В зависимости от соотношения спроса и предложения формируются дефицитный, равновесный и избыточный рынки рабочей силы. Типичной ситуацией на рынке рабочей силы в развитых странах мира является превышение предложения рабочей силы над ее спросом при наличии дефицита на отдельные профессии. При этом заработная плата отклоняется вниз от стоимости товара рабочая сила, и наоборот.
В пределах общенационального рынка рабочей силы выделяют его отдельные сегментные рынки или субрынки: например, рынок рабочей силы в передовых наукоемких отраслях промышленности и в старых, традиционных отраслях; рынок рабочей силы в сферах материального и нематериального производства и др. Каждый из них, в свою очередь, делится на рынок рабочей силы квалифицированных, малоквалифицированных и неквалифицированных работников с соответствующей дифференциацией работ и специальностей. Различают также рынки преимущественно физического (рабочие), умственного (служащие) и творческого труда (интеллигенция).
В условиях НТР наблюдается сокращение первого и расширение двух последних видов рынков.
Основными условиями формирования рынка рабочей силы является создание стабильных и эффективных стимулов к труду, действенной системы профессиональной переориентации, подготовки и переподготовки кадров, формирование рынка жилья, интенсивное развитие малого предпринимательства (в развитых странах Запада мелкие и средние компании обеспечивают большинство рабочих мест) и т. д.
Спрос на рынке капитала зависит, прежде всего, от величины процента, или эффективности вложения денег в ценные бумаги. С ростом процента спрос на средства производства и инвестиции в расширение производства, уменьшаются, и наоборот. В рынке средств производства выделяют рынки средств и предметов труда.
Первый — делится на рынки нового и бывшего в употреблении оборудования, а также специфического оборудования, которое изготавливается по индивидуальным заказам, В западной экономической литературе утверждается, что производительным является не только труд, но и производственные фонды (капитальные блага), поскольку с их помощью можно получить большее количество продукции, или увеличить доход. При этом чистой производительностью капитала называют разницу между суммой потребляемых благ, которые изготовлены с помощью средств производства, и величиной материальных благ, необходимых для создания этих средств. Такую производительность, выраженную в процентах, называют естественной нормой процента. Кроме того, в отличие от труда средства производства считаются фактором, формируемым самой экономической системой.
На самом же деле при взаимодействии труда и средств производства в результате синергического эффекта возникает дополнительная производительная сила, представляемая в хозяйственной жизни производительной силой средств производства.
Рынок предметов потребления.
Составляющими элементами данного рынка являются производство товаров длительного пользования (телевизоров, холодильников, автомобилей, видеотехники, стиральных машин и т. д.) и текущего потребления.
Рынок услуг — определенная совокупность экономических отношений по поводу оказания, потребления и купли-продажи услуг. Услуга — это особенная потребительная стоимость, удовлетворяющая определенные потребности людей. Особенностью услуг как специфических товаров является то, что их полезность воплощена не в вещах, а в деятельности, поэтому потребление услуг совпадает с процессом их создания, и оказания, их невозможно накапливать, транспортировать и т. д.
Различают традиционные (услуги транспорта, связи, страхования, туризм, услуги учителя, юриста, врача, культурные услуги и т. д.) и нетрадиционные (маркетинговые, инженерно-консультативные и инженерно-стро-
128
ительные, рекреационные, рекламные, информационные и др.) услуги. Кроме того, разграничивают материальные (транспорт, торговля и др.) и нематериальные (образование, здравоохранение и др.) услуги. В развитых странах мира в сфере услуг занято примерно 70 % трудоспособного населения.
Это свидетельствует о существовании развитого рынка услуг, которые создаются как в сфере материального производства (общественное питание, торговля, быт и др.), так и в сфере нематериального производства (образование, здравоохранение, искусство, культура и др.).
Формирование и развитие рынка интеллектуальной собственности органически связано с развертыванием НТР, поскольку именно в этот период произошло превращение науки в непосредственную производительную силу.
Важную роль в формировании рынка интеллектуальной собственности в развитых странах мира играет венчурный (рисковый) капитал, инвестируемый в идеи, проекты, а в жизнь их внедряют венчурные фирмы с ограниченной ответственностью в составе нескольких человек. Эти фирмы могут быть как самостоятельными, так и отделениями крупных корпораций, финансовых групп и др. В последнем случае инвестор получает права на все новации, которые создаются на венчурных предприятиях.
Эти новации бывают запатентованными и беспатентными (ноу-хау).
В широком понимании «ноу-хау» — это совокупность технических знаний, коммерческого и другого опыта, необходимого для изготовления определенного изделия, воспроизводства производственного процесса и др. Ноу-хау включает не только техническую, но и коммерческую информацию, а также неопубликованные изобретения и применяется в лицензионных соглашениях, договоренностях о техническом сотрудничестве и т. п. Оно считается собственностью предприятия наряду с патентами на изобретения, товарными знаками, авторскими правами. Обмен ноу-хау может осуществляться по соглашению между предприятиями через передачу документации, организацию учебы работников, участие специалистов в промышленном производстве.
Как правило, передача ноу-хау происходит одновременно с передачей патентных прав, продажей изделий, но иногда подписываются соглашения, объектом которых являются исключительно ноу-хау.
129
Передача информации типа «ноу-хау» предусматривается по контракту в форме технической документации (чертежи, проекты, схемы, техникоэкономическое обоснование, технологические карты, методики, расчеты, формулы и др.); устной информации и демонстрации, во время которой сообщаются технические данные, передается опыт, навыки, приемы работы, изготовленные образцы технических объектов, ознакомление с которыми раскрывает заложенные в них конструкторские идеи и решения.
Валютный рынок — это важная сфера экономических отношений по поводу купли-продажи иностранных валют и платежных документов (чеков, векселей, аккредитивов) в иностранной валюте. На валютном рынке осуществляются операции внешней торговли, сделки, связанные с миграцией капиталов, и трансграничным движением рабочей силы, туризмом. С точки зрения организационно-финансовых отношений и технологий этот рынок функционирует через корреспондентские счета между банками разных стран.
Операции на нем осуществляются преимущественно в самых крупных международных банковских и валютно-биржевых центрах Лондоне, Нью-Йорка, Цюриха, Токио и других городов.
Существует два вида операций: спот — немедленная поставка валюты и форвард — поставка валюты черед определенное время, как правило, через месяц по согласованному в момент договоренности курсу. В некоторых странах наряду с официальным валютным рынком существует параллельный, на котором курсы валют отклоняются от официальных курсов. Есть также «теневые» валютные рынки, где валютный курс определяется в зависимости от спроса и предложения валют.
Рынок информации — это совокупность экономических отношений по поводу оказания информационных услуг; сбора, обработки, систематизации информации и ее купли-продажи конечному потребителю. Он тесно связан с развертыванием НТР, в частности, ее второго этапа, когда сформировался новый элемент производительных сил — информация. От качества, объема и современности информации зависит правильность принятого решения. Адресная информация — редкое благо, для получения которого нужны определенные затраты. Между производителем и потребителем на рынке информации действуют посредники, основное задание которых — сбор и продажа информации.
За этот вид услуг они берут комиссионную плату. Так, на известном аукционе Сотби, где реализуются произведения искусства, комиссионные составляют 20 % от цены проданного шедевра, а комиссионные диллеров государственных ценных бумаг — 1,32 %. Своебразной ценой за услуги на рынке информации является плата за рекламу.