d9e5a92d

Устав Алтайского государственного технического университета

Закон КНР о высшем образовании практически не регулирует вопросов организации учебного процесса. Думается, уместно процитировать по этому поводу В. И. Курашова, отмечающего принципиальную разницу между Востоком и Западом в образовании: Восток - это та культура, когда совершенномудрый учитель что-то высказал - это и есть истина для ученика.

Запад - это культура, когда то, что высказал совершенномудрый учитель, ученик ставит под сомнение и стремится опровергнуть.55 Неудивительно поэтому, что, в конечном счете, объем прав студентов в учебном процессе в разных странах тоже сильно разнится.
В Российской Федерации эти и многие другие вопросы по-прежнему находят свое отражение главным образом в уставах вузов.
Так, в уставе Уфимского государственного нефтяного технического университета есть норма о возможности замены преподавателя, перечислены основания отчисления и условия восстановления студентов (во многом стандартные, согласно закону). Устав Алтайского государственного технического университета им. Н.И.

Ползунова предписывает научно-педагогическим работникам обязательное вовлечение студентов в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; в этом же уставе достаточно подробно регламентируются учебно-контрольные процедуры: время для подготовки к экзаменам, возможность их проведения в период теоретического обучения, количество пересдач, критерии отметок, формы проведения экзаменов и т.п. Во многом схож с ним устав Уральского государственного университета им.

А.М. Горького.

Право на досрочную сдачу экзаменов и зачетов при выполнении всех требований учебного процесса и условия перевода на индивидуальное обучение закреплены в уставе Самарского государственного университета и т.д.
Ряд требований по организации учебного процесса закреплен в Типовом положении о вузе, нормы раздела III и положения ГОС ВПО 1994 г. присутствуют во многих вузовских уставах как определяющие в этой части. Однако оговорка о распространении норм Типового положения только на государственные и муниципальные вузы, безусловно, снижает защищенность студентов негосударственных вузов.

Их уставы (академии социального образования КСЮИ, академии управления ТИСБИ, Уральского института экономики, управления и права) не отличаются ни особым разнообразием в регулировании этих вопросов, ни значительным объемом подобных норм, так что у студентов может возникать немало вопросов о критериях отметок, о максимальном количестве экзаменов и зачетов, о возможностях пересдачи, о формах защиты своих интересов и т.п.
Вхождение России в мировое образовательное пространство требует изменения подходов к системе оценки знаний студентов и перевода традиционных отметок в зачетные единицы. Это, в свою очередь, меняет основы организации учебного процесса. Для решения этих вопросов на период эксперимента, адаптации российских вузов к этой системе Минобразование России разработало специальное положение, которое носит характер примерного.

Очевидно, что процессы интеграции обязывают государства обеспечивать интересы студентов и максимально конкретизировать процедуры, необходимые для реализации ими своего права на ВПО в соответствии с международными стандартами.
Федеральный закон О ВППО закрепляет право студента переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом вуза. Норма, по поводу которой хочется вспомнить правило, выведенное Великой французской буржуазной революцией: равенство юридических прав еще не означает равенство реальных возможностей.

Отсылая всех без исключения студентов к процедурам и условиям перевода, закрепляемым в уставах вуза, государство сняло с себя проблему каких-либо государственных гарантий в части обеспечения этого права. Очевидно, что вуз, существующий вне схемы государственного финансирования, только в порядке очень большого исключения может позволить кому-либо хотя бы снизить плату за обучение - и то, как правило, в индивидуальном порядке и в обмен на встречную услугу (работа на непрестижной или низкооплачиваемой должности в вузе и т.п., отработка в вузе в течение определенного срока и т.п.). К примеру, в Альметьевском муниципальном институте по решению ученого совета стоимость обучения может быть снижена до 50% детям сотрудников, обучающимся по дневной форме, и сотрудникам, обучающимся по заочной форме, при условии их работы в институте (п.

4.5 устава АлМИ).
С позиций бюджетного вуза разрешение студенту-платнику переводиться на бесплатное обучение сродни благотворительности: вуз при этом лишается дохода. И хотя право на перевод, закрепленное в законе, с позиций интересов студента - это попытка государства дать еще один шанс гражданину получить бесплатное ВПО, законодатель не устанавливает даже минимального набора условий для такого перевода, относя это к компетенции образовательного учреждения. Уставы вузов не отличаются разнообразием и в этой части, стандартная формулировка звучит примерно так: студент имеет право переходить с платного обучения на бесплатное при наличии вакантных мест и при условии отличного обучения, как правило, по решению ученого совета или приемной комиссии. В Альметьевском государственном нефтяном институте ректор может перевести студента по его мотивированной просьбе по представлению проректора по учебной работе (и.



6.8 устава АГНИ). Лишь в Санкт-Петербургском государственном горном институте им.

Г.В. Плеханова (технический университет) перевод осуществляется в строго индивидуальном порядке при наличии уважительных причин, документально подтвержденных, а в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.

Герцена перевод возможен еще и строго после двух лет обучения.
Таким образом, несмотря на то, что, поступая на внебюджет, студент участвовал в конкурсном отборе с заниженными требованиями, к моменту перевода он уже должен доказать свою конкурентоспособность отличной учебой. Это особенно наглядно представлено в уставе МАДИ (государственного технического университета). Он предоставляет право студенту, обучающемуся на платной основе, продолжить обучение для получения бесплатного высшего образования только после успешного прохождения установленных вузом испытаний и конкурса для зачисления на избранную специальность, причем после зачисления декан определяет возможность прохождения обучения на старших курсах (при наличии вакантных мест). Фактически речь идет о повторном поступлении внебюджетников.

О такой возможности мы уже говорили в настоящей работе.
Для студентов, прервавших обучение по уважительной причине, закон устанавливает право на восстановление в вузе в течение пяти лет, причем с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления.
Пятилетний срок должен иметь свое разумное обоснование. Повторяемость этой цифры в системе высшего образования (лицензирование, аттестация и аккредитация, нормативный срок обучения, срок действия стандарта) указывает на то, что в ее основе лежит нечто общее.

Вероятно, законодатель имел в виду прежде всего периодичность обновления стандарта. Поэтому, к примеру, в уставе Алтайского государственного технического университета предусмотрено собеседование с гражданами, претендующими на восстановление, для установления возможности успешного продолжения учебы, а в уставе Уральского государственного университета при восстановлении зачитываются зачеты и экзамены по тем дисциплинам, учебные программы по которым не изменились и соответствуют ГОС.
В составе общих прав обучающихся заслуживает внимания право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом (и.16 ст.50 закона РФ Об образовании), В системе вузовских образовательных отношений оно вызвало к жизни дискуссию о возможностиневозможности свободного посещения занятий. Казалось бы, закон Об образовании однозначно формулирует пределы свободного волеизъявления обучающегося. Однако реальная ситуация в высшей школе и возможность совмещения работы с обучением, закрепленная в статье 16 ФЗ О ВИЛО, трансформировали явочным порядком вышеназванное право в право свободного посещения студентами отдельных видов занятий (как правило, лекционных), закрепленное в уставах вузов (п. 2.7 устава КГТУ и др.).

Одновременно это право - яркий пример неразделимости образовательных прав, обязанностей и ответственности: в формулировке закона Об образовании заложена одновременно обязанность посещения всех занятий в рамках учебного плана. Вузы решают этот вопрос посредством внесения соответствующих правил в уставы.
К числу важных статусных прав студентов относятся отсрочка от призыва в армию и право на получение образования по военной специальности.
Вопрос о возможности и основаниях отсрочки решается только оборонным ведомством исходя из его усмотрения. Редакция закона РФ Об образовании и ФЗ О воинской обязанности и военной службе неоднократно изменялась, и в настоящее время это право предоставляется со значительными оговорками, что свидетельствует о неустойчиво-компромиссной позиции государства в этом вопросе:
- студентам государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки
(специальностям) негосударственных вузов, отсрочка от призыва на военную службу предоставляется на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;
- это право сохраняется за гражданами в случае повторного поступления в образовательное учреждение того же уровня (при условии их обучения не более трех лет в предыдущем образовательном учреждении того же уровня) или однократного перевода в образовательное учреждение того же уровня, а также в случае однократного использования ими академического отпуска;
- право на отсрочку не распространяется на студентов, отчисленных за нарушение устава или правил внутреннего распорядка вуза (п.2 ст. 24 ФЗ О воинской обязанности и военной службе).
Кроме того, как отмечалось ранее, решением Верховного Суда РФ признано правомерным то неравенство в статусе студентов аккредитованных и неаккредитованных вузов, которое лишает последних права на отсрочку.
Непростым в реализации оказывается и закрепленное в ст. 16 ФЗ О ВИНО право на получение образования по военной специальности в установленном законодательством РФ порядке.

Во-первых, порядок обучения установлен специальным постановлением правительства, а не законом. Во-вторых, целый ряд вузов не имеет военных кафедр.

Кроме того, утвержденный Правительством перечень вузов, где есть военные кафедры, не включает ни одного негосударственного вуза, и не будет преувеличением утверждать, что вряд ли они там появятся. Практика прохождения военной подготовки студентами чужих вузов не может быть повсеместной, так как обучение на военной кафедре впрямую связано с основной специальностью студента. Кроме того, ни один существующий нормативный акт военные кафедры к этому не обязывает, следовательно, их руководители вправе отказывать обратившимся студентам. В этом случае не поможет апелляция к вышеупомянутому праву на освоение учебных дисциплин в других учебных заведениях: военные - люди конкретные, и исполняют они только приказы министра обороны.

Выходом из этой ситуации на основе закона стало бы создание межвузовских военных кафедр или факультетов военного обучения.
А вот процесс демократизации обучения в военных образовательных учреждениях позволяет теперь курсантам наряду с военной специальностью получать и специальность общегражданскую: их основные профессиональные образовательные программы соответствуют государственным требованиям, установленным ГОС ВПО, и квалификационным требованиям к военно-профессиональной (специальной) подготовке выпускников, которые являются дополнением к ГОС.
К числу статусных прав студента в соответствии с уставом вуза относится также право на моральное и (или) материальное поощрение за успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе. Это право воспроизводят практически все уставы вузов, и их набор в целом достаточно традиционен: объявление благодарности, занесение на доску почета, награждение премией, назначение на специальные стипендии: стипендии Президента РФ и Правительства РФ, разнообразные именные стипендии, стипендии глав администраций, благотворительных фондов и т.п.

Возможно в качестве меры поощрения предоставление преимущественного права на получение путевок в студенческие лагеря, бесплатные или льготные поездки, лучшие комнаты в студенческих общежитиях. Нередко возможность обучения по индивидуальному графику или досрочная сдача сессии тоже означают формы поощрения активных и хорошо успевающих студентов. Фактически это не просто право студентов - это мощный воспитательный фактор, одна из форм воспитательной работы вуза, реализации его обязанности поддерживать инициативных, активных, успевающих во всем студентов.

Основаниями поощрения чаще всего являются отличная учеба, научная деятельность, активная общественная работа.
Право обжаловать действия администрации, участвовать в управлении делами вуза, в обсуждении и решении важнейших вопросов его деятельности - также очень значимое право статуса студента, обеспечивающее возможность реального включения в дела административного коллектива и защиты нарушенных прав. Это право расщепляется на несколько составляющих его правомочий.
Так, право обжаловать действия администрации прежде всего предполагает рассмотрение жалобы, претензий в рамках самого вуза. При этом обращаются главным образом к вузовской же администрации: к проректорам по подчиненности и ректорам.

Хотя согласно ФЗ О Bill 10 ни заведующие кафедрой, ни деканы не являются администрацией, чаще всего обращаются с жалобами именно в их адрес, это лица, олицетворяющие собой администрацию в глазах студентов. Представляется, что с точки зрения интересов последних это вполне оправданное отношение.

В целях объективности и успешности рассмотрения жалоб и споров в образовательном учреждении в главе 20 проекта Общей части Кодекса РФ об образовании предусмотрено создание комиссии по охране прав обучающихся. Однако компетенция этой комиссии необоснованно сужена (ст.

227 проекта). Думается, наряду с обращениями обучающихся по вопросам применения органом управления образовательного учреждения положений Кодекса, иных законов, закрепляющих права, социальные льготы и гарантии обучающихся, а также по вопросам применения дисциплинарного взыскания или привлечения к материальной ответственности, такие комиссии должны рассматривать требования студентов об оптимизации учебного расписания, о замене преподавателей, объективности оценки знаний, улучшении качества учебного процесса, в том числе путем его надлежащего материально-технического оснащения, обеспечения порядка в учебных аудиториях и общежитиях и т.п.
Для реализации этого права студенты могут использовать традиционные механизмы судебной и внесудебной защиты нарушенных прав. По их заявлениям и жалобам в вузы нередко обращаются депутаты разного масштаба, прокуратура и даже региональные управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ, органы управления образованием, общественные и правозащитные организации и, конечно, средства массовой информации.
Судебные споры возникают по различным основаниям: в связи с отказом вузов выдать документы об образовании, в связи с необоснованным переводом на другую специальность или иным односторонним изменением договорных условий, введением дополнительных платных услуг, в целях возмещения ущерба по закону О защите прав потребителей, морального ущерба и т.д. Единообразия в рассмотрении дел нет, хотя, как отмечалось, есть некоторый опыт обобщения судебной практики по этой категории дел.507 Думается, что федеральный орган управления образованием должен ежегодно обобщать судебную практику по спорам в системе образования, делать соответствующий анализ и выносить необходимые рекомендации для всех образовательных учреждений.
Право участвовать в управлении делами вуза, в обсуждении и решении важнейших вопросов его деятельности сегодня в значительной степени связано с проблемами студенческого самоуправления.
Строго говоря, история этого вопроса начинается в 50-60-е годы XIX века, когда студенты царской России стали создавать свои объединения для различных целей.508 Юридически же это право студентов было впервые оформлено в 1918 г., когда Наркомпрос принял специальное постановление, предусматривающее студенческие органы управления и представительство студентов в составах вузов. И хотя эти меры встречали сопротивление со стороны профессуры, Положение о вузах закрепило их.

Лишь в 1929 г. студенческие организации освободили от административнопедагогических функций, а постановление ЦИК СССР от 19.09.1932 г. Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах прямо запретило студенческим организациям вмешательство в административно-учебные распоряжения дирекции. Ненадолго вспомнили о студенческом самоуправлении в 1987 г. - до утверждения в 1991 г. Временного положения о государственном высшем учебном заведении РСФСР.5 2
Действующее законодательство РФ предусматривает такие возможности студентов в управлении делами вуза, как непосредственное представительство в органах внутривузовского управления и членство в органах студенческого самоуправления. Непосредственное представительство ограничивается участием в работе общего собрания (конференции) педагогических и научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся вуза (ст. 12 ФЗ О ВИНО, п. 51 Типового положения о вузе).

С одной стороны, общее собрание (конференция) решает важнейшие для вуза вопросы, такие как принятие устава вуза, выборы ректора, избрание ученого совета, с другой - реальное представительство, прежде всего численность студентов - участников этих органов - регулируется только ученым советом вуза. Уставы вуза не отражают каких-либо отличительных возможностей студентов в этой части, хотя есть еще единичные примеры права студентов избирать и быть избранными в ученый совет вуза и факультета.5 3
Образовательное законодательство зарубежных стран, напротив, гарантирует подобное право студентов путем введения соответствующей квоты, как, например, во Франции.574 В составе административного совета от 20 до 25% его членов - представители студентов (ст. 28); в ученом совете - от 7,5 до 12,5% (ст.30); в совете по учебным, учебно-методическим и социальным вопросам - около 40% (ст.31).

Согласно закону о высшем образовании Баварии, в состав органов управления вуза - собрания и сената - также должны входить представители студентов (без указания на их численность, ст. 27 и 28).
В то же время не все рассматриваемые законы регулируют этот вопрос (см., например, рамочный закон ФРГ о высшем образовании, закона КНР о высшем образовании). В Австрии права студентов на участие в коллегиальных органах регламентирует закон о студенческих сообществах.5 5
Наряду с этим в цитируемых законах предусматривается создание различных студенческих общественных структур: это студенческий совет в Нидерландах (раздел 10 закона о высшем образовании и научных исследованиях Нидерландов), правила для которого разрабатывает совет по управлению вуза; студенческий конвент в Баварии (ст.68 закона о высшем образовании Баварии), студенческие общества в Китае (ст.57 закона КНР о высшем образовании).
В Российской Федерации практически все уставы вузов закрепляют возможность создания студенческих советов, комитетов, объединений и т.п. Основа этого - ст.

15 ФЗ О ВИНО, в соответствии с которой допускается деятельность общественных организаций обучающихся. В проекте Общей части Кодекса РФ Об образовании также предусмотрены студенческие советы как общественные организации в системе образования (ст.

87). Как показывает обзор веб-сайтов российских вузов, во многих из них успешно развиваются различные структуры студенческого самоуправления.
Так, в Архангельском государственном техническом университете студенческое самоуправление определяют как самостоятельную деятельность студентов по решению вопросов университетского значения в интересах студентов. Одна из форм
реализации данной деятельности - органы студенческого самоуправления: студенческий совет университета, а также
соответствующие студенческие советы всех подразделений университета (факультетов, институтов, колледжей). Основные направления их деятельности: развитие студенческих инициатив в различных сферах университетской жизни и стимулирование научного творчества студентов, формирование традиций университета и воспитание чувства гордости за звание студента АГТУ, решение социальных вопросов студенческой жизни и многое другое.570
В опубликованном в Интернете уставе студенческого самоуправления факультета менеджмента Государственного университета - Высшей школы экономики оно представлено как официальная студенческая организация. Студенческое самоуправление создано по инициативе студентов факультета менеджмента при поддержке преподавателей и деканата факультета с целью содействия развитию учебной и научно-исследовательской деятельности, спорта, культуры, организации свободного времени студентов, культивирования у студентов таких качеств, как ответственность и инициативность, формирования морально-этического облика студентов, воспитания достойного современного общества бизнесмена, специалиста, менеджера, - говорится в уставе.
В Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова (РЭА) студенческое самоуправление - это массовая общественная студенческая организация, объединяющая всех студентов.

Каждый студент академии автоматически является членом этой организации. Студенческие амбиции характеризуют студенческое самоуправление как одну из двух систем управления вузом, наряду с администрацией, которые взаимно дополняют друг друга и тесно сотрудничают на всех уровнях для наиболее эффективного достижения поставленных целей. Студенческое самоуправление РЭА ставит перед собой такие цели, как организация жизни преимущественно внутри вуза по всем направлениям, затрагивающим интересы студентов, создание условий для раскрытия внутреннего потенциала каждого студента и привлечение их к активному участию в жизни академии. Рабочим органом студенческого самоуправления является студенческий совет.

Его направления деятельности: учебно-административная работа; социально-бытовая работа; физкультура и спорт; научно- исследовательская работа; культурно-массовая работа; работа с иностранными студентами; работа на факультетах. По этим направлениям образованы комитеты, которые строят свою работу в сотрудничестве с представителями студенческих советов факультетов (институтов), отвечающими за работу по данному направлению.
Студенческая организация Московского физико-технического института (МФТИ) согласно ее уставу является общественной организацией, выражающей интересы всех студентов и аспирантов института, и выполняет отдельные контрольно-исполнительные функции. Её деятельность направлена на создание и углубление связей между студентами и администрацией института, улучшение учебного процесса и быта студентов. Состоит из совета студентов МФТИ, факультетских студенческих органов самоуправления и других учреждаемых ими структур.

Она отстаивает интересы студентов перед администрацией и службами института, деканатами факультетов, в сторонних организациях, участвует в разрешении конфликтных ситуаций между студентами и администрацией.
В негосударственных вузах студенческая активность также приводит к созданию разнообразных общественных структур.5
Хотя федеральный закон О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений 98-ФЗ принят еще в 1995 г., он не индивидуализирует государственного отношения к студенческим объединениям. Лишь в последние годы органы управления образованием обратили внимание на деятельность разнообразных организаций студенческой самодеятельности, непосредственно связывая проблемы самоуправления с воспитательной работой в вузах.



Содержание раздела