Весь путь становления Академии был связан с поиском оптимальных форм учебно-воспитательного процесса. Значительным рубежом на этом пути явилась экономическая реформа 1965 г., известная также как "косыгинская" — по имени тогдашнего председателя Совета Министров СССР.
Реформа началась в соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и предполагала радикальное изменение всей системы планирования и экономического стимулирования. В качестве ориентира для ее проведения была взята система, существовавшая в годы НЭПа — ставка делалась на расширение экономических прав и самостоятельности предприятий, на внедрение в практику хоздоговорных отношений.
Для начала предлагалось усовершенствовать и систему ценообразования — вводился хозяйственный расчет, а вместе с ним возвращалось исходное значение таких инструментов, как цена, прибыль, премия, кредит и т.п. Перевод предприятий на принципы хозрасчета заметно изменил их отношения с государством, совершенно по-иному встал вопрос о денежном контроле со стороны государства за использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов. При работе в новых хозяйственных условиях заметно увеличился спрос на грамотных специалистов-экономистов широкого профиля, что в свою очередь потребовало изменений в системе высшего финансово-экономического образования в стране.
Реформирование финансово-экономических вузов предполагало перевод их на новую структуру в целях подготовки высококвалифицированных кадров экономистов широкого профиля: финансистов, бухгалтеров банков, предприятий и организаций.
Коллектив Московского финансового института (так именовалась в те годы наша Академия) благодаря точной стратегии и умелому руководству ректора Владимира Васильевича Щербакова — талантливого организатора и решительного администратора — успешно справился с поставленной задачей и перешел на новую структуру. В немалой степени успех реорганизации был предопределен и благоприятными в то время условиями для развития науки и образования, а также значительно более высокими, по сравнению с последующими временами, расходами государства на развитие и укрепление высшей школы.
В связи с реформой в октябре 1966 г. МФИ был передан из республиканского в подчинение Министерства высшего и среднего специального образования СССР, а в следующем году перешел с четырехгодичного на пятилетний срок обучения. Соответственно, менялась и структура вуза: создавались новые факультеты, кафедры, подразделения, вводились новые учебные дисциплины. Так, в 1966 г. в институте появилась новая кафедра "Экономика и организация промышленного производства", в 1967 г. кафедра "История КПСС, философия и научный коммунизм" была разделена на две самостоятельные кафедры ("История КПСС" и "Философия и научный коммунизм"). Образовались новые факультеты: в 1969 г. — "Международные экономические отношения" (МЭО), в 1970 г. — "Факультет повышения квалификации преподавателей вузов" по специальностям "Финансы, денежное обращение и кредит" и "Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности".
В совокупности в ходе структурной перестройки наш институт значительно укрепился и расширился. К 1970 г. он насчитывал 5 факультетов (ФЭФ, УЭФ, КЭФ, МЭО, ФПКП), 18 кафедр, 3 учебные лаборатории. К 1974 г. обучение в вузе велось по трем специальностям ("Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет", "Международные экономические отношения") и восьми специализациям.
Динамику структурных изменений за 1965-1970 гг. можно проследить по следующей таблице:
1965 г. |
1966 г. |
1967 г. |
1968 г. |
1969 г. |
1970 г. |
|
Всего студентов |
2707 |
2834 |
2811 |
2978 |
3023 |
3103 |
дневное отделение |
1274 |
1480 |
1471 |
1680 |
1789 |
1933 |
вечернее отделение |
1433 |
1354 |
1340 |
1298 |
1234 |
1170 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
Кол-во выпуска |
530 |
673 |
498 |
500 |
592 |
604 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
Всего аспирантов |
127 |
137 |
140 |
145 |
152 |
146 |
очная аспирантура |
60 |
68 |
75 |
91 |
87 |
96 |
заочная аспирантура |
67 |
69 |
65 |
54 |
65 |
50 |
Кол-во факультетов |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
Кол-во кафедр |
16 |
17 |
17 |
18 |
18 |
18 |
Всего преподавателей |
171 |
170 |
185 |
205 |
213 |
200 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
Книжный фонд (число томов) |
182 227 |
179 302 |
188 075 |
193 912 |
214 500 |
218 863 |
Центральное место в учебном процессе занимали общетеоретические вопросы экономической политики государства, актуальные проблемы совершенствования финансово-кредитного механизма, учета и экономического анализа хозяйственной деятельности, работа финансово-хозяйственных органов, промышленных предприятий и объединений в новых экономических условиях.
В конце 60-х годов в институте активизировалось внедрение научной организации в учебный процесс. Приказом ректора была создана специальная группа по выработке плана мероприятий. В рамках этого плана предусматривалось оснащение учебного процесса современными техническими средствами обучения (ТСО), введение по ряду дисциплин программированных методов обучения, применение научной методики при составлении учебных планов, изучении загрузки студентов и преподавателей различными видами работ.
В связи с переходом института на пятилетний срок обучения подготовка специалистов на дневном и вечернем отделениях стала проводиться по новым учебным планам, утвержденным Минвузом СССР в сентябре 1967 г. В частности, по новым планам втрое увеличивалось число часов на специальные дисциплины, высшую математику, а также общественные науки (около 600 часов). Эти изменения потребовали и разработки новых, и корректировки имеющихся учебных программ и методических пособий по всем читаемым курсам.
Первостепенное внимание обращалось на совершенствование преподавания финансово-банковских дисциплин, поэтому эти кафедры находились под особым контролем ректората. Преподаватели профилирующих кафедр следили за новейшими достижениями экономической науки, систематически обсуждали проблемы хозяйственной реформы на своих заседаниях. С научными докладами перед педагогическим коллективом выступали ведущие ученые нашего института и других вузов, руководящие работники министерств и ведомств. Свидетельства этого сохранились в архиве.
Например, кафедра народнохозяйственного планирования и отраслевых экономик на своих заседаниях регулярно рассматривала вопросы усиления связи учебного процесса с практикой осуществления хозяйственной реформы 1965 г., цель которой — повышение эффективности общественного производства. Кафедра провела теоретическую конференцию со студентами дневного и вечернего отделений по проблемам планирования народного хозяйства в свете решений сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС. А в 1966/67 учебном году на заседаниях кафедры были заслушаны и обсуждены доклады на такие важные темы, как "Вопросы оптимального планирования народного хозяйства" (профессор М.З. Бор), "Экономическая реформа и проблемы технико-экономического обоснования проектов строительства" (доцент Ф.Т. Добрынин), "Некоторые проблемы современного развития сельского хозяйства на основе обобщения опыта СССР и отдельных зарубежных стран" (доцент В.Н. Лаврентьев) и т.д. Созданная на кафедре творческая обстановка отражала общую научно-поисковую атмосферу всего коллектива института.
Стремясь к развитию у студентов навыка технико-экономических расчетов при различных изменяющихся условиях, специальные кафедры работали над совершенствованием форм преподавания профилирующих курсов. Например, кафедра бухгалтерского учета ввела в 1966 г. семинарские занятия, а практические занятия максимально приблизила к современной практике учета. Работа студентов сопровождалась заполнением бланков документов установленной формы, журналов-ордеров, форм отчетности и прочей документации, применяемой в финансово-банковских учреждениях и на промышленных предприятиях. Кафедра народнохозяйственного планирования и отраслевых экономик пристальное внимание уделяла усилению во всех формах учебной работы проблемных вопросов, способствовавших развитию у студентов экономического мышления; вопросов экономического анализа и методик технико-экономических расчетов. Для закрепления теоретических знаний и выработки практических навыков банковской работы организовывались занятия во Внешторгбанке, Краснопрудном и Тимирязевском отделениях Госбанка. Эти занятия проводились по курсам "Организация и планирование кредита", "Учет в банках" и др.
Практические занятия студентов профилирующих кафедр проходили также в Политехническом музее, на ВДНХ, Строительной выставке, промышленных предприятиях города и области. В частности, кафедра нархозпланирования и отраслевых экономик практиковала при изучении курса "Экономика, организация и планирование сельскохозяйственного производства" выезды в совхозы Московской области. Например, в мае 1968 г. успешно прошли занятия в совхозах "Кастровском" Истринского района и "Сафоновском" Раменского района Московской области. А в связи с изучением курса "Экономика, организация и планирование строительства" кафедра организовала занятия на стройках Москвы. Это вполне себя оправдывало, так как помогало студентам в приобретении специальных знаний.
Кроме того, в курсовых и дипломных работах, основанных на результатах производственной практики, высказывались конкретные предложения по совершенствованию финансовой деятельности банков и предприятий города и области. Например, по отзыву МГК Стройбанка за 1967 г., практические предложения студентки М. Березиной, изложенные в дипломной работе "Расчеты за выполненные строительно-монтажные работы и пути их совершенствования", направлены на дальнейшее упорядочение расчетов в капитальном строительстве; "эта работа является, по существу, монографическим исследованием, основанным на большом фактическом материале и имеющим большую ценность".
Структурные изменения в институте и введение новых учебных дисциплин требовали совершенствования методической работы преподавателей. В МФИ был хорошо организован обмен опытом учебной и методической работы кафедр. Учебно- и научно-методические конференции регулярно проводились в институте. При этом важнейшее место занимали проблемы функционирования финансово-банковской системы в условиях хозяйственной реформы. Например, на состоявшейся в 1966 г. научно-методической конференции было заслушано 19 докладов по вопросам экономической реформы, имевших большое теоретическое и практическое значение. А в 1973 г. значительным событием в научной жизни института стало проведение Всесоюзной научно-методической конференции по преподаванию дисциплины "Анализ хозяйственной деятельности", в которой приняли участие 266 преподавателей из 80 вузов страны.
В том же году успешно прошла научно-методическая конференция по вопросам преподавания общественных наук. Вообще в те годы преподавание общественных дисциплин занимало особое место в учебном процессе. ЦК КПСС и Минвуз СССР требовали от высшей школы постоянного повышения идейно-теоретического уровня и совершенствования методики преподавания дисциплин, объединяемых кафедрами общественных наук (история КПСС, марксистско-ленинская философия, научный коммунизм, политическая экономия).
Тогда преподавание общественных наук было предельно политизировано, связывалось с незыблемостью коммунистических идей, обострением идеологической борьбы между социализмом и капитализмом. Об открытой критике политической системы в стране и речи не было. Так, в 1966 г. МГК КПСС провел очередное специальное совещание идеологического актива с приглашением преподавателей общественных наук, которое было посвящено "повышению политической бдительности в борьбе с буржуазной философией". Преподаватели-обществоведы четко нацеливались на активизацию идеологической работы среди студентов для формирования у них марксистско-ленинского мировоззрения, убежденности в правоте политики КПСС.
Вместе с тем и в эти годы жесткого идеологического давления ученые института стремились творчески подходить к проблемам марксистско-ленинской теории и практики социалистического строительства. Своеобразной отдушиной, глотком свежего воздуха были для преподавателей научные дискуссии на заседаниях кафедр, теоретических конференциях, где обсуждались острые проблемы развития общественных наук. Свидетельства таких дерзновений сохранились в архиве. Вот некоторые темы научных докладов и выступлений 1973 года: "Критика маоизма по экономическим проблемам" (Е.А. Коновалов), "О критериях развитого социализма", "Соотношение исторического материализма и научного коммунизма" (И.А. Верховский), "Основное противоречие социализма" (С.И. Крупнов) и др. Широко практиковались и конференции-дискуссии в студенческих научных кружках. Так, в ноябре-декабре того же года преподаватели кафедры политэкономии провели на МЭО конференции-дискуссии на темы: "Причины сохранения товарно-денежных отношений при социализме" (на 2-м курсе), "Кейнсианство и его особенности в разных странах" (на 3-м курсе).
В эти годы наряду с традиционными, положительно зарекомендовавшими себя формами учебно-методической работы находили применение и новые, более эффективные. Среди них следует выделить написание рефератов, привлечение студентов к работе над комплексными и хоздоговорными темами и т.д. В конце 60-х–начале 70-х годов новинкой стало и широкое внедрение в учебный процесс технических средств обучения.
В области научно-исследовательской работы основное внимание коллектива ученых МФИ было направлено на повышение научно-теоретического уровня и эффективности проводимых научных исследований, особенно по крупным проблемам, связанным с проведением экономической реформы. Многие известные
ученые страны, среди которых были наши преподаватели: профессора И.Д. Злобин, М.Р. Азарх, М.М. Усоскин, И.Д. Шер, Г.А. Шварц, Ф.В. Коньшин, В.С. Геращенко, доценты Д.С. Моляков, А.М. Савкин, Р.Д. Винокур и др. принимали активнейшее участие в разработке мероприятий, проводимых Минфином СССР и Правлением Госбанка по осуществлению реформы 1965 г.. Уже в ноябре этого года на базе нашего института прошла научная конференция Госбанка СССР и научных работников вузов на тему "Повышение роли кредита в развитии промышленности СССР в связи с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС". В резолюции конференции были изложены предложения, позволяющие "создать более совершенную систему кредитных отношений между банком и промышленностью". Конференция рекомендовала Госбанку учесть предложения и замечания по организации кредитования и расчетов, а Минвузу СССР — принять меры к значительному увеличению приема в экономические вузы по специальности "Финансы и кредит" и повышению уровня теоретической и практической подготовки. Работа конференции была положительно оценена Правлением Госбанка и в значительной мере способствовала укреплению научных связей кафедр института с Госбанком.
В ряде случаев преподаватели МФИ выполняли важные правительственные задания. Так, в 1965 г. по поручению Управления МИД СССР профессор В.И. Лисовский и доцент В.П. Копняев проанализировали бюджет ООН и представили экспертные заключения в МИД и Минфин СССР.
Некоторые предложения ученых по результатам научных исследований были внесены на рассмотрение заинтересованных министерств и ведомств и нашли отражение в изданных документах. К таким относятся, например, предложения, выдвинутые в 1964-1966 гг.: профессором И.Д. Шером — о повышении эффективности использования капитальных вложений и новых основных промышленно-производственных фондов (докладная записка была направлена А.Н. Косыгину); профессором Г.А. Шварцем и доцентом Б.К. Шуровым — о совершенствовании дифференцированного режима кредитования; профессором Г.А. Шварцем — о наблюдении за оборачиваемостью банковских кредитов (предложения направлены Госбанку) и др.
В правительственных решениях были использованы и предложения доктора экономических наук В.С. Геращенко, изложенные в его докторской диссертации: а) об оставлении части выручки от продажи машин и оборудования в распоряжении предприятий; б) об изменении действующего порядка использования денежных средств из фонда предприятий; в) о переводе всех несезонных отраслей промышленности на кредитование по обороту материальных ценностей; г) о переходе к кредитованию затрат на покупку машин и оборудования; д) о предоставлении промышленным предприятиям денежных средств на затраты по реконструкции и расширению действующих предприятий исключительно в виде долгосрочного банковского кредита и др.
Большую научную помощь в переходе на новую систему планирования и материального стимулирования оказывал институт и промышленным предприятиям Москвы. Например, в 1968 г. за разработку и внедрение системы экономических показателей работы на заводе "Калибр" доцент А.М. Савкин был награжден серебряной медалью ВДНХ и денежной премией, а доцент Н.С. Шумов — бронзовой медалью и денежной премией. Подобных примеров можно привести много.
Преподаватели института на протяжении ряда лет участвовали в подготовке хоздоговорных комплексных тем. Некоторые из них имели научно-теоретическое значение, но большинство тем было направлено на решение практических задач хозяйственной реформы. Например, тема "Улучшение использования основных производственных фондов и повышение рентабельности производства на новых и реконструированных предприятиях" была выполнена в 1966/67 учебном году коллективом кафедры ФОНХ под руководством профессора И.Д. Шера. Она разрабатывалась на материалах четырех предприятий: трикотажной фабрики и электролампового завода г. Смоленска, Кимрского механического завода и Михайловского цементного завода. Результаты работы коллектива кафедры были рассмотрены и одобрены Моссовнархозом. Реализация предложений, разработанных по исследованию темы, давала солидную экономию средств в сумме 2500 тыс. руб. в год. Преподаватели кафедр общественных наук свои исследования стремились более тесно увязывать с жизнью, производственной деятельностью трудовых коллективов. Например, в 1967-1971 гг. работа велась над такими комплексными темами, как "Роль первичных парторганизаций на предприятиях в осуществлении новой экономической реформы", "Ленинское учение о НЭПе и современность". Весом был вклад преподавателей кафедры политэкономии; эта кафедра являлась головной в разработке целого ряда комплексных тем: "Прибыль и рентабельность в условиях экономической реформы" (1968-1969 гг.), "Рынок капиталов и валютные проблемы современного капитализма" (1973-1974 гг.) и др.