И напротив, приверженность демократическим идеалам и ценностям побуждает человека к целенаправленным, чаще всего конструктивным действиям.
Способы практических политических действий это образцы и правила политического поведения, которые определяют, как можно и как следует поступать. Многие ученые называют их моделями политического поведения, ибо исполнение гражданином какой-либо политической роли предполагает соблюдение не одного, а ряда правил, которые в сочетании отражают содержание соответствующей роли.
Возьмем митинги одну из форм политического участия (поведения), в котором реализуется естественное право гражданина выражать свое отношение к действиям политической власти и оказывать на нее влияние, соблюдая при этом демократические правила.
Митинг может быть только мирным и не должен призывать к насильственному свержению конституционного строя, расовой и национальной вражде. Он должен проводиться при соблюдении общественного порядка, не нарушать покой живущих поблизости граждан. Важными условиями эффективного проведения митинга являются правдивая, выверенная информация и по возможности сдержанный, а не взвинченный тон речи ораторов, уважение к человеческому достоинству. Несоблюдение элементарных правил может превратить митинг из формы непосредственной демократии в бесчинствующую власть толпы охлократию.
Таким образом, право убеждать людей, организовывать политические акции, впрочем, как и другие политические права и роли, предполагают развитое чувство гражданской ответственности, неотделимое от умения и готовности человека контролировать собственные действия, отвечать за свои поступки перед самим собой и обществом.
Знания и представления о политике, ценностные ориентации относятся к области политического сознания, а способы практических политических действий к моделям политического поведения. Политическое сознание предопределяет политическое поведение, которое, в свою очередь, активно воздействует на политическое сознание.
Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей и возможностей выбирает себе конкретную политическую роль (или роли) не захочет пойти на митинг или станет, к примеру, участником женского движения. Не все, естественно, захотят сделать политику своей профессией.
Да это и не обязательно. Тем не менее существует вид политической деятельности, в которой участвует, как правило, большинство населения.
Это выборы, которые признаются в развитых демократиях оптимальным способом формирования и обновления государственной власти и местного самоуправления. (Объясните почему.) Не случайно в нашей стране была реформирована избирательная система. (В чем цель и суть этих изменений?) Избирательная кампания обычно включает организационный и другие этапы: выдвижение кандидатов, предвыборную борьбу, выборы (голосование) граждан, подсчет голосов и обнародование итогов выборов.
К организационным мероприятиям относятся: образование избирательных округов и участков, создание избирательных комиссий, составление списков избирателей, подготовка избирательных бюллетеней и пр.
Выдвижение кандидатов осуществляется избирательными объединениями (политическими партиями, блоками партий и движений), а также избирателями. Возможно и их самовыдвижение.
После сбора предусмотренного законом числа подписей в свою поддержку выдвинутые кандидаты (или списки кандидатов) регистрируются избирательными комиссиями и начинается этап предвыборной борьбы. Претенденты на власть при содействии своих команд из доверенных лиц проводят предвыборную агитацию. В настоящее время все более возрастающую роль в предвыборной агитации приобретают средства массовой информации. Среди них существует разделение труда.
Телевидение, например, в силу своей специфики ориентировано на передачу главным образом информации, имеющей зрительные образы. Абстрактные положения, скажем, предвыборных программ, идей и т. д. обычно плохо совместимы с экранным изображением и предназначены для печатных коммуникативных средств и радио. Однако общей тенденцией современного мира является относительное ослабление воздействия на избирателей печатной продукции при растущем влиянии электронных средств. Распространение спутниковой связи, кабельного телевидения, компьютерной графики и электронных текстов, видеокассет и т. д. создает условия для прямого (почти личного) информационного контакта претендентов на власть с каждым избирателем, проникая даже в самые отдаленные уголки нашей страны.
Удобно устроившись перед телевизором, граждане ощущают свою самостоятельность, воспринимая информацию индивидуально и, как им кажется, рационально. Этому во многом способствуют и возможности ТВ в установлении диалоговых коммуникативных связей через прямые звонки зрителей в телестудию, телеопросы и моментальное подведение их итогов.
Не случайно телевидение сегодня лидирует среди других СМИ по силе убеждающего воздействия на доверие людей.
В новых условиях конкурентная борьба между политическими соперниками во многом схожа с традиционным рынком, где индивидуальные покупатели (избиратели) стоят перед проблемой выбора товара (претендентов на власть). Продажу товара все чаще осуществляют специальные фирмы в области дорогостоящих услуг по политическому маркетингу, т. е. комплексу мероприятий по изучению рынка: интересов, настроений, представлений и ожиданий избирателей, а также приемов воздействия на них с целью обеспечения победы на выборах своих клиентов.
Одна из важнейших задач политического маркетинга создание и продвижение с помощью телерекламы политического имиджа (от англ. image облик) кандидата (партии, лидера). Имидж, скажем, политического лидера это его личность, повернутая к публике своими потенциально привлекательными для нее чертами и свойствами. Например, М. Тэтчер по совету специалистов всегда продолжала начатую фразу, не обращая внимания на попытки собеседника, перебивая ее, вставить свою реплику.
Тем самым усиливалось восприятие англичанами тех личностных качеств железной леди (смелость, решительность, убежденность, чувство собственного достоинства), которые они хотели видеть в своем премьер-министре.
Однако не всегда претендент на власть обладает необходимыми и соответствующими ожиданиям граждан качествами. В этом случае создается видимость их наличия.
Специалисты считают, что 69% информации считывается с телеэкрана визуально (зрительно) и только 31% вербально (воспринимается слухом). Поэтому имиджмейкеры акцентируют внимание кандидата на то, что ему одевать, как вести себя перед телекамерой, какие позы принимать и как жестикулировать, как и (только в последнюю очередь) что говорить. (Содержание речей пишут специалисты.)
Все это в совокупности значительно осложняет роль избирателя, создает возможности для выдвижения на политическую арену малокомпетентных деятелей.
Как же сделать правильный выбор?
Напомним, что в Российской Федерации действует мажоритарно-пропорциональная избирательная система. Гражданину чаще всего приходится выбирать, во-первых, одного из кандидатов от избирательного округа в законодательный орган России или субъекта Федерации; во-вторых, один из списков кандидатов от избирательных объединений; в-третьих, одного из кандидатов на пост главы государства или региональной администрации.
Рассмотрим подробнее каждый из трех типов выбора.
На выборах депутатов от территориальных округов одерживает победу тот, кто набрал наибольшее по сравнению с соперниками число голосов (относительное большинство). Не случайно мажоритарную избирательную систему называют системой первого пришедшего к финишу.
О ней говорят: Победитель получает все. Он становится во властных структурах
единственным полномочным представителем социальных интересов всех без исключения жителей округа. Поэтому успех на выборах во многом определяется тем, насколько глубоко и полно кандидат осведомлен о положении дел в нем: его социальной, национальной, демографической структуре, уровне материального благосостояния, криминогенной обстановке, работе учреждений торговли, транспорта, медицины и пр. На основе полученной информации определяется круг вопросов, которые в наибольшей мере волнуют людей, предлагаются эффективные пути и средства их решения, т. е. разрабатываются предвыборные программы (обещания). Они дают представления избирателю о том, в каких направлениях будет осуществляться работа по улучшению его жизни.
Но сможет ли кандидат выполнять свои обещания? Будет ли защищать интересы избирателя?
Здесь все зависит от личности претендента на власть. Вот почему избиратели голосуют прежде всего за личность кандидата.
Побеждает обычно тот, кто проявил себя, свою активность и озабоченность проблемами людей на деле, которого многие знают и уважают за компетентность, смелость, решительность, целеустремленность, порядочность, человечность, обязательность, готовность брать на себя ответственность. Поэтому при мажоритарной системе, как правило, возникают и упрочиваются непосредственные контакты между кандидатом (в дальнейшем депутатом) и избирателями.
В этой связи избиратель не должен ограничиваться лишь общими сведениями о своем потенциальном избраннике. Желательно принять участие хотя бы в одной из многочисленных встреч с ним.
Встречи с аудиторией всегда содержат элемент непредсказуемости для кандидата. Здесь, как нигде, кандидат становится наиболее уязвимым, проявляются его политические позиции, интеллект, стиль поведения, манера общения, черты характера.
Тем самым избирателю представляется шанс лично убедиться в достоинствах кандидата и преимуществах его предвыборной программы. Кандидат, в свою очередь, каждый раз подвергаясь серьезному испытанию, приобретает политический опыт. Он имеет также возможность ближе познакомиться с наиболее активными представителями избирательного округа, уточнить свои предвыборные обещания, убедительно опровергнуть аргументы своих соперников.
Следовательно, от общения выигрывают обе стороны, что в дальнейшем благоприятно сказывается на политических коммуникациях между ними.
Выборы по спискам избирательных объединений обеспечивают пропорциональность между поданными за партию голосами и числом полученных ею мандатов (пропорциональная избирательная система). Напомним, что такая система применяется при избрании 225 (из 450) депутатов Государственной думы.
Избирательные округа не выделяются, и граждане голосуют в едином федеральном избирательном округе за списки, выдвинутые политическими партиями и избирательными блоками. Последние представляют собой союзы (коалиции) партий и движений, придерживающихся общих политических взглядов по принципиальным вопросам, но расходящихся в нюансах.
Создание избирательных блоков обусловлено прежде всего действующим законодательством: партии должны собрать не только необходимое для участия в избирательной кампании число подписей, но и преодолеть 5-процентный барьер, т. е. получить 5% голосов избирателей от числа участвовавших в выборах. Те, кто не добрал этой цифры, теряет все свои голоса и право представительства в Думе.
Установленные правила направлены, во-первых, на количественное уменьшение партий участников выборов, что облегчает задачу избирателей; во-вторых, на сокращение числа партий в парламенте по сравнению с соперничающими, что создает нормальные условия для его работы. (Объясните почему.) Не случайно в последнее время партии все чаще объединяют свои усилия в борьбе за депутатские мандаты и выступают в избирательных кампаниях коалициями.
Все избирательные объединения имеют, как правило, привлекательные названия, лозунги, эмблемы, например Яблоко, Отечество вся Россия, Единство, КПРФ За победу! и пр. Многие неискушенные избиратели (особенно новички) нередко отдают предпочтение тем партиям, чьи формальные (внешние) признаки вызывают у них эмоциональный отклик.
Между тем необходимы иные подходы и критерии оценки.
Проще всего, видимо, получить наиболее общие сведения о партийном объединении: кто его лидер (лидеры), баллотировалось ли оно ранее в Государственную думу? Как проявили себя партийная фракция и ее отдельные представители в работе парламента?
Подчеркнем, что деятельность парламентских фракций успешна тогда, когда она подчинена интересам общего дела, а не узко партийным целям и поискам компроматов на своих противников ради удовлетворения личных амбиций политиков. Авторитет партии снижается, если она, не считаясь со сложившейся в стране ситуацией, упорно отстаивает свои партийно-идеологические позиции: радикально-либеральные, националистические, коммунистические и пр.
Не случайно в последнее время все чаще возникают неидеологические (прагматические) политические объединения. Они ориентируются не столько на отдельные социальные группы, сколько на широкий универсальный круг избирателей. (Приведите примеры.)
Партии, в принципе не согласные с конституционным строем страны, выступают чаще всего как деструктивная оппозиция, т. е. против политики любого правительства. И напротив, партии, которые критикуют правительство за неверные (с их точки зрения) шаги, но в целом поддерживают его курс на утверждение конституционных ценностей, являются конструктивной оппозицией.
Если партийный блок впервые участвует в избирательной кампании, то можно обратиться к его списочному составу есть ли в списке знакомые лица? Можно ли оценить опыт их деятельности?
Первые три фамилии списка потенциальные депутаты в случае победы партии на выборах. Но, к сожалению, это правило выполняется не всегда.
Нередко в первые тройки включаются, скорее для рекламы, имена популярных политиков, деятелей искусства и т. д. лиц, которые не собираются оставлять свое основное место работы.
Необходимо хотя бы в общих чертах знать предвыборную платформу (программу) избирательного объединения: как оно оценивает современное положение дел в стране? Какие общественные проблемы и как собирается решать? Какие из проблем считает приоритетными? В чем видит основные цели реализации программы?
Получив эту информацию, следует сравнить ее со своими собственными взглядами на наличие и характер проблем в обществе, на первоочередность их решения, а также сопоставить обещанные результаты со своими собственными ожиданиями. Если заявленные позиции близки точке зрения избирателя, если намеченные цели и пути их решения ему представляются гуманными и реалистичными, то он может оценить предвыборную платформу как наиболее приемлемую и остановить на ней свой выбор.
Выборы главы государства или региональной администрации имеют свои особенности. Главой государства и высшим должностным лицом в нашей стране является Президент. (Каковы его властные полномочия?) Именно в силу занимаемой должности Президент принимает важные, общественно значимые решения, оказывая тем самым постоянное воздействие на ход событий и судьбы людей.
Это влияние возрастает, если Президент является признанным политическим лидером.
Влияние политического лидера основывается на подчинении ему, поддержке его решений и действий. Люди готовы следовать за теми лидерами, которых считают способными отстаивать их интересы, удовлетворять их потребности. Поэтому политическое лидерство, кроме формально-правового аспекта, включает неформальный, личностный аспект. Он предполагает общественное признание возможностей (совокупности личных качеств) политического лидера, соответствующих данной роли.
Иными словами, личностный аспект политического лидерства основан на авторитете и служит для оценки того, какой это лидер. К кандидатам на пост президента предъявляются довольно жесткие требования.
Им следует быть гражданами РФ, в возрасте не моложе 35 лет и проживать на территории России не менее 10 лет. Чтобы принять участие в предвыборной борьбе, каждый обязан собрать не менее 1 млн подписей своих сторонников. Если же таких миллионеров окажется несколько и ни один из них не сумеет привлечь в первом туре выборов более половины (абсолютное большинство) голосов, то назначается второй тур.
В нем борьба завершается избирательным поединком двух кандидатов, набравших наибольшее число голосов в первом туре.
Соперничество за президентское кресло в силу его властной значимости приобретает обычно характер наиболее острой конкурентной борьбы между большим числом кандидатов.
Для достижения желаемых результатов тому или иному претенденту нередко создается имидж своего парня. Он шокирует публику предельной откровенностью, что ассоциируется у части избирателей с честностью и гарантией выполнения предвыборных обещаний. Обещает много, рассчитывая на то, что авось поверят.
Такие приемы воздействия на избирателя называются популизмом (от лат. populus народ).
Что же такое популизм? Это стиль в политике, позволяющий добиться поддержки избирателей благодаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные лозунги.
Почему же избиратели покупаются на такие уловки? Очевидно, потому, что определенному кругу людей, не владеющих демократической политической культурой, более понятны упрощенные варианты политических решений.
Для них выборы президента становятся не более чем политическим шоу, в котором ценятся простецкие манеры, спортивная внешность, молодежная прическа и прочие черты внешности, т. е. на первый план выступает имидж в самом поверхностном, обывательском смысле.
Рациональный выбор высших должностных лиц осуществляется на основе анализа предвыборных заявлений кандидатов и их личностных качеств. При рассмотрении последних целесообразно обратиться к биографическим сведениям (происхождение, процесс социализации, окружение, в том числе сторонники и оппоненты, стиль работы и пр.).
Критериями оценки кандидатов на пост президента могут служить выполняемые им по Конституции функции: гаранта соблюдения Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; определения основных направлений внутренней и внешней политики; принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации; ее независимости и государственной целостности; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, а также функций Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации.
Социологические исследования показывают, что в России рассчитывать на успех может решительный, умный, с сильной политической волей человек, ставящий во главу угла интересы страны, честный и достаточно жесткий в проведении своей линии.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что демократическая политическая культура способствует эффективному участию в политике, является преградой манипулированию политическим сознанием личности, позволяет ей сделать осознанный и ответственный политический выбор.