d9e5a92d

Социальная защита населения


Безработица наносит значительный экономический ущерб государству. Согласно закону А. Оуэна, ее увеличение на 1 % приводит к потере годовой



328

продукции более чем на 2 %, а ежегодный прирост ВНП в объеме 2,7 % удерживает долю безработных на постоянном уровне. На самих безработных отсутствие работы оказывает значительное психологическое давление, увеличивает количество сердечных заболеваний, трагических случаев. Потеря рабочего места в развитых странах по своему психологическому воздействию равнозначна смерти близкого родственника.
В западной экономической литературе широкое распространение получила концепция А.Филипса, в которой обосновывается обратная зависимость между темпами инфляции и уровнем безработицы на непродолжительном отрезке времени. В течение более длительного времени, согласно выводам современных экономистов, такая зависимость не проявляется.
Численность официально зарегистрированных безработных в развитых странах мира выросла с 11,7 млн чел. в 1965 г. до более 50 млн в середине 90-х гг. Если в США под полной занятостью в 1946 г. понимали ограничение безработицы 4%-м уровнем, то в начале 90-х гг. — уже 7%-м.
Приведенные данные свидетельствуют о действии закона народонаселения, сущность которого, по утверждению К. Маркса, заключается в росте промышленной резервной армии труда.
§ 54. Социальная защита населения
Сущность социальной защиты и пути ее достижения. Социальная политика современного государства
Сущность социальной защиты и пути ее достижения. В условиях перехода к рыночной экономике армия безработных возрастает, что требует проведения активной социальной политики на уровне государства, предприятия.
Социальная политика современного государства — это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, направленных на ослабление неравенства в распределении доходов и имущества; защиту населения от безработицы, повышения цен, обесценивания трудовых сбережений и др.
Основные направления социальной политики — защита населения от повышения цен с использованием различных форм компенсаций и проведение индексации; помощь наиболее малоимущим семьям и безработным; социальное страхование, установление минимальной заработной платы для работающих; обеспечение преимущественно за счет государства развития образования, здравоохранения, защита окружающей среды; оказание помощи в получении гражданами квалификации, регламентация процесса трудовой деятельности (продолжительности рабочего дня, предоставления оплачиваемых отпусков, создание профсоюзов и т. д.).
Основными принципами социальной политики являются оптимальное сочетание социальной справедливости и эффективности; учет жизненно необходимых социальных стандартов, согласно Конституции страны, при формировании бюджетов разных уровней, четкое разграничение ответственности за их выполнение между различными ветвями власти и др.
Проблема социальной защиты населения по-разному решается в рамках определенной социально-экономической формации, конкретной страны.



329

Чтобы обеспечить такую защиту, государство, прежде всего, должно в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизм их реализации и функции предоставления социальной поддержки.
Социальную защиту населения обеспечивают также предприятия (или предприниматели) и сами наемные работники через свои профсоюзные организации.
Главными средствами уменьшения неравенства в распределении доходов и имущества являются прогрессивный подоходный налог и социальные расходы государства, о которых уже шла речь в предыдущих темах. Так, в Швеции, благодаря проведению соответствующей политики, стократная разница между совокупным доходом домашнего хозяйства 10 % наиболее богатого и 10 % наиболее бедного населения уменьшается в 25 раз и составляет 4:1. На перераспределение доходов и имущества в развитых странах мира официально направлена политика доходов.
В западной экономической литературе с целью измерения дифференциации в доходах чаще всего используется кривая Лоренца (по имени американского экономиста М. Лоренца). Степень неравенства в доходах измеряется с помощью коэффициента Джини (по имени итальянского экономистах. Джини).



При этом используются разные подходы и принципы к пониманию проблемы справедливости. Заслуживает внимания роулсианский принцип (по имени американского философа Д. Роулса), согласно которому справедлива такая дифференциация в доходах, при которой относительное экономическое неравенство способствует достижению более высокого уровня жизни самых бедных слоев населения.
В процессе регулирования доходов следует добиваться оптимального соотношения между эффективностью общественного производства и социальной справедливостью экономической системы. Чрезмерное выравнивание доходов и имущества приводит к значительному ослаблению, а порой, и полному разрушению действенных стимулов к труду, существенному ослаблению рыночных механизмов хозяйствования. В то же время, чрезмерная дифференциация доходов обусловливает нарастание социальной напряженности, углубление социальных конфликтов, использование исключительно рыночных рычагов хозяйствования.
В системе социальной защиты населения важнейшим элементом является социальное страхование, которое включает пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и несчастных случаев на производстве. В развитых странах Запада пенсионное и медицинское страхование осуществляется путем отчислений от заработной платы и прибылей в равных пропорциях.
Страховые выплаты в случае безработицы проводятся из специальных страховых фондов. Размер их зависит, во-первых, от продолжительности безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае наибольшие суммы расходов (от 50 до 70 % средней зарплаты) выплачиваются в первые месяцы безработицы на время законодательно установленного периода.

В последующем суммы выплат уменьшаются. В США максимальный срок получения помощи по безработице составляет 26 недель, а величина еженедельной помощи в середине 90-х гг. составляла



330

около 200 дол. В отдельных случаях срок предоставления помощи может быть продлен до 49 недель.
Во втором случае во внимание принимается период занятости, трудовой стаж, физическая способность к труду, срок предоставления помощи и др. Так, в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев на протяжении 3 лет и не меньше 10 недель на протяжении последнего года перед увольнением с работы. Во Франции такими условиями являются наличие работы в течение 150 дней в году и 91 день страхования.

В Великобритании принимается во внимание только уплата взносов в страховой фонд: на протяжении года их должно быть не менее 26.
Важное звено социальной защиты населения — программы трудоустройства и переквалификации. В выполнении этих программ принимают участие государство. При этом большую часть соответствующих средств государство направляет на переквалификацию работников.
В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения армии безработных стремится регулировать заработную плату, поддерживая ее на таком уровне, чтобы темпы увеличения были ниже роста производительности труда. С этой целью проводится политика доходов, активная кредитно-денежная политика и др. Политику доходов осуществляют и частные фирмы, стремясь к тому, чтобы уровень производительности труда опережал увеличение оплаты рабочей силы.
Политика трудоустройства включает также меры по регулированию продолжительности рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего времени сократилась вдвое. Исключением стала только Япония.

Японец сегодня работает в среднем 2 150 ч/г., или на 250 ч больше, чем, например, француз. Сокращение продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости имело место в Швеции, Франции и некоторых других странах в 70-80-е гг.
Одним из элементов социальной защиты населения является правовое регулирование наемного труда, которое осуществляется через установление в законодательном порядке минимального уровня заработной платы, пенсий, порядка заключения коллективных договоров в отношении условий труда, оплаты рабочей силы, социального страхования, отпусков и т. д.
Конечный источник выплат по социальному страхованию — труд наемных работников и служащих, так как он, во-первых, является источником стоимости и синергического эффекта, возникающего при взаимодействии рабочей силы со средствами производства и другими элементами производительных сил; во-вторых, создает основную часть необходимого и дополнительного продукта; в-третьих, предприниматели, относя выплаты в фонд социального страхования к издержкам производства, по существу перекладывают их на плечи потребителей.
Последнее положение особенно наглядно демонстрирует опыт Швеции, где социальные фонды формируются за счет государства и предпринимателей. При этом предприниматели финансируют социальное страхование в случае болезни на 85 %, народные пенсии — на 78, несчастные случаев на производстве — на 100, ежедневные льготы в случае безработи-



Содержание раздела