Характер и функции партий связаны с типологией. В марксизме царил классовый подход ( рабочие, буржуазные, крестьянские); по идеологическому признаку различали революционные, реформистские, консервативные, прагматические; по месту и роли в олитичсекой системе правящие и оппозиционные, авангардные и парламентские.
В зависимости от численности и внутренней структуры применяют бинарную типологию: партии кадровые (американские) и массовые (европейские коммунистические и социал-демократические). Конечно, любая типология партий относительна, так как партии могут быть правящими, оппозиционными, легальными и нелегальными, революционными и реформистскими, консервативными и обюрократившимися, массовыми и кадровыми, авангардными и парламентскими.
По признаку внутрипартийных структур выделяют кадровые и массовые партии. Массовые отличаются многочисленностью состава, взаимосвязью членов, основная деятельность их имеет идеологическую и воспитательную направленность.Они активно участвуют в избирательном процессен, руководство в них принадлежит профессиональным политикам, профессиональной бюрократии.
Иное дело кадровые партии, этор объединение так называмых нотаблей. Это люди, которые своим именем и престижем повышают авторитет кандидата в депутаты, завоювывают ему голоса, они организаторы предвыборных кампаний, наконец, они их финансисты. Кадровые партии в основном действуют в периорд предвыборных марафонов, потом, в промежутках между выборами, их жизнь замирает.
Как парвило, официальный прием в члены партии отсутствует, руководство осуществляют нотабли.
Ряд партий рассматриваются как полумассовцые, полукадровые промежуточный тип. ( Наприемр, британские лейбористы в первые годы своего существования).
По характеру первичных организаций выделяют 4 разновидности партий: партии комитеты, партии секции, партии-ячейки, партии-милиции.
1.Партии-комитеты являются кадровыми, первичные организации там отсутствуют, они рыхлые и неоформленные. Примеры консервативная и либеральная партии Великобритаии в Х1Х веке.
2.Партии секции имеют разветвленную сеть местных организаций. Они централизованные, с жестской дисциплиной, но в то же время допускают горизонтальные связи между низовыми подразделениями.
3.Партии ячейки отличаются более жесстской структурой. Ячейки создаются неа рабочих местах и внутрипартийные связи носят вертикальный характер: сверху идут директивы, снизу отчеты.
Фракции запрещены, деятельность носит авторитарный характер.
4. Партии-милиции имеют военнизированную структуру с ее главным отличительным признаком -единоначалия.Например, штурмовые отряды НСДАП, хотя сама она партией секционного типа, терроритические организации, а так же партии Ливана, Северной Ирландии).
Но характеризовать их следует не по программам и лозунгам, а по реальным действиям.
Политические партии, которые имеют реальную возможность участвовать в формировании государственных органов, воздействоать на курс страны, в совокупности составляют партийную систему. Бывают однопартийная, двухпартийная, многопартийная партийные системы.Классический пример однопартийной системы 70 летнее пребывание у власти в СССР КПСС.
Бипартийная ( двухпартийная) система сложилась в США, гда две партии, республиканцы, боровшиеся против рабсьва и демократы, южане, периодически сменяли у власти друг друга. Такая же система действует и в Великобретании, где лейбористы и консерваторы в течении многих десятилетий неизменно побеждают на выборах, хотя есть и другие партии.Двухсполовинная система царит в Германии, там СДПГ и ХДС-ХСС пользовались небольшой партией Свободных демократов как младщим партнером для того, чтобы придти к власти. В многопартийных системах за власть борются несколько партий, при создании парвительства они образуют коалицию.
Бывают там и доминантные партии, как в Италии ( Христианско-демократическая) или в Сингапуре ( Партия народного действия), Япониии (Либерально-демократическая партия), Индии, Малайзии.
В России в настоящее время, с 1988 года наблюдаютя процессы создания многочисленных партий ( сегодня их насчитывается 116), их можно разделить на три группы: правые (неолибералы и антикоммунисты), левые(коммунитсы, аграрии, социалисты) и центр (демократические партии). К первой группе следует отнести тех, кто выступает за капитализацию и европеизацию России - Демократический выбор России, Партия экономической свободы, Либерально-демократическая партия России.
Эти партии являются кадровыми. Вторая группа КПРФ ( на декабрьских выборах 1995 года в Государственную думу эта партия победила) и Аграрная партия России. Третья группа, центристская стоит за демократизацию и модернизацию страны ( Российская социал-демократическая народная партия, Демократическая партия России, Наш Дом Россия).
Это электорально-массовые партии.
До августа 1991 года за власть боролись коммунисты и демократы, затем реформисты и консеваторы, теперь добавились разногласия между демократами и сторонниками авторитаризма, государственниками и сепаратистами, хотя противоречия между демократами-реформаторами и коммунистами не снялись. Ясно одно, что Россия не вернется к монопартийности.
Партии вырастают из общественых движений и организаций. Общественные движения это формы объединения людей, характеризующие их совместные устремления к осуществлению общих целей ( Национальные, Народные, Отечественные фронты, движение нациаонального возрождения, профсоюзные объединения типа польской Солидарности).
Обретая определенную структуру, они перерастают в организацию ( ассоциаации, союзы, лющества, любительские объединения). Для них характерна стихийность, разобщеность, неорганизованность.
По критерию цели бывают общественно-политические движения и организации революционные и контреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические, общедемократические , экологические.
По сферам деятельности: экономические, социальные, национальные, инетернациональные, религиозные, научные, просветительсвик.
По месту деятельности: местные, региональные, общегосударственные, международные, парламентские, учебные, научные.
По характеру возникновения: стихийные и сознательно организуемые.
По социальному составу: молодежные, женские, профессиональные.
По способу организации: клубы, ассоциации, союзы, фронты.
Общественные движения и организации призваны удовлетворять и реализовывать интересы различных социальных групп населения и обеспечивать им участие в общественных и государственных делах. Таким образом, причины возникновения этих движений в неудовлетоворенности групповых потребностей через деятельность институтов и паротий, наличие различных проблем в обществе.
Общественные движения создаются на добровольных началах и не противостоят государству, а сотрудничают с ним, помогая ему учитывать интересы разных групп. Методы работы общественных орагнизаций и движений убеждение и востпитание, при этом они никогда не прибегают к принуждению, как государство. Наиболее массовые из них профсоюзы, сочетающие политические и экономичексие функции.
Нередко они контролируют деятельность опредленных партий (особенно сильны профсоюзы Швеции). Большое влияние в мире имеют союзы предпринимателей Национальная ассоциация промышленников и Торговая палата в США, Британская конференция промышленников, Совет французских предпринимателей, Научно-промышленный союз в России).
В политической жизни активную роль играет церковь.Например, в мусульманском мире, где даже возник панисламизм, в католических странах, допустим в Польше, Италии, гепд огромное знаечние и имеет католицизм и авторитет Папы Римского. Церковь не может быть равнодушна к политике, она либо поддерживает ее, либо противостоит ей.
В современной России спектр массовых организаций и движений довольно широк - одни ( консервативные( стремятся восстановить коммунистические порядки и СССР, другие (реформистские,) хотят осуществить коренные преобразования страны, есть умеренные реформаторы, активную роль играют движения протеста ( Народные фронты), блоки-движения ( Демократическая Россия, Объединенный фронт трудящихся России, Трудовая Москва), большое значение приобретает экологическое движение, движение за мир.[ 84]
Прослеживая диалектику процесса формирования движений, надо отметить их политизированность, антисоциалистическую и антисоветскую направленность, превалирование разрушительного, а не созидательного моментов. Противостояние общественных сил в нашем обществе свидетельство глубокого кризиса, выход из которого лежит на пути демократизации страны.
Политическое участие это прежде всего совместные действия социально-политических сил в политическом процессе, это представительство и защита своих интересов с помощью определенных методов, средств и приемов, это реакция на политические события.
Политический процесс это динамическая сторона политической системы. Основа политического процесса политическое поведение и действие.
Политический процесс имеет три стадии: конституирование, или создание политической системы; функционирование (состоит из циклов принятия решений, реализации и контроля за их выполнением); и развитие, или смена политической системы.
Политическаая ситуация зависит от многих условий:
-политически стабильная обстановка;
- реформаторская ситуация, которая может привести к конструированию новой политической системы, как в России в 90 годах ХХ века;
-революционная ситуация, как в России в 1917 году;
-политический застой, когда система не претерпивает изменений, как в СССР периода правления Л.И.Брежнева;
-конфликтная ситуация, характеризающаяся столкновением политичских сил, как в России в октябре 1993 года (столкновение Верховного Совета и президента страны).
Таким образом, политическое участие вовлеченность в политический процесс.
Основные формы политического участия: предвыборная активность, лоббистская деятельность, организационная активность, установление контактов, конфликтная форма участия (насилие революция, гражданская война).
Прослеживаются два типа политического участия с высокой (ведение избирательных кампаний, участие в демонстраицях, насильственныхдействиях) и низкой (подчиненеие закону, участие в голосовании, защита страны) степенью вовлеченности. Некоторые виды воздействия на власть большинство населения считает неподустимыми, это подкуп, подрывные акции, терроризм.
Политическое участие может быть индивидуальным и коллективным, оргнизованным и стихийным, мирным и насильственным, законным и незаконным, эффективным и неэффективным, мобилизованным (под чьим-нибудь руковдством) и автономным ( каждый сам по себе).
Процесс политизации личности связан с индивидуализированными условиями с социальным статусом человека, его классовой принадлежностью, измерением которых может служить образование, доход, профессия. Индивиды, занимающие высокий уровень по этим показателям, демонстрируют более высокую степень приверженности данной системе и проявляют большую политическую активность ( см таблицы 1 и 2). [85]
Англия | Италия | США | |
Образование | |||
Начальное | 6,5 (593) | 5,7 ( 692) | 6,6 (339) |
Среднее | 6,9 (322) | 6,6 (245) | 7,2 (443) |
Высшее | 7,4 ( 48) | 6,4 ( 54) | 7,5 ( 188) |
Общий показатель | 6,7 (963) | 6,0 (942) | 7,1 ( 970) |
Профессия | |||
Неквалифицированные и фермеры | 6,6 (307) | 5,6 ( 339) | 6,7 ( 86) |
Квалифицированные | 6,5 ( 279) | 5,9 ( 157) | 7,0 ( 392) |
Малый бизнес | 7,0 ( 199) | 6,4 ( 229) | 7,3 ( 267) |
Администрация | 7,3 (90) | 6,7 ( 43) | 7,6 ( 101) |
Общий показатель | 6,7 ( 875) | 6,9 ( 760) | 7,1 ( 846) |
Доход | |||
Низкий | 6,1 (115) | 6,1 ( 31) | 6,6 ( 980) |
Средненизкий | 6,6 ( 377) | 6,1 ( 130) | 6,9 ( 90) |
Средний | 6,8 ( 289) | 6,1 ( 130) | 6,9 (99) |
Средневысокий | 7,1 ( 73) | 6,5 (97) | 7,3 ( 217) |
Высокий | 7,2 (59) | 6,7 ( 62) | 7,3 ( 466) |
Общий показатель | 6,7 ( 913) | 6,3 ( 541) | 7,2 ( 952) |
Градация годовых доходов.
( очень высокие доходы исключены)
Англия(фунты стерлингов) |
Италия (лиры) |
США (доллары) |
|
Низкий | 300 | 200 000 | 1000 |
Средненизкий | 650 | 400 000 | 2000 |
Средневысокий | 1500 | 1000 000 | 5000 |
Высокий | выше | Выше | выше |
Немалую роль играют и социодемографические факторы например, эмпирические исследования не раз доказывали, что женщины проявляют меньшую политическую активность в сравнении с мужчинами. Влияние пола на участие в политической жизни страны в разных странах неодинаково. В традиционных обществах участие женщин значительно ниже.
В странах, где невысоко уровень социально-экономического развития, тоже велик разрыв между мужчиной и женщиной в обладании реальными возможностями для участия в политической жизни.В модернизированных государствах значение и роль женщины выше, чем в менее модернизированных. Где низкие стандарты жизенного уровня, роль женщин принижена, они не имеют ни времени, ни средств заниматься политикой.Дело осложняется тем, что в глазах общественного мнения роль лиедра-политика зачастую ассоциируется с мужчиной.
В вопросе о возрасте общим для западных аналитиков являеться утверждение о том, что молодежь настроена более экстремистски, она поддерживает крайние политические взгляды, в то время как пожилые люди опираются на трезвый анализ общекства.
Определенное влияние на характер политического участия оказывает место жительства индивида городские жители более активны, чем сельские. Но самые интенсивные впечатления о политическом участии индивиды получают в семье. Конечно, есть различия в статусе семьи. Так, семьи с высоким доходом и уровнем образования прививают более активный и ответственный тип политической культуры.
Низкий статус семьи предопределяет некритическое восприятие власти, комформизм (соглашательство).
Но не только внешнее окружение индивида играет роль в мотивации политического поведения. Многое зависит от того, кае человек воспринимает внешний мир, ведь реальный и воображаемый мир не всегда совпадают. Мы формируем аналог реального мира.
Кроме того, вовлеченность в политику так же различна. Американские исследователи в 70 годах ХХ века выявили следующую зависимость в этой области [86]:
Высокая вовлеченность | Низкая вовлеченность |
Мужчины | Женщины |
Белые | Чернокожие |
От 35 лет и выше | Менее 35 лет |
Высокий уровень образования | Низкий уровень образования |
Горожане | Сельские жители |
Члены многих организаций | Отсутствие членства |
Специалисты,бизнесмены | Неквалифицированные рабочие |
Большинство людей хотят принимать участие в правительственных решениях, но, как ни странно, ничего для этого не делают. Некоторые специалисты-политологи считают, что их затставляет воздерживаться рациональный подчсет выгод и затрат.
Ведь резульататми участия пользуются все, поэтому велик соблазн воспользоваться этими результатами за чужой счет.(Точка зрения А.Даунса в его книге Экономическая теория демократии). И все же многие предпочитают активное участие в политике, так как это способствует развитию и самоутвреждению личности, наполняет жизнь индивида смыслом и значимостью.
Формы политического участия многообразны: голосование, участие в политических кампнаиях, контакты с политиками, участие в местной политическорй жизни, участие в конфликтах, движениях протеста, участие в выборах, наконец, политическая апатия.
При голосовании инициатива исходит от небольшой части граждан, избиратели лишь голосуют за то, что примерно соответсвует их запросам.Результаты даже в лучшем случае будут весьма обобщенными, что облегчает манипулирование общественным мнением.
Участие в политических кампаниях предполагает активное взаимодействие с другими людьми, проявление большей инициативы.
Роль личных контактов с политиками очень велика, это неконфликтный стиль общения, ориентированный на патрненрстов по любым проблемам, от глобальных (война в Чечне, Афганистане, на Балканах) до индивидуальных проблем.
В структуре поведения избирателей американские политологи выделяют два измерения: активность и предпочтение. В США в 70 годах ХХ века активность избирателей выражалась следующим образом [87] -
-активисты в организациях ( 0,25%)
-помощники ( 5%)
-лидеры общественного мнения ( 25%)
-голосующие ( от 25 до 35%)
-неголосующие ( от 30 до 40%)
-аполитичные (от 3 до 7%)
Предпочтение же отдавали либо демократам, либо республиканцем, подразделяя их на стойких, слабых и независимых.
К политической апатии ведет кризис участия нежелание граждан участвовать в общественной жизни, равнодушие к ценностям демократии. В перходных системах главная причина апатии - недостаточно быстрые темпы введения гражданских свобод и образования организационных условий участия. Другая причина отчуждение между избирателями и правительством, источником которой может быть бюрократизация государственного управления, коррупция политиков.
В модернизированных соревновательных системах признается, что политическая система функционирует стабильно и в интересах людей. Население не политизировано, не ориентировано на конфликтное участие. Индивидуальное участие не имеет непосредственного значения, так как ситуация предсказуема.
Вот эта политическая предсказуемость и становится причиной апатии в модернизированных системах.
Эффективность политической системы зависит от политической активности граждан. В современном демократическом обществе основной формой активности большинства граждан являются участие в выборах, которые происходят регулярно ( через 4 года, или через 6 лет, через 12 как установлено законом).
Президент обычно избирается на 4 года, считается, что такой срок достаточно для реализации своей программы. Местные органы власти тоже избираются на 4 года ( исключение составляет Германия 12 лет).
Внеочередные выборы назначаются ввиду болезни политика, занимающего выборный пост.
В демократических странах выборы проводятся на основе всеобщего и равного избирательного права. В истории человечества борьба за всеобщее избирательное право связана с борьбой за отмену имущественного и образовательного ценза ( образовательный ценз сохранился сегодня в Латинской Америке, в Африке и Азии он отменен). Длительной была так же борьба за предоставление избирательного права женщинам. В 1902 году всеобщее избирательное право для женщин с 21 года впервые провозгласила Австралия.
В Финляндии оно было введено с 1906 года, в России с февраля 1917 года, в Англии с 1918 года, в США с 1920, в Италии с 1945 года, в Швейцарии с 1971 года, в Лихтенштейне с1984 года.
Кроме того, для кандидатов на высокие государственные посты существует высокий ценз оседлости, они должны прожить в стране не менее 15 лет.
Со дня официального объявления даты выборов, начинается предвыборная кампания: составляются списки избирателей, выдвигаются и регистрируются кандидаты, идет предвыборная агитация, проводится голосованеи; по завершении избирательной кампании организуется подсчет голосов и подводятся итоги выборов. Выборы проводят по избирательным округам. Они создаются таким образом, чтобы каждый депутат избирался примерно равным числом жителей.
Здесь нужно учитывать много факторов: административно-террирториальные границы, численность населения, проживание этнических меньшинств и т.д. Обычно ссиски избирателей составляют местные органы власти, но иногда ( Малайзия,США) избиратели сами должны явиться на избирательные участки и зарегистрироваться.
Существует несколько способов выдвижение кандидатов. В Англии, Бельгии, Дании достаточно подать заявление самого кандидата с несколькими подписями избирателей. Иногда нужна петиция от имени партии ( Австрия, Индия, Германия, Швейцария).
Проводят и первичные выборы праймериз ( ЮАР), чтобы выявит наиболее влиятельного кандидата. При регистрации вносится залог материальное подтверждение серьезности намерений претендента.
В Англии сумма залога 1500 фунтов стерлингов, в Индии 500 рупий, во Франции 1 тысяча франков. Залог не возвращается, если кандидат не получил миниум голосов.
Большие средства тратятся на предвыборную кампанию, смысл которой в том, чтобы избиратель познакомился с программами претендентов и сделал осознанный выбор. Партии проводят митинги и собрания, выступают в прессе и на телевидении.
Современная избирательная кампания дорогостоящее предприятие, поскольку связано с прессой и телевидением. К этой работе широко привлекают социологов, психологов, политологов, пиерменов.
Часть расходоа на предвыборную кампанию берет на себя государство. Предвыборная кампания заканчивается за день до голосования.
Оно бывает тайным, в некоторых странах применяются специальные машины, чтобы избежать подтасовки результатов голосования.
Существуют правила опредления результатов голосования, совокупность таких правил называется избирательной системой.
Основные избирательные системы, распространенные сегодня в мире мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
При этом мажоритарно избранным считается кандидат, набравший большинство голосов. Есть две разновидности мажоритарной систиемы абсолютного и относительного большинства. При абсолютной системе побеждаетр кандидлат, набравший 50% голосов плюс один голос, при отновсительной системе побюеда отдается тому, кто набрал больше голосов, чем каждый из его соперников в отдельности.
У мажоритарной системы имеютмся нгедостатки: при ее применении голоса, поданные сверх необходимых кандидату, не учитываются, оказываются лишними и предпочтение получает крупная партия, особенно при разобщенной оппозиции.При мажоритарной истеме возможна победа партии и получение ею большинства мест в парламенте, за которую проголосовало меньшинство избирателей. В осбенно трудные условия мажоритарная истема ставит мелкие партии. В настоящее время эта система применяется в Индии,Конго, Мексике, Танзании, Таиланде, Франции. Японии.
В Англии, Канаде, Новой Зеландии, США принята вестминстерская система ( система относительного большинства с голосованием в один тур).
Преимущества мажоритарной ситемы в том, что, усиливая крупные партии, она создает стабильные правительства.
Устранить несоответствие между количеством поддерживающих партию избирателей и ее представительством в выборных органах власти позволяет пропорциальная избирательная система. Рассмотрим пример: в избирательном округе выставлены два списка ( от партии А и Б), а выбраны должны быть 3 депутата.
В гоолосовании приняло участие 180 тысяч человек. Число поданных голосов делится на количество мест(3), получается квота =60 тысячам.
За спсиок А подано 110 тысяч голосо и она укладывается в квоту один раз при остатке 50 тысяч. Партия Б получила 70 тысяч, тоже один раз плюс остаток 10 тысяч. Обе партии получили по 1месту в парламенте, при опредлении третьего свободного места учитывается, что отсаток у партии А больше, она получает еще одно место ( второй депутат по списку).
В некоторых странах голосуют за партию в целом и за отдельного кандидата ( Швейцария, Италия, Австрия). Пропорциональная система позволяет определить долю представительства мелких партий, но способствует дроблению политических сил.
Для преодоления этих недостатков вводится заградительный пункт ( обычно 5%). Ныне пропорциональная система действет в Автсрии, Бельгии, Греции, Люксембурге, Италии, Норвегии, Румынии, Финляндии, а так же в Латиноамериканских странах.[88]
В некоторых государствах функционирует смешанная система, в частности у нас. В России применяют и мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.