d9e5a92d

Павловский И. А. - Земельное право

Конспект лекций предназначен для изучения курса Земельное право студентами, обучающимися по специальности 02.11.00 Юриспруденция. Вместе с тем, для надлежащего освоения положений дисциплины Земельное право, в том числе для успешной сдачи экзаменов и зачетов, применения знаний на практике, необходимо самостоятельное изучение студентом земельного законодательства и указанной в конспекте учебной литературы.
Печатается по решению научно-методического совета Московского института экономики, менеджмента и права.

ВВЕДЕНИЕ

Земельное законодательство Российской Федерации регулирует общественные отношения в области использования и охраны земель. Под его функциональным воздействием формируется земельный правопорядок на всей территории России, в пределах территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Земельный правопорядок важное условие хозяйственной и иной деятельности народов, проживающих на соответствующей территории
Тем, кто изучил историю государства российского, известна распространенная притча, будто древни жители российской территории, не довольные отсутствием порядка на своей земле, пригласили управлять своими землями князей из рода Рюриковичей.
С тех пор земельный правопорядок российского государства от века к веку совершенствовался. Российское земельное право функционирует как одна из важнейших отраслей российской правовой системы.

Знание земельного права, его принципов, земельно-правовых норм, правовых институтов и их предмета регулирования вооружает каждого студента юридического института объемом необходимого знания о сущности земельного правопорядка, который должен сложиться в результате реализации основных задач земельной реформы в России.
В конспекте лекций изложены основные положения законодательства, регулирующего земельные отношения на территории Российской Федерации. Земельное законодательство характеризуется и анализируется в систематизированном порядке, исходя из положений учебной программы, разработанной для обучения студентов Московского института экономики, менеджмента и права.

Вместе с тем, для надлежащего освоения положений дисциплины Земельное право, в том числе для успешной сдачи экзаменов и зачетов, применения знаний на практике, необходимо самостоятельное изучение студентом земельного законодательства и указанной в конспекте учебной литературы.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Предлагаемый конспект лекций по дисциплине Земельное право предназначен для изучения одноименного курса студентами, обучающимися по специальности 02.11.00 Юриспруденция.
Основные вопросы, включенные для его изучения, и структура соответствуют современной концепции науки земельного права. Целью изучения земельного права является приобретение знаний, умений и навыков о правовом регулировании земельных отношений, применении земельного законодательства, его реализации субъектами земельных правоотношений, об охране прав и законных интересов землепользователей, о системе мер, направленных на предупреждение правонарушений в сфере землепользования.
Задачи настоящего конспекта лекций по дисциплине Земельное право состоят в том, чтобы помочь выработать умение ориентироваться в источниках земельного права, самостоятельно вести поиск необходимых правовых норм, анализировать их и правильно принимать на практике. Помочь освоить основные положения земельного права как науки.
Следует отметить, что вопросы курса Земельное право изложены максимально компактно, лаконично, порой без деталей и подробностей. Конспект служит основой, позволяющей определить направление при самостоятельном изучении земельного права.

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Учебные вопросы:
1. Значение и состояние земель.
2. Понятие земельного права. Предмет, система и структура.
3. Принципы земельного права.
4. Разграничение норм земельного, гражданского и административного права.
5. Соотношение земельного права с водным, лесным, горным правом и правовой охраной природы.
Земельное законодательство Российской Федерации регулирует общественное отношение в области использования и охраны земель. Под его функциональным воздействием формируется земельный правопорядок на всей территории России, в пределах территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Земельный правопорядок - важное условие хозяйственной и иной деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Значение и состояние земель

Земля - один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей - ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (не драм, лесам и т.д.).


Понятие земли в земельном праве - это часть окружающей природной среды, элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова в пределах РФ.
В России, как и во всем мире, земли служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей. В настоящее время возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические последствия и угрозу устойчивому развитию общества.
В решении такой задачи решающая роль принадлежит праву как регулятору всех общественных отношений. С помощью правовых средств воздействия поддерживается такой режим деятельности общества, который гарантирует удовлетворение разнообразных потребностей людей, связанных с землями, имея в виду сохранение земель как основы дальнейшего развития общества.
2. Понятие земельного права. Предмет, система и структура земельного права
Российское право имеет сложную структуру. Оно подразделяется на отрасли, институты, юридические нормы, дефиниции и иные структурные элементы.
Отрасль - наиболее крупное структурное подразделение российского права. Земельное право выступает его традиционной, относительно обособленной частью.

Как отрасль права оно представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленную на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и сбережения земли как национального богатства России.
Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти отношения земельный кодекс именует земельными. В этом понимании объектом использования и охраны выступают земли всех категорий и на значений, относящиеся к территории, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный правопорядок.

Ее пределы определены в Конституции Российской Федерации.
Если следовать нормативной концепции, земельное право можно определить как систему юридических норм (и соответственно правовых нормативных актов - законов, указов, постановлений, решений, распоряжений, правил, положений и др.), предназначенных для регулирования земельных отношений. Земельное право - самостоятельное направление правового регулирования, которое сформировалось в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами права, рациональному использованию и ох-
ране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию. Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения экономических и неэкономических потребностей с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества.
Методы регулирования земельных отношений
1. Метод правового регулирования земельных отношений с учетом природного происхождения земли и ее общечеловеческой значимости.
2. Метод договорного регулирования земельных отношений.
3. Метод обязательности государственного контроля и надзора за охраной и рациональным использованием земель.
Система земельного права
Под системой земельного права понимается совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.
По распространенному правилу в теории права институты земельного права объединяются в общую и особенную части.
Институты общей части содержат нормы, имеющие общее для всей отрасли значение.
Критерием выделения институтов особенной части признается принадлежность земельного участка к той или иной категории земель.
Институты, содержащие отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, составляют в своей совокупности общую часть земельного права.
Особенная часть земельного права имеет конкретизирующую функцию. В ней группируются правовые институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель.
Многие специалисты различают также специальную часть учебного курса земельного права, которая включает порядок рассмотрения разрешения земельных споров и законодательно предписанные виды юридической ответственности за нарушение сложившегося земельного порядка в Российской Федерации и правила их применения.
Структура отражает вертикальное построение права. Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального права, обладает внутренней структурой. Земельному праву присуща сложная внутренняя структура.

Основной структурной единицей земельного права является правовая норма, или принятое в установленном порядке и обязательное для соблюдения правило поведения соответствующих субъектов по отношению к земле. Совокупности правовых норм объединяются и образуют правовые институты по признаку однородности регулируемых общественных отношений.

Однородны, к примеру, отношения землепользования. Соответственно нормы права, устанавливающие виды землепользования, субъектов и объектов землепользования, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения прав землепользования, образуют институт права землепользования.
3. Принципы земельного права
1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека.
2. Приоритет охраны земли, как важнейшего компонента окружающей среды.
3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека.
4. Участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю.
5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.
7. Платность использования земли.
8. Деление земель по целевому назначению на категории.
9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель.
11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
12. Принцип разграничения действия норм гражданского и норм земельного законодательства при регулировании земельных отношений.
4. Разграничение норм земельного, гражданского и административного права
Предметом гражданского права являются имущественные и личные неимущественные отношения, а предметом административного права - управленческие отношения. Предметом же земельного права являются земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений.

Названные три вида общественных отношений нельзя отождествлять, хотя не следует и не замечать их известной близости. Особенность предмета земельного права состоит в том, что, с одной стороны, земля - имущество, отношения по использованию которого в определенной части мо гут регулироваться нормами гражданского и земельного законодатель ства; с другой стороны, когда земля выступает как объект властных полномочий, для регулирования земельных отношений применяется метод административного права с его властными предписаниями о по рядке предоставления земельных участков, об особом режиме их использования и т. д.
5. Соотношение земельного права с водным, лесным, горным правом и правовой охраной природы
Связь земельного права, регулирующего отношения по поводу использования земли, с водным, лесным, горным правом обусловлена тем, что Земля - важнейшая часть всей биосферы, вместилище всех других связанных с нею природных объектов: лесов, вод, животного и растительного мира, полезных ископаемых и иных ценностей недр земли. Без использования земли практически невозможно использование других природных ресурсов.

При этом бесхозяйственность по отношению к земле немедленно или в последующем будет наносить вред всей окружающей природной среде, приводить не только к разрушению почвы, их эрозии, засолению, заболачиванию, химическому загрязнению, но и сопровождаться ухудшением условий использования других природных ресурсов.
Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Земельный кодекс Российской Федерации.
3. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г
4. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г.
Дополнительная литература:
1. Комментарий к ЗК РФ. Бархатов М.В. Москва, 2002 г.
2. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И. Москва, 2002 г.
3. Комментарий к ЗК РФ. Боголюбов С. А. Москва, 2002 г.
Контрольные вопросы:
1. Понятие и особенности земельных отношений как предмета земельного права.
2. Предмет земельного права.
3. Понятие, принципы и методы земельного права.
4. Система земельного права. соотношение земельного права со смежными отраслями права (экологическим, гражданским, административным и др.)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ


1. Земельный строй дореволюционной России.
2. Земельное законодательство советского периода.
3. Социально-экономические предпосылки земельной реформы,
начатой в 1990 году, и правовая основа ее проведения.

Земельный строй дореволюционной России

Формирование крепостного права уходит во времена становления Киевской Руси. В то время подлежали усиленной охране все частные землевладения. На это указывает текст статьи 34 Русской Правды (Краткая редакция).

В ней был установлен высокий штраф за порчу межевого знака, чем подчеркивалась забота древнерусского государства об обеспечении устойчивости земельного правопорядка.
В 1565 г. Иван Грозный разделил земли государства на земские (обычные) и опричные (особые), включив в последние земли оппозиционной княжеско-боярской аристократии.
В 1580 г. церковным Собором было принято решение, запрещавшее митрополитам, архиереям и монастырям покупать вотчины у служилых людей, принимать земли в заклад и на помин души, увеличивать каким-либо другим способом свои земельные владения
Во второй половине XVI в. проведена повсеместная опись вотчинных земель, информация о которых была занесена в писцовые книги, что способствовало упорядочению финансовой и налоговой систем и служилых обязанностей феодалов. В дальнейшем государство провело повсеместное описание земель с подразделением их на окладные единицы (сохи).

Полученная информация и документация способствовали созданию системы крепостного права.
В общегосударственном масштабе крепостное право оформилось Судебником 1497 г, и последующими указами о заповедных и урочных летах 1591 г. Полное прикрепление крестьянина к земле и подчинение его административной и судебной власти феодала окончательно оформились Соборным уложением 1649 г.
Земельная реформа 1861 г. была осуществлена на принципах, сформулированных при императоре Александре П. Ими стали:
а) собственность на землю сохраняется за прежними владельца-ми-помещиками;
б) крестьяне получают усадебную оседлость и наделы на условиях по следующего выкупа или отработки;
в) крестьяне выступают как социальный субъект земельно-правовых отношений только в составе общины;
г) всемерно должен быть обеспечен фискальный и казенный интерес при реорганизации земельных отношений.
Первая земельная реформа в России не принесла экономического процветания крестьянам, получившим за выкупные платежи от 2,5 до 5,7 десятин среднедушевой надельной земли. Они не соответствовали трудовым силам и потребностям земледельческого населения.
Последовавшая в начале XX в. вторая реформа в сельском хозяйстве и землепользовании России стала именоваться по имени премьер-министра того времени П.А Столыпина. Эта реформа, не затрагивая существенно правового статуса помещичьих земель, имела своей целью внести коренные изменения в правовое положение личности и землевладения крестьянства. Так, Указом от 8 ноября 1905 года были отменены выкупные платежи за надельные земли, отведенные крестья-
нам в ходе реформы 1861 г. В основе последующих указов от 4 марта и от 15 ноября 1906 г. и Закона от 14 июня 1910 г лежала концепция замены общинного крестьянского землевладения и землепользования частной (подворной).
В период столыпинской реформы окончательно сложился земельный правопорядок Российской империи, который затем существовал до 1917 г. По правовому режиму земельной фонд России того периода включал:
1. Государственные земли.
2. Монастырские земли.
3. Майоратские земли.
4. Частновладельческие земли.
5. Посессионные земли.
6. Общественные земли.

Земельное законодательство советского периода

Первым законодательным актом советского государство стал декрет Всероссийского съезда советов от 26 октября (7 ноября) 1917 г О земле.
Декрет О земле действовал в течение шести лет, но его положения легли в дальнейшем в основу советского земельного законодательства. Так, были приняты Декрет СНК от 29 декабря 1917 г. О запрещении сделок с недвижимостью, Декрет ВЦИК от 27 мая 1918 г. О лесах, Декрет СНК РСФСР от 30 апреля 1920 г. О недрах земли.
С 1922 г. началась кодификация земельного законодательства, преследовавшая цель: создать стройный, доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле. Кодификация завершилась созданием Земельного кодекса РСФСР 1922 г. В его основных положениях подтверждалось, что вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы ведении она ни состояла, составляет собственность рабоче-крестьянского государства и образует единый государственный земельный фонд.
Первым общесоюзным законом, определившим правовой режим всех категорий земель, стали Общие начала землепользования и землеустройства, утвержденные ЦИК СССР 15 декабря 1928 г.
Последующие реформы 1953 г., 1965 г., принятие Продовольственной программы 1982 г. и внедрение методов внутрихозяйственного, арендного и семейного подрядов на селе не дало ожидаемого результата.
Нужны были более радикальные изменения в правилах пользования и владения землями в Российской Федерации. И они были проведены в последнем десятилетии ушедшего столетия.
3. Социально-экономические предпосылки земельной реформы, начатой в 1990 году, и правовая основа ее проведения
В сфере земельных отношений все настойчивее возникала необходимость следующих преобразований:
- придание земле легальной денежной оценки, переход к арендным отношениям сельскохозяйственных предприятий при передаче земли в долевую собственность крестьян;
- легализация Других форм частной собственности на землю;
- расширение полномочий местных органов власти в части планирования использования земли и распоряжения ею;
- разграничение федеральных государственных земель и земель субъектов РФ, а также местного самоуправления;
- обеспечение реальной информированности общественности о положении дел в земельном хозяйстве страны и выработка процедуры ее участия в решении спорных вопросов относительно использования земли;
- усиление значения экологических критериев, ограничивающих бесконтрольное создание вредных производств и применение опасных технологий;
- повышение эффективности государственного земельного кадастра мониторинга и контроля за правильным использованием, ох раной и улучшением земель.
Мероприятия земельной реформы нашли отражение в специальных федеральных законах России. Первый Закон О земельной реформе был принят Верховным Советом РСФСР 23 ноября 1990 года (в ред.

27 декабря).
Положения Закона О земельной реформе 1990 года были закреп лены в Земельном кодексе РСФСР, принятом Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 года. Более подробно, чем в Кодексе, вопросы реформирования земельных отношений на селе решались в Законе РСФСР О крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 года, Указах Президента РФ и Постановлениях Правительства РФ о порядке реор-
ганизации колхозов и совхозов, приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий и в других нормативно-правовых актах этого периода земельной реформы.
С 1990 г. вышло множество Указов Президента Российской Федерации и правительственных правовых актов, направленных на конкретизацию законодательных предписаний о направлениях, порядке и правилах осуществления земельной реформы и перераспределения земель между собственниками и пользователями земельными участками. Особое место среди законодательных предписаний в реализации земельной реформы стали занимать нормы Гражданского кодекса РФ.

Они способствовали формированию земельного рынка и реализации сделок о перераспределении земельных участков между собственниками и землепользователями, гражданами и юридическими лицами.
Разработана и утверждена Правительством РФ 26 июня 1999 г. Федеральная целевая программа Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы
30 октября 2001 года опубликован и вступил в юридическую силу Земельный кодекс Российской Федерации.
Основная литература:
1. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г.
2. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г.
3. История государства и права России. Исаев Н.Г., Москва, 2002 г.
Дополнительная литература:
1. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И. Москва, 2002 г.
Контрольные вопросы:
1. Общая характеристика земельно-правого режима России до 1917 года.
2. Правовое регулирование общественных земельных отношений по советскому земельному праву.
3. Регулирование земельных общественных отношений в период проведения земельной реформы.

ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Учебные вопросы:
1. Понятие и классификация источников земельного права.
2. Конституционные основы правового регулирования земельных отношений.
3. Федеральное земельное законодательство.

Понятие и классификация источников земельного права

Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных правовых норм. Первичным элементом законодательства является нормативный правовой акт, который представляет собой документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм.

К ним относятся Конституция РФ, законы, кодексы, президентские указы, постановления правительства, ведомственные акты, конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные постановления и решения местных органов самоуправления.
Во-первых, для понимания структуры законодательства необходимо учитывать ранжирование нормативных актов по двум пересекающимся линиям. По одной - законодательство, делится на отрасли по критерию предмета правового регулирования: конституционное, гражданское, административное, трудовое, жилищное и т.д. Здесь же выделяется и земельное законодательство.

По другой - законодательство делится на уровни, т.е. имеется законодательство федеральное, субъектов Федерации и нормативные акты местных властей.



Содержание раздела