ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЮРИДИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В условиях информатизации, характерной для современного этапа развития общества, деятельность отдельных людей и организаций все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем принять рациональное решение в любой сфере деятельности, необходимо провести работу по сбору и переработке больших объемов информации, ее осмыслению и анализу.
В связи с этим, умение работать с информацией и владение средствами информационных технологий становятся важнейшими составляющими в структуре профессиональной готовности специалиста.
При подготовке студентов по специальности Юриспруденция изучение информационных технологий Государственным образовательным стандартом предусмотрено в рамках дисциплины Информатика и математика, относящейся к общематематическим и естественно-научным дисциплинам, а также при изучении общепрофессиональной дисциплины Криминалистика.
В процессе изучения дисциплины Информатика и математика рассматриваются такие вопросы, как технические и программные средства вычислительной техники; алгоритмы; языки программирования; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации и т.д. Студенты получают базовые знания в области информационных технологий, что недостаточно современному высококвалифицированному специалисту юридического профиля.
При изучении дисциплины Криминалистика рассматриваются такие вопросы, как определение места компьютеров в структуре средств криминалистической техники и методы решения криминалистических задач с их использованием; информационно-справочное обеспечение криминалистической деятельности, но время, отведенное на изучение данных вопросов, не позволяет подробно их рассмотреть.
Как показал опыт практической работы, этого недостаточно для получения студентами умений и навыков решения профессиональных задач с использованием средств информационных технологий, необходимых в современных условиях.
Для формирования готовности специалиста юридического профиля к профессиональной деятельности в условиях современной информационно-правовой среды необходимо:
- в учебный процесс ввести ряд дисциплин информационного цикла (Компьютерные технологии, Информационные технологии для органов уголовной юстиции, АИПС правоприменительной деятельности, Новые информационные технологии в судебной экспертизе);
- пересмотреть содержание дисциплин специализации и общепрофессиональных дисциплин, методики их изучения с позиции овладения студентами технологией решения профессиональных задач, познания объектов, процессов и явлений современной информационно-правовой среды с использованием средств информационных технологий.
При разработке курсов, специальных тем и разделов учитывались: структурированность, модульность, систематичность и последовательность, научная и практическая ценность, профессиональная направленность предлагаемого материала.
Дисциплина Компьютерные технологии обеспечивает формирование у студентов общих представлений об использовании информационных технологий в профессиональной деятельности специалиста юридического профиля, основных понятий и знаний структуры баз данных, а также освоение технологии работы с базами данных и современными системами управления базами данных (СУБД).
Полученные в процессе изучения данной дисциплины знания в области информационных технологий, их возможности в правовой сфере циклически повторяются, обобщаются, конкретизируются и закрепляются при дальнейшей подготовке специалиста юридического профиля.
Таким образом, в рамках дисциплины Компьютерные технологии студенты приобретают знания и умения, необходимые для изучения дисциплин Информационные технологии для органов уголовной юстиции, АИПС правоприменительной деятельности, Новые информационные технологии в судебной экспертизе и Криминалистика.
В рамках дисциплины Информационные технологии для органов уголовной юстиции обучающиеся овладевают умениями составлять алгоритмы решения юридических задач, создавать массивы профессионально значимой информации, правильно выбирать методы и средства работы с правовой информацией, навыками обобщения и анализа информации с использованием информационных технологий.
На лекциях и лабораторных работах повторяются и закрепляются знания, полученные студентами при изучении дисциплин Информатика и математика, Компьютерные технологии, Уголовный процесс, Уголовное право и других общепрофессиональных дисциплин. Это обеспечивает формирование системного видения процесса решения профессиональных задач в условиях современной информационно-правовой среды и повышает мотивацию к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности.
Задания скомпонованы по принципу усложнения и носят профессионально ориентированный характер, что служит дополнительной мотивацией и формирует осознание необходимости и эффективности использования информационных технологий в юридической деятельности.
В рамках дисциплины Новые информационные технологии в судебной экспертизе используются как семинарские, так и лабораторные занятия. Семинарские занятия посвящены рассмотрению и анализу математического аппарата и комплекса методов, используемых при решении криминалистических задач.
Основной задачей лабораторных занятий является формирование у студентов умений и навыков решения судебно-экспертных задач средствами информационных технологий. На лабораторных работах, выполняемых с использованием специализированных программных продуктов, предлагаются профессионально ориентированные задачи, для решения которых необходимо использовать знания и умения, полученные при изучении дисциплин Информатика и математика, Компьютерные технологии и Криминалистика.
Работа с универсальными, на более высоком уровне, и специальными программными продуктами, при которой необходимо использовать знания других предметных областей, позволяет студентам погрузиться в профессиональную среду специалиста, что способствует формированию системного видения выполняемых специалистом функций, создает устойчивую внутреннюю мотивацию к использованию информационных технологий при решении профессиональных задач.
Под более высоким уровнем понимается усложнение предлагаемых студентам задач, решаемых с помощью универсальных программных продуктов. К специальным программным продуктам отнесены: справочно-правовые системы (КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс); информационно-поисковые системы (Оружие, Ружье, Патрон); экспертные системы (Клинок, Автоэксп) и т.д.
Самостоятельная работа, при которой средства информационных технологий используются как инструмент решения профессиональных задач, позволяет студентам приобрести знания, умения и навыки по созданию систематизированных массивов профессионально значимой информации, сформировать осознание необходимости и эффективности использования информационных технологий в юридической деятельности, системное видение процесса решения профессиональных задач и овладеть технологией их решения посредством информационных технологий.
В процессе подготовки специалиста юридического профиля используется целый спектр методов обучения (монологических, показательных, диалогических, исследовательских), особое внимание уделяется методам активного обучения (проектов, проблемных ситуаций, информационно-ресурсный).
В основе метода проектов лежит развитие критического мышления, познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационноправовом пространстве.
Данный метод предполагает совместную работу студентов в малых группах, которые формируются по признаку близости выбранной проблемы, т.е. группа имеет общую тему проекта, а каждый ее член работает над более конкретным частным вопросом.
Метод проектов основан на использовании разнообразных методов, технологий и интегрировании знаний, умений и навыков из различных предметных областей. Процесс решения проблемы осуществляется в форме сотрудничества участников проекта и преподавателя и приближается к исследовательской деятельности, при которой соблюдаются постепенный переход от всесторонней помощи преподавателя в процессе решения учебных задач к увеличению активности обучаемых - до полной самостоятельности в обучении.
Результаты работы над проектом докладываются и обсуждаются в коллективе учебной группы. Коллективное обсуждение сложных вопросов в ситуации сотрудничества, диалоговая форма работы, высказывание личного мнения по проблеме с обоснованием собственной точки зрения способствуют повышению творческой активности студентов и развитию логики, учит их критически оценивать материал и сознательно усваивать знания.
Для обеспечения исследовательского характера образовательного процесса целесообразно использовать информационно-ресурсный метод, предполагающий самостоятельную работу студентов по сбору, организации хранения большого объема информации по проблеме, разработке структуры связей между различными информационными сообщениями. Внедрение данного метода подразумевает такую модификацию субъект-объектных отношений обучающегося и преподавателя, при которой преподаватель не столько обучает, сколько ориентирует в информационном поле, актуализирует и стимулирует обучающегося к профессиональному развитию и саморазвитию, создавая условия для его профессионального роста.
Таким образом, разработанная методика обеспечивает подготовку специалиста юридического профиля к использованию средств информационных технологий, как для профессионального самосовершенствования, так и для решения юридических задач, т.е. формирует их готовность к профессиональной деятельности в условиях современной информационно-правовой среды.
Одной из составной, основной частью правового состояния личности является категория гражданского состояния личности.
Вследствие закрепления юридической принадлежности лица к определенному государству, справедливо отмечает Н.В. Витрук, личность приобретает новое юридическое качество - гражданина государства.
Поскольку по отношению к государству личность выступает в специфическом качестве гражданина именно этого государства, поскольку последнее адресуется к нему не как к человеку вообще, а как к своему гражданину или, если речь идет об иностранце либо лице без гражданства, как к субъекту иного правового (гражданского) состояния. Таким образом, подчеркивает Н.В.
Витрук, отношения государства и личности, прежде всего, опосредуются институтом гражданства.
Некоторые авторы рассматривают категорию гражданство как субъективное право, как правоотношение. Мы не можем согласиться с этими утверждениями.
Гражданство по своей юридической природе не есть субъективное право, как справедливо отмечает В. В. Полянский, оно не может быть субъективным (в смысле обладания правом на гражданство) в силу того, что, во-первых, здесь налицо двухсторонняя связь, которая носит объективный характер, и, во-вторых, положение субъектов этой связи таково, что только государство обладает суверенным правом окончательно решать вопрос об установлении или прекращении этой связи. Вместе с тем, подчеркивает В.В.
Полянский, физическое лицо (гражданин, иностранец, апатрид) имеет субъективные права, реализуемые в конкретных правоотношениях по поводу возникновения или прекращения гражданства (право подачи ходатайства о приеме в гражданство, о выходе из него и т.п.). Но это - не субъективное право гражданства, а субъективное право по поводу гражданства . С.И.
Русинова также полагает, что гражданство есть не субъективное право лица на принадлежность к государству, а объективный фактор. Гражданство, - пишет она, - является
прежде всего объективным правом человека, устанавливающим принадлежность последнего к определенному государству .
В правоотношениях между личностью и государством взаимными правами и обязанностями обладают как гражданин, так и государство. Миронов О.О., например, указывает, что гражданство представляет собой своеобразное субъективное право. Гражданство является необходимой предпосылкой для наделения лица всеми конституционными правами, свободами и обязанностями.
Но если гражданство - необходимое условие обладания правами и обязанностями, как справедливо отмечает С.А. Комаров, то получается, что предпосылкой субъективного права является само субъективное право.
Таким образом, в литературе гражданство часто определяется как правовая связь личности с государством. Витрук Н.В. совершенно справедливо замечает, что гражданство, как особая правовая связь лица с государством, отождествляется с правовым статусом гражданина. Таким образом, правовой статус является следствием политико-правовой связи личности с государством.
Витрук Н.В. также предлагает включить в перечень форм правовых связей - принадлежность. Гражданство, пишет он, и является правовой связью по принадлежности к определенному государству .
Таким образом, гражданство есть устойчивая правовая связь личности с государством, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Итак, институт гражданства показывает, действительно ли признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина воспринимаются государством как обязанность, как приоритетная программа своих действий. Если исходить из конституционных положений, то это несомненно так.
Однако не всегда даже законодательные формулировки соответствуют провозглашенным конституцией положениям. Напомним, что в Законе РФ 1991 г. гражданство определялось как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Противоречивость и непоследовательность некоторых положений нового закона свидетельствуют о незавершенности процесса оптимизации многих его содержательных характеристик. Весьма показательны в этом отношении те изменения, которые внесены новым законом в уже сложившееся понятие гражданства. Сейчас, закрепляя понятие гражданства, законодатель ограничился лишь первой частью этого определения, видимо, посчитав для государства неудобным находиться в состоянии ответственности перед своими гражданами.
Удивительно, но получается, что в результате всех многотрудных, прямо выстраданных народом демократических переустройств мы пришли к тому, как показывает новый закон о гражданстве, что государство не очень-то хочет, чтобы правовые отношения России с человеком по вопросам гражданства по-прежнему формировались на основе признания и уважения достоинства, основных прав и свобод личности. Закон Российской Федерации о гражданстве определил, что гражданство есть устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Следует также подчеркнуть, что взаимоотношения между гражданином и государством также есть и политическая форма связи личности и общества.
Гражданское состояние личности, относительно принадлежности к определенному государству, выступает в виде определенного статуса:
- состояния гражданина;
- состояния иностранного гражданина;
- состояния лица без гражданства (апатриды).
Здесь также возможно выделение самостоятельного вида - состояние лица с двойным гражданством (бипатриды). Его нельзя рассматривать как разновидность гражданского состояния иностранного гражданина или гражданина. У лица с двойным гражданством совсем иной статус, он шире, чем правовой статус гражданина или иностранного гражданина. Оно обладает рядом дополнительных прав и обязанностей, так как лицо, связанное с двумя государствами, должно подчиняться законам обоих.
Каждое государство, в свою очередь, обязано покровительствовать лицам с двойным гражданством, в том числе и в случае проживания на территории третьей страны.
Несмотря на то, что двойное гражданство имеет сегодня явную тенденцию к расширению, оно порождает ряд серьезных проблем как для государств, так и для лиц с двойным гражданством (бипатридов). Ведь если гражданин должен исполнять определенные обязанности сразу перед двумя государствами, то одно это обстоятельство содержит в себе большой конфликтообразующий потенциал. Конечно, государства пытаются между собой договориться посредством заключения двухсторонних соглашений, в частности по вопросам воинской службы бипатридов.
Чаще всего устанавливается, что гражданин может служить в армии того государства, на территории которого он проживает постоянно к достижению призывного возраста или возраста, необходимого для несения воинской обязанности на контрактной основе. Таким образом, лицо освобождается от несения воинской службы в другом государстве, гражданином которого он является.
Российская Конституция и Закон Российской Федерации о гражданстве допускают двойное гражданство. Так, в ст.
62 Конституции Российской Федерации сказано, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Накопленный с 1991 г. опыт правового регулирования отношений гражданства в условиях демократической России, сложившийся спектр реальных политических, экономических, межгосударственных и межнациональных отношений, влияющих на состояние института гражданства, несомненно были учтены при подготовке нового закона о гражданстве. Теперь государство иначе воспринимает свою заинтересованность в разрешении вопросов двойного гражданства.
Статью 6 нового закона следует привести целиком.
Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
Таким образом, государство сейчас лишь фиксирует сам факт наличия у гражданина России гражданства иного государства. От непризнания в принципе за гражданами России иного гражданства государство перешло к констатации самого факта наличия иного гражданства у гражданина России.
Государство отказалось от дачи разрешения, как это было ранее, на приобретение гражданином России двойного гражданства и таким образом от контроля за этими процессами (во всяком случае до тех пор, пока возможно в отдаленном будущем в каком-либо нормативном правовом акте не будут определены условия и порядок приобретения гражданином России иного гражданства).
Состояние двойного гражданства появлялось у некоторых граждан России и в прошлые годы, в частности, в результате признания иностранным государством своим гражданином лица, родившегося на территории данного государства; автоматического распространения гражданства мужа на его жену и др. Однако, повторим, в тот период Россия не признавала такие основания возникновения двойного гражданства для своих граждан.
Конечно, тот факт, что гражданин России, приобретший иное гражданство и заявивший таким образом о своей устойчивой правовой связи с иностранным государством, уже находится в устойчивой правовой связи (как то определяет новый закон о гражданстве) с Российской Федерацией; порождает ряд серьезных правовых последствий как для гражданина, так и для Российской Федерации. Государство сейчас делает вид, будто ничего не произошло, и считает такого гражданина только гражданином Российской Федерации. Однако другая сторона правовых отношений гражданства - сам гражданин, приобретая иное гражданство, явно не хочет быть гражданином только Российской Федерации.
Хорошо, конечно, если среди его приоритетов как гражданина нескольких государств будут преобладать интересы гражданина России и вся его деятельность будет направлена во благо интересам РоссИщастоящее время в Российской Федерации заключен договор с Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства и соглашение с Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства.
Своеобразная форма двойного гражданства возникает в отношениях России и Белоруссии. Статья 2 Устава Союза Белоруссии и России устанавливает, что каждый гражданин Российской Федерации и каждый гражданин Республики Беларусь является одновременно гражданином Союза.
В развитие этого положения Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан наделяет граждан обоих государств равными избирательными, гражданскими и другими правами и сво-бодами. Своеобразие данной формулы двойного гражданства состоит в том, что гражданство устанавливается применительно к государству.