В настоящее время в России в оценке стоимости имущества очень часто приходится определять рыночную стоимость. Методика по ее расчету, пришедшая к нам из Западной Европы и Америки, уже прошла успешную апробацию к отечественным экономическим условиям.
Определение других видов стоимости встречается намного меньше в российской оценочной практике, что сказывается на низком уровне их методологического обеспечения. В частности, такая ситуация наблюдается при расчете ликвидационной стоимости имущества.
Обзор отечественной литературы показал, что этой темой практически никто углубленно не занимался, в то время как ликвидационная стоимость является одним из главных элементов в системе антикризисного управления предприятиями-банкротами и исполнительном производстве. В последнее время наибольшая потребность в этом виде стоимости наблюдается также и в системе управления объектами недвижимости, находящейся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, так, к примеру, Тюменская область является наиболее крупным собственником среди субъектов Федерации, на территории которой находится большое количество офисных и административных площадей, автобаз, объектов промышленного назначения и других помещений.
Одной из насущных и важных проблем является проблема ликвидации объектов долгостроя и незавершенного строительства, в том числе и на территории города Тюмени, на которой имеется значительное количество незавершенных строительством объектов производственного и административного назначения, в которые инвестированы значительные государственные средства. Поэтому очень важно правильно оценить эту недвижимость, которую предполагается реализовать с торгов.
Анализ существующих подходов, применяемых в оценке стоимости имущества при расчете ликвидационной стоимости, показывает, что, как правило, это эмпирические методы, базирующиеся на интуиции конкретного специалиста. Недостаточный уровень формализованности таких методов не придает результатам этих экспертных оценок достаточной убедительности.
Поэтому им надо придать математическое объяснение и логическую завершенность.
Цели оценки, основание для ее проведения
Цель оценки - это формулирование основной задачи, которая должна быть решена в результате оценки. Формулирование цели включает определение:
а) вида стоимости оцениваемой собственности;
б) вида имущественных прав, которые оцениваются;
в) полного наименования объекта оценки, включая организационно-правовую форму предприятия и вид собственности (федеральная, субъекта Федерации, муниципальная или частная);
г) даты оценки.
Целью оценки стоимости имущества, арестованного у должника по решению судебного органа, является, как правило, определение стоимости данного имущества для его продажи в пользу взыскателя.
Оценка имущества должника, в соответствии со ст. 52 Федерального закона РФ Об исполнительном производстве 119-ФЗ от 21 июля 1997 г., производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа, за исключением случаев, когда оценка производится по регулируемым ценам.
Если оценка отдельных предметов является затруднительной либо должник или взыскатель возражает против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки, судебный пристав-исполнитель для определения стоимости имущества назначает специалиста.
При осуществлении оценки ценных бумаг, на которые обращается взыскание, согласно Приказа Минюста РФ от 27.10.1998 N 153, назначение специалиста обязательно.
Таким специалистом может быть только независимый оценщик, имеющий специальные знания и навыки, а также лицензию на право оценки соответствующего вида собственности и страховой полис на предмет страхования гражданской ответственности за причинение убытков третьим лицам в связи с осуществлением его деятельности.
Законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, является Федеральный закон РФ Об оценочной деятельности в Российской Федерации от 29 июля 1998 года 135-ФЗ и принимаемые в соответствии с ним Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации.
Основанием для проведения оценки объекта оценки (ст. 9 ФЗ РФ 135-ФЗ от 29 июля 1998 г.; п. 2 ст.
52 ФЗ РФ 119-ФЗ от 21 июля 1997 г.) является решение уполномоченного органа. В рамках исполнительного производства - это постановление о назначении специалиста, вынесенное судебным приставом-исполнителем.
Заказчиком оценки объекта оценки выступает служба судебных приставов Министерства юстиции РФ, которая с оценщиком заключает договор об оказании оценочных услуг.
Статья 41 Федерального закона РФ Об исполнительном производстве 119-ФЗ от 21 июля 1997 г. определяет порядок участия специалистов в исполнительном производстве:
1. Для разъяснения возникающих при совершении исполнительных действий вопросов, требующих специальных знаний, судебный пристав - исполнитель по собственной инициативе или по просьбе сторон может своим постановлением назначить специалиста, а при необходимости - нескольких специалистов.
2. В качестве специалиста может быть назначено лицо, обладающее необходимыми знаниями. Специалист дает заключение в письменной форме.
3. Специалист обязан явиться по вызову судебного пристава, дать объективное заключение по поставленным вопросам, давать пояснения по поводу выполняемых им действий. Специалист имеет право на вознаграждение за выполненную работу, проводимую в связи с совершением исполнительных действий.
Это вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.
4. За отказ или уклонение от дачи заключения или дачу заведомо ложного заключения специалист несет ответственность, предусмотренную федеральным законом, о чем он предупреждается судебным приставом - исполнителем.
Статья 43, п.1. этого же закона определяет:
1. Судебный пристав - исполнитель, переводчики и специалисты не могут участвовать в исполнительном производстве и подлежат отводу, если они являются родственниками сторон, их представителей или других лиц, участвующих в исполнительном производстве, либо заинтересованы в исходе исполнительного производства или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в их беспристрастности.
О независимости оценщика говорит и Федеральный закон РФ Об оценочной деятельности в Российской Федерации от 29 июля 1998 года 135-ФЗ в ст. 16:
Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.
Проведение оценки объекта оценки не допускается, если:
Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки.
Размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.
Выбор и обоснование вида стоимости, определяемой при оценке имущества должника для его продажи в рамках исполнительного производства
Понятие ликвидационной стоимости имущества
Под объектом собственности должника понимаем имущество должника-организации или имущество граждан.
Согласно ст. 59 Федерального закона РФ Об исполнительном производстве 119-ФЗ от 21 июля 1997 г., аресту и реализации может быть подвергнуто имущество должника-организации: в первую очередь - имущество, непосредственно не участвующее в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и иное); во вторую очередь - готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, непосредственно не участвующие в производстве и не предназначенные для непосредственного участия в нем; в третью очередь - объекты недвижимого имущества, а также сырья и материалов, станков, оборудования, других основных средств, предназначенные для непосредственного участия в производстве.
Если финансовое положение предприятия дошло до ареста и продажи имущества третьей очереди, то фактически мы имеем дело с предприятием-банкротом.
В повседневной практике существует проблема - это нормативно-законодательное регулирование применения ликвидационной стоимости и закрепления ее однозначного толкования.
Так, если говорить об исполнительном производстве, то оценка стоимости имущества должника, в соответствии со ст. 52 Федерального закона РФ Об исполнительном производстве 119-ФЗ от 21 июля 1997 г., как уже упоминалось выше, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа, за исключением случаев, когда оценка производится по регулируемым ценам.
Если оценка отдельных предметов является затруднительной либо должник или взыскатель возражает против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки, судебный пристав-исполнитель для определения стоимости имущества назначает специалиста.
Надо обратить внимание на то, что Закон, в случае назначения судебным приставом-исполнителем специалиста, явно не устанавливает вид стоимости имущества. Выбрать и обосновать вид стоимости это задача специалиста.
А у нас, зачастую, совершая неверное толкование вышеуказанной статьи, путая рыночную цену, определяемую самим судебным приставом-исполнителем с определением стоимости имущества специалистом, что согласитесь, не одно и тоже, судебные приставы-исполнители в постановлениях о назначении специалиста или договор на оказание оценочных услуг с Управлением Министерства юстиции в явную ставят задачу оценщику определить рыночную стоимость имущества должника, либо оценщики неверно выбирают и обосновывают вид стоимости. А отсюда идет неверное, и даже вредное, применение методологий, характерных определению рыночной стоимости.
Отсюда завышенная стоимость и не ликвидность объектов оценки, исполнительные производства разваливаются и зависают.
Характерный тому пример, когда Арбитражный Суд г. Москвы вынес определение от 22.05.2001 г. по иску О признании недостоверной величины рыночной стоимости ювелирных изделий принадлежащих ЗАО Каргом-Диамант, установленной на основании оценки ЗАО Экспертиза и оценка и указанной в отчете 142/1 по состоянию на 20.12.2000. По мнению судьи Локайчук Т.М. оценка стоимости в ходе исполнительного производства вообще не относится к оценочной деятельности, не говоря уж о том, что была определена рыночная стоимость в рамках исполнительного производства.
Данное определение лишний раз подтверждает существование проблем и пробелов в подготовке судей и судебных приставов-исполнителей, оценщиков и юристов, касающихся вопросов оценочной деятельности, а также законодательного регулирования самой оценочной деятельности.
Согласно ст. 3 Федерального закона РФ Об оценочной деятельности в Российской Федерации 135-ФЗ от 29 июля 1998 г., под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
Исходя из определения рыночной стоимости, определяемая оценщиком стоимость только тогда будет рыночной, когда будут соблюдено главное условие: на покупателя и продавца не оказывается внешнее давление, и обе стороны достаточно информированы о сущности и характеристике продаваемого имущества. В рамках исполнительного производства это условие нарушено, т. е., имеют место чрезвычайные обстоятельства.
Имущество должника (собственника) в рамках исполнительного производства может быть отчуждено принудительно, информации, характеризующей оцениваемый объект оценки, может быть недостаточно.
Таким образом, при оценке стоимости имущества должника с целью его дальнейшей продажи в рамках исполнительного производства в пользу взыскателя, мы можем определить только один вид стоимости - ликвидационную стоимость.
В связи со слабой нормативно-законодательной базой в оценке имущества и отсутствием стандартов, утвержденных Правительством РФ, до сих пор не закреплено понятие ликвидационной стоимости и области ее применения. Единственным документом, в котором дается хоть какое-то ее понятие - это Распоряжение ФКЦБ от 25 сентября 1996 года 6-р Об утверждении методических рекомендаций по оценке имущества паевых инвестиционных фондов.
В нем говорится, что под ликвидационной стоимостью понимается стоимость при вынужденной продаже объекта недвижимости, то есть та денежная сумма, которая может быть получена от продажи недвижимости в сроки, слишком короткие по сравнению с маркетинговым временем, определяемым в рамках стандарта рыночной стоимости.
Это понятие практически совпадает с понятием ликвидационной стоимости, приведенном в Международных стандартах оценки 2 Базы оценки, отличные от рыночной стоимости (до сих пор не признанные Правительством РФ в отличие от правительств некоторых других государств), где говорится, что ликвидационная стоимость, или стоимость при вынужденной продаже, есть денежная сумма, которая реально может быть получена от продажи собственности в сроки, слишком короткие для проведения адекватного маркетинга в соответствии с определением рыночной стоимости. В некоторых государствах к ситуациям вынужденной продажи могут быть отнесены случаи с недобровольным продавцом и покупателями, информированными о затруднениях, испытываемых продавцом.
Эти понятия наиболее точно раскрывают суть ликвидационной стоимости.
Ликвидационная стоимость, в свою очередь, подразделяется на упорядоченную ликвидационную стоимость (распродажа активов осуществляется в течение разумного периода, с тем чтобы можно было получить высокие цены продажи активов), принудительную ликвидационную стоимость (активы распродаются настолько быстро, насколько это возможно, часто одновременно и на одном аукционе) и ликвидационную стоимость прекращения существования активов предприятия (активы предприятия не продаются, а списываются и уничтожаются, на данном месте строится новое, прогрессивное предприятие, дающее значительный экономический или социальный эффект).
В рамках исполнительного производства мы определяем, исходя из крайне ограниченного срока экспозиции (времени, которое объект оценки должен находится на рынке, для того, чтобы быть проданным) этого имущества, принудительную ликвидационную стоимость.
Срок реализации арестованного имущества определен в ст. 54 Федерального закона РФ Об исполнительном производстве 119-ФЗ от 21 июля 1997 г. два месяца со дня наложения ареста.
Из приведенных понятий можно сделать вывод о том, что основным фактором, который влияет на величину ликвидационной стоимости и отличающий ее от рыночной, является фактор вынужденности продажи, что характерно для нерыночных условий продажи имущества.
Кроме того, под ликвидационной стоимостью в теории оценки понимается денежная сумма в виде разницы между доходами от ликвидации имущества и расходами на ее проведение. Это стоимость, с которой приходится соглашаться собственнику имущества при вынужденной продаже имущества в ограниченный период времени, не позволяющий значительному числу потенциальных покупателей ознакомиться с объектом и условиями продажи.
Таким образом, становится вполне очевидным, что для расчета ликвидационной стоимости имущества в текущих российских условиях возможно применение следующего уравнения:
Слик. = Срын. х (1 - Квын.) Злик. , где
Слик. - ликвидационная стоимость объекта оценки;
Срын. - рыночная стоимость объекта оценки;
Квын. - корректировочная поправка на вынужденность продажи (коэффициент вынужденной продажи), при условии:
0Квын.1
Злик. затраты на ликвидацию объекта оценки.
Согласно приведенному уравнению, ликвидационная стоимость рассчитывается в три этапа. На первом этапе определяется рыночная стоимость объекта оценки.
На втором - определяется текущая стоимость объекта оценки путем внесения в значение рыночной стоимости величины корректировочной поправки на вынужденность продажи, то есть рыночная стоимость корректируется на фактор вынужденности продажи (на нерыночные условия продажи). На третьем определяются затраты на ликвидацию объекта оценки и вычитаются из текущей стоимости.
При определении принудительной ликвидационной стоимости имущества должника в качестве затрат на ликвидацию имущества выступают все расходы по совершению исполнительских действий средства, затраченные на организацию и проведение указанных действий из внебюджетного фонда развития исполнительного производства, положение о котором утверждено Правительством Российской Федерации, а также средства сторон и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве (ст. 82 . ФЗ РФ 119-ФЗ от 21 июля 1997 г.).
К этим расходам относятся средства, затраченные на:
В составе расходов на исполнительские действия есть постоянные, которые определены законодательством. К таким постоянным относятся:
К другим прямым затратам относятся налоги и сборы, которые приходится платить при продаже имущества. Например: налог на добавленную стоимость, налог на пользователей автодорог.
Все перечисленные расходы возмещаются за счет денежных средств, вырученных от продажи арестованного имущества должника, а оставшаяся сумма с депозитного счета подразделения службы судебных приставов-исполнителей распределяется в пользу взыскателя (взыскателей).
Заказчиком для определения принудительной ликвидационной стоимости теоретически может быть собственник имущества с целью сравнения величины денежных средств, которые могут быть получены от реализации его имущества в рамках исполнительного производства и денежных средств, полученных от продажи имущества по рыночной цене, если имущество будет продано самим собственником. Такой анализ может побудить должника не доводить дело до судебного воздействия.
На практике при определении стоимости имущества должника в рамках исполнительного производства последний, третий этап расчета ликвидационной стоимости не производится. Получается, что определяется не принудительная ликвидационная стоимость имущества, а специальная стоимость имущества.
Начальная цена торгов недвижимого имущества и цена товара (иного имущества), реализуемого на комиссионных началах, как специальная стоимость имущества, определяемая для его продажи в рамках исполнительного производства
В ст. 54 Федерального закона РФ Об исполнительном производстве 119-ФЗ от 21 июля 1997 г. говорится: продажа имущества должника, за исключением недвижимого имущества, осуществляется специализированной организацией на комиссионныхначалахПродажа недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения торгов специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации
В свою очередь, в ст. 447 Гражданского кодекса РФ определено: торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условияПравила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда, если иное не предусмотрено процессуальным законодательством. И далее в ст.
448: извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Закон не двусмысленно устанавливает, что для целей продажи имущества должника в рамках исполнительного производства для недвижимого имущества определяется начальная цена торгов. Начальная цена торгов и будет специальной стоимостью недвижимого имущества.
Справедливо упомянуть, что цена это понятие, относящееся к обмену товара и представляет собой сумму, запрошенную, предлагаемую или уплаченную за товар. В нашем случае начальная цена торгов есть запрошенная сумма.
Кроме того, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, в ст. 403 определяет обязательность прибавки стоимости к начальной цене: Судебный исполнитель объявляет торги несостоявшимися: 1) если на торги явилось менее двух покупателей; 2) если из явившихся никто не сделает надбавки против первоначальной оценки строения.
В практике проведения торгов эта надбавка именуется шагом торгов.
Отсюда напрашивается вывод: чем начальная цена торгов объекта недвижимости меньше нижнего предела предложенных на рынке аналогов, тем выше коммерческая привлекательность данного объекта, тем большее количество потенциальных покупателей будет привлечено на торги, тем самым будет с большей вероятностью обеспечена ликвидность объекта торгов.
Для иного имущества, чем недвижимое имущество, Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.10.1999 N 1143), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1998 г. N 569, в ст.
9 определяют: прием товаров на комиссию оформляется путем составления документа (договор комиссии, квитанция, накладная и другие виды), подписываемого комиссионером и комитентом, в котором должны содержаться следующие сведения: номер документа, дата его составления; наименование и реквизиты сторон (адрес, расчетный счет, телефон комиссионера, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность комитента); наименование товара; степень износа и недостатки бывшего в употреблении товара; цена товара; размер и порядок уплаты комиссионного вознаграждения; условия принятия товара на комиссию; порядок проведения и размер уценки товара; сроки реализации товара до и после его уценки; условия и порядок возврата комитенту не проданного комиссионером товара; условия и порядок расчетов между комиссионером и комитентом; размер оплаты расходов комиссионера по хранению товара, принятого на комиссию, если по соглашению сторон эти расходы подлежат возмещению.