В результате не получают разработки и внедрения в жизнь правила и приемы деятельности, отвечающие современным запросам, потребностям общества. Сотни тысяч предпринимателей действуют без четких установок и рекомендаций.
Итак, в качестве обязательных участков торгового оборота должны приниматься: 1) сбыт изготовителями своих товаров; 2) деятельность оптовых торговых и иных посреднических звеньев; 3) наконец, действия субъектов по приобретению товаров, обеспечению себя необходимыми ресурсами. Все эти участки, а не одни лишь действия оптовых торговцев составляют содержание торговой деятельности и предмет регулирования коммерческого права.
Характерно, что процесс розничной продажи товаров гражданам обычно не включается в предмет регулирования коммерческого права. Этот вовсе не свидетельствует о невнимании к гражданам.
Оптовая торговля и снабжение по своим целям, содержанию и правилам существенно отличаются от розничных сделок. Кроме того, розничная торговля достаточно полно регламентируется гражданским законодательством и не нуждается в специальном регулировании в коммерческом праве.
4. Основное содержание курса коммерческого права составляет правовое регулирование торговых действий, совершаемых по поводу обращения товаров и имеющих целью извлечение прибыли. В тех случаях, когда товары используются непредпринимательскими организациями, их приобретение не создает прибыли.
Однако оно служит необходимым условием обеспечения жизнедеятельности таких организаций и потому включается в сферу коммерческого права.
К собственно торговым действиям примыкает огромное число вспомогательных и побочных действий (доставка, хранение, привлечение агентов и др.), которые также признаются торговыми, поскольку служат увеличению торговой прибыли. Без большинства таких действий осуществление торговли в современных условиях просто невозможно, вне торговли эти действия утрачивают свое значение.
Изучение правового регулирования такого рода действий составляет важную часть дисциплины коммерческого права.
Имеется еще одна совершенно особая теоретическая и практическая задача коммерческого права - правовое содействие становлению российского товарного рынка. Не построив рынок, не создав необходимые основные звенья рыночной системы, нечего пытаться регулировать рыночные отношения.
Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка, налаживание устойчивых торгово-хозяйственных связей имеют решающее значение для преодоления нынешнего бедственного состояния страны, для нормального развития экономики. Названные проблемы с необходимостью должны включаться в предмет науки коммерческого права и сферу регулирования торгового законодательства.
Таким образом, теория коммерческого права призвана изучать и подготавливать научно обоснованные предложения о законодательных мерах по совершенствованию организации субъектов торгового оборота, развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка. Этот важный участок товарного обращения не может оставаться вне поля зрения коммерческого права, хотя он стоит достаточно обособленно к основному содержанию данной дисциплины.
Сходным образом, хотя процесс розничной торговли традиционно не рассматривается коммерческим правом, западные коммерциалисты в настоящее время активно занимаются законодательством о защите прав потребителей. Объективная необходимость рассмотрения этих вопросов обусловливается их пограничным положением с проблематикой коммерческого права, важностью учета прав потребителей не только на всех стадиях продвижения товара, но даже в процессе его производства.
К национальному коммерческому праву примыкает международное коммерческое право (право международной торговли), на объективный процесс формирования которого обращали внимание еще Г.Ф. Шершеневич и А.Ф. Федоров в начале ХХ в. В последние десятилетия в связи со значительным увеличением объемов нормативного материала по праву международной торговли, образованием нового lex mercatoria эта проблема актуализировалась.
В настоящей книге по мере необходимости указываются нормативные акты международного коммерческого права.
5. Для правильного понимания предмета коммерческого права важно определение его соотношения со смежными юридическими и иными дисциплинами.
Прежде всего - о соотношении с правом гражданским. Коммерческое право представляет собой специальную область гражданского права. Оно берет из гражданского права готовыми многие понятия и целые институты, соответственно видоизменяя последние.
Существующая взаимосвязь проявляется в субсидиарном применении к торговым отношениям норм гражданского законодательства при отсутствии специальных торговых законов и обычаев.
Обязательственные отношения в торговом обороте требуют применения особых договоров, не предусмотренных гражданским правом либо существенно видоизмененных по сравнению с последним.
По мере своего поступательного движения коммерческое право вырабатывает собственные принципы, правовые конструкции, правила, совершенно не известные гражданскому праву. Гораздо большее значение в коммерческом праве, чем в гражданском, имеют деловые обычаи, именуемые здесь обычаями торгового оборота.
Существующее стремление отдельных научных кругов к объединению коммерческого права с гражданским ведет, с одной стороны, к необходимости допускать в гражданском законодательстве множество исключений из общих положений, с другой - к оставлению нерешенными важных вопросов и созданию препятствий к развитию российского торгового оборота.
Теперь о соотношении коммерческого и предпринимательского права. Здесь следует подчеркнуть, что коммерция является одним из видов предпринимательства, однако коммерческое право не имеет отношения к праву предпринимательскому.
Как и всякая отрасль экономики, товарное обращение в существенной степени регулируется установлениями государственного, административного, налогового, уголовного и других отраслей публичного права. Однако под коммерческим правом в науке и законодательстве понимаются, прежде всего, частноправовые нормы.
За рубежом коммерческим правом признается исключительно система норм частного права. Ни как отрасль публичного права, ни как смешение норм частного и публичного характера коммерческое право не могло бы иметь никаких оснований для самостоятельного существования.
Предпринимательское право называет себя комплексной отраслью, осуществляющей правовое регулирование предпринимательской деятельности нормами различных отраслей права. Однако предпринимательское право не выделяет и не учитывает отличий отраслевых методов правового регулирования.
Не рассматриваются и способы обеспечения взаимосвязи между разноотраслевыми установлениями, относящимися к общему объекту. Таким образом, это более упрощенный, огрубленный подход, основанный на игнорировании различий отраслевых методов правового регулирования, способов установления взаимосогласованности между решениями по вопросам предпринимательства, принимаемыми в разных отраслях права.
По этим причинам коммерческое право пока не находит точек соприкосновения с предпринимательским правом.
Коммерческое право и менеджмент. Менеджмент может быть определен как управленческая деятельность фирмы по выработке целей и политики ведения бизнеса, предполагающая комплексный анализ факторов, влияющих на его эффективность.
При выработке долгосрочных установок и ориентиров по укреплению позиций на рынке, новых направлений производства и сбыта крайне важно принимать во внимание требования законодательства, возможности и порядок использования договора и других правовых средств. В России эффективность управленческих решений обычно снижается или не достигается вообще из-за игнорирования правовых аспектов соответствующей деятельности.
Коммерческое право ориентирует юристов фирм на непосредственное участие в подготовке управленческих решений с использованием положений, излагаемых в данной книге и других трудах коммерциалистов.
Коммерческое право и логистика. В сфере торговли осуществляются разнообразные операции с товаром, подразделяемые на два основных вида: коммерческие и технологические.
Коммерческие операции связаны со сменой собственников и форм стоимости товара (потребительная и меновая). В отличие от них технологические операции связаны с движением товара как потребительной стоимости.
Таковы перемещение, создание запасов, подсортировка, распределение и др.
Технологические процессы и операции являются предметом специальной дисциплины - логистики. Логистика занимается изучением и оптимизацией товародвижения в процессе доведения сырья и готовой продукции до потребителей.
Знания логистики представляют совокупность способов организации перемещения товаров, их хранения и распределения, управления материальными потоками.
Вместе с тем логистика не предусматривает учета требований законодательства, применения таких правовых средств организации товарных операций, как договор, имущественная ответственность и др. Поэтому положения логистики должны согласовываться с правовыми установлениями, знаниями коммерческого права.
1. Актуальные проблемы коммерческого права: Сборник статей/Под ред. проф. Б.И. Пугинского.
М., 2002.
2. Андреева Л.В. Коммерческое право России: проблемы правового регулирования.
М., 2004.
3. Круглова Н.Ю. Коммерческое право: Учебник.
М., 1999.
4. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов.
М., 1997.
5. Цитович П.П. Очерк основных понятий торгового права (по изд. 1886 г.).
М., 2001.
6. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изд.
1914 г.). М., 1994.
1. Торговое право, его история уходят в глубь тысячелетий. Властные установления о торговле, правила купеческой деятельности встречаются почти во всех правовых памятниках древности.
Достаточно полную разработку вопросы торгового оборота получают в римском праве. К. Маркс характеризовал римское частное право как отличающееся непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев*(1).
Для нормирования торговых отношений не было необходимости создавать особое торговое право, поскольку, по утверждениям исследователей, должная гибкость и применимость системы jus gentium к торговому быту обеспечивалась свободной преторской юрисдикцией.
Развитие торгового права в его подлинном значении связано со становлением капиталистических отношений.
В дореволюционной юридической литературе было принято различать три этапа в становлении и развитии торгового права. Эта периодизация содержится в старых российских учебниках, трудах западноевропейских коммерциалистов. К настоящему времени эта классификация устарела.
В современной литературе она уже не используется в связи с радикальными изменениями системы торговли. Однако в познавательном отношении это прежнее разграничение весьма поучительно.
Первый период обычно именуют итальянским. Он знаменует зарождение европейского торгового права. В XI-XV вв. Италия была одним из наиболее экономически развитых регионов, являлась посредницей в торговых связях Средиземноморских стран.
Это был наиболее мощный узел мировой торговли.
Именно в Италии получила развитие специальная торговая юрисдикция, сформировались морские обычаи. В 1494 г. в Италии была издана книга Луки Пачоли Трактат о счетах и записях, которая положила начало бухгалтерскому учету в торговой и банковской сферах.
Это была знаменитая итальянская бухгалтерия с воспринятыми во всем мире приемами и терминологией: учет по методу баланса и отражение операций путем двойной записи (дебет - кредит).
Второй период - французский - связывают с превращением Франции с XVI в. в одну из крупных торговых держав. Государственная власть проявила дальновидность и последовательно оказывала покровительство развитию торговли.
При этом власть исходила из двух стратегических целей - обогащения казны и сплочения, консолидации государства вопреки сепаратистским действиям феодальной знати.
К этому периоду относятся первые опыты кодификации торгового законодательства. В 1673 г., с которого многие ученые и ведут начало собственно торгового права, принимается Торговый ордонанс. В 1807 г. издается наполеоновский Торговый кодекс.
Исследователи отмечают его огромное влияние на другие страны.
Ясность редакции и относительная полнота его установлений, учитывавших обычаи торгового оборота, обеспечили французскому, а позднее -и германскому торговым кодексам значение образца для торгового законодательства Европы и других частей света.
Третий период именуют германским. Заметим, что в XVIII-XIX вв. крупнейшей торговой державой была Великобритания, на нее приходилась основная доля мирового товарооборота.
Однако в силу особенностей правовой системы ее вклад в развитие торгового права был незначителен.
Германский период характеризуется принятием в 1861 г. Общегерманского торгового уложения. Уложение установило общие правила товарного обращения на территории страны. В этот период Германия представляла собой конгломерат из почти сотни разрозненных княжеств, герцогств, свободных городов.
Общегерманское торговое уложение сыграло поистине выдающуюся роль в развитии торгово-хозяйственных связей в стране, в формировании единого немецкого рынка. Оно стало мощным инструментом консолидации страны.
Г.Ф. Шершеневич в своем учебнике отмечает любопытный факт, достойный нашего внимания. В 1896 г. уже в единой Германии было принято Гражданское уложение.
С его изданием необходимость в существовании отдельного Торгового уложения ослабла, поскольку многие общегражданские положения были перенесены в Гражданское уложение. Однако с учетом того, какую огромную роль Торговое уложение 1861 г. сыграло в превращении страны в централизованное и мощное государство, в 1897 г. было осуществлено его переиздание.
Это стал более современный и четкий акт.
Под влиянием успеха законодательных шагов в Германии, да и с учетом собственных потребностей, в конце XIX в. почти во всех европейских и многих других странах наряду с гражданскими были приняты самостоятельные торговые кодексы. Так, в 1899 г. Япония приняла Торговый кодекс, во многом позаимствовав германский опыт.
Почти все эти кодексы продолжают действовать с соответствующими изменениями и поныне.
2. Рассмотренная периодизация истории торгового права имеет в основном познавательное значение. В настоящее время гораздо более важно понимание основных процессов, происходящих в сфере товарного обращения, и их отражение в праве.
Здесь актуально следующее.
На протяжении тысячелетий торговая деятельность последовательно развивалась и совершенствовалась, но это развитие носило эволюционный характер. Однако в 60-е годы ХХ в. в США, а затем - в Западной Европе произошло то, что нередко обоснованно называется торговой революцией. Известны культурные революции, научно-технические, информационные - о них много написано.
А вот свершившуюся торговую революцию наши управленцы и экономисты оставили без внимания, хотя по значимости она была ничуть не меньше указанных. Она произошла в США, ее результаты использовали также другие развитые страны, к сожалению, кроме России.
В чем выражалась эта революция? Во-первых, в резком и постоянном увеличении объемов продаж. За последние 30 лет объемы мировой торговли возросли в 5 раз, одновременно увеличились объемы внутренней торговли. Во-вторых, в изменении методов организации производства и сбыта товаров.
Производство стало базироваться на предварительном изучении потребностей в товаре, прогнозировании возможностей его продажи. В результате производство начало целиком определяться запросами покупателей.
Изготавливается только то и в таком количестве, что реально может быть продано.
Указанные меры позволили устранить кризисы перепроизводства. Рыночная экономика приобрела черты высокой организованности, динамичности. Более того, наше планирование, которым мы гордились в советский период, к сожалению, не могло обеспечить столь высокого уровня сбалансированности производства и потребления.
Достаточно сказать, что, согласно статистическим данным, в 1990 г. излишние запасы сырья и материалов на складах предприятий равнялись трехгодовому объему внутреннего валового продукта.
Еще один аспект торговой революции - структурная перестройка сбыта и снабжения. Появились мощные посреднические звенья, занимающиеся продвижением товара. Такие звенья включают в себя головную сбытовую фирму и зависимую от нее сеть дилеров-распространителей.
Сейчас в США существует более 300 тыс. оптовых фирм по сбыту различных товаров, ФРГ - 100 тыс., Италии - 90 тыс. (в России - около 20 тыс.). Многие предприятия-изготовители передали функции сбыта своих товаров этим посредническим звеньям, которые в силу специализации способны более эффективно вести торговую деятельность.
Усилиями посредников сейчас обеспечивается оперативное и равномерное продвижение товаров во все точки страны и за рубеж.
Торговая революция привела и к другим замечательным результатам. Появление оптовых посредников в качестве мощной самостоятельной силы позволило сломить диктат производителей над потребителями, который даже на Западе сохранялся до 60-х годов.
Оптовые посредники, исходя из целей увеличения собственной прибыли, обеспечили решающее влияние интересов потребителей на развитие производства. Они добились непрерывного совершенствования товаров, улучшения качества, расширения ассортимента для удовлетворения запросов покупателей.
Потребитель, т.е. все население, получил наибольший выигрыш от происшедшей торговой революции.
В народном хозяйстве СССР диктат производителей в беспрецедентных формах существовал все 70 лет, не искоренен он и в современной России.
Показательно, что если в нашей стране продолжают отмечаться профессиональные праздники, в том числе День работника торговли, то в США в период президентства Кеннеди был провозглашен День потребителя. Это действительно всеобщий праздник, поскольку потребителем является каждый житель страны, от бродяги до сенатора.
Среди позитивных перемен в стране одна из значимых - это издание Закона РФ от 07.02.92 N 2300-1 О защите прав потребителей (в ред. Федерального закона от 09.01.96 N 2-ФЗ)*(2). Он предоставляет прежде небывалые возможности защиты прав и интересов граждан.
Это позволяет человеку несколько разогнуть спину, эффективнее бороться с постоянными унижениями в сфере торговли и услуг.
Торговая революция создала то, что называют новым качеством жизни людей на Западе. Эта категория включает в себя улучшение качества и структурного состава продуктов, потребляемых основной массой населения, а также увеличение объема свободного времени людей за счет ликвидации дефицитов и убыстрения торговых операций.
Торговая революция опиралась на мощное правовое обеспечение, сопровождалась бурным развитием торгового права. Это проявилось, прежде всего, в уточнении изданных много десятилетий назад торговых кодексов, во внесении в них изменений в соответствии с современными требованиями торгового оборота. Так, внесены существенные изменения в ряд разделов Германского торгового уложения.
Во Франции в 1999 г. принят новый Торговый кодекс.
В качестве второго важного показателя развития торгового права надо отметить законодательные меры в государствах общей системы права. Например, в США в 60-е годы был принят Единообразный торговый кодекс, по своей сути являющийся модельным законом.
На его основе в каждом штате изданы свои торговые кодексы. Единообразный торговый кодекс США регулярно дополняется и уточняется, что свидетельствует о его значимости и актуальности.
В Англии на рубеже 70-80-х годов принят ряд законов торгового права. Таковы Закон о справедливой торговле 1973 г., Закон о недобросовестных торговых условиях 1977 г., Закон о купле-продаже 1979 г., два закона об исковой давности 1980 г., Закон о передаче имущества 1982 г. и др. Издание названных законов в США и Англии знаменует слом так называемой общей системы права, причем необратимый.
Вместо прецедентной она становится нормативнопрецедентной, причем дальнейшее ее развитие идет по пути увеличения доли законодательного регулирования (статутов).
В качестве важного направления развития торгового права следует назвать гармонизацию национального торгового законодательства. Этому способствует заключение международных соглашений, а также издание международными организациями большого числа актов по различным вопросам
торговой деятельности.
Ряд соглашений принят в качестве конвенций ООН. Так, первоочередное значение имеет Конвенция о договорах международной купли-продажи (Вена, 1980 г.).
По правилам Венской конвенции заключаются все внешнеторговые сделки, если только они не подпадают под действие других соглашений.
Большое число соглашений и других документов подготовлено комиссиями и организациями под эгидой ООН. Таковы, прежде всего, документы ЮНКТАД - Конференции ООН по торговле и развитию; ЮНСИТРАЛ - Комиссии ООН по праву международной торговли.
Международные соглашения унифицируют порядок применения цен и тарифов, стандартизации и сертификации товаров, закрепляют общие правила перевозок грузов. В результате товарное обращение в разных странах осуществляется по все более взаимосогласованным правилам.
Новым направлением развития торгового права явилось издание в документированном виде современных обычаев торгового оборота и рекомендательных правовых актов по вопросам торговых отношений.
Так, резко активизировалась в последние десятилетия деятельность Международной торговой палаты и других авторитетных общественных организаций по обобщению обычаев торгового оборота и их документированию в своих изданиях. они касаются определения условий торговых договоров, порядка расчетов за товары и других вопросов. Таковы, например, Международные правила толкования торговых терминов (Инкотермс), типовые дистрибьюторские и агентские соглашения, правила об аккредитивах, чеках, инкассо и др.
Римский институт УНИДРУА публикует обобщения обычаев международного торгового оборота. Основным подготовленным им документом являются Принципы международных коммерческих договоров 1994 г.*(3), в которые регулярно вносятся дополнения. Документы Международной торговой палаты и Принципы УНИДРУА направлены на регулирование внешнеторговых отношений.
Однако они все шире используются также во внутреннем торговом обороте, в том числе в России (в частности, Инкотермс) при наличии ссылок на них в заключаемых договорах.
Объединение разрозненных торговых обычаев и публикация их в официальных изданиях придали им новые регулирующие возможности. Они применяются как доказательства принятой всеобщей практики, выполняют также систематизирующую функцию.
Документированные торговые обычаи оказывают существенное влияние на гармонизацию национального торгового права, определяют тенденции его развития.
Целям унификации и гармонизации торгового права служат Принципы европейского договорного права (ПЕДП), первоначально намечавшиеся как проект Европейского единообразного торгового кодекса. Комиссия по подготовке ПЕДП, созданная Институтом Европейского университета, завершила в 1999 г. разработку трех частей этого документа.
Он характеризуется высокой степенью учета наиболее важных действующих положений международного и национального торгового права.
Существенной особенностью ПЕДП является отказ от детализации нормативного регулирования обязательственных отношений и переход к регулированию, прежде всего на основе сформулированных общих принципов торговой деятельности (добросовестность, взаимное содействие и др.). Такой подход позволяет при применении ПЕДП преодолевать расхождения национального торгового права. Принципы европейского договорного права получили одобрение руководящих органов Европейского союза.
Они находят реализацию в торговой деятельности, практике зарубежных судов.
Сходное значение имеет Свод принципов, правил и стандартов lex mercatoria, сокращенно именуемый Принципами СЕНТРАЛ.