d9e5a92d

Регулирование перевозок грузов

Исключения кабальных условий, предусматриваемых правилами страхования, следует добиваться на стадии заключения договора.
Договор страхования традиционно признается носящим особо доверительный характер. С учетом этого страхователю и выгодоприобретателю законом предоставлено право в любое время отказаться от договора страхования, расторгнуть его в одностороннем порядке.
Для исков по требованиям из имущественного страхования установлен специальный срок исковой давности продолжительностью два года (ст. 966 ГК РФ).
5. Одним из новых видов договоров, содействующих торговле, является договор коммерческой франшизы. Использование в гл.

54 ГК РФ для обозначения этого договора термина коммерческая концессия представляется ошибочным, поскольку в зарубежном законодательстве (Франция, ФРГ, ЕС) слова коммерческая концессия служат для обозначения торгового посредничества и используются как синонимы дистрибьюторства и дилинга.
Договор франшизы известен с XIX в. Однако бурное развитие он получил в США в 70-е годы ХХ в. как способ легального преодоления ограничений антитрестовского законодательства. Под воздействием успешного американского опыта сформировалась целая группа обязательств, составляющих новое направление предпринимательства, обозначаемых общим понятием франчайзинг (франшизирование).

Этот термин стал общепринятым в мировой практике.
Идея франчайзинга основана на передаче одним лицом другим лицам знаний и делового опыта, приобретенных в силу продолжительной и успешной работы в определенной области. Франчайзинг непосредственно связан с высокой деловой репутацией ведущей фирмы. Франчайзинг обеспечивает объединение сети хозяйствующих субъектов вокруг единого центра, передовые технологии и приемы деятельности которого они используют.

Это чисто контрактные объединения, поскольку новых юридических лиц здесь не возникает.
Ведущая фирма может развивать свое дело двумя путями: расширять за счет инвестиций собственный бизнес либо вовлекать на основе договоров в сферу своей деятельности другие фирмы. Второй путь обеспечивает получение высокого дохода, не требуя значительных финансовых затрат. Создание франчайзинговых сетей позволяет расширяться, занимая новые ниши рынка через связанные договорами франшизы организации.

Именно с помощью такой системы выросли крупнейшие торговые и иные предпринимательские сети.
Значительный экономический выигрыш получают также зависимые организации, применяющие апробированные на практике прогрессивные технологии, приемы ведения предпринимательской деятельности.
Принято различать следующие виды франчайзинга:
1) коммерческий, применяемый в сфере торговли. Здесь одна сторона передает, а вторая получает право на реализацию товаров с использованием торговых технологий, маркетинговых приемов, методов продажи, а также под фирменным именем головной организации.

Видом коммерческого является сбытовой франчайзинг, представляющий собой деятельность по реализации товаров под фирменным наименованием и на основе технологий и приемов ведущей организации.
С учетом предметных интересов основное внимание будет уделено коммерческому франчайзингу;
2) производственный, дающий субъекту право на изготовление и реализацию товаров с использованием приемов, технологий и ноу-хау ведущей организации, ее фирменного наименования и товарных знаков;
3) деловой, применяемый в сферах обслуживания, общественного питания (где он впервые и возник), обучения и др.
Сторонами в договоре франшизы являются правообладатель (франчайзер) и пользователь (франчайзи).
Серьезным просчетом гл. 54 ГК РФ стало то, что она свела отношения сторон по договору франшизы в основном к лицензионному соглашению -передаче за плату возможности пользоваться фирменным наименованием, товарными знаками, изобретениями и ноу-хау правообладателя. Между тем сущность франчайзинга состоит в передаче передового опыта, знаний от успешно работающих организаций другим, слабым в указанном отношении.

Высокая результативность франчайзинга основана на принципе копирования по определенной системе зарекомендовавших себя на практике эффективных концепций бизнеса.
Товарные знаки, патенты, ноу-хау выступают лишь внешними воплощениями коммерческого опыта и деловой репутации. Они имеют косвенное отношение к профессиональным знаниям и передовому опыту правообладателя и сами по себе не создают изменений в деятельности пользователя. Если, например, оклеить стены заводоуправления ОАО Москвич патентами и свидетельствами лучших автомобильных фирм мира, то
выезжать из ворот предприятия будут все те же Москвичи.
Коммерческий опыт в отличие от объектов интеллектуальной собственности нельзя просто продать, ему можно только обучить, перенять его. Для этого за рубежом в договорах франшизы в качестве основного условия предусматривается передача разработанной франчайзером бизнес-системы и устанавливается обязанность пользователя строго соблюдать ее положения. Бизнес-система (или операциональная система) представляет собой регламент организации хозяйственной деятельности, в котором детально определяются все вопросы функционирования фирмы-пользователя.



Бизнес-система жестко стандартизирует требования ко всем сторонам работы пользователя, обеспечивая копирование порядка деятельности и даже внешних признаков правообладателя, нередко доводя их до степени неразличимости.
Именно бизнес-системы обеспечивают подтягивание множества посредственно работающих организаций до уровня самых передовых и служат общему повышению уровня хозяйствования в стране. Этот способ организации предпринимательства предполагает создание широких сетей однородных организаций, соблюдающих одинаковые условия, стиль, методы продажи товаров.

Так, в США более 1/3 оптовых и розничных торговых организаций входят во франчайзинговые сети и этот процесс активно развивается. Глава 54 ГК РФ вообще не упоминает о бизнес-системе (операциональной системе), уделяя основное внимание лицензионному соглашению и этим сводя на нет возможности договора франшизы.
Бизнес-системы в силу их объемности оформляются как приложение к договору франшизы. Освоение бизнес-системы предполагает стадию подготовки пользователя к работе по новым правилам и обучение персонала.

Оно производится специалистами правообладателя. Процесс последующего совершенствования хозяйственной деятельности делает необходимым периодическое внесение изменений в бизнес-систему, что специально обусловливается в договоре.
Договор франшизы носит долгосрочный характер. Заключаемые франчайзером договоры со всеми пользователями должны предусматривать одинаковые условия.

Это обязательное требование к договорам франшизы.
В договоре обычно предусматривается условие о содействии пользователю в приобретении торгового или производственного оборудования, стандартизированной офисной мебели и рекламных средств от централизованных поставщиков со скидкой с цены. Это уменьшает необходимые затраты пользователя.
Частью договора является соглашение о предоставлении правообладателем пользователю на срок или без указания срока права использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д.
Договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Договор франшизы (коммерческой концессии) регистрируется органом, осуществившим регистрацию юридического лица, выступающего в качестве правообладателя.

Договор, содержащий условие об использовании объектов, охраняемых в соответствии с патентным законодательством, кроме того, подлежит регистрации в федеральном патентном ведомстве. При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным.
Пользователь должен поддерживать деловую репутацию франчайзинговой системы. В этих целях в договоре предусматривается право осуществления систематического контроля со стороны правообладателя за соблюдением пользователем правил бизнес-системы.

Несоблюдение установленных требований, в частности неспособность следовать деловым стандартам, служит основанием для прекращения договорных отношений.
В договорах производственной и деловой франшизы необходимым условием является обеспечение пользователем соответствия уровня качества изготавливаемых изделий (производимых работ, оказываемых услуг) уровню качества аналогичных товаров (работ, услуг), производимых непосредственно правообладателем. В этих целях в гл.

54 ГК РФ воспроизведено положение ст. 26 Закона о товарных знаках, согласно которому лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров пользователя будет не ниже качества товаров правообладателя и что последний будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.
Договор предусматривает внесение пользователем первоначального взноса за покупку франшизы. Такая первичная плата покрывает расходы франчайзера на содействие пользователю в переустройстве его фирмы и обучении персонала.

Пользователь должен также делать ежемесячные (на Западе - еженедельные) выплаты правообладателю за право пользования его системой бизнеса и поддержку деятельности. Такие платежи называют различно: управленческая плата, роялти, сервисная плата и др.

Размеры платы определяются в виде процента от суммы продаж товара пользователем.
Существенные просчеты ГК РФ имеют результатом то, что договоры коммерческой концессии между отечественными предпринимателями насчитываются единицами. Более активно франчайзинг используется во взаимоотношениях иностранных и отечественных фирм.

Как показывают изучения, такие договоры составляются по западным образцам на основе зарубежного правового и хозяйственного опыта.
Подобная ситуация явно ненормальна. Договоры франшизы имеют огромную перспективу. Согласно публикуемым в печати прогнозам, к середине нынешнего столетия половина малых предприятий в развитых странах будет работать в режиме договоров франшизы и, следовательно, на уровне лучших, ведущих в своей области фирм.

Это требует необходимых изменений в законодательном регулировании отношений франчайзинга.
6. Договор транспортной экспедиции иногда ошибочно определяют как договор перевозки и рассматривают вместе с транспортными договорами. По своей природе данный договор относится к группе агентских договоров. Отличительные черты договора транспортной экспедиции определяются сферой применения.

Здесь услуги юридического и фактического характера оказываются в связи с процессом перевозки товара. Существуют книжная, почтовая, денежная экспедиция, но они также связаны с перевозкой соответствующего имущества.

Вне перевозки никакого экспедирования не бывает.
Отношения по экспедированию регулируются гл. 41 ГК РФ и Федеральным законом от 30.06.03 N 87-ФЗ О транспортно-экспедиционной деятельности.

Названный закон регламентирует товарное экспедирование и напрямую относится к коммерческой деятельности. Закон предусматривает издание Правил транспортно-экспедиционной деятельности, которые должны быть утверждены Правительством РФ.
Договор определяется следующим образом. По договору транспортной экспедиции одна сторона, экспедитор, обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны, клиента, выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой грузов.

Итак, соглашение касается услуг, связанных с перевозкой, но не собственно перевозки.
Обязанности по экспедированию могут принимать на себя специализированные организации, созданные для этих целей. Таковы различные экспедиционные агентства и фирмы.

Они заключают с клиентами договоры на оказание комплекса услуг по получению от транспортных организаций грузов и доставке их клиенту, а также сдаче к перевозке грузов, отправляемых клиентом.
Г.Ф. Шершеневич в качестве важного признака экспедирования указывал на отсутствие у экспедитора транспортных средств, вследствие чего он не может осуществлять перевозку. Такая трактовка не соответствует современному положению дел.

Экспедиционные организации, как правило, располагают автомобильным и другим транспортом, однако он предназначен для выполнения не основной, а вспомогательной перевозки: со станции (порта, пристани, аэропорта) к клиенту или обратно.
Указанные обстоятельства подлежат учету при определении момента исполнения реализационного обязательства, перехода права собственности на товар и решении вопроса об ответственности за несохранность груза. Сдача продавцом товара экспедитору не считается исполнением обязательства по купле-продаже, поскольку экспедитор обязуется передать товар основному перевозчику, а не доставить его покупателю.

Перевозка, выполняемая экспедитором и выполняемая основной транспортной организацией, не является прямой смешанной перевозкой, она осуществляется не по единому, а по разным транспортным документам. Покупатель лишен возможности заявить требование к экспедитору по поводу несохранности поступившего груза.

Такие требования могут заявляться им лишь к основному перевозчику, принявшему груз от экспедитора, либо к грузоотправителю.
Во многих случаях функции экспедирования принимают на себя сами транспортные организации: порты, станции, автоперевозчики. Для этого в составе транспортных организаций создаются специальные подразделения, которые выполняют такие обязанности.
Отдельные экспедиционные услуги могут оказывать работники транспортных организаций, непосредственно выполняющие перевозку груза, например, работники морских и речных судов. На автомобильном транспорте шофер наряду с перевозкой, как правило, выполняет для клиента отдельные обязанности по экспедированию.

Он может производить увязку, укрытие и крепление груза в кузове, следить за сохранностью, оформлять на станции (пристани, в порту) документы для клиента. В таких случаях шофер становится шофером-экспедитором.

За оказываемые услуги он получает набавку к зарплате.
Услуг лишь одного экспедитора нередко оказывается недостаточно. Поэтому различные обязанности по экспедированию оказываются рассредоточенными между несколькими разными экспедиторами, каждый из которых выполняет свой круг задач.
С учетом такого разделения функций конкретные виды экспедиционных услуг и размер платы за них стороны предусматривают в: 1) договорах на транспортно-экспедиционное обслуживание, заключаемых со
специализированными экспедиционными организациями; 2) организационных договорах, заключаемых с транспортными организациями. Так, в годовых договорах на перевозку грузов автомобильным транспортом определяются виды оказываемых экспедиционных услуг и размеры платы за них; 3) договорах (заказах) на выполнение разовых перевозок грузов.
Договоры предусматривают оказание экспедиторами как фактических, так и юридических услуг. Содержание фактических экспедиционных услуг составляют: а) проверка количества и состояния прибывшего или отправляемого груза, его тары и упаковки; б) нанесение транспортной маркировки на груз и снабжение груза бирками; в) внесение провозных платежей и сборов; г) организация либо непосредственное осуществление доставки груза на станцию (порт, пристань) или со станции к получателю; д) сопровождение груза при перевозке; е) уведомление клиента об отправленных или прибывших в его адрес грузах и иные действия.
Наряду с фактическими действиями экспедитору приходится совершать также юридические действия. Таково заключение экспедитором договоров перевозки с транспортными организациями от имени и за счет клиента, оформление документов по отправлению и приему грузов от перевозчика, осуществление таможенных процедур и др.

В таких случаях экспедитор вступает в правовые отношения от имени клиента и должен иметь доверенность на действия по его уполномочию.
Согласно ст. 4 Федерального закона О транспортно-экспедиционной деятельности при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором от имени клиента на основании полученной доверенности.
Ответственность по договору на транспортно-экспедиционное обслуживание характеризуется рядом особенностей. Экспедитор отвечает за несохранность груза лишь при наличии его вины. При этом согласно ст.

803 ГК РФ если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано нарушением договора перевозки, то он отвечает перед клиентом по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. это особая правовая конструкция, предусматривающая, что ограниченный характер ответственности должника обусловливается ограничением по закону ответственности третьего лица, действиями которого вызвано нарушение.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона О транспортноэкспедиционной деятельности в случае одностороннего отказа экспедитора или клиента от договора сторона возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере 10% суммы затрат, понесенных клиентом или экспедитором.
До предъявления экспедитору иска обязательно заявление к нему претензии. Претензия заявляется клиентом в течение 6 месяцев с приложением обосновывающих документов.

Ответ на претензию должен быть дан в течение 1 месяца. Срок исковой давности по требованиям из договора транспортной экспедиции составляет 1 год.

Дополнительная литература


1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право.

Книга третья. М., 2002.
2. Евдокимова Е. Франшиза и договор коммерческой концессии//Хозяйство и право. 1997.

N 12.
3. Измайлова Е.В. Правовое регулирование маркетинга.

М., 2002.
4. Суворова С. Договор хранения//Российская юстиция. 1998. N 6.
5. Шахов В.В. Страхование.

М., 1997.
6. Шмиттгофф К. Экспорт: право и практика международной торговли. М., 1993.

Регулирование перевозок грузов

1. Один из важнейших участков торгового оборота - транспортировка товара, доставка его от продавца к покупателю. Товар только тогда готов к потреблению, когда будет обеспечена его доставка к месту потребления.
По отношению к торговому обороту деятельность по перевозке грузов должна рассматриваться как содействующая торговле. Процесс перевозок грузов, некогда определявшийся торговыми обычаями, сейчас является сферой преимущественно жесткого законодательного регулирования. Принятые в последнее десятилетие новые транспортные кодексы, как и УАТ РСФСР, остались сводами норм, детально регламентирующих отношения по перевозке.

В них практически отсутствуют положения, выражающие требования рыночных отношений, это по своей направленности антирыночные законы. Возможности реализации принципа свободы договора в перевозках остаются крайне ограниченными.
Особо следует сказать о КТМ 1999 г. Прежде это был акт собственно коммерческого права. Он входил в состав Устава торгового 1887 г. подобно тому, как это имеет место в ряде зарубежных торговых кодексов, регулирующих перевозки грузов. С развитием других видов транспорта на морской транспорт приходится малая доля от общего объема перевозок.

Поэтому основное внимание мы обязаны уделять железнодорожной и автомобильной перевозкам товаров.
При налаживании перевозок коммерсантам приходится решать ряд сложных задач. Здесь на первый план выходят вопросы скорости доставки к получателю, снижения транспортных расходов, обеспечения сохранности товара.

Исходя из этих обстоятельств, выбирается вид транспорта и используемых перевозочных средств, вырабатываются условия договоров, предусматриваются меры защиты груза.
То обстоятельство, что между продавцом и покупателем в качестве необходимого звена включается транспортная организация (нередко -несколько организаций), предполагает особое построение взаимоотношений сторон. Отношения субъектов приходится регулировать сразу несколькими видами обязательств. Эти отношения протекают на разных уровнях, являются многослойными.

Они опосредуются несколькими самостоятельными видами договоров, в которых в комплексе и взаимосогласованно следует решать все вопросы, касающиеся транспортировки товара.
Значительная часть важных вопросов перевозки должна находить урегулирование в реализационных торговых договорах: оптовой купли-продажи, поставки, контрактации, поставки для государственных нужд и др. В этих договорах, прежде всего, определяется:
- на какой из сторон лежит обязанность доставки товара в пункт
назначения;
- каким видом транспорта и в каких перевозочных средствах будет перевозиться товар, возможна ли замена одного вида транспорта (перевозочного средства) другим;
- условие о виде используемой тары, требования к таре и порядку упаковки товара;
- условие об использовании отправителем специализированных средств для обеспечения сохранности груза. Таковы специализированные контейнеры, поддоны, строп-пакеты, грузовые сетки, оборудование стеллажей и креплений, увязка изделий в блоки, пачки и др.;
- предельный размер одновременно отгружаемых партий товара, календарное расписание отгрузок или интервалы времени между каждой отгрузкой. Данное условие особенно важно при отправках массовых грузов или скоропортящихся товаров;
- обязанность уведомления получателя телеграфом или иным видом связи об отправке ему товара. Это способствует сокращению потерь, улучшению организации транспортного процесса;
- перечень необходимых мер по обеспечению сохранности бьющихся изделий или легко снимаемых узлов и деталей;
- предоставление шоферу возможности уведомлять по телефону диспетчера организации-продавца о прибытии в каждый пункт заезда и др.
Непосредственно в торговых договорах необходимо предусматривать меры по усилению сохранности грузов при перевозке. Перечень таких приемов достаточно разнообразен, даже простейшие из них дают высокий эффект.

Так, переход от отгрузки шин в вагоне навалом к отправке в связках по 10-12 штук резко затруднил хищения и уменьшил потери. Производственные фирмы практикуют поставку технологического оборудования с разделением станины и всех снимаемых электронных и механических частей, упаковываемых в специализированный контейнер или прочный ящик. Важно самостоятельно отыскивать решения, позволяющие уменьшить вероятность потерь.

Подобные меры должны предусматриваться в договорах в виде конкретных обязанностей продавцов (отправителей).
Во внешнеторговых контрактах решение широкого круга вопросов, касающихся перевозки, осуществляется на основе разработанных Международной торговой палатой Международных правил по толкованию торговых терминов ИНКОТЕРМС (изд. 2000 г. N 560).

Правила ИНКОТЕРМС содержат 13 терминов (моделей), предусматривающих распределение обязанностей между продавцом (грузоотправителем) и покупателем в связи с перевозкой товара. Сами термины охватывают достаточно объемный круг обязанностей продавца и покупателя, как-то: заключение продавцом или покупателем договора перевозки, необходимость страхования груза, переход рисков, распределение расходов по погрузке и выгрузке, упаковка и маркировка
груза, оформление таможенных разрешений и иных формальностей и др.
Правила ИНКОТЕРМС-2000 могут применяться сторонами также во внутреннем обороте. Суды учитывают соответствующие договоренности сторон при наличии в договоре ссылки на сами Правила и указания соответствующего термина.
Таким образом, многие важные вопросы транспортировки товара подлежат решению уже в торговых договорах. Вместе с тем основные моменты перевозки находят решение в транспортных договорах.

Транспортные договоры разделяются на несколько видов, создавая ряд одновременно существующих и связанных между собой обязательств.
2. До начала перевозок грузоотправителю приходится определять вместе с транспортной организацией объемы подлежащих выполнению перевозок грузов, согласовывать порядок и сроки осуществления перевозок.
Обязательства по объемам перевозок (их также именуют обязательства по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке) представляют собой самостоятельный вид обязательств с собственным содержанием и ответственностью.
По такому обязательству перевозчик обязуется предоставить транспортные средства (вагоны, контейнеры, автомобили и т.п.) в согласованных объемах и в сроки, а грузоотправитель обязуется погрузить соответствующее количество груза или передать груз перевозчику для погрузки его силами.



Содержание раздела