d9e5a92d

Выработка условий торговых договоров

Закон оказывает влияние на их формирование, но это влияние уже совсем иного рода. Можно назвать следующие способы воздействия закона на усмотрение договорныхконтрагентов при выработке таких условий.
Во-первых, закон содержит общедозволительные положения. Они позволяют сторонам заключать договоры, вообще не предусмотренные законом; разрешают включать в договоры по своему усмотрению любые условия, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия определено законом или иными правовыми актами.

Методом регулирования коммерческого права, как и гражданского, является дозволительность.
Во-вторых, закон может предписывать сторонам выработать определенные условия, не касаясь их содержания. Это может выглядеть как требование о наличии в договоре условия о предмете, сроках и других существенных условий. Имеется немало указаний правовых актов о необходимости решения соответствующих вопросов в договоре.

Подобные нормы уполномочивают субъектов на самостоятельную выработку содержания договорных пунктов. Такие нормы можно назвать управомочивающими.
Закон нередко (и это специфика частного права) предусматривает договорные условия в диспозитивном виде. Стороны могут выработать любую формулировку такого условия, но если они этого не сделали, то будет действовать условие, содержащееся в диспозитивной норме.
Наконец, многие правовые нормы рассчитаны на конкретизацию их содержания. В правовых актах даются предельно общие правила, которые зачастую должны развертываться, подгоняться сторонами под конкретные условия их деятельности.
Имеются и другие способы воздействия законодательства на определение субъектами содержания заключаемых договоров.
Нельзя обойти такой вопрос, как соотношение стандартизированных (типовых) текстов и индивидуально вырабатываемых договоров. Порой высказываются утверждения, что на Западе работают в основном по стандартизированным проформам договоров; существует множество таких проформ договоров, разработанных промышленными и торговыми ассоциациями.
Конечно, когда купля-продажа осуществляется в типовом режиме, например, при биржевых операциях или при регулярной продаже производителем или крупной оптовой организацией своих товаров, то приходится использовать стандартизированные тексты. Применение шаблонных проформ договоров вполне допустимо, когда речь идет о продаже незначительных количеств товара и в отношениях сторон нет существенных особенностей.
Однако в нашей договорной практике, к сожалению, дело обстоит совершенно иначе. Если на Западе используются сотни договорных проформ, которые разработаны для реализации конкретных видов товаров, то российские фирмы нередко по имеющемуся у них общему образцу договора реализуют любые товары.

Точно так же в издаваемых брошюрах с образцами договоровпредлагается один общий текст для каждого вида договоров.
Если составлять договор, руководствуясь текстом закона, комментариями к нему либо взяв за основу общий образец, то в таком договоре всегда будет отсутствовать главное: согласованность содержания договора с конкретными условиями деятельности субъектов, их реальными возможностями и хозяйственными интересами. Исполнение подобного договора всегда будет сопряжено с трудностями, излишними затратами.
Поэтому необходимо использовать другой способ работы. Каждое включаемое в договор условие должно вырабатываться индивидуальным образом, с тем чтобы максимально учитывать конкретные возможности и интересы контрагентов, обеспечивать достижение необходимого им результата.

В этом состоит основной смысл техники договорной работы, в этом же заключается важное правило коммерческого права.
Оптимальное определение условий договоров предполагает привлечение к их выработке наиболее квалифицированных специалистов фирмы по соответствующим вопросам. Согласование с другой стороной приемлемых формулировок производится в ходе преддоговорных контактов.

Когда проведение переговоров представляется неоправданным из-за значительных затрат, стороны могут достичь необходимого результата путем переписки, излагая возможные формулировки соответствующих пунктов и основания, по которым не могут быть приняты требования контрагента.
2. Для торговых договоров, как и любых других, существенным является условие о предмете. В российском законодательстве содержание предмета купли-продажи впервые предусмотрено ст. 455 ГК РФ. Условие о предмете считается согласованным, если из него можно определить наименование и количество товара.

Итак, предмет реализационных договоров выражается через наименование товара и через его количество.


На практике приходится сталкиваться с затруднениями, когда указанное в договоре наименование нечетко или неполно обозначает предмет сделки. Так, стороны нередко используют обобщенные, видовые понятия, например, нефтепродукты, кондитерские изделия. Это серьезный дефект договора, поскольку такого наименования явно недостаточно для исполнения обязательства.

В подобных случаях возникает необходимость дополнительно учитывать сведения об ассортименте или о качестве товара. Они позволяют уточнить, конкретизировать предмет.
В отношении количества коммерческая практика признает допустимым как конкретное указание числа единиц, метров или массы товара, так и установление в договоре не собственно количества, а порядка определения количества товара. Например, стороны указывают, что продавец обязуется передать количество сахара, которое удастся закупить на полученные от покупателя деньги по цене, которая сложится на момент закупки.

Возможность подобного косвенного определения количества закреплена в ст. 465 ГК РФ, а для внешнеторговых контактов - в п. 14 Венской конвенции 1980 г.
В торговых отношениях часто встречается примерное определение количества товара путем указания минимального и максимального пределов. Разновидностью установления верхнего и нижнего пределов являются предусматриваемые допустимые отклонения. Они устанавливаются при массовых поставках товаров и предполагают, что договор выполнен надлежащим образом, если отступление не превышает допустимого процента.

Согласно обычаям международной торговли, если количество товара указано со словами около или приблизительно, то допустимая разница при поставке может составлять плюс-минус 10 процентов.
Вместе с тем нельзя определять один, только высший или только низший, предел либо указывать количество со словами до или не более такого-то размера. Такие слова могут быть истолкованы как любое количество не свыше или не ниже указанного в договоре.
Количество продаваемого товара может дробиться на отдельные партии с отгрузкой в частные сроки (сроки для отгрузки частей от общего количества). Когда в договоре определены партии, то они также рассматриваются как предмет, но уже для соответствующего периода.

Понятие партии товара как количества, подлежащего поставке в частный срок, появилось в российском законодательстве лишь в последние годы. Раньше такого термина вообще не существовало, что создавало известные затруднения.

Это также свидетельствует о значительном отставании в разработке повседневно необходимых понятий отечественного торгового права.
Размеры отдельных партий могут быть одинаковыми, однако могут определяться в несовпадающих количествах. Необходимость различного размера партий может диктоваться неодинаковым спросом на товар в разных сезонах, колебаниями объемов производства в течение года в связи с остановкой оборудования на профилактический ремонт или массовыми летними отпусками рабочих.

Указанные обстоятельства надлежит учитывать на стадии заключения договора.
При реализации товаров с ограниченными сроками годности, прежде всего скоропортящихся товаров, приходится использовать сложные конструкции условия о количестве. В договоре согласовывается минимальный объем поставок на год с распределением по месяцам. При этом предусматривается, что отгрузка производится в соответствии с заявками покупателя (получателей): суточными, пятидневными или иными. Общее количество поставленного товара подсчитывается по окончании месяца.

Такой порядок позволяет планировать необходимый минимум производства и продаж и вместе с тем оперативно изменять количество с учетом колебаний спроса. Так определяется количество отгружаемых организациям розничной торговли молочных, хлебобулочных, мясных, рыбных и иных подобных товаров.
Непосредственно с предметом связан такой показатель, как ассортимент (или, что одно и то же, - номенклатура) товаров. Принято различать групповой и развернутый ассортимент.

Групповой ассортимент обозначает в укрупненных показателях виды товара: обувь мужская, автомобили легковые. Под развернутым ассортиментом понимаются конкретные марки, модели, рецепты, фасоны, размеры товара. Изделие может переводиться в самостоятельную ассортиментную позицию в результате указания сторонами в договоре любого признака, выделяющего товар из товаров данного вида.

Это может быть показатель, касающийся цвета, рисунка, порядка упаковки, расфасовки и т.п. При большом числе ассортиментных позиций они указываются в спецификации, оформляемой как часть договора.
Если изделие выделено в отдельную ассортиментную позицию, то покупатель заинтересован в передаче ему именно такого товара. Статья 512 ГК РФ предусматривает, что в поставочных отношениях замена изделий одного ассортимента другими допускается с предварительного письменного согласия покупателя, даваемого до отгрузки заменяющего товара.

При несоблюдении этого правила поставщик несет ответственность за неисполнение обязательства, даже если покупатель принял и оплатил товар другого ассортимента.
Для договора купли-продажи ст. 468 ГК РФ иначе решает вопросы изменения ассортимента. (Это одно из многочисленных и ничем не обусловленных расхождений общих положений о купле-продаже и норм о поставке, создающих специфику договора поставки). Согласно названной норме покупатель вправе отказаться от принятия доставленных продавцом товаров незаказанного ассортимента и потребовать их замены. Однако если покупатель в разумный срок не сообщит об отказе от товаров ненадлежащего ассортимента, то он не может требовать их замены и договор признается выполненным.

Такой порядок сопряжен с большим риском для продавца, поэтому целесообразно по аналогии предусматривать в договорах процедуру изменения ассортимента, установленную для отношений по поставкам.
При колебаниях спроса и сложности установления ассортимента на длительные сроки возможно определение ассортимента лишь на ближайшие периоды: квартал или полугодие. В таких случаях, в особенности при заключении договоров на несколько лет, в них следует определять порядок согласования ассортимента на каждый отдельный период.

Важно конкретно указывать, кто и в какие сроки высылает проект спецификации на следующие периоды, в какой срок могут заявляться разногласия и как они урегулируются. Когда договор определяет ассортимент на год или на ряд лет, то в нем может предусматриваться противоположное условие, а именно право покупателя уточнять согласованный ассортимент, например, внося предложение об этом за 30 дней до начала каждого квартала.
В торговых договорах могут и должны предусматриваться обязанности продавцов по расширению ассортимента, освоению выпуска новых видов товаров, более привлекательных по своим свойствам. Договор - единственное правовое средство решения задачи удовлетворения ассортиментных запросов потребителей.

Ведущая роль договора в удовлетворении ассортиментных запросов общества пока слабо осознана нашими управленцами и правовой наукой. В законодательных актах, цивилистических трудах не найти рекомендаций об использовании возможностей договора для расширения и обновления ассортимента приобретаемых товаров.
В обстановке приниженной роли договора в стране весь советский период происходило свертывание, оскудение ассортимента товаров. В настоящее время процесс расширения ассортимента российских товаров идет крайне медленно.

Сохраняется дефицит, нехватка многих видов изделий, хотя, по данным статистики, производственные мощности загружены лишь наполовину.
Движущей силой в данном деле должны стать требования оптовых и розничных торговых организаций, других потребителей к производителям при заключении договоров. Промышленность сама в условиях монополизма и слабой конкуренции улучшать ассортимент не начнет. Это подтверждает зарубежная и отечественная практика.

Лишь когда в массе договоров начнут предусматриваться условия о последовательном расширении и обновлении ассортимента, только тогда дело изменится к лучшему.
Включение в договор условий об изменении ассортимента нередко требует от производителей инвестиций, финансовых затрат на закупку оборудования и материалов, разработку и освоение новых технологий. Для того чтобы быть уверенным в возмещении ему таких затрат, поставщик должен добиваться точного определения в договоре того, какие конкретно новые изделия, в каких количествах и начиная с какого периода должны будут поставляться покупателю.
С предметом договора тесно связано условие о сроках. Следует, прежде всего, различать срок действия договора и срок передачи или отгрузки товара.

По сроку действия различают краткосрочные, среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (пять и более лет) договоры.
В отношении сроков передачи (отгрузки) товара законодательство о купле-продаже не требует их указания в договоре. Такое совершенно неприемлемо для торговых отношений.
Срок передачи или отгрузки, которая приравнивается к передаче, может определяться конкретной датой или указанием периода, в котором должен быть отгружен товар. При регулярном характере отгрузок наряду с общим сроком поставки в договоре устанавливаются частные сроки, т.е. периоды для отгрузок отдельными частями (партиями).

Если договор предусматривает поставку отдельными партиями, но сами периоды поставки не определены, то согласно ст. 508 ГК РФ товары должны поставляться равными партиями помесячно.
Установление частных сроков актуально для любых видов реализационных договоров: поставки, оптовой купли-продажи, поставки для государственных нужд, контрактации. ГК РФ урегулировал эти вопросы только для отношений по поставкам. Поэтому при заключении других видов реализационных договоров самим сторонам следует предусматривать в них частные сроки отгрузок и размеры отдельных партий.

Установление в договорах частных сроков оказывает серьезное упорядочивающее воздействие на производственную и торговую деятельность субъектов.
При выработке условий о сроках следует учитывать такие факторы, как длительность цикла производства изделий, продолжительность транспортировки, наличие у продавца и покупателя складских площадей для хранения готового товара и др. Исходя из них в договорах указываются соответствующие по продолжительности частные сроки (7-дневные, 10дневные и иные), причем такая периодичность должна быть обоснованной в экономическом и других отношениях, базироваться на тщательных расчетах.
Условие о частных сроках требует его увязки с ассортиментом и количеством. Изготовление изделий в широком ассортименте связано с частыми переналадками оборудования. Остановки для переналадки уменьшают выход готовой продукции.

Поэтому для совмещения ассортиментных запросов потребителей с задачей сохранения объемов производства используются сложные конструкции условий о сроках. Так, применяются двойные сроки: по общим объемам поставки (они более короткие) и по развернутому ассортименту - более продолжительные.
Для этого в договорах предусматривается, например, что поставщик обязан отгружать товар в 5-дневные сроки в количествах, составляющих 1/6 стоимости месячной партии товара. Одновременно устанавливается, что в пределах месячного срока поставщик обязан поставить товар всего согласованного ассортимента.

Подобный порядок позволяет производителю значительно сократить число переналадок и потери от остановок оборудования.
На определение сроков влияет и продолжительность транспортировки. По закону обязательство считается исполненным своевременно, если товар сдан перевозчику для доставки покупателю в последний день срока. Однако требуется еще время на транспортировку, которое может быть достаточно продолжительным.

Поэтому если покупатель предусмотрел поставку товаров в январе, то поставщик может отгрузить товар 31 января, и его действия будут правомерными, хотя товар поступит к получателю через полмесяца или через месяц.
Для обеспечения заблаговременного получения товара стороны нередко предусматривают дискретные сроки, например месячные, но с обязанностью отгрузки товара до 10-го или 15-го числа каждого месяца. Такой режим не ухудшает положения продавца.

Он располагает тем же месячным объемом времени для изготовления и отправки каждой партии, изменяется лишь порядок исчисления месяца. Зато покупатель приобретает возможность в пределах этого же месяца получить товар и использовать его в хозяйственных целях.
Досрочная отгрузка товара согласно ст. 457 и 508 ГК РФ допускается лишь с согласия покупателя. Поставщики стремятся включать в договоры условие о праве досрочной отгрузки, поскольку это расширяет возможности для операций с товарами. Покупателям целесообразно ограничивать право досрочной отгрузки определенными объемами, например, полумесячными или до полной загрузки транспортного средства.

В обмен на возможность досрочной отгрузки покупателю следует добиваться ответных льгот для себя в определении других условий договора. Определение условий договоров в коммерческой практике обычно является результатом выторговывания взаимных льгот и преимуществ.
В договорах применяются и иные конструкции условий о сроках. Предпосылками их выработки служат не нормы закона, поскольку закон не регулирует всего многообразия возможных решений.

Субъекты сами осуществляют юридико-конструктивную работу, основываясь на анализе условий деятельности, своих возможностей и интересов.
В качестве самостоятельного условия, определяющего частоту передачи товара, помимо сроков могут устанавливаться графики отгрузки или завоза товара. Графики представляют собой календарное расписание с указанием дней отгрузки (завоза).

Они могут предусматриваться как часовые и даже минутные, в частности при завозе продуктов в школьные столовые, полуфабрикатов в магазины, товаров по торговым точкам.
Установление графиков резко упорядочивает процесс доставки товаров, сокращает простои транспортных средств под выгрузкой, дает значительную экономию средств как для каждой отдельной организации, так и для общества в целом. Однако их выполнение требует высокой дисциплины и согласованности действий исполнителей. Широкое овладение навыками выработки в договорах и соблюдения графиков - это общехозяйственная, национальная проблема.

Пока основная масса отечественных предпринимателей не умеет воспринимать свою деятельность в графиках, в организованных периодах.
Сроки поставки и графики отгрузки - это разные условия договора. Так, частные сроки могут быть соблюдены, а все графики сорваны. Поэтому за нарушение графиков должна предусматриваться отдельная ответственность.

Доказать убытки от таких нарушений весьма сложно. Поэтому более пригодно установление в договоре штрафов, причем достаточно высоких, за несоблюдение графиков.
Важно определять в договоре порядок действий в случаях нарушения продавцом сроков передачи товара. Закон урегулировал эти вопросы лишь в отношении договоров поставки.

Согласно ст. 511 ГК РФ количество товара, недопоставленное в одном частном периоде, подлежит восполнению в следующем периоде в пределах срока действия договора.

Восполнение должно производиться в согласованном ассортименте, а если он не определен, то в том ассортименте, который не был поставлен в срок. Следует по аналогии определять эти условия также в других видах реализационных договоров.
Покупатель вправе отказаться от товара, поставка которого просрочена. Статья 511 ГК РФ устанавливает, что об отказе он обязан известить поставщика.

Товар, который отгружен до получения поставщиком отказа, должен быть принят и оплачен покупателем. Во избежание затруднений с использованием несвоевременно отгружаемого товара важно контролировать выполнение договоров и оперативно заявлять отказ от товара, поставка которого просрочена и в котором отпала потребность.

Это актуальные вопросы, особенно в отношении сезонных и иных товаров, спрос на которые колеблется.
В договорах купли-продажи ст. 457 ГК РФ устанавливает более практичный порядок. Продавец вправе отгружать товар, передача которого просрочена, только получив на это согласие покупателя. Подобное условие целесообразно предусматривать также в договорах поставки и в других реализационных договорах, особенно по сезонным и скоропортящимся товарам.

В этом случае поставщиком сначала должно быть получено согласие покупателя и лишь в соответствии с ним производиться восполнение недопоставки.
Для реализационных договоров важно определение порядка доставки и места сдачи товара. В силу ст.

458 ГК РФ товар по договору купли-продажи может быть передан, т.е. вручен покупателю в месте нахождения покупателя либо в месте нахождения товара. Когда договором купли-продажи не предусмотрена передача товара, то обязательство считается исполненным с момента сдачи товара органу транспорта для доставки покупателю.
Что касается договоров поставки, то ст. 510 ГК РФ возлагает на поставщика обязанность доставки товара покупателю, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Право выбора вида транспорта принадлежит поставщику, если его вид не определен договором.

Отсюда возникает необходимость согласовывать в договорах более экономичный для покупателя способ транспортировки.
Для контрагентов значимы вопросы распределения расходов по транспортировке. Действуют следующие традиции торгового оборота. Погрузка товара на транспортное средство производится продавцом и за его счет, если иное не установлено договором.

Выгрузка поступившего товара осуществляется средствами и за счет получателя.
Сами транспортные расходы определяются согласно договору. Транспортные расходы непосредственно связаны с ценой товара и потому нередко включаются в состав его цены. С учетом этого различают вид франко-цены. Франкировка представляет собой определение цены товара в ее соотношении с расходами по перевозке.

Чаще всего применяют два следующих вида: франко-цена - станция (порт) отправления и франко-цена - станция (порт) назначения. В первом случае в цену товара не включаются транспортные расходы, и их возмещение производится отдельно, во втором - в цену товара заранее закладываются усредненные расходы по перевозке.

Оплачивая товар, покупатель одновременно в его цене возмещает продавцу понесенные последним затраты по перевозке.
Таким образом, транспортные расходы всегда ложатся на покупателя. Вопрос лишь в том, закладываются ли эти расходы заранее в цену товара либо оплачиваются отдельно от стоимости товара.
Изданные Международной торговой палатой Правила ИНКОТЕРМС, которые все чаще по инициативе сторон применяются во внутреннем торговом обороте, детально регулируют вопросы франкировки. Они предусматривают наряду с названными моделями и другие способы распределения расходов по основной и по дополнительной перевозке товара.
Проблема доставки товаров является одной из наиболее острых для изготовителей и оптовых организаций, которые стремятся выйти на широкий рынок, причем основные сложности связаны не со стоимостью перевозки, а с обеспечением сохранности товара в пути. Оптимальный вариант - перевозка товара автотранспортом по схеме от двери до двери, т.е. доставка непосредственно на склад покупателя.

Пока немногие продавцы готовы предложить покупателям такую возможность. Здесь используется несколько решений.

Перед покупателем выдвигается требование, чтобы купленная партия была равна полному контейнеру или норме загрузки крытого автомобиля, поскольку в этом случае шоферу легче обеспечить сохранность груза.
При перевозках по железной дороге снижен контроль за целостностью груза, и потому нередки недостачи или порча товара. Попытки страховать груз позволяют компенсировать его стоимость по цене покупки, но не возмещают покупателю неполученные доходы.

Поэтому, хотя перевозки автотранспортом обходятся дороже, покупатели идут на эти издержки.



Содержание раздела