d9e5a92d

Неоткладываемость в удовлетворении конкретной потребности.


Вообще говоря , чем больше хороших заменителей товара предлагается на рынке потребителю , тем эластичнее спрос на него . С другой стороны чем их меньше , чем их полезные свойства хуже свойств и характеристик данного товара тем эластичность меньше. Также стоит отметить ,что эластичность спроса на продукт зависит от того , насколько узки рамки этого продукта. (Спрос на машинное масло Мобил является более эластичным , чем спрос на машинное масло вообще , но хорошего заменителя масла как такового не существует).
2.Универсальность использования товара. Чем специфичней продукт и его характеристики , тем ниже эластичность спроса на него (инсулин).
3.Фактор времени . Вообще говоря , спрос на продукт тем эластичнее , чем длиннее период времени для принятия решений. Одна из причин этого правила заключается в том , что потребитель , как человек , имеет привычки .
4.Доля расходов в бюджете на данный товар . Чем большее место в бюджете занимает данный товар , при прочих равных условиях , тем выше будет эластичность спроса на него . Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета , то изменение цен на него обычно мало влияет на потребительский спрос .
5.Уровень доходов потребителя . Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с различным уровнем дохода также неодинакова.
6.Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у товаров , которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми .
7.”Неоткладываемость” в удовлетворении конкретной потребности. Эластичность спроса на товары ,потребление которых не может быть отложено на другой срок , крайне низкая.

Теперь обратимся к эластичности предложения. Как и спрос , количество предлагаемого на рынке товара находится в определенной зависимости от многих переменных и прежде всего - рыночной цены товара . Эластичность предложения , как и эластичность спроса , колеблется в пределах от 0 до бесконечности . Важнейшим фактором , влияющим на эластичность предложения , является количество времени , имеющегося в распоряжении производителя , для того , чтобы отреагировать на изменение цены продукта . Вообще говоря, следует ожидать, что чем больше по продолжительности время , которым обладает производитель , для того ,чтобы приспособиться к данному изменению цены , тем больше изменится объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения .
Различную степень эластичности предложения можно проиллюстрировать разным наклоном линии предложения. Вертикальная линия соответствует абсолютно неэластичному предложению , горизонтальная , наоборот ,- абсолютно эластичному. Как и в случае со спросом для характеристики эластичности предложения , важны не столько абсолютные изменения цены и объема предложения , сколько их процентные изменения . Единичную эластичность предложения будет отражать линейная функция предложения , проходящая через начало координат , независимо от наклона к осям .


В принципе же на верхнем участке кривой предложения эластичность меньше 1 , но больше 0 . На нижнем , наоборот , эластичность больше 1 .
Помимо цены и времени на эластичность предложения влияют другие факторы :

  • цены других товаров(ресурсов).Этот фактор подразумевает перекрестную эластичность предложения.
  • уровень достигнутого использования ресурсов . Подразумевает то, что если нет резервов : людских , материальных и др., то возможности реагирования предложения весьма ограниченны .
  • степень монополизации отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей .
  • технологические особенности налаживания производства определенного товара .(Постройка судов , хлебопечение)


5.ВЫВОДЫ

Понятие эластичности , особенно эластичности спроса, имеет прямое отношение к ценовой политике производителей.
При установлении цены на свой товар , а также при определении ценовых надбавок или скидок , производитель должен улавливать те изменения , которые происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар . Если у него не будет возможности учесть в ценах происходящие на рынке изменения , это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка . Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных решений .


Проанализируем взаимосвязь дохода и эластичности спроса на условном примере продажи продукции (йогурт).
Величина общей выручки(дохода) определяется как TR=P*Q,
где TR - общая выручка .
Представим рыночную ситуацию графически.



На рисунке видно , что при снижении цены до уровня в точке D с координатами P=4 , Q=7 , общая выручка постепенно увеличивается , так как уменьшение цены компенсируется приростом продаж . После прохождения точки D размер выручки будет падать . Сведем данные по основным показателям в таблицу .



Цена
Объем спроса
Эластичность
Общая выручка
тыс руб
тонн

тыс руб
10
1
5
10
8
2
4
16
6
4
2,25
24
4
7
0,86
28
2
10
0,4
20


На основе табличных данных можно сделать следующие выводы. При эластичном спросе с уменьшением цены общая выручка , об этом упоминалось выше , увеличивается(уменьшается). То есть мы пришли к выводу , что связь между ценой и выручкой обратно пропорциональная. Если спрос неэластичный , между ними возникает прямая зависимость . Единичная эластичность не меняет величину дохода . Эту экономическую взаимосвязь должен учитывать каждый производитель , чтобы манипулировать ценами , не нанося ущерба своим доходам .

А теперь рассмотрим некоторые варианты практического применения концепции эластичности .

Героин и уличная преступность.

Тот факт , что спрос наркоманов на героин крайне неэластичен , создает своеобразные проблемы для борьбы за соблюдение законности . Обычный метод , применяемый для сокращения потребления героина, заключается в ограничении поставок в страну. Чтобы сделать наркотик менее доступным, создаются препятствия на его пути в страну. Однако, что произойдет если такая политика окажется успешной ? При крайне неэластичном спросе уличная цена возрастет в несколько раз , тогда как количество наркотика сократится лишь незначительно.

С точки зрения наркодельцов, это будет означать рост доходов и прибылей.
С точки зрения наркоманов-увеличение суммарных расходов .
Поскольку существенная часть денег , затрачиваемая наркоманами , извлекается из преступной деятельности, количество такого рода преступлений возрастет по мере роста цены на наркотик. Таким образом , стремление правоохранительных органов поставить под контроль распространение наркомании может привести к росту количества преступлений , совершаемых наркоманами.






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Учебник “Микроэкономика” под редакцией Е.Б.Яковлевой
“Экономикс” Р.Макконелл, Л.Брю
“Основы маркетинга” Филипп Котлер











































ОГЛАВЛЕНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ

2.СПРОС (понятие, величина, факторы)

3.ПРЕДЛОЖЕНИЕ(понятие, величина, факторы)

4.ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

5.ВЫВОДЫ (ПРИМЕР ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ)












Содержание раздела