d9e5a92d

Механизм преемственности в развитии государственности: теоретический аспект

Это связано с многообразием возможных эпистемологических и методологических подходов, отражающих высокий уровень полифункциональности и многоуровневой организации идеологии, разнообразным содержанием и многообразием форм ее существования и проявления, сложными связями с другими духовными образованиями утопиями, теориями, наукой, различными видами общественного сознания. Все это позволяет достаточно самокритично относиться к высказанным положениям как истинам в последней инстанции. Тем не менее, принципиальными для нас являются следующие положения:
1. Онтологические основания возникновения, функционирования и изменения идеологии лежат в сфере объективных общественных противоречий как конфликтов, связанных с разным статусом социальных групп в обществе. Эти противоречия являются формой выражения всеобщего и постоянно воспроизводящегося противоречия предельных уровней социального целого личности и общества, индивида и группы.
2. Субъектом-носителем этих противоречий может быть любая социальная группа, возникающая на основе общих для образующих ее индивидов интересов, в первую очередь, экономических, политических, социальных, духовных и т.д.
3. Гносеологический аспект анализа идеологии связан с рассмотрением ее как формы отражения интересов социальных субъектов (как отдельных индивидов, так и группы, с которой они себя идентифицируют) в изменении (сохранении) своего статуса (многообразия статусных позиций) путем рационализации определенной социальной теории как варианта преодоления отчуждения и разрешения социальных конфликтов. В качестве основы и средств рационализации выступают принципы редукционизма и апологетики группового (индивидуального) как выражения универсального, общечеловеческого.

Апологетика, присущая идеологии, обнаруживает ее связь с верой и принципиально отличает идеологию от науки.
4. Поскольку индивид (социальная группа) участвуют (прямо или косвенно) в многообразии всех общественных отношений, выделяя из них самые существенные и предпочтительные для изменения (сохранения) своего статуса, постольку содержание идеологии включает в качестве своего основного сегмента моральные ценности. На их основе осуществляется оценка экономического, политического, социального, конфессионального статуса, средств и способов его изменения (сохранения).

Эта оценка осуществляется в систематизированном (концепции, программы) виде, при этом идеология приобретает форму нормативной теории.
Поэтому мы предлагаем определение идеологии как системы взглядов, идей (концепций, программ), возникающих на основе конкретно-исторической социальной теории, в которых абсолютизируется (апологизируется) роль, место, значение определенного социального субъекта в функционировании и развитии общества (конкретной сферы социальной жизни), оценивается его статус в социальной системе, определяются средства и способы его изменения или сохранения.
Цитируемая литература
1. Биккенин Н.Б. Социалистическая идеология.

М., 1983.
2. Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития. М., 1977.
3. Яковлев М.В. Идеология.

М., 1979.
4. Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания.

Л., 1982.
5. Ленин В.И. Полн. собр. соч.

5-е изд.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.
7. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история (Проблемы теории исторического процесса).

М., 1981.
8. The Blackwell Dictionary of Twentieth-Century Social Thought / Edited by William Outhwaite Tom Bottomore. Cambridge, 1995.
9. Paul Shumaker, Dwight C. Kiel, Thomas Heilke. Great Ideas // Grand Shemes. Political Ideologies in the Nineteenth and Twentieth Centures. Companies, Inc.

1996.
10. David Mc Lellan.

Ideology, 1986.
11. Манфред А.З.

Наполеон Бонапарт. М., 1971.
12. Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление.

М., 1991.
13. Пивоваров Д.В. Религия: сущность и обновление // Философские науки.

1992. 2.
14. Шафаревич И. Социализм как явление мировой истории // Есть ли у России будущее?

М., 1991.
15. Мараваль Х.А. Утопия и реформация // Утопия и утопическое мышление.

М., 1991.
16. Гаджиев К.С. Политическая идеология: концептуальный аспект // Вопросы философии. 1998.

12.
17. Скоробогацкий В.В.

По ту сторону марксизма. Екатеринбург, 1991.
18. Данэм Б. Герои и еретики.

М., 1967.
19. Dickerson Mark O., and Thomas Flanagan. An Introduction to Government and Politics: A Conceptual Approach.

Toronto, 1982.
20. Власть: Очерки современной политической философии Запада / Под ред. В.В.

Мшвениерадзе. М., 1989.
21. Мещеряков В.Т., Астапова О.Д. Наука и развитие принципов морали.

Л., 1989.
22. Ожегов С.И.



Словарь русского языка. М., 1988.
23. Уледов А.К.

Духовная жизнь обществаю: Проблемы методологии исследования. М., 1980.
24. Купина Н.А. Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции.

Екатеринбург; Пермь, 1995.
25. Roy C. Macridis. Contemporary political ideologies.

Brandeis University, 1983.
26. Локк Д. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1960. Т. 1.
27. Вебер М. Избр. произведения.

М., 1990.
28. Кара-Мурза С., Ормигон М., Пискунов Д. Идеология и наука не антиподы! // Общественные науки и современность.

1991. 5.

Механизм преемственности в развитии государственности: теоретический аспект


Исследуя, как проявляется преемственность в развитии государственности, необходимо прежде всего определить понятие государственность.
Категория государственность появилась в отечественной науке сравнительно недавно. Ее возникновение связано с событиями, произошедшими в России в течение последних десяти лет, когда старая идеологизированная теоретическая база оказалась не в состоянии объяснить происходящие изменения в государственной и правовой системе страны.

Появилась потребность в формировании новых, деидеологизированных научных положений, объясняющих сущность современных процессов, происходящих с государственностью, дающих представление о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.
В теории государства и права нет единого мнения по поводу определения категории государственность. С одной стороны, мы можем наблюдать отождествление понятий государство и государственность.

С другой стороны, в наше время появились работы, в которых государственность не сводится лишь к государственным структурам, а используется в более широком и объемном понимании, рассматривается как особое государственно-правовое явление.
Мы не ставим своей задачей вникать в существо дискуссии по поводу определения этой категории. Государственность, на наш взгляд, это особая форма организации общества, включающая в себя все формы государственно-правовых явлений, динамически развивающиеся во времени, с присущими им специфическими особенностями и закономерностями, возникшими под влиянием экономической, социальной, духовно-культурной и политической сфер общества.
Развитие государственности подчинено законам развития общества основным философским законам диалектики: закону перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания и единства и борьбы противоположностей. Сущность данных законов рассматривается философией, которая и определяет специфику их проявления в развитии общества.

Особое внимание следует уделить закону отрицания отрицания, а именно: действию механизма преемственности в развитии государственности.
Любое развитие проходит различные этапы, качественно отличающиеся друг от друга, и осуществляется посредством отрицания старого состояния новым. Однако если бы при этом старое полностью уничтожалось, то ни о каком развитии не было бы речи.

Мы наблюдали бы своеобразные скачки, абсолютно не связанные между собой. С новым и старым как состояниями процесса развития неразрывно связаны понятия отрицания и преемственности. Новое отрицает старое и вместе с тем сохраняет известную преемственность по отношению к нему.

Всякое качественное изменение предполагает, с одной стороны, устранение старого, отжившего или не отвечающего изменившимся условиям, а с другой сохранение старого, положительного, ценного, которое способствует дальнейшему прогрессивному развитию. Именно поэтому перед нами встает вопрос о преемственности.

Значение преемственности ныне возрастает также потому, что современное развитие общества и государственности происходит бурно, с частым изменением форм. Трудность изучения вопроса о преемственности государственности состоит в том, что общество и государственность, представляя большие комплексные структуры, находятся в весьма сложных взаимоотношениях.
В учении о диалектике как разделе философии под преемственностью понимают связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации, при сохранении целого как системы. Историческая преемственность есть отражение закономерностей, объективных связей явлений, процессов, структур, то есть прочных связей в развитии общества и его составных частей.
Преемственность носит объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и познании. По словам В.В. Сорокина, с социологической точки зрения под преемственностью понимается трансляция социального опыта, то есть передача при помощи системы определенных институтов того, что накоплено в эпоху одного поколения, другому поколению.

К таким институтам относятся государство, право, идеология, религия, мораль, система образования.
Анализируя историческое развитие общества, мы видим, что новое никогда не возникает на пустом месте, оно основано на старом и усваивает все самое основное, самое полезное, что есть в старом. Преемственность является особым механизмом памяти общества, который осуществляет накопление и хранение культурной информации прошлого, на основе которой создаются новые ценности. Характеризуя преемственность, можно выделить диалектический закон развития это единство и борьба противоположностей. Здесь в качестве противоположностей обозначены отрицание и преемственность.

Отрицание отображает прерывность, конечность развития, выражающуюся в полной ликвидации всего того, что достигнуто в ходе эволюции. А преемственность понимается как непрерывность и бесконечность развития и выражается не только в построении качественно новых форм на старом фундаменте, но и в переносе в качественно новое состояние основных принципов и форм существования старого.

Следовательно, преемственность может быть воспринята как генетическая связь нового со старым это закономерность развития, необходимое условие его поступательности.
Нужно учесть, что преемственность не является простой формой передачи каких-либо элементов старого в новое, это именно такая передача, в ходе которой происходит изменение содержания этих элементов. Основной механизм ее осуществления заключается в удержании, сохранении и дальнейшем развитии старого в новом.

Преемственность обозначает также всю совокупность действия традиций, воспроизводящих нормы социального поведения, характерные для исторически прошедшей общественной реальности. При этом следует различать наследование подлинных ценностей культуры и сохранение пережитков прошлого, затормаживающих общественное развитие. Также необходимо отличать преемственность от заимствования (рецепции).

Преемственность всегда исторична, то есть связана с восприятием отдельных элементов прошлого того или иного общества. В ходе рецепции в новое добавляется какой-либо элемент из подобной сферы другой страны, другого общества, ранее существовавший или существующий сейчас и положительно зарекомендовавший себя там.

Например, когда в основу нового построения государственной власти закладывается принцип разделения властей, ранее проверенный и успешно действующий в других государствах.
В истории развития общества бытовали различные взгляды на роль преемственности при смене исторических эпох. Причем многие ученые либо отрицали явление преемственности, либо чрезмерно преувеличивали ее роль. Так, В.И.

Лисовский утверждал, что при смене одного исторического типа государства другим правопреемства нет, поскольку государство нового исторического типа, свергнув прежний строй, создает свой государственный аппарат, свою внешнюю и внутреннюю политику в интересах нового, пришедшего к власти класса. Однако эта точка зрения кажется нам неверной.

Существование преемственности в области государства, хотя и с некоторыми оговорками, характерными для его научных взглядов, признавал, например, Ф. Энгельс.
Каково же проявление преемственности в эволюции государственности?
Этот вопрос в юридической науке остается практически не разработанным, хотя в последнее время многие ученые не раз касались вопроса о преемственности, подчеркивая его значимость и актуальность. В частности, Л.А. Морозова, признавая наличие преемственности в развитии государственности, указывает, что преемственность сложное и многоплановое явление, но она закономерна.

Процессы преемственности позволяют рассмотреть развитие государственности как целостного явления и правильно оценить ее в рамках культурно-исторического анализа, определить стратегию развития. Новая государственность неизбежно наследует и воспринимает достижения прошлого, а также заимствует наиболее рациональные, оправдавшие себя институты и элементы государственности из мирового опыта.

Позиция Л.А. Морозовой видится нам верной и наиболее подходящей для характеристики категории преемственности.
А.Б. Венгеров, говоря об особенностях государственности как общественного явления и подчеркивая преемственность в формах, типах и функциях государств, существовавших в различные исторические эпохи, в определении государственности отмечает преемственность и обновление политической, структурной и территориальной организации общества.
И.Л. Бачило, раскрывая факторы, влияющие на государственность, выделяет в ее развитии принцип историзма, под которым понимает обеспечение непрерывности, преемственности процессов, идущих в обществе, накапливающих определенные традиции, соответствующие материальным и духовным основам определенных регионов, стран, имеющих прямое отношение к форме организации государственности.

Несоблюдение принципа историзма и желание политических деятелей и групп разом перевести страну на иные рельсы усиливают отрыв государства от гражданского общества, делают государственный механизм деструктивным, часто разрушающим.
В.В. Сорокин, исследуя теоретические вопросы государственности, также признает наличие преемственности, являющейся наряду с отрицанием старых и строительством новых государственных институтов основной закономерностью развития государственности.

Под преемственностью он понимает сохранение и использование элементов содержания и формы государства, правовой системы общества на разных исторических ступенях развития при условии их изменения0.
Ю.А. Тихомиров, рассматривая проблему преемственности, на наш взгляд, неправильно использовал категорию государство.

Определяя государство как непрерывно развивающееся и изменяющееся, он рассматривает теоретическую проблему преемственности государств, утверждая, что в каждой стране меняются государства со своими элементами, и подчас оказывается трудно определить меру сохраняемого старого и меру устанавливаемого нового1. По нашему мнению, говоря об исторической преемственности народа и страны, Ю.А.

Тихомирову необходимо было использовать категорию государственность.
Также вопросы о преемственности государственности были затронуты в рамках рассмотрения явления правопреемственности. М. Аваков, Н. Неновски, В. Рыбаков, Г. Швеков, теоретически обосновывая правопреемственность, заложили прочный фундамент для изучения воздействия правопреемственности на эволюцию государственности. Однако все указанные выше авторы не ставили задачу отдельно рассмотреть механизм преемственности в развитии государственности.

Они лишь констатировали его наличие и заостряли внимание на его значимости.
Отметим необходимость более тщательного изучения процессов преемственности в развитии государственности. Именно преемственность как универсальная закономерность оказывает преобладающее влияние на государственность на всех этапах ее развития. Истории не известны какие-либо ранее существовавшие или ныне действующие виды государственности, которые в той или иной мере не испытывали бы влияние сложившихся традиций и накопленного опыта.

Вопрос может быть поставлен лишь о глубине и степени этого влияния.
Обеспечивая исходную базу для развития государственности в виде уже накопленных знаний и ценностей, преемственность как бы соединяет воедино прошлое, настоящее и будущее государственности. Преемственность вводит в жизнь новых поколений уже готовые, проверенные временем достижения, что не только имеет большое значение для развития государственности в целом, делая ее более динамичной, но и оказывает влияние на развитие гражданского общества, поскольку не только сокращает путь поисков оптимальных решений в данной области, но и помогает избежать многих ошибок и заблуждений прошлого.
В.М. Лесной отмечал, что преемственность представляет собой необходимую объективную связь различных этапов развития государственной жизни и их познания, состоящую в сохранении старого и восприятии его новым при переходе из одного состояния в другое.

Она предполагает последовательность развития явления, его прогресс без перескакивания через отдельные этапы и периоды2. Прогрессивное развитие государственности любого народа невозможно без сохранения, использования и дальнейшего совершенствования на этой основе накопленных ранее ценностей обобщенных формул, государственных конструкций, развитого юридического инструментария.

С философской точки зрения преемственность является основой поступательного движения прогресса. Следовательно, регресс не сопровождается преемственностью, хотя есть и другие точки зрения3. Мы считаем, что нельзя согласиться с мнением о том, что преемственность предполагает включение в новое только того, что служит движению вперед, только позитивного.

Воспринимается не только позитивное, но и негативное, если от него невозможно отказаться. Движение истории не всегда последовательно, и иногда прослеживается стагнация развития или даже скачки назад, но они никогда не приводят к полной потере того, что нажито человечеством и что составляет положительный опыт его существования.

Научное познание и активное, целенаправленное использование всего положительного, что было накоплено ранее, определяют основной смысл и назначение преемственности в эволюции государственности.
Следовательно, на наш взгляд, преемственность государственности это связь между различными историческими ступенями развития государственности, обусловленная диалектическим единством прерывности и непрерывности экономических и иных социальных отношений, и собственно развитием государственности. Ее сущность заключается в удержании, сохранении и использовании отдельных элементов предшествующего уровня развития государственности в последующем.

Именно преемственность обеспечивает непрерывное развитие государства и права, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на прогресс государственности.
Из указанного определения можно выделить основные признаки преемственности:
во-первых, преемственность выступает как генетическая связь старого и нового, имеющая в процессе развития непрерывный характер;
во-вторых, в связи с тем, что государственность развивается по основным законам общественного развития, механизм преемственности носит объективный характер, не зависящий от воли и сознания людей. Хотя здесь в научных взглядах существуют расхождения.

Так, В.М. Лесной утверждает, что в развитии общества преемственность всегда следствие действий людей, их сознательного стремления изменить структуру общественного явления или ее части в нужном направлении4;
в-третьих, в действительности преемственность государственности проявляется, в первую очередь, в преемственности в сфере государственно-правовых и иных явлений социальной, экономической, духовной и политической сфер общества, влияющих на категорию государственность;
в-четвертых, от уровня преемственности в реформах, направленных на изменение и развитие государственности, зависит степень интенсивности и болезненности осуществления перехода, степень риска возникновения социальных конфликтов. Так, введение качественно новых элементов в общественную жизнь административными методами без учета специфики и особенностей развития страны или народа может стать основной причиной разрушения институтов государства и всеохватывающего кризиса общественной жизни.

Чем выше уровень преемственности, тем меньше опасность использования государственного и иного социального насилия. Следовательно, прогресс в развитии государственности возможен только там, где реформы общественной жизни несут в себе высокий уровень преемственности.
Таким образом, преемственность в развитии государственности проявляется через преемственность в развитии элементов, ее составляющих. Это явление возможно только при тщательном рассмотрении действия этого механизма в ходе исторического развития государства и права, а также экономической, социальной, политической и духовно-культурной сфер общества, оказывающих влияние на государственно-правовые явления.

Государство и экономика: вопросы соотношения

Проблема соотношения государства и экономики относится к числу вопросов, наиболее часто привлекающих внимание ученых, мыслителей, государственных деятелей. Она в разное время исследовалась в рамках философии, экономики, политологии, юриспруденции и государствоведения.

Исследования касались как вопроса в самом общем плане, так и конкретных государств и их экономики.
Но нужно заметить, что сегодня государствоведение, имея в своем арсенале значительный категориальный аппарат и владея большим количеством методик, не уделяет достаточного внимания отмеченной проблеме, хотя в этой сфере постоянно требуются комплексные исследования. Необходимость этих исследований вызвана коренными изменениями, произошедшими в начале 90-х гг. в народном хозяйстве и праве России. Изменения коснулись самой сути экономических, политических и правовых отношений общества.

Но настораживает то, что, как и в начале периода преобразований, общественно-политическое устройство России находится в состоянии эксперимента, который не имеет сколько-нибудь прогнозируемого результата.
К числу вопросов, которые могут быть исследованы в рамках государствоведения, нужно отнести: 1) соотношение политической и экономической власти с учетом особенностей российской действительности (многопрофильность экономики, федерализм и др.); 2) cложность, системность экономической власти, механизмы преобразования ее во власть политическую (государственную); 3) экономические функции государства, их динамизм; 4) экономику как фактор государственности; 5) экономический аппарат управления, особенности и механизмы его преобразования и др.
Рассмотрим некоторые из отмеченных вопросов. Каким образом соотносится государственная и экономическая власть?
Под государственной властью понимается способность и реальная возможность правящей элиты общества осуществлять монопольное право на выработку главных социально значимых решений путем: а) издания общеобязательных и юридически оформленных властных велений; б) контроля за выполнением этих велений всеми субъектами - индивидами и организациями; в) создания бюрократического аппарата управления, контроля и принуждения, посредством которого и обеспечивается проведение воли элиты в жизнь.
Под экономической властью понимается способность отдельного человека, руководства фирмы, крупной корпорации или заинтересованной группы оказывать экономическими средствами воздействие на отдельно взятого человека, группу людей или общество в целом, с тем чтобы приспособить их поведение к своим интересам.
При сравнении этих понятий особо нужно отметить то, что экономические средства, которые являются основным способом воздействия при реализации экономической власти, с одной стороны, испытывают на себе влияние государственной власти и тем самым предопределяются ею.



Содержание раздела