— неспособность обеспечить народное хозяйство1 требуемым количеством денег и проводить через центральный банк единую денежно-кредитную политику; — стихийное действие экономических регуляторов (колебания спроса и предложения, перелива капитала, экономических кризисов и др.), что требует продолжительного времени для устранения диспропорций; — несостоятельность в преодолении монополизма, монополистических тенденций в экономике, инфляции, кризисов перепроизводства, безработицы и других негативных явлений, рынком же порожденных. Таким образом, он не может самостоятельно обеспечить стабильный экономический рост.
Отмеченные выше причины (наряду с менее важными и менее существенными) обусловливают кризис рыночной системы в пределах отдельных государств и в масштабах мировой системы хозяйства, где существует острая необходимость в регулировании мировых хозяйственных связей (торговли, валютных отношений).
Ограниченность рыночного механизма не означает, однако, что рыночные регуляторы в современных экономических системах излишни. Они должны использоваться в органичном единстве с государственным и надгосу-
180
дарственным регулированием, но приоритет в обеспечении сбалансированности национального и мирового рынков, в установлении (или обновлении) экономических пропорций, решении многих других проблем развития современной экономической системы принадлежит государству. В будущем значение государственного регулирования еще более возрастет. Связано это, прежде всего, с возникновением и обострением таких глобальных проблем современности, как угроза самоуничтожения человечества вследствие ядерной войны, мировой экологический кризис и др.
Необходимость их разрешения требует значительного расширения и усиления экономических функций государства.
Рассмотрим вначале функции государства на низшей стадии развития капитализма.
В условиях становления и восходящего развития капиталистического способа производства функции государства, в том числе экономические, значительно расширяются. Прежде всего, государство выполняет функцию первичного накопления капитала. В этот период оно становится собственником арсеналов и верфей, предприятий по добыче меди, железной руды, изготовлению пороха, развивает мануфактурное производство, регламентирует его деятельность. Чтобы иметь источник пополнения богатства, государство создает водочные, соляные, табачные монополии. С XVII в. возникают государственные и смешанные компании для управления и торговли с колониями, устанавливается государственная собственность на землю и недра.
Важнейшими экономическими функциями государства в этот период становятся развитие конкуренции, ограничение иностранного влияния на местную промышленность, содержание почты, портов, транспортных средств, организация географических исследований. С помощью соответствующего законодательства государство также регулирует продолжительность рабочего дня, частично — размер заработной платы.
По мере перерастания производительными силами узких границ монополистической собственности разворачивается процесс все большего огосударствления системы производительных сил и производственных отношений, а также хозяйственного механизма, то есть процесс огосударствления экономики. Поэтому государство из чисто надстроечного элемента превращается и в неотъемлемый элемент базиса. Его экономические функции значительно расширяются и углубляются.
Качественно новой экономической функцией государства в этот период становится функция воспроизводства совокупного капитала. Она заключается в том, что государство берет на себя решение такой глобальной экономической задачи, как целостное развитие всей экономической системы, обеспечение ее нормального воспроизводства на расширенной основе. О выполнении государством глобальной экономической функции свидетельствует его растущая роль в качестве предпринимателя, инвестора, продавца, покупателя, кредитора, должника, организатора, центральной регулирующей силы и т. д. К основным экономическим функциям государства относятся также создание условий для прогресса каждого элемента системы производительных сил, ослабление, а по возможности, и предотвращение экономических
Реальный плюрализм форм собственности находил свое отражение в плюрализме различных направлений и школ экономической теории. При этом практические рекомендации одной школы подвергались тщательной экспертизе ученых, которые представляли другое направление или школу. Поэтому экономическая политика правительств развитых стран опиралась, как правило, на действие объективных экономических законов, хотя, нередко, и не полностью осмысленных. В этих странах вследствие продолжительной эволюции политической системы, устоявшихся демократических традиций не было и не могло быть культа личности.
Но определенное влияние на усиление или ослабление тенденции к огосударствлению экономики, на развитие государственной собственности оказывала в некоторых из них смена правящих партий. Например, в Великобритании консервативная партия традиционно проводила политику ограничения государственной собственности, лейбористская — ее расширения. Но при довольно регулярной смене правящих партий и в том, и в другом случае происходило развитие государственной собственности.