Бархатов М.В. Москва, 2002 г
2. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И. Москва, 2002 г.
3. Комментарий к ЗК РФ. Боголюбов С. А. Москва, 2002 г
Контрольные вопросы:
1. Понятие и виды земельно-правовых сделок.
2. Купля-продажа права собственности на земельный участок как вид земельно-правовой сделки.
3. Приватизация земель как вид земельно-правовых сделок.
4. Договоры мены, дарения и залога как вид земельно-правовых сделок.
5. Государственная регистрация земельно-правовых сделок, понятие и назначение.
Учебные вопросы:
1. Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения.
2. Понятие и состав земельного правонарушения.
3. Земельное преступление.
4. Административная ответственность за земельные правонарушения.
5. Возмещение вреда, причиненного правонарушением.
1. Понятие и виды юридической ответственности
за земельные правонарушения
Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей.
При этом, в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству - Уголовному и Гражданскому кодексам, КОАП.
Юридическая ответственность - это государственное принуждение к исполнению требований прав; правоотношение, одна из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной -обществом, государством.
Юридическая ответственность наступает при наличии условий, именуемых юридическими и фактическими основаниями:
- наличие нормы, запрещающей поведение или обязывающей предпринять опр. действие;
- факт несоблюдения этой нормы;
- наличие вины правонарушителя;
- наличие причинно-следственной связи.
2. Понятие и состав земельного правонарушения
Земельное правонарушение - общественно опасное, противоправное действие или бездействие, нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последствиям или создающее угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону; такие действия или бездействие, предметом посягательства которых является земля.
Объект - закрепленные в законодательстве общественные отношения, возникающие по поводу земли в её юридическом понимании.
Объективную сторону образует противоправное деяние, совершенное в нарушение земельного законодательства.
Субъект земельного правоотношения относятся физические (граждане и должностные лица) и юридические лица.
Субъективная сторона выражается в наличии вины правонарушителя. Умышленная и неосторожная.
Вместе с тем, в случае причинения вреда предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы либо умысла потерпевшего.
Составы материальный (при наличии последствий) и формальный (с момента совершения).
Классификация: уголовные преступления; административные и гражданско-правовые правонарушения, дисциплинарные проступки.
3. Земельное преступление
Земельное преступление - виновно совершаемое, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Уголовная ответственность за земельные преступления наступает в соответствии с УК РФ.
Субъекты - только физические лица.
Существует 5 составов земельных преступлений. (ст.ст. 167, 168, 170, 179, 254 УК РФ).
4. Административная ответственность за земельные правонарушения
Административная ответственность применяется за совершение противоправных действий, которые по сравнению с уголовными преступлениями отличается меньшей степенью общественной опасности. Главный признак административной ответственности - преимущественно внесудебный порядок назначения и применения санкций.
Существует 20 составов правонарушений.
1 группа, деяния нарушающие право собственности и право пользования земельным участком.
2 группа нарушение порядка государственного управления.
3 группа нарушения требований в области охраны земель.
Субъекты не только физические, но и юридические лица.
Вред, причиненный нарушением норм земельного права - убытки, которые несут государство, физические или юридические лица в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых земельных требований, либо в результате неправомерной нормотворческой деятельности государственных органов.
61 ЗК).
За нарушение отдельных требований земельного законодательства, выражающихся в ненадлежащем использовании предоставленного земельного участка, предусматривается применение такой санкции, как принудительное прекращение права на такой земельный участок. Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Земельный кодекс Российской Федерации.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации.
4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации.
6. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г.
7. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г.
Дополнительная литература:
1. Комментарий к ЗК РФ. Бархатов М.В. Москва, 2002 г.
2. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И. Москва, 2002 г.
3. Комментарий к ЗК РФ. Боголюбов С. А. Москва, 2002 г.
Контрольные вопросы:
1. Понятие, состав и виды земельных правонарушений.
2. Понятие и виды юридической ответственности за нарушения земельного законодательства.
3. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.
4. Административная ответственность за нарушение земельного зако
нодательства.
5. Способы возмещения вреда, причиненного земельным правонарушением.
Учебные вопросы:
1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.
2. Общая характеристика правого режима данного вида земель.
3. Правовой режим крестьянских хозяйств.
4. Правовой режим сельскохозяйственных предприятий.
5. Особенности использования сельскохозяйственных угодий.
6. Фонд перераспределения земель.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Главная особенность этой категории земель состоит в том, что земля здесь выступает в качестве основного средства производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Поэтому для земель сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим, имеющий целью как охрану и повышение плодородия почв, так и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота.
Субъектами прав на земельные участки с\х назначения могут быть граждане и организации, отвечающие установленным критериям для пользователей этой категории земель.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются:
- сельскохозяйственные угодья;
- земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоема-
ми, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
2. Общая характеристика правого режима данного вида земель
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:
гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
казачьими обществами;
опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;
общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
3. Правовой режим крестьянских хозяйств
Крестьянское хозяйство - форма ведения коммерческого с\х производства, основанного на индивидуальном предпринимательстве.
Право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедший специальную подготовку. В случае наличия нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности.
Гражданам земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены для создания крестьянского (фермерского) хозяйства. В этом случае гражданин приобретает правовой статус индивидуального предпринимателя и использует предоставленный земельный участок для ведения товарного сельскохозяйственного производства.
Личное подсобное хозяйство - это своеобразная форма производства сельскохозяйственной продукции, имеющая характер личного потребления.
Правовой режим земель, которые используются для ведения садоводства и огородничества, регулируется главным образом Федеральным законом О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Содержание и особенности правового режима этих земель определены той целью, для которой они используются.
Существует две основные правовые формы ведения садоводства и огородничества: коллективная и индивидуальная. В рамках коллективной формы осуществления такой деятельности граждане могут создавать садоводческие, огороднические некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические некоммерческие партнерства.
В то же время законодательство допускает возможность вести садоводство или огородничество в индивидуальном порядке.
Использование земель сельскохозяйственного назначения могут осуществлять юридические лица, в т.ч. и те организации, для которых такое производство не является основным: предприятия промышленности, религиозные организации (например, монастыри) для устройства подсобных сельских хозяйств.
Но основную массу сельскохозяйственных земель занимают организации, непосредственно ведущие аграрное производство, правовой статус которых различен. Их большинство в настоящее время составляют сельскохозяйственные коммерческие организации.
Сельскохозяйственные коммерческие организации могут функционировать в тех формах, которые предусмотрены действующим гражданским законодательством. Согласно ГК различают хозяйственные общества, товарищества и кооперативы.
Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости. Для строительства линий электропередачи, связи, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов и других подобных сооружений допускается предоставление сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения более высокого качества.
Данные сооружения размещаются главным образом вдоль автомобильных дорог и границ полей севооборотов.
В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель, который формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:
1) при добровольном отказе от земельного участка;
2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;
3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом, сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.
Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Земельный кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон Об обороте земель сельскохозяйственного назначения от 26 июня 2002 г
4. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г.
5. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г.
Дополнительная литература:
1. Комментарий к ЗК РФ. Бархатов М.В. Москва, 2002 г.
2. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И. Москва, 2002 г.
3. Комментарий к ЗК РФ. Боголюбов С. А. Москва, 2002 г.
Контрольные вопросы:
1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.
2. Общая характеристика правого режима данного вида земель.
3. Правовой режим крестьянских (фермерских хозяйств).
4. Правовой режим сельскохозяйственных организаций.
5. Порядок предоставления земли для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
1. Понятие и состав земель поселений.
2. Общая характеристика правового режима земель поселений.
3. Пригородные зоны.
1. Понятие и состав земель поселений
Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.
Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны Выделяются два связанных признака, по которым земли могут быть отнесены к данной категории:
1) использование (или предназначение) земель для застройки и развития городских и сельских поселений;
2) отделение этих земель чертой поселения от земель других категорий.
Земли поселений являются единственной категорией земель в Российской Федерации, границы которой можно четко определить на основании закона
Вся территория поселения подлежит разделению только на территориальные зоны. Правила землепользования и застройки - нормативные правовые акты, которые устанавливают порядок осуществления градостроительной деятельности на территориях поселений и разрабатываются, утверждаются и реализуются органами местного самоуправления.
Исключение из этого правила составляют лишь города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, для которых данные правила утверждаются законами этих городов - субъектов РФ.
Генеральный план градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений
Состав земель поселений и зонирование территорий
В состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
2. Общая характеристика правового режима земель поселений
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
- виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
- их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
3. Пригородные зоны
В состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.
В пригородных зонах выделяются территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города.
Границы и правовой режим пригородных зон, за исключением пригородных зон городов федерального значения Москвы и СанктПетербурга, утверждаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации.
Границы и правовой режим пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются федеральными законами.
Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Земельный кодекс Российской Федерации.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации.
4. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. 137-ФЗ О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
5. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г.
6. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г.
Дополнительная литература:
1. Комментарий к ЗК РФ. Бархатов М.В. Москва, 2002 г.
2. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И. Москва, 2002 г.
3. Комментарий к ЗК РФ. Боголюбов С. А. Москва, 2002 г. Контрольные вопросы:
1. Понятие и основное назначение земель поселений.
2. Состав земель поселений.
3. Общая характеристика правового режима земель населенных пунктов.
Учебные вопросы:
1. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий.
2. Земли особо охраняемых природных территорий.
3. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
4. Земли рекреационного назначения.
5. Земли историко-культурного назначения.
6. Особо ценные земли.
7. Земли лесного фонда.
8. Земли водного фонда.
9. Земли запаса.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Состав земель особо охраняемых территорий - земли:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
Создание сети особо охраняемых природных территорий преследует следующие цели:
сохранение этих территорий как резерватов дикой природы; обеспечение надежной охраны объектов природного и культурного наследия на этих территориях;
проведение научных исследований на особо охраняемых территориях как эталонных участках биосферы;
развитие на базе особо охраняемых природных территорий системы экологического просвещения населения и пропаганды экологических знаний, организация туризма и отдыха граждан в национальных парках.
2. Земли особо охраняемых природных территорий
К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
1) предоставление садоводческих и дачных участков;
2) строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий;
3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
3. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
Земли природоохранного назначения
К землям природоохранного назначения относятся земли:
1) водоохранных зон рек и водоемов;
2) запретных и нерестоохранных полос;
3) лесов, выполняющих защитные функции;
4) противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений;
5) иные земли, выполняющие природоохранные функции.
4. Земли рекреационного назначения
К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
5. Земли историко-культурного назначения
К землям историко-культурного назначения относятся земли:
1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;
2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
3) военных и гражданских захоронений.
Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.