d9e5a92d

Международные организации в системе международно-правовых отношений

Используем мы классификацию международных договоров по числу участников, деление договоров на двусторонние и многосторонние. В области МПП можно встретиться и со смешанной формой, при которой многосторонние договоры дополняются двусторонними либо вступают в силу на основании двусторонних договоров.
К международным договорам полностью применимы общепринятые принципы международного права, положения Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и других актов, взгляды международно-правовой доктрины, касающиеся заключения, вступления в силу, толкования и действия международных договоров.
Согласно господствующей точке зрения, международно-правовая норма применяется к соответствующим отношениям только в результате ее трансформации, т.е. преобразования в норму внутXигосударственного права. Такая трансформация осуществляется путем ратификации, издания актов о применении международного договора или издания иного внутригосударственного акта.

Однако и после их трансформации нормы международно-правового характера сохраняют автономный характер по отношению ко всей системе права данной страны в целом.
Как у нас решается вопрос о соотношении международного договора и внутреннего закона? Общего, генерального правила на этот счет в советском законодательстве не было, хотя надобность в нем давно назрела. Основы гражданского законодательства 1961 г. и 1991 г. предусматривали, что если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в советском гражданском законодательстве, то применяются травила международного договора (ст.

129 Основ 1961 г., ст. 170 Основ 1991 г.).

Такое же правило содержится и в Основах законодательства о браке и семье, в Основах гражданского судопроизводства, ряде других законодательных актов. Это подчеркивает значение международного договора для регулирования соответствующих отношений. Рассматриваемое положение понимается обычно как норма, которая разрешает коллизию между двумя внутригосударственными нормами: каким-либо правилом общего характера, содержащимся в законодательстве страны, и специальным изъятием из нее, вытекающим из заключенного государством международного договора.

Именно этой второй норме отдается предпочтение.
Как решаются эти вопросы в других государствах? Во Франции. например, общее положение содержится в Конституции, согласно ст.55 которой, договоры или соглашения, ратифицированные или одобренные в установленном порядке, после их публикации пользуются приоритетом перед законами, с условием применения каждого соглашения или договора другой договаривающейся стороной.
В ФРГ такого положения о приоритете нормы международного договора перед нормой внутреннего закона нет) а потому применяются общие правила специальный закон (норма) пользуется преимуществом перед общим законом (нормой), новая по времени норма перед старой. Что же касается применения норм, установленных международным договором, то германский судья может применять их только как нормы, трансформированные во внутригосударственное право.

Тема 7. Международные организации в системе международно-правовых отношений.


Международные организации влияют на развитие международно-правовых систем через участие в процессе правообразования. Правообразование (формирование права) объемная категория , включающая в себя несколько этапов: а) познание социальных факторов, вызывающих необходимость появления правовой нормы; 6) формирование правила поведения, составляющего содержание правовой нормы; в) признание этого правила в качестве обязательного и соответственно защищенного мерами международно-правового принуждения. При этом следует отметить, что в международном праве оформление правила поведения может проходить как письменно (договор), так и в виде определенной практики участников международных отношений.

Практическая взаимосвязь международных актов всегда основывается на уже существующем праве, но при этом может охватывать новые аспекты международной жизни, еще не затронутые правом. Из практики может возникнуть новое правило правового характера или этого не произойдет.

Хрестоматийным примером здесь можно назвать практику, сложившуюся в ООН, при которой воздержание при голосовании в Совете Безопасности, если оноисходит от постоянного члена, не рассматривается как применение права вето.
Международные организации участвуют в процессе правообразования через два вида деятельности правотворчество и правоприменение. Изучение правотворческой функции межправительственных организаций было приоритетной темой доктринальных исследований последних десятилетий.В этих исследованиях поднимались многие проблемы правообразования с участием международных организаций.



При этом подчеркивалось, что при реализации своей правообразующей функции межправительственная организация может выступать, во-первых, в роли вспомогательного органа в правотворческой деятельности государств.
В качестве вспомогательного органа международный институт выступает при выработке проектов международных конвенций (в том числе и при кодификации основных институтов и отраслей международного публичного и международного частного права). Во-вторых, международная организация может участвовать в правообразовании и как основной субъект правотворчества и правоприменения.

Последнее становится возможным при: а) заключении международных договоров; 6) принятии нормоустановительных решений; в) выработке рекомендаций для участников международных отношений.
При выработке любого из нормативных документов международная организация должна действовать в соответствии со своей нормотворческой компетенцией, т.е. в рамках тех полномочий, которыми она обладает согласно международному праву. Правотворческая компетенция международных организаций носит индивидуальный характер, и каждая из них имеет право на нормотворчество при особых условиях в специальных, только ей присущих видах и формах и лишь в соответствии с целями и задачами, определенными ее уставом.
Так, Венская конвенция 1986 года о праве договоров между государствами и международными организациями предусматривает, что правоспособность международных организаций заключать договоры регулируется соответствующими правилами этих организаций (ст. 6).

В ст. 2 этой же Конвенции раскрывается понятие правила организации, в которые включаются учредительные акты организации, соответствующие решения и резолюции, а также их установившаяся практика.
Согласно правилам, к примеру, межправительственных организаций системы ООН их правотворческая компетенция должна базироваться на положениях их учредительных документов (уставов) и может реализоваться лишь в соответствии с процессуальными требованиями, выработанными в этих организациях (уставы и Правила процедуры).
Критерием в разграничении компетенции структурных подразделений международного учреждения должны служить внутренние правила международной организации. Анализ практики организаций системы ООН позволяет сделать вывод о том, что договорная компетенция все в большей степени перераспределяется в пользу исполнительных органов.
Не менее важным является и вопрос распределения компетенции органов международного учреждения по поводу принятия решений, обязательных для государств-членов.
Уставы межправительственных организаций предусматривают, что подобные решения могут выноситься двумя органами высшим и исполнительным. Наиболее широкая компетенция в этом вопросе принадлежит высшему (пленарному) органу.

Тема 8. Ответственность в международном праве

. Санкции и ответственность относятся к числу фундаментальных категорий международно-правовой науки. Положение ответственности в правовом порядке является индикатором, ясно характеризующим степень развития этого порядка.
Представители доктрины международного права издавна уделяют серьезное внимание проблеме международно-правовой ответственности.
Несмотря на то что в средние века, вплоть до периода абсолютизма, не существовало стройной системы научных знаний о регулировании международных отношений, в теологических сочинениях богословов представителей католической доктрины уделялось значительное внимание вопросам международного права, в том числе и вопросам ответственности за нарушение международных договоров. Испанский богослов Франциско де Виттория (14921546) утверждал, что международное право допускает применение санкций к нарушителям международно-правовых обязательств. К санкциям он относил различного рода репрессалии (принудительные меры, применяющиеся в ответ на международное правонарушение и характеризующиеся ущемлением субъективных прав нарушителя), вплоть до вооруженных, а также войну .
С возникновением и развитием буржуазной доктрины международного права вопрос о санкциях постоянно находился в центре внимания правоведов-международников. Так, голландский ученый Гуго Греции (15831647) к международно-правовым санкциям относил репрессалии и наиболее действенной из них считал войну .
Русские дореволюционные авторы Л. А. Камаровский, В. А. ульяницкий, Ф. Ф. Мартене и др. под санкциями в международном праве понимали различные виды принудительных мер, таких, как репрессалии, блокада, интервенция, война и т. д.
Однако в работах, посвященных сложной и многоплановой проблеме международно-правовой ответственности, многие ее аспекты все еще не получили должного освещения. До сих пор даже не выработано единого понятия международно-правовой санкции.
В буржуазной науке, по мнению группы авторов, проводивших исследование проблемы санкций в международном праве в рамках Британского института по международным вопросам, наибольшее признание получило определение, в котором санкции трактуются как все действия, предпринимаемые членами международного сообщества против... нарушения права . В качестве санкций рассматривался весь комплекс негативных для государства-правонарушителя последствий: его обязанность возместить ущерб, представить удовлетворение и подчиниться принуждению.
Наряду с этой точкой зрения в классической доктрине международного права долгое время существовало и даже главенствовало мнение явно цивилистической окраски, сводящее международно-правовую ответственность к возмещению ущерба, причиненного международным правонарушением.
Международные судебные и арбитражные органы неоднократно подтверждали приверженность этой концепции в отношении санкций. Так, Международный суд ООН в своем известном консультативном заключении от 11 апреля 1949 года о возмещении ущерба, понесенного на службе ООН, высказал убеждение, что концепция, рассматривающая международно-правовые санкции и ответственность в плане выполнения обязательства возмещения, является господствующей в международно-правовой доктрине и находит реальное отражение в международном праве в качестве его принципа .
Такое понимание санкций и ответственности неправомерно ограничивало их только мерами по возмещению ущерба, в то время как все принудительные меры, допускаемые международным правом, оставались за рамками санкций и, следовательно, ответственности.
Представители позитивистского направления доктрины международного права высказывали мнение, что под санкцией следует понимать принудительные меры, применяемые к субъекту, нарушившему предписания международно-правовых норм. По их мнению, возможность применения таких мер находит обязательное закрепление в международном праве (как в договорах, так и в обычаях) и принимаются они в строго определенном порядке.
Как правило, западные ученые под принудительными мерами понимают репрессалии, реторсии (принудительные меры, характеризующиеся ненарушением охраняемых международным правом интересов и субъективных прав государства-дели-квента) и принудительные меры международных организаций. Причем именно за последними признается характер санкций международного права будущего.

Тема 9. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.


Проблема применения права в процессе международного со-трудничества по уголовным делам актуальна в связи с разрастанием международной и национальной уголовной преступности. Процессуальная характеристика интернационального правового сотрудничества по уголовным делам на договорной основе и в порядке международной вежливости и взаимности включает: цели и задачи, понятие и основные направления такого сотрудничества; стандарты, принципы, нормы, прецеденты, обыкновения в процессе оказания правовой помощи; объекты юрисдикции взаимодействующих государств; пределы взаимных обязательств сторон при сотрудничестве; составляющие предмета международной помощи (уголовное преследование, защита; следственные дейст-вия; меры пресечения; розыск, задержание и выдача преступников, их этапиров ание; иные меры процессуального принуждения, сопряженные с выдачей преступников; информационное обеспечение выдачи и других мер принуждения; юридическая природа и содержание правоотношений при сотрудничестве; правовые формы и механизмы правовой помощи).
Правовые основы международного сотрудничества устанавливаются международным и национальным правом. Основными формами международного права являются многосторонние и дву-сторонние договоры (конвенции, протоколы, соглашения) о международной борьбе с преступностью, о выдаче преступников, пра-вовой помощи по уголовным делам; международные акты о правах и свободах человека и гражданина; Устав Интерпол; международные соглашения правоохранительных органов различных государств о борьбе с преступлениями, ее инфор мационном, кри-миналистическом, оперативно-розыскном, научно-техническом и правовом обеспечении.

Правовые основы международного со-трудничества урегулированы в России: Конституцией Российской Федерации; отдельными нормами УК, УПК, законодательства о прокур атуре, оперативно-розыскной деятельности, другими феде-ральными законами и подзаконными актами правоохранительых министерств и ведомств. Вопросы выдачи преступников урегулированы Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которая заключена 10 государствами членами Содружества Независимых Государств в Минске 22 января 1993 г., а также дв усторонними договорами о правовой помощи между СССР и странами Восточной Европы и рядом других иностранных государств.

Российской Федерацией заключены двусторонние договоры о правовой помощи с республиками Кыыгызстан, Азербайджан и др.
В тех случаях, когд а между Российской Федерацией и иностранным государством нет договора о правовой помощи или о выдаче, вопросы международного сотрудничества решаются на основе принципов международного права в порядке международной вежливости и взаимности. В международном праве под экстрадицией понимают выдачу лица, совершившего международное или иное уголовное преступ-ление, для привлечения его к уголовной ответственности или исполнения вынесенного судом приговора в отношении выданного лица.

Основу институ та выдачи составляет принцип ant dedere aut judicare (лицо, совершившее преступление, должно понести суровое наказание в стране, где оно было задержано, либо в стране совершения преступленияя либо в стране, в наибольшей степени пострадавшей от преступления).
Приведем пример международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Правовой механизм (порядок) выдачи преступников, установленный международным правом и национальным законодательством взаимодействующих государств, предусматривает: - основания выдачи и отказа в выдаче преступников; - процессуальную форму международного требования (просьбы, поручения) о выдаче; - процедуру проверки поводов и оснований выдачи; - основания и порядок розыска, задержания и заключения под стражу лиц, подлежащих выдаче; - процесс передачи выдаваемого лица; - производство по осуществлению уголовного преследова-ния выданного лица.

Право выдачи преступников является суверенным правом каждого государства. Из этого общего принципиального требования следует недопустимость доставления с территории суверенного государства на территорию другого государства подозреваемых в преступлениях лиц без официального разрешения уполномоченного государством центрального органа юстиции либо с нарушением процедуры выдачи, установленной нормами международного права и национального законодательства.
По установившейся практике выдача и передача лиц производит-ся не только в соответствии с национальным законодательством и международными договорами, но и на условиях взаимности в рамках международной вежливости.

Тема 10. Дипломатиччские привилегии и иммунитеты.


Грин-Пис - межправительственная организация. На ее примере мы и рассмотрим действие привилегий и иммунитета в международном праве.

В международных отношениях гражданско-правового характера дипломаты и межправительственные орKанизации выступают как международные юридические лица, обладающие международными иммунитетами.
Приобретая собственность на имущество, находящееся в разных странах, заключаяясделки имущественного характера с гражданами различных государств, межправительственные организации не подччняют эти свои отношения ни национальному праву, ни национальной юрисдикции какого-либо государства. Межправительственная организация не может быть привлечена к разбирательству в национальном суде в качестве ответчика; в отношении ее собственности не применяются меры принуждения по предварительному обеспечению иска, как и не применяются принудительные меры по обеспечению исполнения судебного решения.

Имущество межправительственной организации, хотя бы находящееся в руках третьих лиц, не может быть предметом виндикации, на него не может быть обращено взыскание.
Иначе говоря, межправительственные организации системы Грин-Пис в международных гражданско-правовых отношениях пользуются международными иммунитетами системой льгот, заключающейся в определенном изъятии из-под действия национального законодательства и судопроизводства.
Иммунитеты межправительственных организаций имеют договорное происхождение и закрепляются, как правило, в их уччедительных документах (уставах) или в других международно-правовых соглашениях.
В системе, к примеру, ООН вопрос об иммунитетах межправительственных организаций впервые встал при выработке Устава Организации Объединенных Наций. При обсуждении этого вопроса в процессе создания ООН решались две задачи: а) фундаментальное теоретическое обоснование иммунитетов международной организации и 6) выработка конкретной статьи Устава, определяющей иммунитеты без излишней детализации .
Участники дискуссии признали, что межправительственные организации пользуются международными иммунитетами на иной, чем государства-члены, основе. Государственные иммунитеты базируются на том основании, что их носители суверенные образования. Международные иммунитеты государства служат правовым выражением принципа равный над равным власти не имеет и присущи государству с момента возникновения.

Международные иммунитеты межправительственной организации могут возникнуть только на договорной основе и предоставляются учреждению в силу функциональной необходимости. Межправительственные организации наделяются международными иммунитетами с целью создания такого статуса, при котором организация сможет беспрепятственно осуществлять свои полномочия международного характера, оставаясь независимой от действия национального права и судопроизводства отдельных государств.
Функциональная природа иммунитетов и привилегий международных институтов базируется, во-первых, на том обстоятельстве, что только иммунитет и привилегии способны защитить организацию от контроля со стороны отдельных государств-членов; во-вторых, позволяет международной организации иметь собственные материальные и денежные ресурсы, не подпадающие под действие соответствующих контрольных механизмов государств, в которых находится штаб-квартира или ее отделения; в-третьих, иммунитет позволит уберечь организацию от бремени налогов в пользу казны отдельного государства.
Идея функциональной необходимости иммунитетов нашла отражение в ст. 104 и ст. 105 Устава ООН, посвященных статусу международной организации как юридического лица и ее международным иммунитетам.

Обе эти статьи были сформулированы в предельно общем виде и включали в себя следующие положения: Организация Объединенных Наций пользуется на территории каждого из своих членов такими правоспособностью, привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения ее функций и достижения ее целей.
На практике большая часть гражданско-правовых отношений международных учреждений на территории США регулируется внутренними правилами международных организаций, а законодательству США отводится вспомогательная роль, оно действует лишь в качестве дополнения к правилам международной организации и лишь постольку, поскольку те или иные вопросы не урегулированы этими правилами.
Соглашение ООН и правительства США об иммунитетах организации было одним из первых в ряду международных договоров, заключенных межправительственными организациями с правительством страны пребывания.
Подобные соглашения разрабатываются по определенной схеме и, как правило, включают следующий набор международных иммунитетов: а) изъятие из-под действия национального законодательства; 6) иммунитет от применения местного судопроизводства; в) меры по защите собственности межправительственной организации.

Тема 11. Международная безопасность

.
Право международной безопасности совокупность принципов и норм, регулирующих взаимодействие государств в области обеспечения всеобщего мира и безопасности, включая превен-тивную деятельность. Решающий вклад в формирование концепции права международной безопасности внесла отечественная наука, труды О. В. Богданова, С. А. Малинина, В. Ф. Петровского, Э. И. Скакунова, В. К. Собакина, Г. И. Тункина.

Из зарубежных авторов назовем болгарского юриста И. Генова.
На протяжении всей истории человек мечтал о мире. Лучшие умы посвятили этой проблеме свои труды. Но, только в наше время созрели условия, открывающие реальные перспективы обеспечения всеобщего мира.

В прошлом государства стремились обеспечить свою безопасность самостоятельно или при помощи ограниченных союзов. Ныне мир и безопасность мыслимы лишь как всеобщие. Последние десятилетия показали, что невозможно выиграть не только ядерную войну, но и гонку вооружений.

Навязанная нашей стране гонка вооружений явилась одной из причин подрыва ее экономики. Стала очевидной необходимость иных средств обеспечения безопасности, иных методов.

Безопасность каждого государства зависит от безопасности всех. Мир неделим. Отсюда необходимость широкого и активного сотрудничества государств. Эти усилия требуют затрат.

Их естественным источником являются средства, которые шли на вооружения. Сокращение вооружений до уровня, необходимого для самообороны и участия в коллективных миротворческих действиях, стало требованием времени.
Важный вклад в формирование права международной безопасности принадлежит нашей стране. В Декрете о мире 1917 г., в его концепции справедливого, демократического мира содержались принципы системы мира и безопасности.

Захватнические войны объявлялись величайшим преступлением против человечества.
Ограниченный вклад в формирование права международной безопасности внесла Лига Наций. Вне ее также предпринимались усилия по обеспечению безопасности путем двусторонних и групповых договоров.

Активную роль в этом играл СССР. Вся эта деятельность не увенчалась успехом и тем не менее нельзя игнорировать ее значение для формирования права международной безопасности.



Содержание раздела