Вы знаете, что политика имеет деятельностный характер, связана с вопросами завоевания, удержания и осуществления государственной власти, политическими интересами больших социальных групп.
Внимание к политике людей всегда было разным, как и степень, формы политического участия. Однако полное равнодушие к политическим проблемам явление нечастое, видимо, потому, что от политики во многом зависит развитие общества и, значит, жизнь каждого человека, а порой и его судьба.
По мнению психологов, участие в политике удовлетворяет естественную потребность человека в общении, но на более высоком уровне. Такое общение дает мощный импульс развитию личности.
Политическая жизнь на первый взгляд кажется нескончаемой цепью хаотичных, быстро меняющихся и непредсказуемых явлений и событий. Осмыслить ее люди пытались, как вы знаете, еще в глубокой древности. Однако только в XX в. пришло понимание политики как единого, сложно организованного механизма политической системы. К ее структурным элементам (компонентам) относятся: 1. Организационный (государство, политические партии, общественно-политические движения).
2. Нормативный (политические, правовые, нравственные нормы и ценности, обычаи и традиции). 3. Культурный (политическая идеология, политическая культура).
4. Коммуникативный (от лат. communicatio связь, общение) (формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы, а также между политической системой и обществом).
В процессе взаимодействия всех названных структурных элементов осуществляется политическая власть. Напомним, что политическое властвование это процесс разработки, принятия и реализации политических решений (законов, доктрин, договоров и пр.). На их основе осуществляется воздействие на те или иные стороны общественной жизни, т. е. политическое управление.
Цель его обеспечить стабильность и развитие общества, придать совместной деятельности людей согласованный характер. Именно в этом и состоит главное назначение политической системы как целостного механизма реализации политической власти и политического управления.
Каждый элемент политической системы имеет свои особенности и вносит определенный вклад в осуществление общей цели. Рассмотрим подробнее их сущность и роли.
Понятие государство употребляется в широком и узком смысле. В первом значении государство отождествляется с обществом и трактуется как государственно организованное сообщество союз людей, проживающих на данной территории.
Во втором оно как бы отделяется от общества и рассматривается в качестве политической организации, которая отличается от других, скажем, политических партий рядом признаков.
Главная отличительная черта государства суверенность, т. е. верховная власть внутри страны и независимость в отношениях с другими странами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, распространяется на все население, на все негосударственные организации. Во-вторых, она наделяется исключительным правом издавать обязательные для всех законы и другие нормативные акты, осуществлять правосудие, устанавливать и взимать налоги и сборы.
В-третьих, государство располагает особыми органами и учреждениями, в том числе принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т. д.).
Наличие монопольных прав и мощных организационных, финансовых, военных рычагов воздействия на общество ставит государство в особое положение. Оно выступает главным институтом политической системы.
Основные направления деятельности государства по руководству обществом воплощены в его функциях. (Подумайте, какие общественно значимые функции были присущи государству на различных этапах общественного развития. Как и почему они видоизменялись?)
Сегодня к наиболее значимым функциям демократических государств относятся: обеспечение экономического развития, социальной защиты, охраны прав и свобод граждан, законности и правопорядка, народовластия (внутренние), а также оборона страны и взаимовыгодное сотрудничество с другими странами (внешние). Функции, как известно, характеризуют внутреннюю (экономическую, социальную, правовую и пр.) и внешнюю политику государства.
Так, экономическая функция выражается в регулировании экономических процессов с помощью налогов, кредитов, создания стимулов экономического роста и пр.; социальная функция в предоставлении социальных гарантий молодежи, престарелым, инвалидам и др.
Следовательно, речь идет вовсе не о грубом вмешательстве государства в повседневную жизнь людей, не о подчинении общества государству, что нередко случалось в истории разных стран. (Приведите примеры.) Напротив, обозначенные функции являются своего рода обязательствами государства перед обществом и находят отражение в структуре и деятельности государственного аппарата.
Судебные органы осуществляют правосудие (суд) и вместе с прокуратурой, ведущей надзор за исполнением законов, входят в состав правоохранительных органов.
Подчеркнем, что повседневная практическая работа по претворению в жизнь законодательных решений принадлежит исполнительным (управленческим) органам. Организацию исполнения закона они обычно сопровождают мерами распорядительного характера. Например, реализуя требование Закона РФ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности, Правительством России были установлены невыгодные для монополистов налоговые ставки, введены ограничения на производство отдельных видов продукции и пр.
Свои распоряжения исполнительные органы закрепляют в подзаконных нормативных актах и контролируют их выполнение. Кроме того, опираясь на нотариат, налоговую полицию, службы госбезопасности и пр., они осуществляют ряд правоохранительных функций: обеспечение правопорядка, законности, интересов общества, прав и свобод граждан.
Исполнительная власть в рамках своих полномочий осуществляет все виды деятельности государственного аппарата: принятие решений, организацию их исполнения, контроль за выполнением. Поэтому управленческие органы именуются государственным аппаратом в узком смысле.
При этом подчеркивается их административный (исполнительно-распорядительный) характер.
В настоящее время во всех индустриально развитых странах мира государственно-административный аппарат представляет собой мощную и разветвленную систему министерств, ведомств, служб управления государственными предприятиями, специализированных комитетов, комиссий и пр. По существующим данным, в нем занято 8% населения государственных служащих.
Среди них есть должностные лица (руководители, начальники), которые в силу занимаемой должности наделены большими, чем рядовые сотрудники, полномочиями.
Государственные служащие работают на постоянной и профессиональной основе. В отличие от должностных лиц высшего ранга (президентов, депутатов, министров) они не зависят от выборов и правительственных кризисов, поэтому составляют стабильный костяк государственного аппарата. От профессиональных качеств госслужащих, соблюдения ими дисциплины, правовых и этических норм зависит как разработка, так и реализация политических решений, эффективность государственного управления.
Поэтому сегодня во многих странах мира проводится довольно жесткий конкурсный отбор людей на государственную службу.
Подчеркнем, что государство, являясь главным институтом политической системы, призвано выражать и защищать интересы не узкого круга лиц (политической элиты), а общезначимые социальные интересы и потребности граждан.
Среди негосударственных организаций главную роль в политической системе играют политические партии. (Подумайте, почему становление современных политических партий ученые относят к XIX в.) Они отличаются от общественно-политических движений и групп давления наличием организации (профессионального аппарата, ведающего вопросами партийной деятельности), политической программы и идеологических основ групповой деятельности (партия объединяет группу единомышленников), целью своей деятельности (завоевание, удержание и использование государственной власти для реализации интересов определенных социальных групп).
По организационному признаку партии условно подразделяются на массовые и кадровые. Массовые партии многочисленные объединения со сложной организационной структурой.
Они имеют постоянное членство и источники финансирования. Лейбористские партии, например, были созданы вне парламента по инициативе профсоюзов, которые являются коллективными членами этих партий и финансируют их.
Кадровые (парламентские) партии характеризуются значительной внутренней свободой, отсутствием обычно фиксированного членства и постоянного источника финансирования. Так, членом республиканской или демократической партии в США может объявить себя любой американец, поддерживающий партию материально или голосующий за нее.
По идеологическому признаку партии разделяются на консервативные, либеральные, социалистические, коммунистические, националистические, клерикальные (религиозные) и др.
В демократических странах в связи с ростом среднего класса значительно сокращается социальная база идеологических крайностей. (Подумайте, чем было вызвано возникновение фашистской идеологии в 30-е годы в Германии и Италии. Почему и сегодня в некоторых странах возникает волна неофашизма?) В новых социальных условиях наблюдается дальнейшее сближение идейно-политических основ большинства влиятельных партий.
Они не ставят под сомнение государственно-общественное устройство а расходятся в своих программах лишь по вопросу о путях совершенствования общества.
Главный отличительный признак политической партии притязание на государственную власть, участие во власти. При этом целью партии, как мы выяснили, является реализация интересов определенных социальных сил.
Современные партии приходят к власти через конкурентную борьбу друг с другом за голоса избирателей на выборах в парламент, другие властные структуры. Поскольку социальные интересы воплощены в программах, избиратель, по существу, делает выбор между их альтернативными вариантами. Не случайно выработка своего варианта политики (политического курса) одна из важнейших функций партий. Они тщательно изучают нужды и запросы социальных групп и слоев, выделяют наиболее острые общественные противоречия.
На основе обобщения разносторонних сведений вырабатываются общие требования, которым придается характер политических целей и путей развития общества. В политических программах обычно подчеркивается намерение партий служить интересам всего народа.
Тем не менее в них прослеживаются приоритеты, которые делают партии представителями те: или иных социальных групп. Так, программы социал-демократов (Ирландия, Норвегия, Швеция) направлены обычно на усиление социальной политики в интересах наиболее незащищенных слоев населения: женщин, молодежи, престарелых, безработных.
С приходом к власти социал-демократических партий, как правило, распространяется влияние профсоюзов, растут расходы на социальные нужды, увеличиваются налоги, что сокращает доходы части населения. Программные установки консерваторов (республиканцев в США, ХДС в ФРГ, консерваторов в Великобритании), напротив, ориентированы на реализацию интересов наиболее состоятельных социальных групп и слоев, крупного бизнеса.
Политика этих партий оживляет деловую экономическую активность. Вместе с тем сокращаются пособия по безработице, усиливается социальное неравенство.
Партии контролируют механизм выдвижения своих кандидатов на выборах и оказывают им всестороннюю поддержку. Четко очерчивая круг социальных проблем, они разъясняют избирателям свои подходы к их решению, раскрывают преимущества перед альтернативными вариантами, отвечают на вопросы, ведут дискуссии.
Тем самым партии оказывают воздействие на политические взгляды и ориентации людей, особенно молодежи, пополняют ряды своих сторонников, приобщают их к политике. Иными словами, партии реализуют функцию политической социализации граждан.
Многие молодые люди, обучающиеся в колледжах или университетах, активно включаются в политическую деятельность. Участвуя в предвыборных кампаниях и политических баталиях, работая в тех или иных комитетах, молодой человек приобретает политический опыт, вырабатывает в себе качества, необходимые профессиональному политику.
Именно так начинали свою карьеру многие известные политические деятели (приведите примеры). Следовательно, воспитание кадров еще одна функция партий.
Они выполняют также посредническую роль между обществом и государством. Через партии различные социальные группы имеют возможность выразить свое отношение к проводимой политике и даже свой протест, который нередко приобретает формы партийных лозунгов и заявлений.
Помимо государства и политических партий, в организационный компонент политической системы входят общественно-политические движения (молодежные, женские, экологические и др.). Они не имеют такого организованного оформления, как партии, и являются относительно аморфными и нестабильными образованиями.
Деятельность политической системы осуществляется на основе определенных норм правовых, политических, моральных ценностей, обычаев и традиций. Они взаимосвязаны и являются правилами политического поведения и воздействия на общество.
О моральных нормах в политике вам многое известно. (Подумайте, при решении каких общественно значимых вопросов профессиональные политики встают перед проблемой морального выбора. Как ее решение отражается на жизни общества?)
Правовые нормы закрепляются в законах и подзаконных актах: указах президента, постановлениях правительства, распоряжениях, приказах министерств, ведомств и других исполнительных органов.
Политические нормы содержатся в Конституции, законах, регулирующих политические отношения, политических документах государства и партий, международных документах.
Разделение норм на правовые и политические является условным, ибо правовые документы в большей или меньшей степени закрепляют как политику, так и правила политической деятельности. Политико-правовые нормы представлены публичным правом (конституционным, частью административного, финансового, уголовного и международного) при ведущей роли конституции. Конституционные принципы, закрепляющие основы государственного и общественного строя, являются одновременно основополагающими базовыми ценностями страны. Например, в экономической сфере это равноправие частной и других форм собственности, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в социальной социальное обеспечение; в духовной идеологическое многообразие и пр.
В политической сфере к базовым ценностям демократического общества относятся правовое государство, права и свободы человека, парламентаризм, многопартийность и др. Будучи закрепленными на государственном уровне, политические ценности включаются в нормативный компонент политической системы и определяют комплекс органов государственной власти, порядок их образования и полномочия.
Поскольку законодательные органы занимают особое место в государственном аппарате, публичным правом устанавливаются определенные правила проведения избирательных кампаний. Большое внимание также уделяется регулированию деятельности исполнительных органов.
Гражданин обычно имеет дело не с министрами или депутатами парламента, а с государственными служащими налоговых органов, загсов, работниками отделений милиции и др. Чтобы оградить людей от возможного произвола, политическими нормами определяются границы допустимого поведения представителей власти.
Кроме того, нормами публичного права регулируются взаимоотношения внутри государственного аппарата, например между министерствами и ведомствами, должностными лицами и госслужащими.
Политико-правовые нормы дополняются обычаями и традициями (от лат. traditio передача, предание). Они представляют собой ту часть политического опыта людей, который передается из поколения в поколение и приобретает силу общепринятых неписаных правил поведения.
Так, лейбористы в Великобритании уже более девяноста лет (партия существует с 1906 г.) строят свою программу, опираясь на освященную веками традицию рабочего движения быть легальной оппозицией партии консерваторов. При этом отношения между партиями не носят характера непримиримой борьбы добра и зла, а строятся на взаимном признании прав и законности программных установок каждой из сторон.
Субъекты политики индивиды, социальные группы, политические элиты, политические лидеры привносят в нее свои политические пристрастия, симпатии и антипатии, свои представления о лучшем государственном устройстве, свое отношение к политическим нормам и политической действительности, путям ее совершенствования. Все это находит отражение в политических идеологиях и партийных программах, политических решениях и требованиях, в политическом поведении и характеризует в целом культурно-идеологический компонент политической системы.
В демократических странах ни одна из идеологий не закрепляется в качестве государственной. (Объясните почему. Вспомните, каковы функции политических идеологий и тенденции их развития в современном обществе. Как и почему политические идеологии оказывают влияние на политическую социализацию, политическое сознание и поведение граждан, социальных групп, общества?)
Политическое сознание и поведение взаимосвязаны и составляют суть политической культуры, имеющей чрезвычайно важное значение. От того, насколько политические представления личности соответствуют политическим реалиям, какие политические и нравственные принципы (ценностные ориентации) она избирает в своей практической деятельности, зависит эффективность политики, а значит, и прогресс общества.
В странах, где в политической практике утвердились демократические ценности и образцы поведения, где они передаются из поколения в поколение и закрепляются в политических обычаях и традициях, господствует демократический тип политической культуры.
Политическая культура наиболее ярко проявляется в политических коммуникациях связях, общении, которые возникают внутри политической системы (между государственными органами, государственными органами и политическими партиями и пр.), а также между политической системой и об-
ществом (государственными учреждениями и гражданами, государственными органами и общественными организациями и др.). Политические коммуникации характеризуют содержание и характер деятельности политической системы как непрерывный процесс выработки, принятия и реализации решений. Например, при разработке актуальных вопросов политики правительства обычно опираются на материалы, полученные в ходе консультаций и дискуссий, в которых участвуют представители различных общественных объединений и союзов (заинтересованные группы), предпринимателей, деятелей культуры, ученых и пр. Они, располагая информацией о состоянии дел в той или иной сфере, содействуют формированию сбалансированных решений (если не преследуют узко корпоративных целей и не оказывают прямого давления на государственную власть).
Таким образом общественные объединения граждан косвенно влияют на политический процесс.
Политические решения через различные каналы связи, прежде всего средства массовой информации (газеты, радио, телевидение), доводятся до сведения населения. Если они недостаточно продуманы или не соответствуют потребностям и ожиданиям граждан, то в обществе может возникнуть реакция отторжения, могут усилиться дестабилизирующие процессы. При определенных социальных условиях недовольство людей приобретает подчас форму неповиновения властям, уличных беспорядков.
Политическая система, в которой развиты традиции неприятия крайних средств и методов борьбы, стремится не допустить этого. Получив первую негативную информацию, скажем о забастовках или митингах протеста, ее структуры предпринимают усилия по мирному урегулированию конфликтов. С этой целью ведутся переговоры, в ходе которых представители государственной власти совместно с представителями оппозиционных партий, общественно-политических движений, других заинтересованных групп и лиц пытаются найти компромиссные решения (от лат. compromissum соглашение, достигнутое путем взаимных уступок). Установка на поиск компромиссов приводит обычно к консенсусу (лат. consensus согласие, единодушие).
В итоге могут быть приняты законы, например, об образовании, о прожиточном минимуме, усилены правительственные социальные программы за счет переброски части ресурсов на их осуществление.
Таким образом, политическая система в процессе реализации власти и управления обеспечивает непрерывную связь и координацию деятельности различных субъектов, нередко достигая взаимопонимания и согласия участников политики.
Взаимодействие всех компонентов политической системы, включая методы осуществления власти, создает определенный политический режим. Известны демократические, авторитарные и тоталитарные режимы.
Демократический режим признается самым прогрессивным, так как позволяет создать условия для подлинной свободы личности. Он характеризуется следующими признаками: выборность в органы государственной власти; правовое государство; разделение государственных властей на законодательную, исполнительную, судебную; широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии и защита; деятельность негосударственных общественно-политических организаций как равноправных партнеров государства; политический плюрализм; полная гласность; парламентаризм; широкие возможности личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществления политических решений, демократическая политическая культура.
Авторитарный режим (от лат. auctoritas власть, влияние) означает сосредоточение власти в руках какого-либо политического лидера или группировки. В условиях такого режима господствует исполнительная власть.
Парламент существует как совещательное учреждение при главе государства, который занимает, как правило, все ключевые государственные посты.