d9e5a92d

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ


Поскольку рост возможен только как неравномерный, то и структурная политика должна быть избирательной (селективной), а не глобальной.
Такая политика, считает автор, должна отвечать трем основным принципам. Во-первых, это максимизация реального валового продукта (основы роста благосостояния общества и источника экономического роста) и минимизация его колебаний (сглаживание цикличности развития, устойчивый рост). Во-вторых, это уменьшение диспропорций между отдельными сферами хозяйства (т.е. гармонизация структуры экономики, которая должна способствовать наибольшему удовлетворению личных и общественных потребностей, а не порождать дефицит). В-третьих, это учет того, что темпы экономического роста должны соответствовать наличной рабочей силе, производственным мощностям, возможностям и желанию инвестировать, имеющимся кредитным ресурсам и т.п., другими словами, соответствовать "планам живых людей и социальных групп".

Данная теория нашла отражение в концепциях социально-экономического развития муниципальных образований в России. В частности при формировании Концепции Колпашевского района в качестве точек роста были определены некоторые сельские территориальные управления, которые с 01.01.2006. станут самостоятельными поселениями (например, Чажемтовское МСТУ): Еще одним центром роста в районе, наряду с г. Колпашево, должен стать п. Чажемто, ставка в развитии которого должна быть сделана на расширение сферы лечебно-оздоровительных услуг и досуга отдыхающих. Вместе с тем, в окрестностях п. Чажемто возможно строительство завода по производству кирпича в связи с наличием запасов глины.

Очевидно, что данный проект будет реализован, если в районе начнется массовое жилищное строительство, которое в последние годы было заморожено. Естественно это тема отдельной программы, но следует отметить, что внешние предпосылки для этого сложились – в 2004г. произошло совершенствование федерального законодательства и по настоящему эффективно заработала система ипотечного кредитования. [1, с. 5]
Эффективность системы межбюджетных отношений в рассмотренных федеративных государствах достигается обеспечением расходных потребностей всех уровней бюджета доходными источниками. Общий объем денежных средств, включая собственные доходы местных бюджетов и переданные трансферты, позволяют выполнить расходные обязательства, причем часто принцип распределения закладывается в нормативных документах государства на срок 3-5 лет, процедура является прозрачной и стабильной, есть возможность у низовых бюджетов формировать бюджеты следующего финансового года, осуществлять стратегическое планирование территории. Главными факторами при распределении трансфертов являются степень неравенства подушевых бюджетных доходов региона в зависимости от распределения расходных полномочий.
Доходы, которые в наибольшей степени зависят от усилий местных властей, необходимо закрепить за местными бюджетами. Это налог на имущество и физических лиц и предприятий, налог на недвижимость, если он будет введен, налоги, взимаемые в розничной торговле, на малый бизнес. Муниципальная экономическая политика может дать зримые результаты в большинстве случаев только через 10-15 лет.

При ее реализации упор необходимо сделать на территориальные (и отраслевые) полюса роста Это позволит повысить социальную и экономическую эффективность ее за счет концентрации средств.
Стратегический подход к социально-экономическому развитию территории предусматривает выявление факторов роста и факторов торможения, однако нацеленность на изменение не только количественных, но и качественных свойств (характеристик) муниципального образования в обозримом будущем обуславливает необходимость определения "полюсов" не только роста, но и развития. Перевод муниципального образования на желаемую траекторию развития требует концентрации ресурсов в тех секторах экономики, которые обладают характеристиками роста и развития.
Полюс развития должен обладать не столько эффектом притяжения, сколько эффектом мультипликации, способностью стимулировать появление новых элементов пространственной структуры экономики.


"Полюса развития" можно считать ключевыми элементами стратегического развития муниципального образования, и именно они должны войти в состав стратегического выбора.
Эффективность муниципальной политики напрямую зависит от региональной политики, которая определяется наличием и взаимодействием ее четырех основных компонент: теории и методологии, правовой базы, государственных институтов и финансовых ресурсов. Значимость последней компоненты особенно велика, поскольку даже при наличии самой прогрессивной методологии, сильных институтов и тщательно подготовленного законодательства, действенность региональной политики может быть минимальной, если отсутствуют необходимые материальные и финансовые ресурсы для ее реализации.
Однако, несмотря на все трудности, местное самоуправление живет и развивается, при правильной постановке бюджетно-финансового механизма развитие местного самоуправления обязательно состоится. Если даже в нынешних условиях местное самоуправление показало свою несомненную жизнестойкость, то можно с уверенностью утверждать перспективы развития местного самоуправления в России есть и они получат новое развитие в связи с принятием нового федерального законодательства.
Список литературы:
1. Концепция социально-экономического развития Колпашевского района / Фонд Агентства развития Томской области. – Томск, 2005. – 56 с.


Д.А. Турнов


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

г. Вологда, Вологодский Государственный Технический Университет

Общественные финансы – это экономические отношения, связанные с формированием фондов денежных средств через налоговую систему и перераспределением их через систему общественных расходов.
Управление государственными финансами является ключевым элементом экономической политики государства. В рамках различных экономических школ существуют и развиваются своеобразные (часто взаимоисключающие) теории государственных финансов, формируются подходы, используемые в практике экономической политики.
В рамках данной статьи мы попытаемся определить теоретические основы управления общественными финансами в современной России.
Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо, прежде всего, проанализировать цели, которые ставит перед собой Правительство, каких результатов оно планирует достичь, управляя государственными финансами. Очевидно, что здесь нам помогут такие базовые документы как Конституция, ежегодные послания Президента Парламенту. Перечисленные документы являются наиболее яркими маяками проводимой экономической политики. Их задача – определение общего экономического курса страны. Их отличает абсолютная доступность, простота и ясность.

Что же увидит гражданин Российской Федерации, ознакомившись с ними? Ответ один, и он также абсолютно очевиден: Россия (будем говорить о России будущего) – это социальное государство, основанное на развитых рыночных институтах, важнейшей целью которого является благосостояние его граждан, всех без исключения. Важнейшими целями признаются ликвидация бедности, развитие образования, науки и здравоохранения, обеспечение граждан жильем и работой. Именно этим целям, подчинено и удвоение ВВП, и военная реформа, и интеграция России в глобальную экономику. Подобные программные заявления ставят Россию в один ряд с Германией, скандинавскими странами.

Таким образом, исходя из целей, поставленных государством, мы можем с уверенностью сделать первый вывод: нет, не о создании в России социального государства (об этом говорить преждевременно), а о широком использовании в целеполагании теорий, развивающих идею создания социально-ориентированного рыночного хозяйства.
Однако, как во многом справедливо отметил Р.М. Гусейнов, определение целей экономической политики (в случае с Россией особенно) не представляет ничего нового и интересного – лидер любой партии или движения, облеченный властью, сказал бы то же самое. Интересны способы достижения этих целей [2].

Поэтому рассмотрим подробнее несколько моментов, озвученных Правительством и характеризующих те средства, которыми планируется решить поставленные задачи.
Правительством признано, что низкая заработная плата в реальном секторе экономики вовсе не является конкурентным преимуществом России, так как снижает эффективный спрос на внутреннем рынке. Это кейнсианский тезис. Отсюда ставится задача роста заработной платы в реальном секторе, но при одновременном повышении производительности труда. И, соответственно, повышение заработной платы в бюджетной сфере, без которой реализация новых систем и инновационных технологий будет практически невозможной.

Это касается фундаментальной науки, образования и других секторов социальной сферы. В это же время Президент озвучивает планы о значительном повышении заработной платы медикам, научным сотрудникам.
Планируется проведение активной инновационной политики, развития высокотехнологичного сектора, которым объявлены авиакосмическая промышленность, оборонно-промышленный комплекс, атомная промышленность, связь и коммуникации, фармацевтика, биотехнологии и программное обеспечение. Государство увеличит свою долю в расходах на фундаментальные исследования, стимулирование венчурного финансирования и в переоборудовании и внедрении новых технологий в промышленности. В составе этих расходов – создаваемый с 2006 года Инвестиционный фонд, средства которого (в объеме около 70 млрд. рублей) будут направляться на реализацию совместно с частными инвесторами особо значимых инвестиционных и инновационных проектов.[1]



Содержание раздела