Аудиторская проверка некоммерческих организаций (НКО) проводится независимым аудитором или аудиторской фирмой с целью подтверждения финансово-хозяйственной деятельности таких организаций за отчетный период. Как правило, такая проверка осуществляется в интересах учредителей, членов некоммерческих организаций и по их решению.
Пользователями аудиторской информации помимо учредителей и членов НКО, могут выступать потенциальные спонсоры, государственные организации, иностранные благотворительные фонды. Согласно ст.
32 Федерального закона от 12.01.96 г. N 7-ФЗ О некоммерческих организациях НКО предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами НКО. Сведения о размерах, составе имущества и доходов НКО, ее расходах, численности и составе работников, оплате их труда, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности НКО не могут быть предметом коммерческой тайны. Особенности аудита НКО обусловлены в первую очередь их правовым статусом и спецификой деятельности. Российское законодательство относит к НКО организации, созданные для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Такие организации должны быть зарегистрированы государственными органами как некоммерческие.
Учредителями НКО могут быть как физические, так и юридические лица. Все НКО разделяются на общественные, религиозные и автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, учреждения, благотворительные и иные фонды, ассоциации (союзы).
НКО не преследуют извлечение прибыли в качестве основной своей цели. Полное наименование организации - Международная общественная благотворительная организация Международный женский Центр Будущее женщины - одна из первых неправительственных организаций новой России был создан в 1990 году. Основным принципом деятельности организации является создание социальных моделей развития различных сфер общества и технологий их реализации. МЖЦ активно сотрудничает как с профильными организациями различных стран, так и с международными организациями.
Центр постоянный участник мероприятий, проводимых под эгидой ООН для решения глобальных проблем положения женщин и детей в современном мире. В лице президента Центра организация представлена в организационном комитете Всемирных встреч женщин на Высшем уровне (Global Women's Summit)
В 1994 году МЖЦ Будущее женщины был номинирован на Нобелевскую премию Мира.
Свою деятельность Центр осуществляет в тесном контакте с официальными структурами исполнительной власти в регионах РФ и в первую очередь с Правительством Москвы.
Задачами Центра, как некоммерческой, благотворительной организации являются:
1. Продвижение идей и норм международного права в российское законодательство по вопросам положения женщин.
2. Поиск и создание социальных технологий решения женских проблем с целью формирования опережающей социальной политики и разработки модели национальной системы безопасности для детей и женщин.
На этом этапе идет определение способов и методов проверки.
Аудитору необходимо обратить особое внимание на финансовый план (смету): кем утвержден финансовый план, насколько подробно расшифрованы расходы. При аудите затрат, отнесенных за счет целевых средств, проверяется соответствие расходов, произведенных организацией, учредительным документам, целям и задачам некоммерческой организации, финансовому плану (смете).
Проверка использования целевых средств, грантов, взносов, как правило, проводится аудитором в сплошном порядке. Необходимо проверить: действительно ли средства, полученные организацией за отчетный период, являются целевыми; ведет ли организация раздельный учет таких доходов и расходов; учитываются ли полученные целевые средства по кредиту счета 86; как происходит списание затрат в дебет этого счета; как отражены методы списания произведенных затрат в учетной политике; как и кем осуществляется внутренний контроль за расходованием целевых средств.
Следующим шагом проверки должны стать документальное подтверждение полученных доходов и произведенных расходов, полнота и своевременность отражения в учете финансово-хозяйственных операций. Проверяется наличие необходимых оправдательных документов - договоров, актов, счетов, накладных и т.д.
3.3 Проведение процедуры проверки.
Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности
Одним из важных методов работы благотворительных организаций является аккумуляция денежных средств и материальных ресурсов для оказания социальной помощи нуждающимся.
В данном случае, на мой взгляд, пожертвования в натуральной форме являются одним из видов целевого финансирования НКО, а не добавочным капиталом.
Специфика деятельности НКО не вписывается в жесткие рамки традиционных представлений о реализации. Сторонники отражения операций по бесплатной раздаче продуктов, одежды, лекарств и т.д. малоимущим на счетах по учету реализации совершенно справедливо отмечают, что в данном случае происходит переход права собственности от благотворительной организации к благополучателю.
Ежегодно в России проводится большое количество конкурсов, включая профессиональные. Как правило, их организуют НКО - профсоюзные, спортивные и т. д. Проведение конкурсов предполагает вручение призов.
На мой взгляд, вручение призов также не является реализацией, а целевым использованием полученных или приобретенных предметов.
Не менее актуальной в деятельности НКО является проблема бухгалтерского учета операций, в ходе которых часть произведенной продукции (оказанных услуг) продается, а часть - распространяется бесплатно. Например, благотворительная организация реализует программу бесплатного питания нуждающихся. Поскольку целевого финансирования эта организация не имеет, она вынуждена часть изготавливаемых обедов продавать за наличный расчет, чтобы покрыть расходы на приготовление пищи.
По действующей методологии бухгалтерского учета следует отражать на счетах по учету реализации не только стоимость проданной продукции, но и рыночную стоимость бесплатно розданных обедов. Все это было бы справедливо в отношении коммерческих организаций, но для НКО такой подход неприемлем.
Представляется, что исходя из Гражданского кодекса РФ, пожертвование есть исключительно добровольная и безвозмездная передача средств. Любые сделки, условием совершения которых является внесение оплаты, не относятся к числу пожертвований, и, следовательно, поступившие по ним средства не могут учитываться как целевое финансирование.
Сказанное относится и к отражению в учете основной деятельности религиозных организаций и негосударственных образовательных учреждений.
Так, религиозные организации традиционно отражают все поступающие суммы как пожертвования. Между тем как совершение религиозных обрядов и церемоний, так и продажа религиозной литературы зачастую происходит только при условии внесения оплаты.
В данном случае считать поступающие средства пожертвованиями нет оснований.
В отношении негосударственных образовательных учреждений (НОУ) отметим следующее.
В соответствии со ст. 46 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 Об образовании платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. Аналогичные нормы предусмотрены и в законодательных актах по учреждениям культуры.
Думается, что данная норма не имеет отношения к порядку отражения платных услуг НОУ.
НОУ заключает со своими слушателями договор возмездного оказания образовательных услуг. Условием их оказания является оплата.
Лица, не оплатившие обучение, не допускаются к учебному процессу и аттестации.
В соответствии с существующей практикой учет потребления денежных средств в рамках счета 86 Целевые финансирования ведется без выделения на какие-либо цели поступления денежных средств.
Существует смета деятельности некоммерческой организации, которая представляет общехозяйственные расходы и расходы на конкретные программы. Для того чтобы осуществить учет денежных средств в соответствии со статьями сметы, в рамках 86 счета вести аналитический учет по поступлениям денежных средств на конкретные программы и общехозяйственные расходы и в связи с этим предлагаю ввести счет 86/01 для отражения денежных средств, запланированных для финансирования общехозяйственных расходов общественной организации, 86/02 для отражения денежных средств по расходам по программе 1 и 2.
Данный пример иллюстрирует способ расчетов показателя уровня существенности в неприбыльной организации. Для расчетов используются показатели валюты баланса и общий объем затрат предприятия. Находим среднее значение:
(4210 плюс 3586) деленное на 2 равняется 3898 тыс. руб. В качестве показателя уровня существенности выбираем 4000 тыс. руб.
Если для расчетов показателя существенности, возможно, использовать только два числовых показателя, и они сильно отличаются (например, в 2 раза и более), можно порекомендовать аудитору использовать свое профессиональное суждение для определения того, какой из двух базовых показателей имеет более характерное значение, и использовать для расчета показателя уровня существенности только какой-либо один базовый показатель, а не производить усреднение.
Необходимо также иметь в виду, что средства, передаваемые в благотворительных целях организациям на нужды малоимущих, социально не защищенных категорий граждан, являющихся реальными получателями этих средств, а также спонсорские средства, направленные на целевое финансирование некоммерческих организаций, не облагаются налогом на добавленную стоимость при условии, что такая организация не занимается предпринимательской деятельностью и не имеет оборотов по реализации продукции, работ, услуг, кроме выбывшего имущества, и при условии, что полученные средства организацией учитываются на отдельном счете и об их целевом использовании представлены отчеты в налоговые органы.
Остановимся на отражении в учете затрат на уставную непредпринимательскую деятельность.
Высказываются разные точки зрения в части отражения затрат, связанных с непредпринимательской деятельностью, на счетах бухгалтерского учета:
- с использованием предварительно счетов учета производственных затрат;
- с отражением затрат непосредственно по дебету счета 86.
Примером необходимости использования счетов учета производственных затрат могут служить негосударственные образовательные организации, осуществляющие учет на счете 20 Основное производство. Исходя из специфики их деятельности, оказываемые ими услуги списываются через счет 90 Продажи по семестрам в корреспонденции со счетом 86.
Что касается возникающих вопросов в части признания тех или иных расходов некоммерческих организаций, например связанных с сооружением каких-то временных объектов (сооружений) для проведения спортивных мероприятий в летний или зимний период, то бухгалтерский учет этих расходов, зависит от цели создания этих объектов:
Целью дипломной работы было рассмотрение организационно правовых основ некоммерческих организаций, ведение бухгалтерского учета расходов и проведение аудиторских проверок в НКО.
Основными критериями организационно правовых основ некоммерческих организаций являются: основа некоммерческих организаций; руководящие органы некоммерческих организаций; субъект права юридического лица в случае государственной регистрации; проведение аудиторских проверок; обязанности учредителей некоммерческих организаций; особые источники формирования имущества и дополнительные особенности.
Аудиторская проверка некоммерческих организаций (НКО) проводится независимым аудитором или аудиторской фирмой с целью подтверждения финансово-хозяйственной деятельности таких организаций за отчетный период. Как правило, такая проверка осуществляется в интересах учредителей, членов некоммерческих организаций и по их решению.
Пользователями аудиторской информации помимо учредителей и членов НКО, могут выступать потенциальные спонсоры, государственные организации, иностранные благотворительные фонды. Согласно ст.
32 Федерального закона от 12.01.96 г. N 7-ФЗ О некоммерческих организациях НКО предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами НКО. Сведения о размерах, составе имущества и доходов НКО, ее расходах, численности и составе работников, оплате их труда, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности НКО не могут быть предметом коммерческой тайны.
Особенности аудита и ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях обусловлены в первую очередь их правовым статусом и спецификой деятельности. Российское законодательство относит к НКО организации, созданные для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.