d9e5a92d

Недобросовестная реклама

Недобросовестной рекламой, в частности, признается такая, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемым товаром, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других лиц. Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении определенных характеристик товара или самого рекламодателя.

Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
Одним из основных недостатков работы наших рекламораспространителей является безадресность действий,
неразработанность приемов доведения информации до активных пользователей, т.е. лиц, являющихся потенциальными покупателями соответствующего товара. Между тем целенаправленный, прицельный характер рекламных действий многократно повышает эффективность рекламы, позволяет избегать излишних затрат.

С учетом этого перед рекламными фирмами должно выдвигаться требование об обеспечении целенаправленного, адресного распространения рекламы. Это достаточно сложная и трудоемкая работа, требующая проведения прикладных исследований, накопления баз данных о потенциальных потребителях.
От единоразовых услуг по распространению рекламы следует отличать проведение рекламных кампаний. Для заключения договора на проведение рекламной кампании требуется предварительное составление задания на проведение работ и программы выполнения работ с выделением в ней отдельных видов работ, их основных характеристик и сроков выполнения.

Результативность организуемых рекламных акций в значительной степени зависит от квалифицированного, продуманного определения условий договоров на их проведение.
При определении ответственности рекламораспространителя необходимо учитывать следующие обстоятельства. Рекламораспространитель несет ответственность за ненадлежащее исполнение предусмотренных договором обязанностей по общим правилам ответственности предпринимательских организаций. Разглашение рекламораспространителем третьим лицам конфиденциальной информации о рекламодателе признается нарушением договора.

Фактический провал рекламной кампании или недостижение ожидаемого эффекта от распространения рекламы не могут рассматриваться как нарушение исполнителем его обязанностей и не влекут ответственности для последнего.
Отдельного рассмотрения требуют договоры на передачу и на переработку информации. Оперативное получение сведений о потребителях соответствующих товаров, возможных объемах продаж, финансовой надежности контрагентов представляет одну из главных предпосылок наращивания объемов товарооборота, развития российского товарного рынка.

Поэтому надлежащее информационное обеспечение коммерсантов сейчас много важнее рекламы.
Информация не является имуществом и потому не входит в круг объектов коммерческого права. Вместе с тем использование информации представляет собой важный момент коммерческой деятельности.
По поводу информации могут заключаться договоры на: а) оказание информационных услуг; б) передачу информации; в) переработку информации. Передача деловой информации, используемой в торгово-предпринимательской деятельности, опосредуется договором купли-продажи.
В законе имеет место нечеткость в определении видовой принадлежности отношений по предоставлению информации. В ст.

779 ГК РФ говорится лишь об информационных услугах, хотя в коммерческой сфере ведущее значение принадлежит договорам на продажу информации.
В чем различия между услугой по предоставлению информации и ее продажей? Основной отличительный признак услуги - это совпадение во времени предоставления услуги и ее потребления. В отличие от этого получение за деньги сведений, которые будут использоваться коммерсантом в его деятельности, - это уже купля-продажа.

Необходимых сведений у продавца в момент заключения договора может не быть, они только будут собираться. Также и приобретатель использует полученные сведения не одномоментно, как при услуге, а неограниченное время, когда они потребуются.

Приобретенная информация используется покупателем по собственному усмотрению. Для обозначения предмета таких договоров весьма пригоден используемый в законодательстве термин информационный продукт.
Договорные отношения по возмездной передаче информации не регулируются специально гражданским законодательством. При заключении договоров на предоставление коммерческой информации необходимо руководствоваться общими положениями ГК РФ о договорах, другими правовыми актами.
Подлежат учету также требования Федерального закона от 20.02.95 N 24-ФЗ Об информации, информатизации и защите информации*(37) и других специальных законов, регламентирующих публичные отношения в области информации.


Согласно ст. 2 названного Федерального закона под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

По справедливому уточнению проф. Копылова В.А. эти сведения должны включаться в оборот в виде, понятном для восприятия человеком *(38)
Используемая участниками товарного рынка информация может касаться сведений о потенциальных продавцах или изготовителях определенного товара, их производственных возможностях, наличии имеющихся запасов товара, спросе потребителей, изменений конъюнктуры на товарных рынках, уровне сложившихся или предлагаемых цен, почтовых и транспортных реквизитов фирм, их финансовой устойчивости и деловой репутации и других вопросов.
Можно предложить следующее определение договора на продажу информации. По договору продажи информации одна сторона, продавец, обязуется передать другой стороне, покупателю, требуемые сведения, закрепленные на соответствующем материальном носителе или выраженные иным доступным для восприятия способом, а покупатель обязуется оплатить стоимость этих сведений.
Предоставление информации потребителям осуществляют специализированные информационные и консультационные фирмы. Они ведут работу по созданию, сбору, накоплению, обработке, хранению, распространению и предоставлению покупателям необходимой информации.

Для этого они должны создавать банки данных и информационные системы с применением средств вычислительной техники, автоматизированных телекоммуникационных систем.
Предмет договора выражается через характер сведений и цели, для которых предназначается приобретаемая информация. Объем сведений, которые могут быть представлены об объекте, зачастую безграничен.

Поэтому без указания цели крайне трудно обеспечить сбор именно тех сведений, которые нужны потребителю.
Качественными характеристиками информационного продукта служат достоверность и полнота. Достоверность отражает соответствие информации реальным фактам действительности.

Полнота означает охват всех возможных по имеющимся источникам сведений об объекте.
Важным моментом исполнения является определение материального носителя, на котором закрепляется информация. В случае передачи на носителе должна обеспечиваться пригодность этого носителя для ознакомления с содержащейся информацией.

Вместе с тем особым свойством информации является возможность преобразования формы ее фиксирования, например, текстовой или магнитной записи в звуковую, передаваемую уже другим способом. Поэтому нельзя признать точными высказываемые в литературе
утверждения о неразрывности связи информации с материальным носителем.
Порядок предоставления информационного продукта может привязываться в договоре не к носителю, а к способу передачи, например, по электронной почте, факсом, по телефону (телефонограммой), радиосвязью и т.п. В таких случаях важно, чтобы имеющиеся у потребителя приемные технические средства позволяли получать информацию и осуществлять ее использование.
Передача информации может производиться в различном порядке: путем предоставления сведений по разовым запросам покупателя, систематического предоставления информации определенного характера, периодической подготовки и передачи аналитических обзоров соответствующих данных и др. Возможно подыскание информационной организацией по запросу покупателя соответствующих субъектов для установления хозяйственных связей и налаживание непосредственных контактов между ними.

Так, в развитых странах действуют электронные биржи, занимающиеся подбором для клиентов (продавцов и покупателей) возможных контрагентов и передающие им необходимую информацию друг о друге.
В договоре на реализацию информации стороны также определяют сроки (частоту) или точное время предоставления информации, объем передаваемых сведений и другие условия. Предусматриваются размеры платы и порядок ее внесения. Цена информации должна признаваться существенным условием ввиду специфики предмета договора и невозможности определения сопоставимой цены.

Устанавливается взаимная ответственность сторон.
Наряду с получением различных сведений коммерсантам требуется переработка и квалифицированный анализ информации о собственной деятельности и работе других участников рынка. Переработка деловой информации и составление на ее основе различных прогнозов и рекомендаций также могут поручаться специализированным организациям, сочетающим в своей деятельности информационные и консультационные функции.
Договоры на переработку и анализ деловой информации относятся к типу договоров на выполнение работ. Их результатом является создание нового информационного продукта. квалифицированно переработанная информация представляет большую ценность, она позволяет принимать более значимые и масштабные управленческие решения.
Для организаций, осуществляющих коммерческую деятельность, необходимым требованием для информационного обеспечения служит документирование информации, осуществляемое в соответствии с обязательными правилами делопроизводства и стандартизации документов и их массивов. Документ, полученный от информационной организации, приобретает юридическое значение лишь в случае подписания его должностным лицом организации. Достоверность документа, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью.

Фамилии и должности лиц, уполномоченных удостоверять своей подписью передаваемую информацию, а также возможность использования при этом электронной цифровой подписи определяются в договоре.
4. Договор хранения широко применяется для содействия торговле. Общее определение этого договора дается в ст.

886 ГК РФ. Согласно названной норме одна сторона - хранитель обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной - поклажедателем, и возвратить эту вещь в сохранности.
При использовании в коммерческой деятельности договор хранения получает более полное регулирование. Статьи 907-918 ГК РФ выделяют как особый подвид договор хранения на товарном складе.

Хранителем по такому договору выступает определенный субъект - товарный склад, представляющий собой специализированную организацию по хранению и осуществлению иных операций с товарами.
Вопросы хранения затрагиваются в законах, регулирующих другие виды обязательств. Так, согласно ст. 38 УЖТ и ст.

79 КВВТ прибывший в адрес грузополучателя груз хранится на станции или пристани бесплатно в течение 24 часов, а за хранение сверх этого срока взимается сбор. Когда вопросы хранения не регламентированы специально для отдельных видов отношений, надлежит руководствоваться общими правилами о договоре хранения, содержащимися в гл.

47 ГК РФ.
Договор хранения должен быть заключен в простой письменной форме. В изъятие из общего порядка простая письменная форма считается соблюденной, если принятие товара на хранение удостоверено сохранной распиской, квитанцией, складским свидетельством или иным документом, подписанным хранителем.

При несоблюдении письменной формы договора ссылка на свидетельские показания допускается лишь для определения тождества сданной на хранение и возвращенной вещи (ст. 887 ГК РФ).
Основная цель договора состоит в сохранности вверенного имущества. Однако в коммерческой деятельности хранителям, особенно товарным складам, приходится сочетать хранение с агентированием и выполнять множество иных предусматриваемых договором обязанностей.

Таковы отпуск товара получателям по указанию поклажедателя, систематическое освежение запасов товаров с ограниченными сроками годности, подборка групп товаров для отправления получателям, оформление складских и залоговых свидетельств на товар и др.
В случае, когда для обеспечения сохранности товаров требуется изменить условия их хранения, товарный склад вправе самостоятельно осуществить необходимые меры. В тех случаях, когда принятые меры существенно изменяют условия хранения товара, предусмотренные договором, товарный склад обязан уведомить о них товаровладельца.

При обнаружении во время хранения повреждений товара, выходящих за пределы согласованных в договоре складского хранения или обычных норм естественной порчи, товарный склад обязан незамедлительно составить об этом акт и в тот же день известить товаровладельца.
Договор хранения в коммерческих отношениях считается платным, если иное не предусмотрено соглашением сторон или нормативными правовыми актами. Плата вносится по окончании хранения либо уплачивается по истечении каждого периода, определяемого сторонами. В плату за хранение включаются все расходы хранителя, если иное не установлено договором.

Плату за агентские услуги целесообразно определять и взимать отдельно.
Ответственность хранителя в коммерческих отношениях носит общий характер. Хранитель возмещает убытки от несохранности товара в полном объеме.
Особый случай представляет так называемое ответственное хранение. О нем говорится в ст.

514 ГК РФ и ряде других правовых норм. Отгруженные без договора или с нарушением условий договора товары, если покупатель отказался от их использования, принимаются на ответственное хранение. Согласно ст.

35 УЖТ получатель груза, поставка которого не предусмотрена договором с продавцом, обязан вывезти груз со станции и принять его на ответственное хранение, если возможность отказа от принятия груза не допускается Уставом.
Получатель обязан незамедлительно уведомить отправителя о принятии товара на ответственное хранение и предложить ему распорядиться товаром. Получатель должен обеспечить сохранность таких товаров.

Если отправитель в разумный срок не распорядился товаром, то получатель вправе возвратить товар или реализовать его на месте. Скоропортящиеся товары во избежание убытков подлежат реализации на месте, если только отправитель незамедлительно не распорядился ими.

Средства, вырученные от продажи товаров, принятых на ответственное хранение, подлежат перечислению отправителю за вычетом затрат получателя на хранение и реализацию.
Обязанность ответственного хранения представляет собой разновидность отношений по хранению. Эти отношения могут возникать при получении вещей по любым видам договоров и даже при отсутствии договора.

Включение норм об ответственном хранении не в гл. 47 ГК РФ, регулирующую хранение, а в параграф о договоре поставки - это очевидная неточность ГК РФ.
Для содействия торговому обороту весьма широко применяется договор страхования.
Страхование имеет древнюю историю. Оно возникло в торговой сфере, и многие столетия определялось обычаями торгового оборота. Лишь с середины XVIII в. оно находит законодательное закрепление. В процессе кодификации гражданского законодательства в западноевропейских странах оно было воспринято гражданским правом и получило огромное развитие.

Оно применяется в самых различных областях - от социального до страхования запускаемых космических аппаратов.
Природа страхования исследовалась в юридической литературе, однако предложенные решения представляются неточными. Это сказалось и на нечеткости, противоречивости законодательного определения страхования.

В законе страхование квалифицируется как отношения по защите имущественных интересов лица либо как возмещение убытков страхователя.
Называть страхование способом защиты интересов лица едва ли верно, поскольку защита устанавливается лишь на случаи нарушения прав и интересов лица. Между тем обязанность выплаты денежного возмещения предусматривается в связи с наступлением определенного события, так называемого страхового случая, а не обязательно в связи с чьими-либо действиями, нарушающими право. Страхование также может быть не связано с понесением убытков.

Таковы, например, медицинское страхование, накопительное страхование на случай достижения ребенком совершеннолетия и др.
Более точно будет считать содержанием страхования обязанность уплаты страховщиком страхователю обусловленной суммы для возмещения его потерь или удовлетворения интересов в связи с наступлением определенных обстоятельств.
Отношения по страхованию регулируются гл. 48 ГК РФ, законом РФ от 27.11.92 N 4015-1 Об организации страхового дела в Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31.12.97 N 157-ФЗ)*(39) и другими специальными законами.
Страховщиками могут быть юридические лица, получившие лицензию на ведение этой деятельности. Специализация по видам страхования избирается самим страховщиком.
Страхователями могут выступать любые юридические лица и индивидуальные предприниматели. При страховании необходимым требованием является наличие у страхователя или выгодоприобретателя интереса к объекту страхования. По договору страхования риска ответственности за нарушение договора может быть застрахован только риск ответственности самого страхователя.

По договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован риск только самого страхователя и только в его пользу.
Договор страхования заключается на основании устного или письменного заявления страхователя. Он обычно оформляется подписанием сторонами составленного страховщиком документа.

В заключаемом договоре страхования может иметься ссылка на дополняющие его страховой полис и правила страхования. Вместе с тем договор страхования в виде отдельного документа, подписываемого сторонами, может не составляться.

В этом случае подписанный страховщиком страховой полис с приложением или без приложения к нему правил страхования составляют договор страхования. Правила страхования представляют собой внутренний документ страховщика, в который могут вноситься изменения.

Поэтому страховщик обязан удостоверить факт передачи страхователю правил страхования, которые применяются в редакции, действовавшей на день их передачи страхователю.
При необходимости страхования регулярно отгружаемых партий товара или перевозимых однородных грузов закон предусматривает возможность оформления отношений по страхованию генеральным полисом. В нем устанавливается единый режим страхования товаров (грузов). Страхователь обязан заблаговременно сообщать страховщику необходимые сведения о каждой поставляемой (перевозимой) партии товаров. На основании генерального полиса и полученных сведений страховщик по требованию страхователя выдает последнему страховой полис на каждую отдельную партию товара.

В случае расхождения в содержании обоих документов в силу п. 3 ст. 941 ГК РФ приоритет имеют условия страхового полиса на конкретную партию товара (груза).
Содержание договора страхования образует обязанность уплаты страховщиком страхователю обусловленной суммы для возмещения потерь или удовлетворения иного интереса в связи с наступлением определенных обстоятельств (страхового случая).
Договор страхования - это многопрофильный договор. В соответствии со ст. 929 ГК РФ по договору страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы коммерческих организаций:
- риск утраты (гибели), недостачи или повреждения товара либо иного имущества;
- риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда имуществу (жизни, здоровью) других лиц;
- риск ответственности страхователя за нарушение догово-ра -гражданской ответственности. Страхование ответственности по договору допускается в случаях, предусмотренных законом, и производится только в пользу стороны, перед которой страхователь должен нести соответствующую ответственность;
- предпринимательский риск страхователя, в частности, риск неполучения ожидаемых доходов или возникновения иных убытков.
Для торговой деятельности значимо в основном страхование сохранности товаров, зданий, иного имущества, а также страхование коммерческих рисков предпринимателя.
При заключении договора страхования стороны обязаны согласовать в нем существенные условия, предусмотренные ст. 942 ГК РФ, и другие необходимые условия.

Должен быть конкретно указан объект страхования. При страховании имущества называется соответствующее имущество, при страховании риска ответственности или иного предпринимательского риска -вид этого риска.
Стороны указывают в договоре характер события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая), хотя возможно страхование независимо от вида негативного события, т.е. от любых случаев.
Страхователь при заключении договора обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления, если эти обстоятельства не известны и не могли быть известны страховщику. Требующими разъяснения признаются обстоятельства, оговоренные страховщиком в тексте договора (страхового полиса) или в его письменном запросе.
По сложившейся практике страхование не должно приносить прибыли страхователю. Поэтому при страховании имущества страховая сумма не может превышать его действительной стоимости на момент заключения договора (страховой стоимости).

Стороны не могут оспаривать страховую стоимость имущества, определенную в договоре, за исключением случаев, когда страховщик докажет, что он был намеренно введен в заблуждение страхователем. Если страховая сумма, определенная договором, превышает страховую стоимость имущества, договор является недействительным в той части страховой суммы, которая превышает действительную стоимость имущества на момент заключения договора.
Что касается риска неполучения прибыли и иных предпринимательских рисков, то размер их возмещения не должен превышать соответствующих убытков, которые страхователь понес при наступлении страхового случая. Данное положение требует умения определять и доказывать убытки, с учетом которых определяются размеры страхового возмещения.
Плата, которую страхователь обязуется уплатить за страхование, традиционно называется страховой премией. В договоре определяются размеры, порядок и сроки внесения платы.

Если договором предусмотрено внесение страховой премии в рассрочку, то устанавливаются размеры и очередность внесения отдельных страховых взносов.
Договор страхования вступает в силу с момента уплаты страхователем первого страхового взноса, если иное не установлено договором. Договор страхования прекращается с истечением срока, на который он заключен, при ликвидации организации-страхователя и в иных случаях, предусмотренных законом или договором.
Выплата страхового возмещения производится на основании заявления страхователя или выгодоприобретателя о наступлении страхового случая. В договоре страхования следует устанавливать конкретный срок, в течение которого должна быть произведена выплата, исчисляя его от даты подачи заявления.

Если такой срок не определен, то следует руководствоваться общим 7-дневным сроком исполнения со дня предъявления требования.
Рекомендуется также устанавливать в договоре пеню за задержку выплаты страхового возмещения. При отсутствии такого условия страхователь имеет право лишь на взыскание процентов по ст.

395 ГК РФ за просрочку исполнения страховщиком денежного обязательства.
Статьи 963 и 964 ГК РФ называют основания для отказа в выплате страхового возмещения. Таковы наступление страхового случая в результате умышленных действий страхователя или выгодоприобретателя, а также военных действий (мероприятий), народных волнений и забастовок. Перечень оснований для отказа в выплате страхового возмещения может быть дополнен договором.

Страховщики нередко включают такие дополнительные основания для отказа в выплате возмещения в правила страхования, прилагаемые к договору страхования.



Содержание раздела