d9e5a92d

Субъекты авторского права

К ним относятся произведения, срок охраны которых истек, а также:

  • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, гимны, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
  • произведения народного творчества;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

К неохраняемым можно отнести и произведения иностранных авторов.
Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей.

Субъекты авторского права


Субъектом авторского права, как правило, является гражданин, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства. Им может быть и гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста и душевнобольной.

Так, авторские права детей, представленные на смотры или выставки детской или юношеской самодеятельности и т.д. защищаются авторским правом. Но недееспособные, став субъектами авторского права, не имеют права самостоятельно совершать какие-либо сделки, связанные с использованием авторского права. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять авторские права на свои произведения. (Ст.26 Гражданского кодекса РФ).
За авторами - гражданами Российской Федерации и их правопреемниками авторское право признается на все произведения независимо от места их обнародования или нахождения в какой-либо объективной форме.
Если произведение обнародовано либо не обнародовано, но существует на территории Российской Федерации в какой-либо объективной форме, то авторское право распространяется на такое произведение независимо от гражданства автора.
За гражданами других государств, обнародовавшими свои произведения за пределами Российской Федерации, авторское право признается в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Лицо, обозначенное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если отсутствует доказательство иного.
При обнародовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случаев, когда псевдоним автора не вызывает сомнения в его личности), издатель имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного, считается представителем автора и имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление.. Это положение действует до тех пор, пока автор не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.
Авторское право может принадлежать нескольким лицам соавторам. В ст.10 Закона РФ от 9 июля 1993 г. говорится, что авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц, принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
Соавторство всегда является результатом соглашения о совместной работе. По крайней мере, между соавторами должно быть хотя бы устное или подразумеваемое соглашение о создании коллективного произведения.
Недействительным является соавторство, навязанное автору лицам, от которого так или иначе зависит использование произведения.
Оказание автору технической помощи соавтора не порождает. При соавторстве должно быть творческое участие лиц в создании произведения.
В юридической литературе выделяют два вида соавторства: нераздельное и раздельное.
Нераздельное соавторство возникает в отношении произведения, составляющего одно неразрывное целое. При нераздельном соавторстве выделить долю каждого автора в произведении невозможно, поэтому все соавторы пользуются неделимым авторским правом на всё произведение в целом и на каждую его часть.
Раздельное соавторство возникает на одно произведение, каждая часть которого выполнена самостоятельным автором, и долю каждого из них можно легко установить (соавторство композитора и либреттиста, соавторство на учебник группы авторов и т.д.). В этом случае наряду с совместным и неделимым правом всех соавторов на произведение в целом каждый из авторов сохраняет свое право на созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение (ч.3 п.1 ст.10 Закона РФ от 9 июля 1993 г.).

Например, можно требовать указания своего авторства в отношении этой части и самостоятельно распоряжаться ее использованием, поскольку такое осуществление возможно отдельно от других частей, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами.


Отношения между соавторами могут быть определены их соглашением. При отсутствии такого соглашения авторское право на коллективное произведение осуществляется всеми соавторами совместно.

Споры между соавторами разрешаются судом.
Субъектами авторского права после смерти автора становятся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию.

Особенности наследования авторских прав следующие.
Прежде всего по наследству к наследникам переходят не все авторские права, а только их часть. В законе указывается, что по наследству не переходят право авторства, право на авторское имя и право на защиту репутации автора.
Однако и в отношении этих прав к наследникам переходят права на защиту названных прав от нарушений со стороны третьих лиц, если только автор не назначил для этих целей специальное лицо.
В отличие от прав на произведения самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком. Авторские права наследников действуют в течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти (ст.27 Закона об авторском праве).
Из этого общего правила есть ряд исключений: а) если произведение создано в соавторстве, то 50-летний срок исчисляется после смерти последнего из соавторов; б) если произведение впервые выпущено в свет после смерти автора, то авторское право действует в течение 50 лет после выпуска его в свет; в) если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то произведение охраняется 50 лет после реабилитации; г) если автор воевал или работал во время Великой Отечественной войны, то срок охраны увеличивается на четыре года и т.д.
Важной особенностью наследования авторских прав является то, что авторские права переходят к наследнику в бездолевом порядке, как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу. Это означает, что распоряжаться перешедшими по наследству авторскими правами наследники должны совместно и по взаимному согласию, а в случае спора по решению суда.
Помимо наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам. В их роли выступают издательства, театры киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений.

Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров.
Становясь обладателями авторских прав, эти организации используют произведения и распоряжаются ими такими способами, которые предусмотрены конкретными авторскими договорами, и в установленных ими пределах.

Авторские договоры

Использование произведения автора другими лицами (пользователями) осуществляется на основании авторского договора, кроме случаев, специально указанных Законом. Договорная форма использования произведений в большей степени, чем какая-либо другая, обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора. Отвечает она и интересам пользователей, поскольку они приобретают определенные права по использованию произведений, которых не имеют другие лица, и в связи с этим могут окупить свои затраты по воспроизведению и распространению произведений и получить прибыль.

В конечном счете в договорном использовании произведений заинтересовано и общество в целом, поскольку такой порядок стимулирует творческую активность его членов и способствует умножению духовного богатства общества. Действующее Hвторское законодательство не содержит определения авторского договора, однако анализ его норм позволяет сформировать следующее определение: по авторскому договору автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами. Авторский договор носит гражданско-правовой характер и является самостоятельным в ряду других гражданско-правовых договоров.

Данный вывод имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В частности, он означает, что на авторско-договорные отношения распространяются как общие положения гражданского права, например привила о формах и условиях действительности сделок, так и соответствующие нормы обязательственного права, касающиеся, например, порядка заключения и исполнения договоров, ответственности за их нарушения и т.п.
Авторские договоры двусторонние, консенсуальные, возмездные (за исключением случаев, когда авторское вознаграждение не подлежит выплате).
Сторонами по договору являются: с одной стороны автор, а в отношении готового произведения также его правопреемники, с другой стороны пользователь: организация (издательство, театр, киностудия и т.д.), которая имеет право заключать авторские договоры об использовании произведений, или гражданин-предприниматель, имеющий лицензию.
Форма договора, как правило, письменная. Однако несоблюдение письменной формы договора не влечет его недействительности. В случае использования произведения без заключения письменного договора автор или его правопреемник вправе требовать вознаграждения, как и в случае заключения письменного договора.

Письменная форма договора обычно не применяется для договоров об опубликовании произведения в периодических изданиях и энциклопедических словарях.
Современное российское авторское право исходит из принципа свободы авторского договора, в соответствии с которым стороны сами определяют свои взаимные права и обязанности и оговаривают иные условия договора. Вместе с тем Закон предъявляет к авторским договорам некоторые требования.
В соответствии с договором автор обязан:

  • передать или создать и в установленный срок произведения для использования обусловленным по договору способом. Готовое произведение обычно передается еще до заключения договора. По авторскому договору заказа автор обязан создать произведение лично. Привлечение к работе над произведением других лиц возможно только с согласия другой стороны;
  • по требованию другой стороны внести в произведения необходимые изменения;
  • воздерживаться от передачи произведения или его части третьим лицам для использования указанным в договоре способом. Передать произведение или его часть третьим лицам автор может лишь с письменного согласия другой стороны, а также в случаях, прямо предусмотренных договором.

Отдельные договоры могут возлагать на автора дополнительные обязанности (например, читать один раз корректуру своего произведения).
К обязанностям пользователя относятся:

  • осуществить или начать использование произведения обусловленным по договору способом в установленный тем же договором срок. Такой обязанности нет у стороны, заключившей сценарный договор или договор художественного заказа. По этим договорам обязанности стороны исчерпываются принятием произведения и выплатой автору вознаграждения;
  • выплатить автору вознаграждение в размере, установленном согласием сторон.

Виды авторских договоров.

Выступая в качестве особого вида гражданско-правового договора, авторский договор, в свою очередь, подразделяется на ряд разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности.
Наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор. В рамках данного договора осуществляется издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т.е. произведений литературы (научных, художественных, учебных и т.п.), драматических, сценарных, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства и т.д.

Издательский договор наиболее полно урегулирован действующим законодательством и исследован юридической наукой. Нередко выводы, которые первоначально делаются на базе применения норм об издательском договоре, а также сложившейся практики разрешения споров, впоследствии распространяются и на другие авторские договоры.
Постановочный договор заключается тогда, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение. Его предметом могут быть драматические произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты, музыка к драматическому спектаклю и т.п., которые используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками, концертными организациями и т.д.) путем постановки на сцене.

В настоящее время постановочный договор должен заключаться пользователями в отношении как необнародованных, так и обнародованных произведений.
Сценарный договор это договор, который регламентирует отношения, связанные с использованием текста, по которому снимается кинофильм, телефильм, делается радио- или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д. Сценарный договор близок к постановочному договору, из рамок которого он постепенно выделился в самостоятельный вид. Их основное различие заключается в том, что литературный сценарий в отличие, например, от драматического произведения используется не в своем неизменном виде, а служит основой для создания более приближенного к нуждам кинематографа, телевидения или радио режиссерского сценария, по которому, собственно, и ставится фильм или делается передача.

В этом смысле сценарный договор предполагает, что произведение (сценарий) может быть использовано в измененном виде.
Договор о депонировании рукописи регулирует условия и порядок обнародования и последующего использования произведения, которое помещается на хранение в специальный информационный орган. Обычно путем депонирования используются научные произведения, представляющие интерес лишь для ограниченного круга специалистов, по запросам которых им предоставляются копии депонированных произведений или их отдельных частей.
Договор художественного заказа опосредует отношения, связанные с созданием произведений изобразительного искусства в целях их публичной демонстрации. Его предметом являются разнообразные произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами по заказам организаций и частных лиц и переходят в собственность последних.

Владельцы произведений (материальных носителей) вправе распоряжаться ими по своему усмотрению, но при условии уважения авторских прав создателей авторских произведений.
Договор об использовании в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства имеет своей задачей урегулирование вопросов, возникающих в связи с тиражированием в промышленности оригинальных произведений декоративно-прикладного искусства. Он заключается лишь с внештатными художниками предприятий, произведения которых принимаются к использованию.

Авторы получают вознаграждение как за сам факт создания произведения, принятого к использованию, так и за последующее тиражирование в зависимости от объема использования.
Договор о публичном исполнении (публичном показе, сообщений для всеобщего сведения путем передачи в эфир или по кабелю) разрешает использование литературных, музыкальных, драматических и иных произведений путем их исполнения, показа или передачи для всеобщего сведения в эфир или по кабелю как непосредственно, так и с помощью различных технических средств. Подобные договоры в форме выдаваемых пользователям лицензий заключаются чаще всего организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе. Закон требует, чтобы условия таких лицензий были одинаковыми для всех пользователей одной категории.

Кроме того, указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований.
Названными видами авторских договоров не исчерпывается все их многообразие, которое определяется способами использования произведений. Каждый вид авторского договора имеет свои особенности, обусловленные как спецификой произведения, являющегося его предметом, так и способами его использования.

Защита и охрана авторских прав в России и за рубежом.


Под защитой авторских прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании. Действующее законодательство содержит достаточно подробную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских прав. Защита авторских прав может осуществляться уголовно-правовым, административно-правовым и гражданско-правовым способом.
Наиболее опасные посягательства на субъективные авторские права рассматриваются как преступления и влекут за собой уголовную ответственность. Статья 146 Уголовного кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой 24 мая 1996г., предусматривает уголовную ответственность за:

  1. незаконное использование объектов авторского права, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб;
  2. те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Административно-правовой способ защиты авторских прав состоит в рассмотрении жалоб авторов и других заинтересованных лиц, а также протестов прокуроров организациям, вышестоящим по отношению к организациям, использующим произведения авторов - министерствам, государственным комитетам и т.д. Эти организации осуществляют защиту прав авторов и по собственной инициативе в случаях обнаружения фактов их нарушения.
Защита авторских прав осуществляется Комитетом по авторским правам министерства образования и науки и авторскими союзами.
Преобладающим является гражданско-правовой способ защиты.
Защита личных неимущественных прав автора осуществляется вне зависимости от вины их нарушителя и независимо от нарушения имущественных интересов автора. Исковая давность по спорам о нарушении личных неимущественных прав не применяется (ст.90 ГК РФ).
Требования об устранении допущенных нарушений личных неимущественных прав могут быть предъявлены автором, а после его смерти наследниками или лицом, на которое автор возложил охрану неприкосновенности своих произведений, а также организациями, на которые возложена охрана авторских прав.
Закон России Об авторском праве и смежных права определяет ряд мер, которые могут быть применены в целях защиты нарушенных авторских прав. Так, в соответствии с этим законом суд может вынести определение о запрете осуществляемой ответчиком противоправной деятельности, к которой относится изготовление, воспроизведение, продажа, импорт или иное предусмотренное законом использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведения и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными. (Контрафактными являются экземпляры произведения или фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав.)
Хотелось бы заметить, что в соответствии со ст. 40 Типового закона ВОИС определение о запрещении ответчику совершать противоправные действия может быть вынесено до рассмотрения дела по существу судьей единолично. Это положение воспринял и Закон Российской Федерации от 19 июля 1993 г.
Обладатели исключительных авторских прав вправе требовать от нарушителя:

  1. признания прав;
  2. восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Восстановление нарушенного права может состоять во внесении соответствующего исправления в произведение, в его заглавие или титульный лист, указании имени автора и т.д. Если исправить нарушение таким образом невозможно, то автор может требовать опубликации в печати о допущенных нарушениях;
  3. пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  4. возмещения убытков, включая упущенную выгоду. Под убытками в этом случае понимаются как понесенные кредитором расходы, так и не полученные им по вине должника доходы.

Расходы автора могут состоять, например, в затратах на устранение искажений в его произведении.
Неполученные доходы (упущенная выгода) это вознаграждение, которое автор получил бы при отсутствии нарушений его авторских прав.
Размер убытков определяется с учетом качества произведения и ставок вознаграждения, предусмотренных для аналогичных произведений или способов их использования.
Требования о возмещении убытков могут быть предъявлены независимо от требований по защите личных неимущественных прав автора, но удовлетворены лишь в пределах срока исковой давности;

  1. взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских прав, вместо возмещения убытков;
  2. выплаты компенсации, определяемой по усмотрению суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;
  3. принятия иных предусмотренными законодательными актами мер, связанных с защитой их прав. В частности, автор может предъявить иск с требованием признать, что он не является автором приписываемого ему произведения.

Указанные в подпунктах 4, 5, 6 меры применяются по выбору обладателя авторского права.
За защитой своего права обладатель исключительных авторских прав вправе обратиться в установленном порядке в судебные органы в соответствии с их компетенцией.
Суд выносит решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения.
По требованию обладателя авторских прав контрафактные экземпляры и фонограммы могут быть ему переданы. Если такого требования нет, контрафактные экземпляры произведения подлежат уничтожению.

Охрана произведений российских авторов за рубежом


По общему правилу, действие авторских прав на произведение ограничивается территорией того государства, в котором это произведение было создано. Это означает, что в других государствах произведение может быть свободно использовано без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. Произведение, охраняемое на территории одного государства, получает охрану на территории другого государства, если между этими государствами заключен двусторонний договор, или оба эти государства являются участниками многостороннего соглашения о взаимном признании и охране авторских прав.

Таким образом, первый вопрос, который возникает при рассмотрении проблемы охраны произведений российских авторов за рубежом, заключается в выяснении того, связывают ли Россию и иностранное государство, на территории которого будет использоваться произведение, взаимные обязательства в области авторского права.
Если таких обязательств не существует, определенные гарантии соблюдения авторских прав могут быть обеспечены лишь конкретным авторским договором. Однако в этом случае обязанности перед автором будет нести только его контрагент по договору.

Третьи лица, как правило, могут свободно использовать произведение, если только авторское законодательство соответствующей страны не гарантирует охрану всех без исключения произведений.
Когда права российских авторов признаются на территории иностранного государства, объем субъективных прав авторов определяется не российским законодательством, а законами данного иностранного государства и правилами международных договоров. И Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1883г. (в редакции 1971 г.), и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (в редакции 1971г.) исходят из принципа национального режима, в соответствии с которым иностранным авторам гражданам государств, которые участвуют в указанных Конвенциях, предоставляется такой же объем прав, какой признается за авторами гражданами соответствующего государства.

В разных странах объем и содержание этих прав не совпадают. Правда, для стран, участвующих в Бернской или во Всемирной конвенции (в редакции 1971 г.), эти различия не столь существенны, так как само участи государства в одной из этих Конвенций означает необходимость закрепления во внутреннем законодательстве определенного минимального уровня авторских прав.



Содержание раздела