d9e5a92d

Договоры, регулирующие торговый оборот

Поэтому положения программы реализуются медленно либо не выполняются вообще.
Не получили реализации, в частности, такие важные меры развития конкуренции, как широкое информирование покупателей о ценах на товары разных продавцов, предоставление новым предпринимателям налоговых льгот на период становления, кредитование их по сниженным процентным ставкам, уменьшение размеров арендной платы за помещения в первые годы работы и др.
3. Наряду с развитием конкуренции необходима ее правовая защита. Положение о том, что поддержка конкуренции гарантируется государством, закреплено в ст. 8 Конституции РФ. Согласно ст.

10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Проблема защиты конкуренции пока мало воспринимается обществом в целом, в том числе юристами. Между тем лишь при подчинении хаотичных действий массы предпринимателей интересам развития экономики и принципам рыночной работы можно достичь позитивных результатов.

Рыночная самоорганизация должна разумно сочетаться с административным и даже силовым воздействием, в том числе в деле защиты конкуренции.
Меры по защите конкуренции можно подразделить на несколько групп.
Статья 6 Закона РФ от 22.03.91 N 948-1 О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (далее - Закон о конкуренции) запрещает и предусматривает признание недействительными определенные действия, ограничивающие конкуренцию. Объявление запрещенными и признание в установленном порядке недействительными достигнутых в любой форме соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, есть первая группа мер по защите конкуренции.
Закон о конкуренции запрещает и предусматривает признание в установленном порядке недопустимыми достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия потенциальных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, направленные на:
1) установление или поддержание цен (тарифов), скидок, над бавок, наценок.
Примеры таких незаконных соглашений наблюдаются повсеместно. Так, цены на бензин повышаются одновременно на всех бензоколонках Москвы или Санкт-Петербурга, хотя колонки принадлежат разным собственникам. Это -очевидный результат ценовых сговоров;
2) раздел рынка по территориальному принципу, по объемам продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов и покупателей;
3) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;
4) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями и др.
Следующая, вторая, группа защитных мер касается запрета принятия актов и совершения отдельных действий со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции. Закон о конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления принимать акты и совершать действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.

В частности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам, и т.п.
Меры по защите конкуренции сейчас требуются на самом низовом уровне производства и торговли, причем меры жесткие, состоящие в подавлении действий, нарушающих товарную и ценовую конкуренцию. Общественное мнение пока плохо сознает, что зажим конкуренции по своим последствиям не менее опасен, чем прямой грабеж или разбой, и потому необходимо применение мер административной и уголовной ответственности. Статья 178 УК РФ еще в 1993 г. ввела уголовную ответственность за незаконное повышение или поддержание цен и иные монополистические действия, предусмотрев крупные штрафы и даже лишение свободы.

Однако по этой статье за все годы ни один человек не был привлечен к ответственности.
Наряду с защитой конкуренции от ограничений необходимо осуществление мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией.
Основные способы недобросовестного ведения конкуренции названы в ст. 10 Закона о конкуренции.

Таковы, в частности, введение потребителей в заблуждение относительно качества товара, его потребительских свойств, некорректное сравнение товаров в рекламе, копирование чужих товарных знаков и способов индивидуализации чужого товара, распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.


Закон о конкуренции во многом копировал чуждые российским условиям западные модели. Главное внимание в нем уделено антимонополистическим мерам, а не формированию конкурентной среды.

В результате Закон оказался неэффективным, отвлекая от действительно актуальных мер.
В соответствии с Законом был образован федеральный антимонопольный орган с территориальными органами на местах. Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы вправе давать хозяйствующим субъектам предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

При неисполнении в срок предписаний антимонопольного органа или совершении иных нарушений закона на виновных лиц могут налагаться взыскания в виде административных штрафов (ст. 14.3, 14.6, части 1 и 2 ст.

14.8, ст. 14.9, часть 2 ст. 19.5, ст.

19.8 КоАП). Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители, руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа и их заместители.
Деятельность федерального антимонопольного органа и его территориальных структур пока не оказывает сколь-нибудь заметного влияния на состояние конкуренции в экономике и соблюдение законодательства о конкуренции. Эти органы фактически устранились от работы по формированию конкурентной среды на товарных рынках.
Наряду со специальными антимонопольными органами в создании конкурентной среды призваны участвовать другие государственные органы исполнительной власти: министерства, службы, агентства, а также органы исполнительной власти субъектов Федерации. Формы и методы их работы в указанном направлении пока четко не определены и не регламентированы законом.

Здесь требуются научные разработки и дополнительные законодательные решения.

Дополнительная литература


1. Варламова А.Н. Правовое регулирование конкуренции в России. М.,
2000.
2. Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада.

М., 1992.
3. Луцкая Е.Н. Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно-развитых странах.

М., 1992.
4. Олейник О.М. Запреты, пределы и санкции в антимонопольном законодательстве//Закон.

1995. N 4.
5. Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополия. Правовые аспекты регулирования.

М., 1996.
6. Юданов А.В. Конкуренция. Теория и практика.

М., 1996.

Договоры, регулирующие торговый оборот


1. Торговый оборот, деятельность по продвижению товарной массы от изготовителей к потребителям регулируется не только законодательством, но -что еще более значимо - договорами, заключаемыми хозяйствующими субъектами.
Договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).

Понимание договора как соглашения сторон, порождающего обязательство между ними, является в настоящее время принятым в большинстве национальных правопорядков.
С упразднением административно-плановой системы управления договор, по справедливому высказыванию профессора В.Ф. Яковлева, превратился в самостоятельное и главное средство регулирования экономических отношений.

Договор служит важнейшим регулирующим инструментом частного, а соответственно, и коммерческого права. Он в наиболее полной мере реализует общедозволительный метод регулирования общественных отношений, присущий гражданскому и коммерческому праву.
Несмотря на столь значимую роль этого правового средства, проблематика договора остается одной из наиболее слабо разработанных в правоведении. Так, в качестве синонима понятия договор в юридической литературе нередко применяется термин сделка. Внешние основания для их отождествления дает п. 3 ст.

154 ГК РФ, устанавливающий, что для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка). Однако это лишь внешняя общность.
К договору применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 ГК РФ. Однако этот юридико-технический прием, используемый для экономичности изложения законодательного материала, не порождает тождества сделки и договора.

Договор получил в ГК РФ широкое самостоятельное регулирование. Общие положения о договоре, его заключении, определении условий, порядке исполнения, изменении и расторжении, закрепленные в подразделе 2 части первой ГК РФ, применимы лишь к договорным соглашениям и уже никак не относятся к сделкам.

В силу этого термины договор и сделка не могут рассматриваться как синонимы.
В условиях господства позитивистской концепции права преобладающей стала трактовка договора как акта правоприменения (нормоприменения). В соответствии с ней для объяснения сущности договора используются категории юридический факт, правоотношение, институт права и т.п., выработанные для построения позитивистской картины права.

Между тем договорное право существенно отличается от других областей права (В. Ансон).

Договорные соглашения не определяют порядок исполнения тех или иных норм, а условия договора не воспроизводят нормы права. Поэтому договор попросту невозможно объяснить на основе понятий юридический факт, правоотношение и других категорий нормоведения.
В настоящее время законом закреплено общее правило, согласно которому условия договора определяются соглашением сторон. Исключение составляют случаи, когда содержание соответствующего договорного условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст.

421 ГК РФ). Таким образом, определение содержания договора происходит не на основе избрания сторонами приемлемых норм права, а в результате самостоятельной выработки конкретных правил взаимосвязанной деятельности и придания им значения взаимных прав и обязанностей.
Приходится констатировать, что отечественное правоведение пришло в третье тысячелетие с размытым и путаным пониманием договора, без четкого осознания его правовой и социальной роли, реальных возможностей в решении стоящих перед обществом задач.
Необходимыми признаками договора, нашедшими закрепление в законе, служат наличие согласованной сторонами общей цели их взаимосвязанной деятельности и достижение соглашения по всем существенным условиям договора. Цель договорных контрагентов не только получает определение в договоре, но и становится юридически закрепленной в результате его заключения.

Согласованная цель упорядочивает приложение усилий сторон, достижению цели подчиняются все условия договора.
Заключение договора ставит субъектов в юридическую зависимость друг от друга. В правовой литературе всегда отмечалось значение договора как средства (инструмента) налаживания огромного множества конкретных правовых связей самого разнообразного содержания, непосредственное осуществление которых опирается на механизм государственного принуждения.

Функция установления договором юридической связи между его участниками в виде обязательства позволяет контрагентам реализовать на данной основе свои интересы и потребности, сочетая их между собой, закреплять их и в случае надобности защищать.
Другой функцией договора является определение в нем самими сторонами подлежащих совершению действий, выполнение которых направлено на достижение цели договора. Эти действия составляют предметное содержание договорного обязательства, о котором в предельно общем виде говорится в п. 1 ст. 307 ГК РФ: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия.

Субъекты сами конкретно устанавливают то, что должно быть сделано ими в силу договора.
Заключаемый договор обеспечивает правовую регламентацию действий, подлежащих выполнению участниками обязательства, придает им значение субъективных прав и обязанностей. Сформулированные в таком виде условия договора приобретают характер правового алгоритма, юридически выраженной и обязательной программы взаимосвязанных действий лиц.

В силу правовой природы договор заключает в себе возможность государственного принуждения к его соблюдению путем применения мер воздействия, предусмотренных законом и самим договором.
На протяжении десятилетий в российской цивилистике господствовал политэкономический взгляд на договор как на юридическую форму акта товарного обмена. Его следствием на практике стала тенденция к свертыванию содержания договора, ограничению его минимально возможным числом условий.
Этому взгляду противостоит понимание договора как правового средства упорядочения, повышения организованности коммерческой или иной деятельности. Такой подход предполагает необходимость решения субъектами на основе договора всего комплекса вопросов, возникающих в их взаимоотношениях, причем с максимальной полнотой и детализированностью.

Юридическое упорядочение, организация на основе договора взаимосвязанной деятельности контрагентов повышает реальность достижения желаемых целей, ведет к рационализации действий, сокращению излишних усилий и затрат.
ГК РФ закрепил принцип свободы договора, проявления которого достаточно разнообразны. Возможность свободного заключения договоров, самостоятельного определения их содержания является одним из аспектов прав собственности и личной свободы.

Они представляют собой основу проявления личной инициативы в сфере коммерции и иного предпринимательства.
Рассмотрение принципа свободы договора обычно не сопровождается показом того, для решения каких задач предназначен этот принцип, зачем он, собственно, необходим. В этой связи надлежит отметить, что договорная свобода позволяет субъектам полнее использовать регулятивные возможности, правовой потенциал договора, решать на его основе сложные и масштабные задачи экономического и социального характера.
При выработке условий договора субъекты в настоящее время способны более полно учитывать и выражать свои хозяйственные возможности и экономические интересы. Вместе с тем договор не должен пониматься как правовое выражение наличествующих факторов производства.

Он призван служить одним из главных правовых средств совершенствования хозяйственных отношений, развития экономики.
2. Для выделения коммерческого права в самостоятельную отрасль возникает необходимость разграничения торговых и гражданско-правовых договоров.
По каким основаниям проводилось прежде разграничение торговых и гражданско-правовых договоров? Г.Ф.

Шершеневич предлагал относить к торговым те, которые имеют целью дальнейшую перепродажу товара. Кроме того, одной из сторон в таком договоре обязательно должен быть торговый посредник (торговая фирма или купец).
Ранее было показано, что такой подход нельзя считать приемлемым. В настоящее время продажа созданного товара стала основной задачей любой организации-изготовителя.

Подобным же образом покупка ресурсов является необходимым условием деятельности всякой организации. При этом не имеет значения, участвует или нет посредническая организация в перемещении товара от изготовителя к потребителю.
В зарубежном законодательстве договоры классифицируются как торговые по содержанию обязательства, предусматривающего возмездное отчуждение товара (Франция, Испания), либо по признаку заключения его коммерсантом (Германия, Япония).
За последнее столетие в связи с увеличением объемов и усложнением торговых процессов наметились и получили свое закрепление отличительные признаки торговых договоров, отделяющие их от договоров гражданско-правовых. В России основным источником договорного права остается ГК РФ.

Вследствие этого четкое разграничение между гражданско-правовыми и торговыми договорами отсутствует. Однако даже в ГК РФ внутри договорных институтов можно указать немало положений, рассчитанных на применение соответствующего договора в основном или даже исключительно в коммерческих отношениях.
В качестве наиболее общих критериев для выделения договоров коммерческого права можно назвать:
1) связь с торговым оборотом, процессом продвижения товаров от изготовителей к потребителям;
2) наличие хотя бы с одной стороны субъекта, действующего в качестве предпринимателя (коммерческой организации);
3) возмездный характер, наличие экономического интереса у каждой из сторон.
Необходимость разделения коммерческих и гражданско-правовых договоров диктуется потребностями торгового оборота, общественными интересами.
Анализ соотношения договоров коммерческого и гражданского права позволяет выделить в гражданском законодательстве: во-первых, договорные институты, в которых появились черты и признаки, предназначенные для регулирования именно торговых отношений (коммерциализации договоров); во-вторых, договорные институты, в которых произошло фактическое разделение и наряду с гражданско-правовыми институтами возникли соответствующие институты торгового права (например, коммерческое поручение в совокупности с представительством, существующее наряду с общегражданским поручением и представительством). Наконец, необходимо указать на ряд важных договоров коммерческого права, вообще не упоминаемых в ГК РФ в силу известной отдаленности цивилистики от проблем торгового оборота.

Таковы договоры оптовой купли-продажи, на проведение маркетинговых исследований, на передачу коммерческой информации, об электронной торговле и др.
Очевидно, что процессы развития каждой из указанных групп договоров будут протекать различно. Дальнейшая коммерциализация договоров, остающихся в составе ГК РФ, прямо зависит от потребностей развития торгового оборота.

Соответствующие изменения будут происходить в результате дополнения договорных институтов успешным опытом, а также торговыми обычаями, прежде всего - документированными обычаями международной торговли, которые уже в настоящее время придают совершенно иной вид многим договорам.
Должную роль призвана играть в этих важных процессах наука коммерческого права, исследующая практику применения договоров в торговом обороте и обосновывающая предложения об изменении законодательства о договорах.
3. Опыты классификации торговых договоров многократно предпринимались в юридической науке, российской и зарубежной. Расцвет российского коммерческого права приходится на конец XIX - начало ХХ века. Поэтому наиболее разработанные классификации можно найти в трудах Г.Ф.

Шершеневича и других российских ученых-коммерциалистов. С учетом происшедших за столетие изменений в праве предлагаемые ими рубрикации выглядят устаревшими.
В качестве основной группы торговых договоров прежде предлагалось выделять договоры покупки товаров с целью их продажи. В эту группу включались договоры купли-продажи, поставки, мены и др.
С учетом общего понятия коммерческого права торговыми договорами должны признаваться, прежде всего, такие, которые оформляют отношения по возмездной реализации товара для предпринимательских и хозяйственных нужд. Данную группу договоров можно условно назвать реализационными договорами.

Они образуют ядро торгового оборота.
К числу реализационных относятся договоры оптовой купли-продажи, поставки товаров, контрактации сельскохозяйственной продукции, поставки товаров для государственных нужд. В группу реализационных входит договор мены товаров, связанной с предпринимательской деятельностью.

Сюда же следует отнести и такой договор, предусмотренный ст. 882 ГК РФ, как товарный кредит.

Он включен в главу о кредитовании, хотя фактически предусматривает продажу с условием оплаты стоимости товара в будущем.
Помимо общих целей важной особенностью договоров на реализацию товара для предпринимательских и хозяйственных нужд является особый субъектный состав. Участниками таких договоров могут быть лишь организации и индивидуальные предприниматели, но не физические лица.

Названные особенности дают основания и возможность безболезненно перенести нормы о реализационных договорах в специальный акт - Торговый кодекс с тем, чтобы более четко, детально и взаимосвязанно урегулировать соответствующие обязательства.
Вторую самостоятельную группу составляют посреднические договоры. По классификации ГК РФ они в основном являются договорами на возмездное оказание услуг. В сфере торговли содержанием таких договоров служит совершение обязанным лицом действий по поводу товара в интересах какого-либо участника торгового оборота.

К данной группе относятся договоры комиссии, в том числе внешнеторговой комиссии (консигнации), коммерческого поручения. В круг посреднических входят также договоры торгового агентирования, которые широко применяются в зарубежной практике и постепенно получают распространение в России, и ряд других.
Третью группу составляют договоры, содействующие торговле.
Развитие торгового оборота привело к видоизменению прежних и появлению новых видов таких договоров. Некоторые из них используются преимущественно в коммерции, другие имеют как торговое, так и общегражданское применение.
Таковы договоры на:
- проведение маркетинговых исследований;
- создание рекламной продукции;
- распространение рекламы;
- предоставление коммерческой информации.
К данной группе можно также отнести договоры коммерческой концессии, хранения товаров, страхования товаров и коммерческих рисков, перевозки грузов, транспортной экспедиции и ряд других.
Среди рассматриваемых договоров важно различать договоры на оказание услуг и на выполнение работ. Основной отличительный признак - договоры на выполнение работ всегда имеют результатом создание определенного материального или идеального продукта.

Созданный продукт может быть предметом последующих продаж. Что касается договоров на услуги, то они предусматривают совершение должником определенных действий в пользу кредитора.

Само совершение действий (хранение, перевозка, агентирование и т.п.) является желаемым благом и создает исполнение договора. Требования к договорам на работы и услуги весьма различны.
Наконец, имеется четвертая группа - организационные договоры. В данную группу, в частности, входят:
- договоры о взаимосвязанной деятельности по снабжению или сбыту товаров;
- договоры органов исполнительной власти о межрегиональных
поставках товаров;
- договоры органов власти и местного самоуправления с коммерческими организациями по вопросам производства и торговли и др.
Итак, при классификации договоров мы можем выделить те, которые образуют собственное содержание коммерческой деятельности. Это, прежде всего, реализационные и торгово-посреднические договоры. Они целиком относятся к сфере коммерческого права, поскольку предназначены для обслуживания товарного обращения. Что касается договоров, содействующих торговле, то они наряду с коммерческой могут использоваться и в иной предпринимательской деятельности, и даже в отношениях с участием граждан.

Торговое законодательство регулирует лишь те особенности таких договоров, которые связаны с их применением в области товарного обращения.
4. Наряду с договорными обязательствами важное значение для регулирования торгового оборота имеют составные обязательства. Их не следует путать со смешанными договорами, упоминаемыми в п. 3 ст.

421 ГК РФ.
Некоторые значимые и весьма распространенные обязательства возникают из юридических составов, т.е. группы оснований. В рассматриваемых далее случаях такими необходимыми основаниями служат заключенный договор и совершаемая субъектом односторонняя сделка.

Необходимость наличия юридического состава для возникновения таких обязательств и дает основания называть их составными.
Наглядным примером может служить обязательство по перевозке грузов. Заключаемое между грузоотправителем и перевозчиком соглашение представляет собой договор перевозки груза.



Содержание раздела