Вначале машина состояла из тех же орудий труда и инструментов, которые использовались в мануфактурном производстве. Но если раньше они были в руках человека, то теперь становятся органами машины. Это разрешает технико-экономическое противоречие между человеком и орудием труда, поскольку машина одновременно может использовать значительно большее количество орудий больших размеров и мощности.
Вследствие этого возникает потребность в новых источниках энергии, что приводит к появлению паровой машины.
Машина состоит из рабочего органа, приводящего в действие орудия труда; двигателя, обеспечивающего машину энергией, и передаточного механизма (или привода), который служит для передачи энергии от двигателя к рабочему органу. В промышленной революции XVIII — начала XIX в. исходным пунктом было изобретение рабочей машины, что со временем обусловило коренные изменения в других частях машины.
Хотя первые машины возникли на основе постепенного накопления эмпирических знаний, именно с этого времени создание техники становится результатом целенаправленного изучения законов природы, материализации научных открытий, а наука начинает превращаться в специфическую производительную силу. При этом технический прогресс чрезвычайно сильно стимулирует развитие науки. НТП означает качественные и существенные изменения средств и предметов труда, технологий, форм и методов организации производства, используемых людьми сил природы, а также организационной формы развития производительных сил, преобразуемой под воздействием процессов специализации, кооперирования, комбинирования производства, его концентрации и т. п. Эти изменения сопровождаются некоторыми количественными и качественными сдвигами в развитии рабочей силы, содержании труда. Сущность НТП можно рассматривать как появление между человеком и предметом труда новых промежу-
75
точных звеньев (рабочая машина, автомат), каждое из которых является качественным скачком во взаимодействии человека и природы.
Основной формой предприятия на этой стадии развития капитализма в промышленности являются фабрики, а технологический способ производства впервые основывается не на ручном, а на машинном труде. Последующее развитие системы машин, переход к комплексной механизации производства потребовали значительного количества квалифицированных работников, станочников, наладчиков, специалистов по изготовлению новой техники и, как следствие, повышение общеобразовательного уровня работников. Если в конце XIX — начале XX в. типичным было начальное образование, то в конце 40 — начале 50-х гг. XX в. — среднее.
Благодаря этому, а также преодолению чрезмерного дробления процесса производства, переходу к новым формам его организации, действию других факторов несколько ослабляется технологическое отчуждение работников, растет интерес к содержанию работы, частично преодолевается одностороннее развитие непосредственных производителей, наблюдается определенный прогресс развития личности.
Более тесной становится взаимосвязь научного и технического прогрессов. В конце XIX в. появляется первая научная лаборатория в американской корпорации «Дженерал электрик». Со временем такие лаборатории будут работать и на других монополистических предприятиях. Все это постепенно создает материальные и духовные предпосылки для НТР, которая развертывается в середине 50-х гг.
В условиях НТР развитие промышленности и одновременно раскрытие сущностных сил человека достигают наивысшего уровня.
Термин «НТР» впервые ввел в научный оборот Дж. Бернал в книге «Мир без войны», которая вышла в бывшем СССР в 1960 г. С этого времени в работах отечественных ученых появилось около 150 ее определений.
Сущность НТР чаще всего рассматривается как передача функций человека машине, революция в технологическом способе производства, изменение в главной производительной силе общества, »качественное изменение места человека в производстве. В работах западных ученых НТР трактуется как явление производительных сил. Наиболее логичным определением сущности НТР представляется ее характеристика как революции в технологическом способе производства, если последний рассматривать как диалектическое единство производительных сил, организационно-производственных и технико-экономических отношений.
Технология, как известно, раскрывает активное отношение человека к природе и непосредственный процесс производства, поэтому весь исторический процесс развития техники можно рассматривать как замену человеческой силы силами природы.
К существенным относятся и противоречие между производительными силами и их организационной формой, то есть отношениями специализации, кооперирования, комбинирования, концентрации производства. Ис-
76
ходя из этого, глубинную сущность НТР кратко можно определить как революционные изменения во взаимодействии человека и природы, а также в системе производительных сил и их организационной форме. Поскольку система производительных сил включает средства и предметы труда, науку, рабочую силу, используемые людьми силы природы, а в современных условиях — все в большей степени и информацию, то НТР обусловливает существенные изменения в каждом из данных элементов. При этом элементы системы производительных сил пребывают в количественно-качественных взаимозависимостях друг с другом и системой в целом, их взаимодействие носит характер противоречивого единства.
Противоречие между человеком и природой, составляя глубинную сущность НТР, относится к неантагонистическим противоречиям, однако при несоблюдении человеком законов природы, оно может приобретать конфликтные формы развития. В этом случае происходит деформация человеческой личности, ее деградация, углубляются противоречия всего общественного способа производства, в том числе противоречия в системе отношений собственности.
Сущность НТР проявляется в ее основных чертах ( 3).
Первая черта НТР— преобразование науки в непосредственную производительную силу. Наука — это общий духовный продукт общественного развития, общий интеллект, общественное знание. Процесс преобразования ее в непосредственную производительную силу, как уже отмечалось, начался еще в период первой промышленной революции. Его особенностью являлось опережающее развитие науки в системе наука — техника — производство.
Но если раньше прогресс науки зависел преимущественно от массы знаний, унаследованных от предыдущих поколений, то в наше время — от усвоения, активной переработки научных знаний, полученных человечеством сегодня, и от интернационализации науки.
Функцию непосредственной производительной силы наука выполняет прежде всего традиционным путем, то есть через механизм реализации научных изобретений в машинах, рабочей силе, предметах труда и других элементах производительных сил, а также путем превращения науки в самостоятельный фактор развития производства, в относительно самостоятельную движущую силу экономического прогресса. Это превращение сопровождается появлением функции управления производством, расширением границ производительного труда, совокупного производителя. При этом углубляется общественное разделение труда, расширяются масштабы товарного производства.
Важнейшими особенностями процесса превращения науки в непосредственную производительную силу являются: 1) приоритетность теоретических знаний в сравнении с экспериментальными; 2) постепенное врастание науки в большинстве отраслей в начальную стадию непосредственного материального производства; 3) «онаучивание» производства, т. е. усиление научного характера производственных процессов; 4) создание благодаря развитию науки основ перехода к интенсивному типу экономического роста; 5) превращение труда ученого в компонент производительного труда совокупного работника; 6) непосредственное воздействие науки на отдельные элементы производительных сил; 7) преобладающее разви-
77