d9e5a92d

Конкуренция в коммерческой деятельности

Вместе с тем полноценная правовая основа организации и деятельности оптовых продовольственных рынков отсутствует. Этим в немалой степени обусловливается их крайне слабое развитие в России.
Опыт стран Европейского союза, США, Японии свидетельствует о том, что оптовые продовольственные рынки способствуют активизации обращения товаров, более полному удовлетворению запросов населения, сдерживают рост цен на продукты питания. Создание оптовых продовольственных рынков - это необходимый этап структурной перестройки каналов продвижения значительной части сельскохозяйственной продукции.

Дальнейшее их развитие за рубежом идет по пути специализации оптовых рынков на продаже определенных видов товаров. Одновременно происходит установление прямых связей по поставкам продовольствия в супермаркеты и другим крупным потребителям.

Сами оптовые рынки обрастают хранилищами, холодильниками, транспортным хозяйством и становятся в существенной степени центрами распределения продукции по заказам покупателей.
Важным сектором товарного рынка является осуществление поставок для государственных нужд. Порядок поставок регулируется ст. 525-534 ГК РФ, Федеральным законом от 13.12.92 N 60-ФЗ О поставках продукции для федеральных государственных нужд*(25) и рядом других законов. Кодексом и законами предусмотрено заключение контрактов на приобретение ресурсов для выполнения государственных программ.

Программы различаются по уровням: федеральные и региональные. Они разнообразны по направлениям: удовлетворение нужд обороны, закладка в госрезерв, обеспечение здравоохранения, просвещения и иные цели.
Указом Президента РФ от 07.08.92 N 826 О мерах по формированию федеральной контрактной системы предусмотрено создание федеральной контрактной системы. Эта задача была возложена на федеральную корпорацию Росконтракт.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 26.09.97 N1224 при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ было создано Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка.
К сожалению, названные органы не обеспечили решение своей главной задачи - формирование в стране контрактной системы поставок. Целостная, координированно работающая система поставок для госнужд в стране отсутствует.
Соответствующую организационную работу приходится осуществлять непосредственно государственным заказчикам, производящим закупки товаров для обеспечения публичных нужд.
На товарных рынках действуют и иные субъекты, способствующие организации оптовой торговли товарами. В качестве таковых следует рассматривать, например, организаторов коммерческих торгов. Организаторы коммерческих торгов, обычно проводимых в форме конкурсов и реже -аукционов, осуществляют деятельность по содействию реализации имущества, принадлежащего определенному лицу, либо по отбору более предпочтительного поставщика (покупателя) соответствующих товаров.

Организаторами торгов обычно выступают специализированные организации, располагающие необходимыми помещениями и подготовленным персоналом.
Можно утверждать, что примитивное состояние структуры нашего товарного рынка во многом предопределяется недостатками правового регулирования. Не созданы условия для надлежащей деятельности товарных бирж, вообще не определены статус и задачи оптовых ярмарок, выставок товаров, оптовых продовольственных рынков и других организаторов торгового оборота.
Формирование структуры рынка во многом зависит от усилий региональных органов исполнительной власти. В соответствии с законодательством до 1993 г. крайисполкомы и облисполкомы были обязаны содействовать развитию торговых связей на своей территории; обеспечивать работу региональных ярмарок; развивать оптовую и фирменную торговлю; обеспечивать заключение торговых соглашений с другими республиками и областями о взаимном снабжении товарами и др.

Эти задачи в той или иной степени выполнялись.
С изменением законодательства эти требования были упразднены, вообще исчезли правовые ориентиры для действий региональных органов по развитию товарного рынка. Между тем без правовой и организационной помощи государства сами по себе современные рыночные отношения возникнуть не могут.

Мировой экономический опыт и 15-летний российский опыт однозначно свидетельствуют о вздорности суждений о рынке как о саморегулируемой системе, о невидимой руке рынка, якобы самой устраняющей все несоответствия и затруднения в хозяйственной деятельности.
4. Наряду со структурными преобразованиями необходимо создание инфраструктуры товарного рынка. Инфраструктура переводится как то, что находится ниже, под структурой.



Применительно к коммерческой сфере инфраструктура - это совокупность организаций, обеспечивающих нормальную деятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе товарообращения. От уровня развития инфраструктуры во многом зависит дальнейшее совершенствование товародвижения в стране, становление национального товарного рынка.
Государство уделяет определенное внимание развитию рыночной инфраструктуры. Постановлением Правительства РФ от 15.06.98 N 593 одобрена Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков в Российской Федерации на 1998-2005 гг.*(26) В числе других мер названная Комплексная программа предусматривает разработку нормативных правовых актов по совершенствованию организации оптовой торговли, разработку методических документов по снабженческо-сбытовой и торговой деятельности и др.
Внутри инфраструктуры принято выделять несколько подсистем. Одна из них - подсистема складского хозяйства - в России пока неразвита: отсутствуют в необходимом количестве специализированные склады, оборудованные для хранения продовольственных и промышленных товаров.

Лишь третья часть оптовых торговых и посреднических организаций располагает складскими помещениями, что резко ограничивает возможности совершения товарных операций.
Важная роль отводится транспортной подсистеме, обслуживающей продвижение товаров от изготовителей до потребителей. С ней непосредственно связаны организации, осуществляющие транспортноэкспедиционную деятельность.

Особенности взаимоотношений по оказанию транспортно-экспедиционных услуг определяются Федеральным законом от 30.06.03 N 87-ФЗ О транспортно-экспедиционной деятельности.
В качестве самостоятельной выделяется подсистема тароупаковочной индустрии, значительно влияющая на конкурентоспособность товаров.
Одна из первоочередных проблем - создание подсистемы информационного обеспечения об изготовителях товаров, их производственных возможностях, о наличии запасов товаров, об имеющихся запросах покупателей, ценах на товары и др. Следует учитывать масштабность данной работы, ведь информация должна касаться 25-30 млн. наименований изделий и быть доступной нескольким миллионам пользователей.
Перед российским бизнесом стоит задача создать во всех регионах звенья, занимающиеся сбором, обработкой и передачей данных о ресурсах и спросе. По всей территории страны должны быть созданы информационно-коммерческие центры и бюро, ведущие такую работу, налажен взаимный обмен информацией, связи между ними и клиентами.

Предоставление необходимой информации клиентам может осуществляться на постоянной договорной основе либо по разовым заказам.
Службы коммерческой информации могли бы создаваться при торговопромышленных палатах, которые сейчас имеются в каждом регионе. Наряду с телекоммуникационной сетью важно развивать информационные печатные издания.

В издаваемых бюллетенях должна даваться конкретная информация для изготовителей, оптовиков и потребителей, причем рассылаться она должна адресно. Подобные издания должны опираться на помощь государственных органов, торговых представительств за рубежом.
На Западе такая работа ведется весьма широко и разнообразно. Так, в печати освещается деятельность транснациональных дилерско-дистрибьюторских сетей. Сети создают на местах свои агентства; согласно публикациям, в них работает до 200 тыс. человек. Агентства заключают с организациями договоры на информационное, консультационное обслуживание, предоставление сведений о спросе на товар или о наличии товара, о финансовой надежности контрагентов.

В них действует порядок, когда за привлечение каждого клиента агент получает проценты с вносимого клиентом вступительного взноса. Сети демонстрируют высокий эффект своей работы.

По публикуемым данным, лишь за счет получения доступа к коммерческой информации мелкие и средние фирмы в течение полугода оказываются в состоянии в 10-15 раз увеличить объемы торговых операций.
Анализ законодательства о структуре рынка свидетельствует о серьезных просчетах в ее правовом регулировании. Многие важные вопросы пока не получают решения.

Отставание законодательной базы, недостаточность государственной поддержки сдерживают развитие товарного рынка в России.

Дополнительная литература


1. Андреева Л.В. Коммерческое право России: проблемы правового регулирования.

М., 2004.
2. Кулагин М.И. Избранные труды.

М., 1997.
3. Петров П.В., Соломатин А.П. Экономика товарного обращения: Учебник для вузов.

М., 2002.
4. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник.

М., 2000.
5. Сидорова Т.Э. Ярмарки и выставки-продажи как участники торгового оборота//Актуальные проблемы коммерческого права: Сборник статей.

М., 2002.

Конкуренция в коммерческой деятельности

1. Одним из необходимых и значимых моментов осуществления коммерческой деятельности является создание конкурентной среды в отношениях хозяйствующих субъектов. Конкуренция представляет собой соперничество, борьбу за более выгодные условия и соответственно - за лучшие результаты обращения товаров на рынке.

В предпринимательстве это, в конечном счете, борьба за достижение более высокой прибыли.
На протяжении 70-летнего советского периода конкуренция рассматривалась как явление, присущее лишь капиталистической системе и чуждое социализму. Само слово конкуренция употреблялось в негативном значении, ему придавался отрицательный оттенок.

Более того, конкуренция подавлялась силами контролирующих и даже правоохранительных органов.
Свойственные командно-административной системе уравнительность и приказные методы организации труда не обеспечивали должного экономического роста. Поэтому взамен конкуренции внедрялись искусственные приемы псевдосоперничества за достижение лучших результатов. Основной такой способ - социалистическое соревнование -представлял собой имитацию соперничества за достижение более высоких показателей в труде. Победа в соревновании стимулировалась внеэкономическими методами: вручением победителям грамот, вымпелов, знамен.

В общественном сознании такие стимулы не играли сколь-нибудь значимой роли.
Как только была ликвидирована власть партийного аппарата, соревнование исчезло само собой, без каких-либо запретов. Это с бесспорностью свидетельствует о надуманности и безжизненности такого способа создания соперничества, как соревнование.
Борьба за более высокую прибыль возникает как естественный процесс в товарном, рыночном обществе. Государство со своей стороны обязано поощрять конкурентную борьбу и регулировать ее в нужных обществу направлениях. Здесь важно, чтобы стремление к более высокой прибыли осуществлялось через удовлетворение интересов людей, достижение лучших хозяйственных результатов.

При такой направленности конкуренция превращается в движущий фактор непрерывного развития и совершенствования производства, внедрения научно-технических достижений, улучшения качества и расширения ассортимента товаров.
Придание подобной направленности конкуренции связано с узловыми проблемами развития экономики. Здоровая конкуренция обеспечивает перелив капиталов от менее эффективных к более эффективным отраслям хозяйства и видам деятельности.

Она служит оптимизации обмена и подчинению производства запросам потребителей.
Можно без преувеличения утверждать, что конкуренция правит рыночной экономикой. Однако конкуренция как движущая пружина развития производства и торговли действует не сама по себе. Она должна постоянно поддерживаться и направляться государством.

В нашей российской ситуации из-за отсутствия конкуренции в качестве первоочередной стоит задача формирования конкурентной среды в торговле и других сферах бизнеса.
Социально-экономическая роль конкуренции, ее значимость в жизни общества много выше, чем обычно указывается в правовой и экономической литературе.
Реальное значение конкуренции вовсе не ограничивается стимулирующим воздействием на экономику. Так, отсутствие или недостаточность конкуренции выступает критерием для определения необходимости и степени вмешательства государства в регулирование экономической деятельности, осуществления защиты рыночных отношений.

При слабости конкурентных процессов обостряется потребность в воздействии на хозяйственную жизнь со стороны государственных органов.
Не менее значимо и то, что конкуренция позволяет выявить реальное потребительское значение произведенных продуктов, их соответствие желаниям и предпочтениям людей. В данном отношении конкуренция служит одним из главных инструментов определения того, какие вещи следует считать благом, затрачивать на их производство общественные силы и средства. Через конкуренцию обеспечивается свобода выбора.

А это весьма важный момент обеспечения личных свобод, формирования человеческой личности как иерархии ценностей.
2. Создание нормальных конкурентных отношений непосредственно связано с оздоровлением российской экономики, обеспечением ее успешного развития. Именно поэтому поддержка конкуренции закреплена в ст. 8 Конституции РФ в качестве одной из конституционных основ нашего строя. ГК РФ определяет конкуренцию как принцип осуществления имущественных, а следовательно - и товарных, отношений.

Статья 10 ГК РФ устанавливает, что не подлежат защите права, когда они используются в нарушение конкуренции.
Рассуждения о необходимости развития конкуренции можно услышать часто. К сожалению, из-за слабой разработанности проблематики конкуренции все осуществлявшиеся в этом направлении меры оказались малорезультативными.

Российская экономика до сих пор лишена серьезного конкурентного начала. Самые достоверные подтверждения неразвитости конкуренции - отсутствие в стране процессов свободного перетока капитала из менее доходных областей бизнеса в более доходные, сравнительно незначительное число субъектов малого бизнеса.
В деле развития конкуренции важно выделять и учитывать соотношение трех направлений данной деятельности.
Во-первых, собственно меры по созданию и развитию конкуренции, или стимулирующие меры. Данное направление имеет главенствующее значение.

Наряду со специальными мерами по созданию и задействованию конкурентных механизмов решения по формированию конкурентной среды должны предусматриваться буквально в каждом законодательном акте, так или иначе затрагивающем экономическую жизнь. В числе других стимулирующие меры включают в себя различные виды помощи со стороны государства немонополизированному сектору экономики.
Во-вторых, меры по ограничению монополизма и злоупотреблений доминирующим положением на товарном рынке, или ограничительные меры. Основанная на конкуренции рыночная модель хозяйствования не содержит в себе внутренних эффективных антимонопольных механизмов. Сама монополия вырастает из свободной конкуренции, но затем ее же и подавляет. В результате действий монополий останавливается нормальное течение экономической жизни.

Меры, препятствующие развитию и негативному влиянию монополизма, составляют прерогативу и необходимую часть государственного регулирования экономики.
Вследствие допущенных просчетов российское конкурентное законодательство и деятельность соответствующих государственных структур оказались сведены в основном к антимонопольным мерам. Ограничительная практика, антимонопольное законодательство нередко ошибочно трактуются в юридической литературе как основное содержание и самоцель регулирования конкуренции.

Более того, все конкурентное законодательство иногда безосновательно предлагается рассматривать как антимонопольное.
Указанные воззрения нередко обосновываются ссылками на положения американского закона Шермана. Этот акт, называемый Законом о защите торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий, был принят Конгрессом США 2 июля 1890 г. Акт объявляет незаконными действия, сговоры и объединения лиц по монополизации любой части промышленности и торговли либо их ограничению. Допущенные нарушения наказываются штрафом до 5000 долларов или тюремным заключением на срок до одного года.

Предусмотрена обязанность виновных лиц возместить потерпевшим тройную сумму причиненного ими убытка.
Закон Шермана принимался в условиях развитой конкуренции в американской промышленности и торговле. Он был направлен против монополий, нарождавшихся в результате концентрации производства и увеличения его масштабов.

Подобные антимонопольные законы есть во всех развитых странах мира.
В нашей стране задачи развития конкуренции и подавления монополизма не могут быть решены столь простыми способами. И дело не в том, что за их решение Россия взялась на век позже, чем другие страны. Сложности предопределяются тем, что у нас, с одной стороны, вообще отсутствовала конкуренция, а с другой - тем, что монополизм в экономике носил тотальный характер.

По оценкам специалистов, около 80% советских предприятий и объединений являлись монополистами в разных видах производства.
В отличие от рыночного отечественный монополизм насаждался сверху, был продуктом централизованной плановой системы хозяйства. Сверхмонополизированность социалистической экономики послужила одной из причин ее стагнации и краха.
Антимонопольные, ограничительные меры при всей их значимости и масштабности должны рассматриваться как вспомогательные, придаточные по отношению к задаче развития конкуренции. Сами по себе антимонопольные меры не способны создать конкурентную среду в экономике.
В-третьих, надо выделять меры по защите конкуренции, пресечению действий, нарушающих нормальную конкуренцию, меры, предусматривающие ответственность за такие нарушения.
Развитие конкуренции предполагает создание в обществе соответствующего психологического настроя, соревновательного тона. Дух лидирования, первенства сознательно поддерживается на Западе государством, предпринимательскими, общественными структурами, средствами массовой информации. Так же и в России стремление людей к достижению лучших результатов должно стимулироваться поощрительными мерами, селекцией, продвижением.

Это функция государства и общества в целом, если они заботятся о самосохранении.
В условиях неразвитости конкуренции необходимы правовые и организационные меры по ее созданию. Анализ зарубежного опыта позволяет указать следующие пути формирования конкурентной среды.
Во-первых, это увеличение числа организаций, осуществляющих однородную деятельность, производящих одновидовую продукцию или оказывающих одинаковые услуги. Этому служит создание новых производственных, торговых и иных организаций; перепрофилирование (диверсификация) действующих с учетом имеющихся потребностей; отказ производителей от узкой специализации и освоение одновременного выпуска других видов товаров.
Здесь подход рыночный прямо противоположен социалистическому, который, руководствуясь лозунгом сокращения затрат, фактически культивировал монополизм в ущерб всему населению. Чем больше организаций предлагают однородные товары и услуги, тем больше они стремятся привлечь потребителей и для этого улучшают качество, расширяют спектр предлагаемых услуг, снижают цены и тарифы.

Достигается же это за счет модернизации производства, его технического совершенствования, сокращения излишних затрат.
Во-вторых, необходима поддержка малого и среднего
предпринимательства. Оно отличается высокой степенью гибкости, оперативностью реагирования на изменения спроса.

Мелкий бизнес своей практикой непосредственной ориентации на потребителей оказывает давление на крупные фирмы, также заставляя их полнее учитывать запросы населения.
Государственная помощь малому предпринимательству может оказываться первоочередным предоставлением государственных заказов, субсидий, гарантированием получаемых кредитов на развитие. В законодательном порядке может быть предусмотрена обязанность включения в предпринимательские договоры условия о привлечении в качестве субисполнителей (субподрядчиков) только малых предприятий, обязанность передачи им и оказания содействия в освоении передовых технологий со стороны головных производителей и др.
В-третьих, нужно систематическое сопоставление, общественное сравнение качественных и ценовых показателей товаров и услуг, оказываемых различными предпринимателями. Государство обязано содействовать регулярному проведению смотров, конкурсов, выставок товаров, объективному сопоставлению характеристик, публиковать сравнительную информацию.

Подобную работу при поддержке государственных органов призваны проводить торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей, союзы защиты интересов потребителей и другие организации.
В-четвертых (и это тоже обязанность государства), нужны постоянно действующие системы пропаганды и поощрения лучших достижений и результатов. Взамен переходящих знамен и грамот государство должно выработать и использовать новые приемы экономического и морального поощрения.

Важно поддержание средствами массовой информации деловой репутации фирм, учет таких показателей при распределении государственных инвестиций и заказов. При этом основными критериями оценки должны стать степень удовлетворения производителем или торговцем общественных интересов, запросов потребителей.
Таковы общие направления деятельности по развитию конкуренции. Они должны находить реализацию в конкретных приемах и решениях.

Их также предстоит вырабатывать и внедрять в широкую практику, причем делать это придется каждой фирме, делать постоянно и в обязательном порядке.
Здесь находит реализацию важное правило коммерческого права. Оно состоит в том, что обязательным условием работы каждой организации должно быть создание соперничества, конкурентной ситуации между своими контрагентами.
В каждой коммерческой организации требуется разработка и закрепление в локальных правовых актах собственной конкурентной стратегии. При выработке стратегии фирма должна основываться на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка и даже конкретных групп покупателей. Наибольший эффект дает совмещение мер по снижению издержек производства и трансакционных затрат с усилиями по обеспечению высокого качества и улучшению потребительских характеристик товаров. Последовательное проведение избранных направлений позволяет сохранять и завоевывать лучшие позиции на рынке.

Наряду с этим нередко требуется поиск новых рынков для уже производимых изделий и разработка новых видов товаров для их реализации на уже освоенном рынке.
Помимо выработки стратегии сбыта товаров необходимо создание конкурентной ситуации в отношениях между поставщиками закупаемых ресурсов. Вот как это выглядит, например, при установлении договорных связей. На Западе, когда покупателю нужна партия сырья или готовых изделий, он зачастую дробит ее и закупает частями у нескольких разных продавцов.

Это дает ряд преимуществ: появляется возможность снижения закупочных цен, сравниваются качественные характеристики товара разных продавцов, выявляются более надежные контрагенты. Подобная практика, у нас совершенно непринятая и непривычная, там всеми рассматривается как нормальная и весьма разумная.
Руководство, юридическая служба каждой фирмы должны постоянно отыскивать и апробировать такого рода решения, чтобы полнее использовать возможности конкуренции.
В России, к сожалению, крайне мало делается для развития конкуренции. Постановлением Правительства РФ от 09.03.04 N191 утверждена Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Основной упор в ней сделан на мерах по демонополизации. Названная программа в целом носит лозунговый, рекомендательный характер.

В ней не содержится конкретных заданий для федеральных и региональных органов, не указаны исполнители и сроки выполнения задач, не предусмотрено финансовое обеспечение.



Содержание раздела