?международную (ООН, ЮНЕСКО), межгосударственную (международные совещания) и внутригосударственную (наблюдатели по правам человека в рамках государственного аппарата) области реализации и соблюдения прав и свобод граждан;
?практику увязывания соблюдения прав и свобод граждан в отдельных странах с возможностями международного сотрудничества в финансовой и торговой сферах.
1. Политический режим (regime - фр.) является содержательной характеристикой политической системы общества. Функционирование власти осуществляется в виде политического режима, обеспечивающего осуществление определенного политического курса.
Исследуя политический режим, можно установить, как правящие социальные и политические группы формируют органы государственной власти.
Изучение данной проблемы восходит к идеям Аристотеля - о формах государственного устройства, Цицерона - о республике и Монтескье - о форме и духе правления. На современной стадии развития политических наук обычно анализируются: тип взаимодействия государства и общества, тип организации верховной власти в государстве и тип территориально-государственного устройства.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ | ||||
Тип взаимо-действия государства и общества |
Тип организации верховной власти в государстве |
Тип территорильно-государственного устройства |
||
Монархия | Республика | |||
Тоталитаризм Авторитаризм Демокртия |
Абсолютная Дуалистическая Конституционная |
Президентская Полупрезидентская Парламентская |
Унитарное государство Федерация Конфедерация |
В современном понимании политический режим это:
-совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране
-сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определенный период;
-политический климат в стране, т.е. совокупность методов политической деятельности осуществления власти.
2. Исследование типологических свойств взаимодействия между государством и обществом позволяет выявить отличия между тоталитарными, авторитарными и демократическими режимами.
Термин "тоталитаризм" происходит от латинских слов totalitas - полнота, целостность и totalis - весь, целый, полный. Термин "тоталитарный" служит для обозначения политического режима, тяготеющего к установлению абсолютного контроля над всеми сторонами жизни общества. При этом Б.Муссолини и один из ведущих идеологов фашистского движения в Италии Д.Джентиле впервые употребили этот термин в положительном значении.
Они имели в виду, что цель их политики - обеспечить единство личности, партии, государства во имя высшей, национальной идеи. Естественно, что в лексиконе антифашистов термин "тоталитарный" приобрел негативный характер, стал синонимом понятий "антидемократический", "репрессивный".
Теория тоталитаризма складывается в 40 - 50-е годы ХХ века. Среди наиболее известных работ по данной проблеме были исследования Ф.Хайека "Дорога к рабству" (1944) и Х.Арендт "Истоки тоталитаризма" (1951).
В исследовании Карла Фридриха и Збигнева Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956) предпринята плодотворная попытка выявить типологические характеристики тоталитаризма как политического режима.
К числу признаков тоталитаризма были отнесены следующие: 1) политическая система опирается на тщательно разработанную идеологию, которой пронизаны все сферы общества; 2) существует единственная массовая партия, членство в которой открыто лишь для небольшой части населения; партия обладает олигархической структурой, переплетаясь с государственной бюрократией или ее контролируя; управление осуществляется посредством террора направляемой партией и тайной полицией; 4) средства массовой информации находятся под жестким контролем властей; средства вооруженной борьбы монополизированы партией и правительством; 6) последние контролируют также экономическую жизнь.
В соответствии с данными признаками выделялись такие разновидности тоталитаризма, как фашизм, национал-социализм и коммунизм.
В 70-е годы политическая мысль Западной Европы и США в значительной мере отходит от концепции тоталитаризма, а сама концепция подвергается критике. При этом подчеркивается, что термин "тоталитаризм" носит скорее идеологический, чем аналитический характер.
Более продуктивным является подход, при котором политические режимы делятся на демократические и недемократические.
Поощряются расовые, националистические и другие предрассудки, пропагандируется "образ врага".
Авторитарные режимы могут существовать в форме монархий, деспотических диктаторских режимов, военных хунт. Авторитарное общество порождает глубокую пропасть между народом и властью.
Большинство современных политических режимов заявляют о своей демократической природе. В результате термин "демократия", означающий "власть народа" стал слишком расплывчатым.
В истории человечества выделяются две формы демократии: классическая и либеральная.
Классическая форма демократии возникла в V в. до н.э. в некоторых полисах (городах-государствах) Древней Греции. Классическая демократия предполагала политическое общение свободных и равных граждан, участие в управлении всего народа (глав семейств), стремление к формированию общего мнения по ключевым вопросам политической жизни.
Для либеральной демократии, по мнению Роберта Даля, характерны следующие признаки: 1) эффективное политическое участие граждан; 2) равенство граждан по отношению к процессу принятия решений; 3) возможность получать достоверную политическую информацию и, значит, делать выбор самостоятельно и со знанием дела (принцип "просвещенного понимания"); 4) наличие механизма контроля граждан над политической повесткой дня.
Наиболее распространенными демократическими режимами являются парламентские и президентские разновидности демократии. При всем разнообразии государственных институтов существуют свойства, объединяющие современные демократические режимы.
Во-первых, государственные руководители страны избираются на свободных выборах, отвечающих трем главным требованиям: свободное выдвижение кандидатур, которое предполагает свободное формирование и функционирование политических партий; свободное участие граждан в выборах; свободное голосование, которое обязательно должно быть тайным и равным для доступа к средствами массовой информации и пропаганды в ходе избирательной кампании.
Во-вторых, власть осуществляет большинство, которое определяется либо прямым (президентские выборы), либо косвенным (парламентские выборы) голосованием. С момента победы на выборах "правительство большинства" обладает необходимой легитимностью и любая попытка противопоставлять его какому бы то ни было "молчаливому большинству" противоречит демократическим устоям государственности.
В-третьих, обязанность большинства уважать меньшинство, что означает признание за последним права на критику правительства.
В-четвертых, демократия покоится на принципе конституционализма, т.е. обязанности властей и граждан придерживаться конституции. Государственные органы, в первую очередь, правительство, должны в этих условиях подчиняться необходимости конституционного контроля за своей деятельностью, а политические партии - проявлять "максимум согласия" по поводу существующих институтов.
В-пятых, с принципом конституционализма связана такая фундаментальная черта демократических режимов, как гарантия в отношении основных свобод граждан.
Анализируя различные типы политических режимов, следует иметь в виду, что в "чистом" виде как демократические, так и антидемократические режимы существуют редко.
3. Тип организации верховной власти в государстве - это порядок образования взаимоотношений между высшими органами власти. В современных условиях существуют две основные формы правления: монархия и республика.
В монархиях формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.
Существует несколько разновидностей монархического правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) - всевластие главы государства; конституционная монархия - государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично - законодательной, и парламентскую (Великобритания, Швеция, Норвегия), здесь монарх считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично - исполнительскими, а иногда имеет право на отмену решения парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий - парламентские монархии.
Правительство в них формируется парламентским большинством и подотчетно не монарху, парламенту.
Монархия была господствующей формой правления на протяжении тысячелетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня в 1/3 стран, в которых проживают примерно 450 млн. человек.
Среди европейских государств монархическая форма правления существует в Бельгии, Великобритании, Дании, Лихтенштейне, Люксембурге, Монако, Нидерландах, Норвегии, Швеции.
В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы власти избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и полупрезидентская.
Парламентская республика (Италия, Германия) во многом схожа и однотипна с парламентской монархией. Ее главная особенность - образование парламентом правительства, которое перед парламентом несет ответственность. Правительство обладает исполнительской властью, а нередко и законодательной инициативой.
Президент не располагает какой-нибудь значительной властью, а выполняет в основном представительские и протокольно-церемониальные функции.
Президентская республика (США, Аргентина, Бразилия) характеризуется, прежде всего, соединением в руках президента полномочий главы государства и главы исполнительной власти (правительства). Президент избирается независимо от парламента (непосредственно избирателями или особой коллегией выборщиков). Поэтому президент юридически независим и не подотчетен парламенту. Президент самостоятельно формирует правительство, кабинет министров.
Кабинет министров подчинен президенту и ответственен перед ним. Парламент, кроме законотворческой деятельности, формирует бюджет, контролирует деятельность кабинета и обладает правом вынесения вотума недоверия президенту.
Президент, в свою очередь, имеет право вето на решения парламента. Поэтому два этих высших органа власти должны сотрудничать между собой, чтобы не допускать конституционного кризиса в стране.
Полупрезидентская республика (Австрия, Франция) сочетает сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная характерная черта - двойная ответственность правительства - перед президентом и перед парламентом.
Своеобразие данных форм правления можно рассмотреть на примере полномочий президента при президентской, полупрезидентской и парламентской республиках.
Если сравнивать объем конституционных полномочий Президента России с объемом полномочий Государственной Думы, то выясняется, что Президент обладает значительно большим объемом властных полномочий. Основные функции Президента России как главы государства таковы: он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; применяет меры по охране суверенитета государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики; представляет интересы государства внутри страны и в международных отношениях.
Объем полномочий президента свидетельствует, что Россия является президентской республикой.
Президентская республика |
Полупрезидентская республика |
Парламентская республика |
Президент - глава гсударства и правтельства | Президент - глава государства, разделяет высшую исполнительную власть с главой правительства | Президент - глава государства. Исполнительная власть принадлежит главе правительства |
Правительство ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом | Правительство ответственно перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. | Правительство ответственно только перед парламентом. За действия правительства ответственен глава правительства |
Президент имеет право издавать указы, имеющие силу закона | Президент имеет право издавать указы, получившие санкцию правительства | Президент имеет право отдавать распоряжения, согласованные с правительством |
Воспользовавшись таблицей Морса Дюверже, можно сравнить функции президентов в европейских государствах: в президентских (Финляндия и Португалия) и полупрезидентских (Франция и Австрия) республиках, а также в Российской Федерации.
Полномочия президента | Россия | Финляндия | Португалия | Франция | Австрия |
Назначение Премьер-министра |
Х | Х | Х | Х | Х |
Отзыв премьер-министра | Х | = | Х | Х | Х |
Роспуск парламента | Х | Х | 0 | Х | Х |
Законодательная инициатива |
Х | 0 | = | = | = |
Законодательное вето | 0 | Х | Х | 0 | = |
Назначение референдума | Х | = | 0 | 0 | = |
Издание указов и временных законов |
Х | = | Х | Х | = |
Дипломатические функции | 0 | Х | 0 | 0 | 0 |
Назначение членов Конституционного суда |
0 | = | Х | Х | = |
Примечание: Х - функция, которая осуществляется президентом единолично, 0 - функция, которая осуществляется Президентом совместно с другим органом, или Президент имеет право заблокировать решение, = - отсутствие функции.
4. Форма территориального устройства - это внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношение друг с другом и с центральными органами власти.
Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Для унитарного государства характерны следующие черты:
система гражданства | ||||
система права | ||||
ЕДИНАЯ | государственный аппарат | |||
СИСТЕМА | судебная система | |||
система налогов |
Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, например Испания, имеют в своем составе инонациональные образования, пользующиеся автономией, компетенция которых определяется центральной властью.
Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). Централизованные унитарные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центра. В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами.
Однако в отличии от субъектов федерации в области налогообложения их компетенция сильно ограничена, что ставит их в финансовую зависимость от центра.
Федерация - это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и право на двойное гражданство.
Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источником власти, субъектами государственного суверенитета в ней выступают как крупные территориальные образования (земли, республики, штаты), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан.
Федерации (Российская Федерация, США, Швейцария, ФРГ) строится на основе распределения функций между субъектами федерации и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации.
федеральные органы власти | ||||
Федеральный | и управления | |||
Уровень | федеральные нормативные | |||
акты | ||||
органы власти и управления | ||||
Уровень субъектов | субъектов федерации | |||
Федерации | нормативные акты субъектов | |||
федерации |
При этом одна часть вопросов является исключительно компетенцией союзных органов, другая - субъектов федерации, третья - совместная компетенция союза и его членов. На федеральном уровне создается двухпалатный парламент.
Верхняя палата призвана, в первую очередь, выражать интересы субъектов федерации, нижняя палата - страны в целом.
Конфедерация - постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенции союза решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы.
Конфедерации существовали в США (1776-1787), в Швейцарии (до 1848), в Германии (1815-1867) и некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается.
1. Слово "элита" в переводе с французского означает "лучшее", "отборное", "избранное". В политических науках данное понятие характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций.
Понятие "политический (правящий) класс", впервые введенное в научный оборот Гаэтано Моска (1858-1941), занимает центральное место в его социологической концепции. Используя исторический метод, итальянский исследователь пришел к выводу, что у всех народов, находящихся на разных стадиях развития, всегда существует разделение общества на два класса - класс правящий и класс управляемый.
Эта идея обрела четкую формулировку в работе "Основы политической науки". "Во всех обществах, - писал Моска, - начиная со слаборазвитых и с трудом достигших основ цивилизации вплоть до наиболее развитых и могущественных, существуют два класса людей: класс правящих и класс управляемых. Первый, всегда менее многочленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые она дает, в то время как второй, более многочисленный класс, управляется и конролируется первым в форме, которая в настоящее время более или менее законна, более или менее произвольна и насильственна и обеспечивает первому классу, по крайней мере, внешне, материальные средства существования и все необходимое для жизнедеятельности политического организма."
Г.Моска исследовал качества, открывающие правящему классу доступ к власти. К этим качествам относятся: воинская доблесть, богатство, происхождение, личные качества, место в церковной иерархии и искусство управления.
Руководящая роль политического класса должна быть закреплена в "политической формуле". Ее предназначение заключается в обосновании легитимности правящего класса. Содержание политической формулы включает совокупность средств и методов, с помощью которых, властвующие манипулирую сознанием и поведением подвластных и заставляют большинство поверить в то, что они должны подчиняться "абстрактному принципу властвования".
Политическая формула, по убеждению Моски, есть "чистой воды мистификация". Она связана с тем, что люди по своей природе склонны повиноваться, скорее, абстрактному принципу, нежели конкретному индивиду.
Анализируя структуру и динамику правящего класса, ученый отметил две присущие ему тенденции: аристократическую и демократическую.
Аристократическая тенденция проявляется в том, что стоящие у кормила власти всячески стремятся укреплять свое господство и передать власть по наследству. Это приводит к "кристаллизации" правящего класса.
Кристаллизация выражается в застылости форм и методов управления, окостенелости и консерватизме. Обновление элиты при этом происходит крайне медленно.
Демократическая тенденция наблюдается тогда, когда в обществе происходят изменения в соотношении элит. Те, кто находится у власти, утрачивают свои позиции, и тогда изменения в правящем классе происходят путем пополнения его рядов наиболее способными к управлению и активными представителями низших слоев.
Выделяется три способа закрепления и обновления правящего класса: наследование, выбор и кооптация. Если же правящая элита не обновляется, то в обществе зарождаются новые политические силы, и происходит революция.
Однако история показывает, что в переломные моменты, когда происходит резкая смена политической власти, вверху оказываются не только лучшие, наиболее подготовленные и активные индивиды, но и "пена" - политические авантюристы и полукриминальные элементы.
2. В социологии Вальфредо Парето (1848-19923) фундаментальное значение имеет различие между элитой и массами. Изучению этой проблемы он посвятил "Трактат по общей социологии". Согласно определению в элиту в качестве составной части входит небольшое число тех индивидов, каждый из которых преуспел в своей области деятельности и достиг высшего эшелона профессиональной иерархии. "Допустим, что во всех областях деятельности каждый индивид получает индекс своих способностей, приблизительно так, как ставят оценки на экзаменах по разным предметам в школе.
Дадим, например, тому, кто превосходно делает свое дело, индекс 10. А тому, чьи успехи сводятся только к наличию единственного клиента - индекс 1. Таким образом, мы составим класс тех, у кого самые высокие индексы в сфере их деятельности, и назовем это элитой".
Правящий класс делится две группы: элиту и контрэлиту. "Для исследования, которым мы занимаемся - исследования устойчивости общества, - полезно разделить этот класс на две части.