Августовский кризис 1998 года нанес разрушительный удар прежде всего по банковской системе. Кризис так серьезно обострился вследствии оттока вкладов населения и усиления недоверия к банкам.
В условиях неустойчивости экономики, потери доверия к деньгам и недостаточной осведомленности, населе-ние не проявляет желания активно взаимодействовать с коммерческими банками.
Недостаточное развитие рынка ценных бумаг, связанное с кризисным положением многих предприятий, явля-ется одной из особенностей недостаточного развития банковской системы России.
За годы коренного реформирования общественного экономического строя в России была создана двухуровневая банковская система рыночного типа. В эти годы заметно выросли капиталы банка, создана серьез-ная материальная база, внедрены международные технологии и стандарты, подготовлены квалифицированные спе-циалисты. Имелись и определенные недостатки в работе банков: в менеджменте, в кредитной политике, в работе с персоналом и т.д., но это были в основном издержки быстрого роста и банковская система была способна и готова со временем их устранить, ориентируясь на международные стандарты и правила.
Банковская система России прошла три этапа развития, каждый из которых характеризуется своими особен-ностями и тесно связан с развитием государства и его влияния на экономику страны. Для Банковской системы на первых этапах развития характерен высокий уровень централизации, который и определяет территориальное раз-мещение банков по России. Централизованное управление Банковской системы ограничивало самостоятельность развития территориальных звеньев и функций банков на месте.
Направленность новой банковской системы на обслужиание процесса реформ:
Кроме того, банковская система должна способствовать развитию различных видов кредитных институтов. Но
при этом не должна нарушаться система контроля за деятельностью банков со стороны Центрального банка и представительных органов государства.
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Централь-ный банк банковские институты и небанковские кредитные организации.
Банки это кредитная система, которая возникает на основе кредита, кредитных отношений и кредитного механизма.
ВОПРОС 11. НА ОСНОВЕ «КОРЗИНЫ ТОВАРОВ» СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ СЕМЬИ ПРОСЧИТАЙТЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКУЮ КОРЗИНУ ВАШЕЙ СЕМЬИ (данные приведены в процентах).
Товары и услуги |
проценты |
Ls |
рубли |
Транспорт, автомашина, почта |
14,4 |
50,40 |
2344,19 |
Квортплата |
17,8 |
62,30 |
2897,67 |
Страхование, предметы личного потребления |
10,9 |
38,15 |
1774,42 |
Питание, напитки, табачные изделия |
23,0 |
80,50 |
3744,19 |
Досуг |
8,4 |
29,40 |
1367,44 |
Образование, развлечение |
3,6 |
12,60 |
586,05 |
Газ, электричество, отопление |
3,6 |
12,60 |
586,05 |
Мебель, бытовые товары |
7,2 |
25,20 |
1172,09 |
Одежда, обувь |
7,0 |
24,50 |
1139,54 |
Предметы личной гигиены, здоровье |
4,1 |
14,35 |
667,43 |
Итого: |
100 |
350,00 |
16279,07 |
Я просчитала потребительскую корзину в латах (Ls), а затем перевела в рубли по банковскому курсу на 20.11.01. (Курс 0,0215).
ВОПРОС 12. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ РОССИЙСКИХ РЕФОРМ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ.
Социальная область государственного регулирования должнабыть направлена на повешение эффективности общественного производства, обеспечение социальной справедливости и стабильности.
Существующие системы социальной политики направлены на поддержание определенного (гарантированного) уровня доходов и потребления услуг здравоохранения, образования и пр. социально слабыми, малообеспеченными слоями населения (лица у которых уменьшается или полностью теряется доход в результате инвалидности, рожде-ния дете, потери кормильца, по старости и т.д.).
Формой социальной защиты в условиях инфляции является индексация доходов.
Государственная индексация доходов это система мер, компенсируящая (в установленной мере) потерю до-ходов в результате роста стоимости жизни. В первую очередь тем, кто имеет фиксированные доходы.
Оценка изменения стоимости жизни осуществляется из расчета индекса цен и тприфов фиксированного набора товаров и услуг, составляющих потребительскую корзину.
Прожиточный минимум существенно зависит от цен, поэтому в условиях инфляции он непрерывно меняется. Люди, которые потребляют ниже предусмотренного прожиточного минимума, живут за чертой бедности.
Одним из важнейших направлений социальной политики является социальная защита трудоспособного населе-ния: обеспечение рабочими местами, выплата пособий по безработице, ежемесячных компенсаций и пособий вре-менно неработающим матерям и матерям-одиночкам.
В Законе Российской Федерации «О занятости населения в РФ» определена политика государства в области занятости населения, а также вопросы регулирования, организации занятости. Международная Организация Труда, в которую Россия вступила в 1954 году осуществляет Всемирную программу занятости, в соответствии с которой оказывает странам практическую помощь в выборе политики, призванной привести к создонию большего числа мест в промышленности и сельском хозяйстве, на общественных работах и в других секторах.
Государственная политика в области занятости населения направлена также на поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, на координацию деятельности государственных оганов занятости , на междуна-родное сотрудничество в решении проблем занятости населения.
Другое направление социальной политики связано с социальной защитой населения, не достигшего трудоспо-собного возраста. Оно предусматривает дать возможность молодым людям получить полноценное образование, своевременно производить все выплаты детям из малоимущих семей, детям-сиротам, детям-инвалидам.
Следующая задача социальной политики социальная защита пенсионеров. В этом случае социальная поли-тика является инструментом воплощения в жизнь права каждого гражданина на обеспеченную старость.
Как на деле воплощаются в жизнь цели социальной политики можно увидеть, изучив «Пояснительную записку к проекту Федерального бюджета на 2000 год», в которой представлены основные направления бюджетной и нало-говой политики .
Один из основных предложений по изменению налогового законодательства, учтенного в расчетах доходов бюджетной системы на 2000 год: внести изменения в действующую шкалу налогообложения подоходного налога с физических лиц, предусматривающие индексацию размеров облагаемых совокупных доходов граждан в меру роста инфляции, упрощение шкалы налогообложений, а также снижение максимального размера ставки налога с 45% до 30% .
….Основная ставка налога на добавленную стоимость … предусмотрена в размере действующей в намтоящее время 20% , при сохранении пониженной ставки в размере 10% на ряд продовольственных товаров (за исключе-нием подакцизных) и по товарам для детей.
…В рамках прироста процентных расходов Федеративного бюджета предполагается осуществить:
-досчет до годового объема проиндексированных в 1999 году заработной платы, денежного довольствия, пенсий военнослужащим и материальных затрат;
-индексацию заработной платы работников бюджетной сферы, оплачиваемых по ЕТС с 1 апреля 2000г. в 1,2 раза;
-индексацию материальных затрат по разделам Федерального бюджета: образование, средства массовой информа-ции, здравоохранение и физическая культура с 1 апреля 2000г. в 1,2 раза;
-индексацию расходов на текущие выплаты пенсий в 1,3 раза из расчета за год.
…В экономической структуре расходов Федерального бюджета на 2000 год расходы на выплату зароботной пла-ты с начислениями составляют 11,9% , денежного довольствия военнослужащих 6,9% , трансферты населению 9,9% , оплата коммунальных услуг 2,5% .
…закрепления принципа бюджетного финансирования, исключительно в пределах расходов, предусмотренных на указанные цели в Федеральном бюджете:
-увеличены материальные затраты на 590,6 млн.руб. в связи с прогнозируемым изменением цен и тарифов на това-ры и услуги с 1 апреля 2000г., в 1,5 раза.
Проектом Федерального бюждета на 2000 год предполагается опережающий по сравнению с другими функци-ональными расходами , рост ассигнований на социально-культурную сферй на 52,7% против утвержденного уров-ня 1999 года. Удельный вес этих расходов в общем объеме расходов Федерального бюджета также возрос и соста-вил 14,9% против 13,6% в 1999 году, что свидетельствует о начавшейся тенденции изменения приоритетов в сторо-ну социальных статей расходов.