d9e5a92d

Примеры заметных акций организаций ГО последних лет

Часть исков была удовлетворена, и людям была выплачена часть задержанной зарплаты. Лидер стачкома Сергей Таболин даже добился через суд выплаты значительной суммы по иску о несоответствии его заработной платы положениям закона РФ Об образовании.

Случай с Таболиным резко активизировал подачу исков в суды, в мае-июне 1997 г. она приобрела еще более массовый характер. Власти были серьезно напуганы, губернатор был вынужден реагировать на эту гражданскую активность.

Он публично осудил массовую подачу исков. Суды стали под разными предлогами отклонять заявления, а директорат и официальные профсоюзы активно препятствовали подаче исков.

Постепенно и деятельность стачкома учителей, и деятельность новых профсоюзов, встречая все более жесткое противодействие властей, официальных профсоюзов и директората, стали терять активность. Развернуть массовую работу им так и не удалось 10.
Еще одна попытка альтернативной гражданской самоорганизации в экономической сфере была предпринята малым бизнесом. В начале 1998 г. на рынках Рязани началась стихийная забастовка мелких торговцев против повышения властями налоговых сборов и требования обязательного использования кассовых аппаратов. При поддержке администрации рынков был образован стачком, который выдвигал требования к властям и поддерживал режим забастовки, в которую были вовлечены тысячи людей на нескольких рынках города. После неудачных переговоров с властями и ареста одного из лидеров стачкома Владимира Семина акции торговцев выплеснулись за пределы рынков.

Они пикетировали здание суда, где судили Семина, несколько раз перекрывали движение в городе, проводили митинг у здания Горсовета. В самый разгар конфликта с забастовщиками контактировали представители партий НДР, Яблока, Демвыбора России, но существенных последствий это не имело. Выступления встревожили власти, и Горсовет пошел забастовщикам на уступки.

Введение кассовых аппаратов было отложено. Но создать устойчивую структуру забастовщики не смогли.

Спустя какое-то время стачкомы распались, а созданный профсоюз рыночных торговцев утратил влияние 11.
Организации ветеранов и пенсионеров. Многочисленные организации (советы) ветеранов и пенсионеров существовали еще в советский период и заметно укрепились после ликвидации организаций КПСС по месту жительства, в которые входили в основном пенсионеры. Их бывшие члены почти поголовно влились в советы ветеранов и пенсионеров и заняли там руководящее положение. Затем на базе этих советов возникали организации КПРФ, но далеко не все их участники вступали в КПРФ, многие оставались вне партии, образуя группы сочувствующих.

Эти организации пользуются большой популярностью у людей преклонного возраста (чья доля в составе населения региона постоянно увеличивается), которые, с одной стороны, нуждаются в особой материальной и социальной поддержке, а с другой готовы уделять свое свободное время деятельности по выбиванию у властей (чиновников) льгот, материальной и социальной помощи. Кроме того, эти организации располагают кадрами руководителей и организаторов, которые выполняли подобные функции до выхода на пенсию и готовы делать это и дальше. Наличие значительного числа волонтеров, в том числе и организаторов с традиционным советским опытом и связями в региональной элите позволяет обходиться минимальными затратами на поддержание деятельности этих организаций. Власть также относится к ним с повышенным вниманием.

В последние годы главную роль в руководстве этими организациями играют Областной совет ветеранов (председатель В. Толстов) и Областной фонд ветеранов (председатель А. Прокофьев). С их представителями, особенно перед выборами, встречаются губернатор, его чиновники, депутаты различных уровней.

Руководители ветеранских и пенсионерских организаций неизменные участники различных торжественных мероприятий власти.
Активность ветеранских организаций не слишком отличается от профсоюзов и по большей части носит имитационный характер. Тем не менее в переговорах с властями они отстаивали ряд льгот для ветеранов, которые более или менее соблюдались (бесплатные поездки на городском и пригородном транспорте, льготы по оплате услуг ЖКХ, своевременная выплата пенсий и др.).

Сейчас их руководство оказалось в сложном положении в связи с протестами ветеранов и льготников. Номинально поддерживая льготников, оно старается распылить и ослабить протесты.

В целом протестная активность в области ниже, чем в ряде других регионов. Совершенно очевидно, что пенсионеры и ветераны Рязанской области негативно восприняли закон о монетизации льгот. Их положение ничуть не лучше, чем в других регионах, и они готовы поддерживать протесты.



Но многолетняя советская практика региона красного пояса, в котором руководство ветеранских и пенсионерских организаций тесно сотрудничало с региональной властью, дает себя знать. С приходом нового губернатора Шпака они стараются выйти из-под опеки прежнего хозяина (КПРФ) и включиться в блок поддержки нового (Шпака). Ситуация с протестами льготников в регионе показывает, что договоренность руководства ветеранских организаций со Шпаком, видимо, уже достигнута.

Во-первых, протесты здесь выглядят явно слабее, чем во многих других регионах, что позволяет Шпаку демонстрировать успехи своей политики Центру. Во-вторых, в ходе самих протестных акций основная критика направлена в адрес федерального правительства и Единой России, а к губернатору претензии не предъявляются.

В-третьих, губернатор провел встречи с руководством этих организаций, где им были вручены премии, подарки, была объявлена программа дополнительного финансирования празднеств к 60-летию Победы.
Типологически к этой группе организаций примыкает и проект КПРФ и связанный с ним проект НПСР, который был особенно успешен в регионе во второй половине 90-х годов (см. выше). Его тоже можно считать проектом из советской эпохи.

И хотя изменений в нем было больше (т. е. КПРФ все же существенно отличалась от КПСС), сам тип отношений общества и власти был позаимствован из советского периода, тем более что КПРФ была в регионе с 1996 по 2003 гг. фактически правящей партией.
Организации бывших военнослужащих. Среди организаций, появившихся в постсоветский период, относительным влиянием пользуются объединения бывших военнослужащих (Союз ветеранов Афганистана, общество Воинтер, Союз офицеров запаса, Союз ветеранов локальных войн, отделения Движения в поддержку армии и т. д.).

Большая их часть была включена в Областной союз ветеранов локальных войн и боевых действий (руководитель генерал в отставке Альберт Слюсарь). В силу специфики региона (наличие развитой военной инфраструктуры и большого числа отставных военных) эти организации имеют большую членскую базу, которая постоянно пополняется выходящими в отставку относительно молодыми военными пенсионерами, и готовый руководящий состав, имеющий организационный и командный опыт.

Повышенная активность этих организаций связана с тем, что отставные военные сталкиваются с необходимостью заново устраиваться в жизни и бороться за льготы. Власти придают взаимодействию с этими организациями большое значение, а после прихода к власти нового губернатора Георгия Шпака, который сам является генералом в отставке, их роль еще больше повысилась, а часть их активистов были приняты на работу в администрацию. Типологически (по военной ментальности и характеру отношения к власти) к ним примыкают также местные организации казаков и ветеранов правоохранительных органов.

Все они тесно взаимодействуют с властью и между собой. При этих организациях развернуто несколько молодежных и подростковых проектов (кадетские классы, клубы по подготовке к службе в армии, военно-спортивные клубы и лагеря и др.).
Торгово-промышленная палата. В сфере представительства интересов бизнеса критериям гражданского общества в наибольшей степени соответствует проект Областной торгово-промышленной палаты (председатель Татьяна Гусева). Он достаточно устойчив (существует с 1993 г.), имеет массовую базу (более шестисот участвующих предприятий и организаций), финансовые источники, взаимодействует с властями и активно представлен в публичной сфере.

Важным обстоятельством является его связь с центральным руководством ТПП, возглавляемой Евгением Примаковым. Все другие организации директоров предприятий (отделение РСПП, Организация экономического сотрудничества предприятий и др.) значительно менее массовы и публичны, обладают меньшим влиянием.

В последнее время ТПП также пытается более активно работать с организациями малого бизнеса и представлять его интересы. В октябре 2004 г. происходили выборы председателя ТПП.

Перед выборами у Гусевой обнаружились противники, как говорят, связанные с местным отделением РСПП, которые старались привлечь на свою сторону местных директоров. Но Гусева опять смогла получить поддержку из Москвы, а также добиться расположения администрации губернатора Шпака. В итоге она была переизбрана на новый срок (из 425 участников за нее проголосовали 350).

По всей видимости, это означает сохранение лояльности в отношениях между директоратом и региональной властью, а также влияния на эти взаимоотношения со стороны группы из Центра, связанной с Примаковым.
Религиозные организации. В качестве достаточно заметных, особенно в последние годы, можно упомянуть и проекты, связанные с деятельностью православных общин, и, в частности, образовательно-воспитательные проекты Православная гимназия, кадетские классы и др. Они не столь массовы, но достаточно устойчивы, имеют постоянное финансирование, поддержку властей и епархии, активно освещаются в СМИ.

В какой-то мере их успех можно объяснить курсом нового главы местной епархии Павла (назначен в 2003 г.) на активизацию отношений общества и церкви, поддержанным и новым губернатором Шпаком.
Независимая общественность. В сфере независимой общественности, охватывающей организации, оставшиеся от когда-то массового демократического движения в регионе, относительно успешным по критериям устойчивости, представленности в публичной сфере, наличия автономных источников финансирования но не по критериям массовости и стабильных взаимодействий с властью можно считать Рязанскую правозащитную коалицию. Коалиция образована местным отделением общества Мемориал и Рязанской школой прав человека (руководители Андрей Блинушов, София Иванова)12. Все другие проекты в этой сфере успешными признать трудно.

Они либо распались и потеряли всякое влияние на общественную жизнь, либо очень неустойчивы и не могут поддерживать постоянную активность. Организации коалиции сохранились, периодически проводят акции, имеющие общественный резонанс, имеют доступ в СМИ.

Но массовыми их действия назвать трудно, а сами организации значимыми партнерами для власти не являются.
Организации партнерства РязаньМюнстер. Определенную роль в развитии независимой общественности в Рязани играет и многолетнее партнерство городов Рязани и Мюнстера (Германия), оформленное договором городских властей еще в позднесоветский период. В рамках партнерства было реализовано много общественных инициатив и проектов, самым масштабным из которых был общественный проект Центр социальной помощи, созданный в Рязани в 1991 г. (руководитель до 2003 г. Светлана Чуфистова). Через него получили помощь десятки тысяч малоимущих рязанцев.

Правда, в полной мере успешным этот проект назвать сложно. В 2003 г. в деятельности руководства были обнаружены финансовые нарушения, и работа центра была ограничена.

Другие проекты в рамках партнерства продолжают развиваться13.
Независимые СМИ. В качестве относительно успешного можно отметить проект издания Новая газета. Рязанский выпуск (главный редактор Алексей Фролов), который осуществляется с 2000 г. Несмотря на ряд трудностей и проблем (иски против редакции и журналистов, нападения на журналистов), проект выжил и приобрел заметную популярность. В настоящее время Рязанский выпуск Новой является по существу основной общественно-политической газетой области, выступающей с критикой власти и предоставляющей страницы независимой общественности.

В отношении местной власти газеты занимает не слишком жесткую позицию; более острая критика направлена в адрес центральной власти 14.
Второй проект, осуществляемый с 2003 г., связан с созданием регионального информационного агентства 7 новостей (руководитель Николай Матросов). Эта структура также создана независимо от региональной власти и имеет автономные источники финансирования.

Материалы агентства актуальны и объективны, что делает его сайт одним из самых посещаемых и популярных в регионе. Агентство открыто для размещения самых различных новостей, в том числе и неудобных для власти, в пресс-центре агентства проводятся встречи, в том числе и с представителями независимой общественности15.
Еще один проект в сфере СМИ восходит к периоду демократического Горсовета Рязани начала 90-х годов. Тогда было начато издание городской газеты Вечерняя Рязань, оппозиционной областным властям. Затем газета несколько раз меняла ориентацию, то делая упор на развлекательные материалы, то выступая в качестве оппозиции КПРФ в областных и городских органах власти. Сейчас это издание принадлежит местному предпринимателю и бывшему мэру Рязани Валерию Рюмину и содержится за его счет.

Эксперты отмечают в ней наличие националистических и антисемитских высказываний. Газета независима от власти и постоянно публикует в ее адрес остро критические материалы. Она не раз вступала в конфликты с местными чиновниками и подвергалась судебному давлению.

Газета достаточно популярна в городской среде. Власти не раз пытались ее закрыть или ограничить распространение.

Примеры заметных акций организаций ГО последних лет

Из профсоюзных акций, которые стали в эти годы заметно менее масштабными и оппозиционными, чем раньше, можно отметить судебные иски, поданные профсоюзами в связи с незаконным повышением тарифов на услуги ЖКХ городскими властями Рязани в 20022003 гг. Суды были выиграны, и власти были обязаны сделать пересчет платежей в сторону уменьшения. Правда, реально ситуация не изменилась, так как власти к этому времени уже опять повысили тарифы, и снижение прежних платежей было компенсировано новым повышением.

Профсоюзы опять подали иски, но областной суд их не удовлетворил. Теперь тяжба продолжается в Верховном суде.

Эта акция постоянно освещалась в СМИ, привлекая внимание населения, так как повышение тарифов затронуло сотни тысяч. Профсоюзные лидеры также постоянно о ней напоминали, но жесткого конфронтационного характера она не имела, да и мало кто верил, что реального результата снижения тарифов удастся достигнуть.
Другие заметные мероприятия профсоюзов этих лет забастовочные акции бюджетников, проводившиеся в 2002 и в 2004 гг. перед повышениями заработной платы в бюджетной сфере. И в том, и в другом случаях забастовки были частью общероссийских акций; участники требовали более значительного повышения зарплат, чем планировало правительство.

По информации профсоюзов, в 2004 г. около 14 тыс. жителей области и более трехсот организаций и учреждений приняло участие в акции. Хотя в большинстве мест реально работа не прекращалась, а жители лишь выражали солидарность с требованиями, во время акции в городе проходили пикеты, а в Москву выезжала группа активистов для участия в митинге.

В обоих случаях (и в 2002, и в 2004 гг.) эта акция результатов не дала повышение было проведено так, как планировало правительство.
Самыми заметными акциями, в которых участвуют организации ветеранов и пенсионеров, все эти годы являются празднования Дня Победы. Они проходят в тесном взаимодействии с властями и включают целый комплекс разнообразных мероприятий. Выдачу различных премий, подарков, прибавок к пенсиям, проведение многодневных предпраздничных телемарафонов с перечислением средств на счета ветеранских организаций (на последнем из них было собрано более 8 млн руб.), организацию многочисленных гуляний, встреч, застолий, чаепитий и т. д. Собранные на благотворительных акциях и полученные от властей средства в основном контролирует и распределяет руководство этих организаций, что укрепляет его положение.

Подобные акции, хотя и в меньших масштабах, как правило, организуются и в период других праздников (День пожилого человека, День города и др.).
По-прежнему значимыми в последние годы в области являлись празднования 1 мая и 7 ноября. Они собирают самый широкий круг общественных и политических организаций и сопровождаются внушительными по местным меркам шествиями и митингами (до 35 тыс. участников).

Принятие Госдумой закона об отмене праздничных дней 7 ноября и 2 мая воспринято и региональной общественностью, и организациями, и населением явно негативно. Еще до принятия закона властям направлялись обращения против его принятия, делались заявления в прессе, происходили дебаты депутатов.

Областная дума приняла отрицательное заключение на представленный законопроект об отмене праздников и направило его в Госдуму.
В праздновании советских праздников велик элемент традиционной самоорганизации. Они носят протестный характер и используются для выражения недоверия общества власти.

Конечно, среди участников доминируют представители КПРФ и других левых организаций, но в мае 2003 и 2004 гг. в демонстрациях попытались принять участие и проправительственные политические силы. В 2003 г. после продолжительных обсуждений и консультаций в горсовете Рязани было организовано две демонстрации: левая и проправительственная (на базе Единой России), которые проходили одновременно в разных частях города.

1 мая 2004 г. демонстрация была общей, на площади собрались представители и КПРФ, и профсоюзов, и Единой России, и других организаций. На митинге возникла напряженность, представителю Единой России не дали говорить, демонстрации согласия и доверия власти не получилось.
Среди примеров гражданской активности этих лет можно упомянуть также антивоенные акции, организованные в 20022003 гг. активистами Правозащитной коалиции (сбор подписей, пикеты, фотовыставка, круглые столы, выпуски электронного антивоенного бюллетеня). Ими же были организованы молодежные акции Чистый город, в ходе которых закрашивались националистические надписи на улицах Рязани. Правозащитники также организовывали семинары с журналистами по проблеме языка вражды в СМИ, с работниками образования по воспитанию толерантности и другие мероприятия. Правда, считать их масштабными и очень заметными не приходится.

Максимальное количество участников не превышало 12 сотен человек. Не оказали они и серьезного воздействия на власти, от которых пока не удалось добиться поддержки значимых правозащитных проектов.
На этом фоне проекты в сфере СМИ, о которых упоминалось выше (рязанский выпуск Новой газеты и агентство 7 новостей), выглядят масштабнее. С ними так или иначе взаимодействуют представители политических элит, а в качестве потребителей информации в них вовлечена и значительная часть активного населения региона.
Из других проектов можно отметить более или менее регулярные мероприятия Молодежного парламента, созданного по инициативе спикера Областной думы, который принимал участие в подготовке ряда региональных законопроектов, а также акции представителей малого бизнеса и их организаций, связанные с борьбой против повышения арендной платы городскими властями в Рязани. Последние принесли определенные результаты требования малых предпринимателей поддержал губернатор, и повышение арендной платы в городе было отложено.
Не очень заметными, но действенными были обращения ряда православных общин к властям по поводу ограничения продажи эротической печатной продукции в Рязани. Губернатор на них тоже откликнулся, и эти издания исчезли из большинства городских киосков.
Можно отметить и несколько локальных акций протеста городской общественности против строительства различных объектов. В них, как правило, бывают вовлечены жильцы одного или нескольких домов, а организуются они домовыми комитетами.

Результативность этих акций не очень высока, и подрядчики находят способ продолжать строительство. Но были случаи, когда власти реагировали, и строительство приостанавливалось либо прекращалось.

Финансирование организаций ГО

Источники финансирования вышеуказанных проектов и организаций различны. Для профсоюзов это прежде всего членские взносы от огромной массы членов, которые автоматически вместе с налогами отчисляются из заработной платы (1%), а также доходы от сохранившейся собственности (здания, помещения, пансионаты отдыха и др.), которые частично сдаются в коммерческую аренду.
Традиционные организации пенсионеров и ветеранов поддерживаются в основном властями различных уровней (местными и региональными) в рамках бюджетных расходов на социальную политику. Иногда им также оказывают финансовую помощь (вручение подарков, организация чаепитий и др.) структуры местного бизнеса, особенно связанного с властями.
Сходным образом финансируются и традиционные организации инвалидов, а также спортивные организации. Они также получают поддержку от властей в рамках соответствующих бюджетных расходов и частично от местного бизнеса.

Кроме того, они получают доходы и от собственной коммерческой деятельности (предприятия, обеспечивающие занятость инвалидов, платные спортивные мероприятия и др.), которая имеет льготное налогообложение.
Организации новой общественности, возникшие в постсоветский период, финансируются в основном за счет собственных, автономных от властей источников. Для организаций бывших военнослужащих это в основном помощь от местного бизнеса, в котором участвуют члены этих организаций, и их собственные доходы (например, от охранных предприятий, созданных при этих организациях), но в какой-то небольшой части их поддерживают и власти (например, финансируют подростковые проекты при этих организациях).
Также финансируются и организации местного директората (ТПП) и малого бизнеса. Прежде всего это взносы от участвующих в этих организациях предприятий и бизнесменов.

В отношении организаций малого бизнеса определенную роль играют также поддержка властей (из фонда развития малого бизнеса) и зарубежные гранты в рамках программ по развитию малого бизнеса.
Для организаций правозащитников и связанных с ними общественных структур главный источник финансирования зарубежные гранты. Но некоторую роль играют и доходы от платных услуг (например, образовательных) и помощь властей (например, льготная аренда помещений).
Для проектов в сфере СМИ основными источниками финансирования являются средства от бизнес-структур из центра либо от их региональных подразделений. Например, в отношении агентства 7 новостей известно, что его финансирует руководство Рязанской ГРЭС, входящей в систему РАО ЕЭС, а Новая финансировалась из структур ЮКОСа.
Православные организации, которые были упомянуты выше, финансируются в основном за счет пожертвований местного бизнеса, прихожан, поддержки властей и епархии (льготная аренда помещений, предоставление имущества).

Характер взаимодействий с властями различных уровней

В отношениях между властью и организациями гражданского общества доминируют неформальные персональные связи и контакты представителей власти с руководителями наиболее массовых и значимых организаций (профсоюзов, пенсионеров, ветеранов, военнослужащих, организаций бизнеса, спорта, СМИ и др.), которые фактически входят в круг региональной властвующей элиты. Их главная задача осуществлять мобилизацию массовой членской базы в поддержку власти (на выборах, а также в ходе других мероприятий власти).



Содержание раздела