полиструктурный сплав экономической, политической, идеологической, национальной и прочей заинтересованности людей.

И выделить сугубо материальные отношения в чистом виде как особый источник права не всегда представляется возможным. Отсюда, думается, так называемый источник права в материальном смысле есть лишь особая разновидность социальных источников права, стоящий в одном ряду с другими факторами правообразования. Аналогично отмечал и С.Л.

Зивс, подчеркивая недостаточную четкость содержания понятия источник права в материальном смысле и предлагая его заменить совокупностью факторов, определяющих содержание права данного общества6.
Под источником права в идеальном, или идеологическом, смысле 7 понимается правосознание как идейная и интеллектуальная почва формирования знаний о праве и закономерностях правотворческой деятельности. Правосознание в виде системы идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций и настроений по поводу права, его природы и социального назначения в своей идеологической части формирует человеческие представления о действующем и желательном праве и управляет деятельностью людей в сфере правотворчества. Оно на индивидуальном, групповом и общесоциальном уровнях обслуживает процессы формирования государственной воли, обосновывая и аргументируя идейное содержание и цели источников права.

Но, будучи по своей природе социально-правовым явлением, правосознание относится к числу особых социальных факторов правообразования. История свидетельствует, что в те периоды общественной жизни отдельных государств, когда правосознание становилось непосредственно юридическим источником права (Парижская коммуна, первые годы советской власти в России), наблюдался субъективизм, революционный произвол и прочие антиправовые явления.

Поэтому правосознание в области правотворчества призвано выполнять вспомогательную, обслуживающую функцию.
Под источником права в познавательном смысле понимаются документы и материалы подготовки проектов конкретных форм права, которые способны пролить свет на мотивы, причины, условия, в которых разрабатывался и вводился в действие тот или иной закон, кодекс, указ и т. д. Здесь используется историко-политический способ толкования права, основывающийся на привлечении различных письменных документов, позволяющих исследователю лучше познать дух эпохи, в которой создавался конкретный источник права. Поэтому подобные исторические письменные материалы выступают не столько источниками права, сколько источниками историко-политического толкования правовых норм.
Источники права в формальном смысле совпадают с понятием формы права. Они есть официально признанные в данном государстве формы выражения и закрепления правовых норм.

Именно в этом значении наблюдается тождественность понятий источник права и форма права, что дает основание многим авторам усматривать в форме права специальный, юридический или формальный смысл термина источник права8. Как отмечал Л.С. Галесник, то, что в юридической науке условно именуется источниками права, в действительности есть только формы, способы закрепления и выражения юридических норм9.



Таким образом, источники права в юридическом смысле выглядят как внешне обозримые и специально установленные государством формально определенные юридические документы, содержащие в себе нормы права. Их образно можно представить в виде своеобразных резервуаров, наполненных нормативными правовыми предписаниями, из которых юристы и все заинтересованные лица черпают свои знания о позитивном праве.

Этим они и отличаются от источников права в социальном смысле, в которых государственная воля не получила еще своего официального выражения и степени конкретности, позволяющей быть нормативным регулятором общественных отношений.
Итак, выделение источников права в материальном, идеологическом, познавательном смыслах имеет определенную исследовательскую ценность, но вместе с тем является излишне условным и недостаточно точным. Оно, думается, в значительной степени поглощается и может быть заменено более логичным и научно строгим делением всех источников права на формальные, или юридические, и социальные. Данное деление основывается на различии двух основных факторов и способов формирования права:
1. Целенаправленное возникновение правовых норм в результате деятельности специально уполномоченных на это государственных правотворческих органов, которые в пределах своей компетенции осуществляют правотворческие функции.
2. Спонтанное формирование правовых норм под влиянием факторов, процессов и явлений общественной жизни. Их действие относительно незаметно, а сам момент рождения нормы не всегда рационально осознается.

И как то или иное явление общественной жизни повлияло на содержание соответствующей правовой нормы, как правило, может быть понято в ретроспективе, по прошествии значительного времени.
Таким образом, деятельность правотворческих органов и влияние на право социальных условий жизни общества в равной мере инициируют правообразование и влияют на его содержание. Однако отождествлять их недопустимо, ибо юридические и социальные источники права, как результаты этих двух процессов, существенно различаются.

Деятельность субъектов правотворчества юридически урегулирована, протекает в определенных процедурно-процессуальных рамках, упорядочена, целенаправленна и имеет, как правило, профессиональный характер. Критерием первичного деления всех источников права на социальные и легальные выступают субъекты и способы их издания и формирования, т. е. вопрос о том: как и откуда возникают источники права. Как уже отмечалось, социальные источники есть объективно сложившиеся в данном обществе в различных сферах социальной жизни факторы правообразования, которые спонтанно обусловливают правотворческую деятельность субъектов, привнося и воплощая в содержание правовых норм экономические, политические, групповые и прочие интересы людей.

Наиболее значимую роль в качестве социальных факторов или источников правообразования играет экономика, политика, социальная структура общества, его идеология и психология, нравственность. Вопрос об их конкретном значении нами будет рассмотрен отдельно.
Для того чтобы более наглядно рассмотреть природу и основные черты юридических источников права, нами впервые предлагается понятие легальных источников как субъектов, правомочных их устанавливать. Данным понятием можно обозначить силу творящую, создающую право, которая в литературе не очень корректно называется источником права в материальном смысле 10. Между тем материальный смысл в содержание права привносится экономическим строем и материальными интересами общества, в то время как правовые нормы разрабатываются и вводятся в действие специально на это уполномоченными, легально закрепленными в законе органами и лицами.

В современной России в качестве таковых выступает: народ через институт референдума, органы государства и должностные лица, а также некоторые общественные объединения, занимающиеся нормотворчеством с предварительного или последующего согласия органов государственной власти. Думается, что легализм одно из важнейших свойств источников права, определяющих их законное правотворческое происхождение.

Легальные источники права это действующие в пределах правотворческой компетенции субъекты, разрабатывающие и вводящие в действие юридические источники или формы права 11. От легальных источников права, таким образом, можно перейти к источникам юридическим, которые в отечественной юриспруденции традиционно именуются формами права.
Юридические источники права представляют собой официально установленные в виде определенных документов формы выражения и закрепления правовых норм. Это продукты правотворческой работы уполномоченных на это субъектов, признаваемые в данном государстве нормоустанавливающими и обязательными для регулирования общественных отношений. К ним относятся: нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, правовые акты общественных объединений, юридическая практика, правовая доктрина, религиозные нормы.

Разумеется, в зависимости от особенностей государственного строя и правовой системы у различных народов практическая роль отдельных источников права существенно может отличаться. Так, например, в странах англо-саксонской правовой системы значение правовых обычаев и юридической практики в качестве источников права исключительно велико и никем не оспаривается. В России роль этих источников признается только в определенной степени и с известными оговорками.

Правовая доктрина и религиозные нормы в странах континентальной системы рассматриваются как своеобразные рудиментные формы права, в то время как в мусульманском мире религиозные догматы продолжают выступать важными национальными источниками права.
Деление источников права на установленные государством и санкционированные им имеет исключительно важное познавательное и практическое значение. Оно позволяет не только разложить по полочкам, т. е. привести в единую систему многочисленные юридические источники права, но и прогнозировать их юридическую силу в зависимости от правотворческой близости к органам государственной власти их породившей.

В познавательном же смысле данная классификация показывает пути и способы происхождения права вообще и его формально-определенных источников. В связи с этим представляется, что данная классификация должна быть внедрена в учебный процесс юридических вузов и использована в учебниках по теории государства и права.
Понятие формы права, установленные государством означает, что данные источники права исходят от государства, устанавливаются его властными структурами и выражают непосредственную государственную волю. Они являются основными, ведущими источниками права современной России, что подтверждает ее принадлежность к континентальной (романо-германской) правовой системе. Основными источниками права здесь выступают нормативные акты, представленные законами и подзаконными нормативными актами.

Поскольку подробная их характеристика будет дана отдельно, ограничимся сравнением с формами права, санкционированными государством.
Нормативные акты отличаются от форм права, санкционированных государством, своим непосредственным правотворческим происхождением от деятельности компетентных властных органов. Они являются продуктом государственной инициативы, и интересы государства в них представлены и выражены наиболее конкретно. В этом смысле нормативные акты наиболее удобны и практичны для проведения и защиты важнейших государственных интересов.

Органы законодательной и исполнительной власти используют нормативные акты как для решения новых внезапно возникших социальных проблем, так и для внесения изменений, дополнений в действующее законодательство. Тем самым создается возможность юридической защиты актуализированных государственных интересов.

Кроме того, авторитетность нормативных актов государства состоит и в том, что посредством правотворческой деятельности органов законодательной и исполнительной власти, могут вноситься изменения в содержание источников права, санкционированных государством. Действительно, если какой-либо правовой обычай, прецедент, нормы общественных объединений или религиозные нормы начинают противоречить официальным государственным интересам, они могут быть заменены или уточнены путем издания специального закона, указа, постановления и т. д. И государство всегда довольно активно использует рычаги правотворческой деятельности своих органов и должностных лиц.

Все это свидетельствует, что формы права, установленные государством имеют определенный приоритет, являются более значимыми в сравнении с источниками права, которые санкционируются государством.
Понятие формы права, санкционированные государством означает систему источников, которые приобрели юридическую силу и правотворческую значимость с согласия органа государства. Санкционирование следует понимать как выражение согласия, утверждение, наделение юридической силой какого-либо правила или акта.

Формы права, которые санкционируются государством, достаточно многообразны, что отражает возможность участия в процессах правообразования, помимо государства, иных субъектов, а также тенденцию спонтанного нормотворчества, рожденного потребностями общественной жизни. К основным видам форм права, санкционированных государством, относятся: правовые обычаи, нормативные договоры, акты общественных объединений, юридическая практика, правовая доктрина, религиозные нормы.

Это исключительно гибкая и социально-чувствительная система правового регулирования, которая, в отличие от нормативных актов государства, обладает свойствами быстро подстраиваться под изменившиеся потребности общественной жизни. Санкционированные источники права, конечно же, существуют и действуют под контролем органов государства.

Они выражают как бы вторичный, или опосредованный, характер государственной воли, выраженной в виде официального утверждения каких-либо норм или актов, разработанных негосударственными субъектами (акты общественных объединений, нормативные договоры, религиозные нормы), либо с молчаливого согласия и одобрения обычаев, деловых обыкновений, прецедентов. Данные источники права дополняют и развивают основные начала нормативного регулирования, установленные системой нормативных актов государства, выражая и подчеркивая ту очевидную мысль, что государство не может и не должно быть инициатором и творцом абсолютно всех форм права.
В зависимости от юридической силы и практической значимости все источники права делятся на основные и вспомогательные. Данная классификация в полной мере не устоялась ввиду нечеткости и расплывчатости понятия вспомогательных форм права. Так, А.Ф.

Шебанов, разделяя систему нормативных актов на основные и вспомогательные, исходит из того, что первые содержат в себе нормы права, а вторые, являясь нормативными по своему характеру, тем не менее правовых норм не содержат 12. К вспомогательным нормативным актам он относит юридические доктрины, утверждающие, разъясняющие, излагающие содержание основных, акты-поручения другим органам издать нормативный акт, перечни актов, утративших силу, или перечни измененных статей источника права без изложения их содержания. Вспомогательный характер подобных источников права не вызывает сомнений, однако вряд ли справедливо утверждение автора, что подобные акты не являются источниками права в юридическом смысле 13.

Проблема состоит еще и в том, что в юридической (правоприменительной) практике России появились особые явления правоприменительного творчества, которые по своему фактическому статусу выполняют функции источников права, в то время как официально они таковыми не признаны. Речь идет о значении правоположений, прецедентов, деловых обыкновений, актов официального толкования, порожденных правоприменительной деятельностью и обслуживающих процессы реализации основных нормативных актов органов государства.

Они помогают правоприменительным органам правильно квалифицировать общественные отношения, являющиеся предметом правоприменения, в режиме сочетания законности и справедливости рассмотреть и разрешить юридическое дело, и в этой связи их можно называть вспомогательными источниками права. Аналогичную роль выполняют внутриведомственные методические письма, обзоры практики правоприменения, инструктивные разъяснения, составляющие своеобразное служебное право. Особенность юридической природы вспомогательных источников права состоит в том, что они не создают абсолютно новых правил общественного поведения, а дополняют, уточняют и конкретизируют уже имеющиеся действующие нормы.

И их юридическая сила, практическое действие сохраняются и определяются на время действия основных норм, приложением или дополнением к которым они являются.
Следующей недостаточно исследованной в науке классификацией источников права является их подразделение на традиционные и нетрадиционные. Сложность и проблемность этой классификации определяются недостаточной ясностью самого понятия правовая традиция.

Вместе с тем в науке отмечается, что традиция в праве характеризуется такими признаками как: устойчивость, неизменность, стабильность, повторяемость и характерность 14. Английский историк права Г.Дж. Берман удачно заметил, что при широком взгляде на право его источники включают не только волю законодателя, но также разум и совесть общества, его обычаи и привычки 15. И в этом смысле правовая традиция есть закономерность развития права, определяемая особенностями его национально-исторического развития и проявляющаяся в отчетливо выраженной стабильности, повторяемости и преемственности правового менталитета, источников права, правовых институтов и процедур деятельности.

В научной литературе последних лет подчеркивается, что Россия является носительницей самостоятельной традиции права и юрисдикции, несущей в себе черты западной ориентации одновременно с качествами восточной традиции права со свойственными ей коллективизмом, противопоставлением права и морали, преобладанием неправовых социальных регуляторов 16. Следовательно, состояние источников права относится к числу важных конституитив-ных признаков правовой традиции, и это дает основание для их деления на традиционные и нетрадиционные.
Особенность российской правовой системы, на наш взгляд, состоит в том, что значительный научный и практический интерес в ней вызывают нетрадиционные источники права, в то время как традиционные, представленные системой нормативных актов, получили значительную научную разработку и являются признанными и наиболее авторитетными формами выражения и закрепления норм права. Нетрадиционные источники российского права, по мнению А.П. Рожнова, представляют собой систему нормативных предписаний создаваемых, как правило, в процессе правоприменительной деятельности не уполномоченными на то государственными органами или хотя и уполномоченными на то органами, но при безусловном субсидиарном характере применения таких предписаний для урегулирования общественных отношений по сравнению с нормативно-правовыми актами, возникающими без прямого государственного вмешательства, но при последующем государственном одобрении 17.

При таком понимании, по сути, речь идет о формах права, санкционированных государством. Однако нетрадиционные источники права это не просто все формы права, которые санкционируются государством, а те из них, которые молчаливо признаются им в качестве возможных дополнительных регуляторов в сфере права. Государство терпит их присутствие в силу понимания закономерного характера их возникновения и полезной роли в тех областях социального регулирования, где жесткое государственное регулирование нецелесообразно.

Поэтому нетрадиционные источники права России представлены правовыми обычаями, судебной практикой, правовой доктриной (научно-практические комментарии к кодексам), некоторыми видами нормативных договоров в сфере частного права. В целом понятие нетрадиционных источников носит условный характер и конкретизируется применительно к конкретным формам права.

Значение этого понятия состоит в том, что оно удачно оттеняет, акцентирует внимание на нетипичности для данной правовой системы отдельных форм права.
Все источники права, кроме деления на легальные, юридические и социальные, установленные и санкционированные государством, основные и вспомогательные, традиционные и нетрадиционные, можно также классифицировать: по юридической силе, сфере действия во времени, пространстве и кругу субъектов и т. д. Подобная классификация осуществляется в науке конституционного права и других отраслевых юридических науках. Центральным и наиболее значимым делением всех источников права является выделение социальных и юридических источников.

Примечания

1 Гранат Н.Л. Источники права // Юрист. 1998. 9. С. 9; Трубецкой Е.Н.

Лекции по энциклопедии права. М., 1909.

С. 93.
2 Шебанов А.Ф. Форма советского права. М., 1968.

С. 4243.
3 Бошно С.В. Соотношение понятий источник и форма права // Юрист.

2001. 10.

С. 21.
4 Шебанов А.Ф. Указ. соч.

С. 37.
5 Явич Л.С. Общая теория права.

Л.: ЛГУ, 1976. С. 112.
6 Зивс С.Л. Источники права.

М., 1981. С. 22.
7 Кулапов В.Л. Формы права // Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В.

Малько. М., 2000.

С. 375.
8 Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства. М., 1967.

С. 27; Зивс С.Л. Источники права. М., 1981.

С. 22.
9 Галесник Г.С. Нормы права и практика коммунистического строительства // Вопросы общей теории советского права.

М., 1974. С. 9.
10 Голунский С.А., Строгович М.С. Теория государства и права. М., 1940.

С. 173; Шаргородский М.Д. Уголовный закон.

М., 1948. С. 19; Шебанов А.Ф. Форма советского права.

М., 1968. С. 38.
11 Вопленко Н.Н., Рожнов А.П. Теоретические основы классификации источников права // Вестник ВолГУ. Сер.

5. Волгоград, 2000. С. 6971.
12 Шебанов А.Ф. Форма советского права. М., 1968.

С. 92.
13 Там же. С. 92.
14 Рожнов А.П. Нетрадиционные источники права в правовой системе // Вестник ВолГУ.

Сер. 5. Вып.

4. Волгоград, 2001. С. 29.
15 Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования.

М., 1994. С. 28.
16 Василенко О.Н. Проблемы онтологии и эволюции правосудия и форм права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук.

Волгоград, 2000. С. 10.
17 Рожнов А.П. Там же.

С. 3334.

§ 3. Социальные источники права


Социальные источники права высвечивают социальные истоки права, его обусловленность всей совокупностью условий общественной жизни. Это факторы правообразования, объективно и спонтанно влияющие на сознательную деятельность людей, инициирующие развитие их правовых потребностей и интересов. Как отмечает А. Нашиц, помимо формальных источников, есть и источники социальные, какое бы название они не носили (реальные источники, источники конституирования права, данность права, природа вещей, социологический субстрат нормы и т.



Содержание раздела



Пластический хирург Григорянц асс в ринопластике chirurgiya.ru
chirurgiya.ru