d9e5a92d

Разный подход в оценке

На актуальность комплексного подхода к созданию антитеррористической стратегии неоднократно указывали ряд отечественных исследователей: Ю.И.Авдеев, А.А.Игнатьев, В.И.Ковалев, В.Е.Петрищев, В.Н. Ремарчук, В.В.Серебрянников, Е.И.Степанов, Р.Г.Яновский, В.В.

Устинов, и др.
При этом ученые подчеркивают, что на данный момент ни наукой, ни различными ветвями власти не выработан ответ на терроризм ни как на социально-политический феномен, ни как на различные формы преступной деятельности; конкретные принципы государственной политики по отношению к терроризму не сформулированы.
Все это в сумме препятствует выработке антитеррористических разработок и затрудняет объективную оценку антитеррористической деятельности Российского государства международным сообществом.
В то же время, рассматривая проблему противодействия терроризму в современных условиях, необходимо заметить, что ни в одной стране мира не существует разработанной технологии, гарантирующей предупреждение и уничтожение терроризма. Наука находится на стадии, когда исследуются направления, которые могут наиболее повлиять на предотвращение террористической деятельности.
Научный анализ объектов и методов терроризма, проведенный за последние годы, убедительно свидетельствует о тесной взаимосвязи различных насильственных посягательств на конституционный строй, использующих в своей тактике террористические методы. Таким образом, актуально рассматривать политический терроризм в контексте проявлений политического экстремизма, который посягая на различные стороны внутренней и внешней безопасности страны, в первую очередь угрожает национальной безопасности и целостности России.

Поэтому, как было отмечено Президентом РФ В.В. Путиным во время встречи с группой чеченских политиков и бизнесменов 10 ноября 2002 года, борьба с терроризмом и экстремизмом - это борьба за сохранение российской государственности1.
Проявление указанных тенденций требует выработки общего концептуального решения по вопросу государственной стратегии противодействия терроризму и вообще экстремизму.
По этому поводу председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Румынии Мирча Джоане подчеркивает, что хотя организация и не является лидером в борьбе против терроризма, но мы можем заняться выявлением корней, а именно политического, социального, экономического неравенства, создающего питательную среду для экстремистских идеологий, которые лежат в основе терроризма2.
Но реалии сегодняшнего дня таковы, что система общественного неравенства на различных уровнях существовала, существует, и будет еще долго существовать, провоцируя экстремизм и террористическую деятельность. Пока существует общественное неравенство, ожидать, что исчезнет терро- ризм, вряд ли приходится.

Необходим самокритичный пересмотр неверных, чреватых взрывоопасным возмущением масс действий некоторых государственных структур.
О. Бельков пишет: Политический терроризм - это форма борьбы тех, кто не имеет или не видит для себя возможности легитимными и легальными средствами заявить о своих интересах и отстаивать их. В этом смысле терроризм вечен.

Поэтому справедливо утверждение, что всеобщая война, объявленная сегодня терроризму, не более чем химера. Заявить, что можно ликвидировать терроризм, все равно как заявить, что можно окончательно искоренить преступность. А преступность, как известно, неотъемлемая черта рода человеческого, связанная с его инстинктами.

Преступность можно уменьшить только путем искоренения причин, ее порождающих. Точно так же следует исследовать и выявлять причины, порождающие терроризм.

Речь идет о необходимости признания глубокого кризиса современной цивилизации и поиске новых форм ее устройства и развития.
Признавая приоритетное направление в контроле над терроризмом в устранении социально-экономических и политических противоречий надо одновременно признать, что ликвидация неравенства и противоречий не гарантия окончательного исчезновения терроризма. В обществе всегда найдутся носители экстремистских идей, а идеи, как известно, пушками не разрушаются.

К тому же надо учитывать, что для совершения самых чудовищных насильственных акций лучшие исполнители - это фанатики. Фанатизм же чаще всего развивается как раз в среде экстремистских течений. Давая свободно распространяться таким течениям, государство рубит сук, на котором сидит.

И в один прекрасный момент мы окажемся посреди моря террора, когда обычные полицейские средства окажутся уже бессильными . Поэтому одной из основополагающих задач по предотвращению терроризма является борьба с экстремизмом, как ведущей идейной базой терроризма.


В этом случае абсолютно прав В. А. Тишков, говоря, что противостоять экстремизму можно и нужно безо всяких ссылок на состояние дел в стране и умонастроение населения. Хорошая жизнь не гарантирует исчезновения экстремизма.

Наоборот, может появиться больше материальных возможностей для экстремистской пропаганды, как это произошло в США, где разного рода ультра-правые прочно оккупировали Интернет и печатают свою пропагандистскую литературу на роскошной бумаге1.
По мнению В. А. Тишкова, в России широко распространяется экстремизм ксенофобского толка, основанный на этнорасовой нетерпимости, а также политический экстремизм неофашистского толка, основанный на идеях группового неравенства, на пропаганде тоталитарного порядка и ненависти. По мнению диссертанта, надо учитывать появление этнического экстремизма, а также нельзя упускать из виду и распространение религиознополитического терроризма, навязанного из-за рубежа.
Для противодействия политическому экстремизму, во-первых, недопустимо подменять борьбу против выражения крайних взглядов, запрещаемых Конституцией и рядом законов, борьбой лишь с крайними формами (терроризмом). Во-вторых, настоятельно требуется выработка в обществе мировоззренческой четкости, что и подчеркнул Президент Российской Федерации В.В.

Путин на совещании в Ростове-на-Дону, в октябре 2000 года. Характеризуя чрезвычайно важное геополитическое значение северокавказского региона для интересов России, В.В. Путин отметил полное отсутствие идеологии и невнятность в политике Центра в отношении Северного Кавказа, ее малую эффективность.

В то же время, Северный Кавказ является в России именно тем регионом, где наблюдается критический уровень противоречий в сфере национального государственного устройства и межэтнических отно-шений2.
Идеологический вакуум, сложившийся в общественном сознании, заполняется идеологией национализма в широком диапазоне - от спекуляций на тему духовного возрождения нации или народа до воинствующего националистического или этнического экстремизма, обращающегося к террористическим методам борьбы.
Поэтому главной государственной стратегией антитерроризма должна стать выработка новых базовых идеологических принципов, в первую очередь учитывающих полиэтничный характер Северного Кавказа и Российской Федерации в целом. Необходимо учитывать, что особенность политического экстремизма состоит в том, что он питает терроризм идейно и духовно, имеет склонность и тенденцию приобретать террористический характер.

Для противодействия экстремизму и терроризму необходима мировоззренческая четкость. Реальными шагами в этой области противодействия могут быть:
- формирование общей и признаваемой всем многонациональным обществом системы целей, идей, ценностей;
- создание общенациональной идеологии, опирающейся на патриотизм, как на одну из наиболее ярких этнических чувств.
Общенациональная идеология призвана обеспечить единство ценностных ориентацией общества, интегрировать множество существующих социальных, конфессиональных, этнических, территориальных и иных групп в нечто целое. Все это будет играть позитивную роль, лишая терроризм его идеологической базы.
Следующим элементом стратегии противодействия терроризму является борьба с распространением религиозно-политического экстремизма. В этой связи возникает настоятельная необходимость проведения следующих мер:
- совершенствовать законодательство, регулирующее правовой режим пребывания иностранцев в Российской Федерации;
- усовершенствовать работу консульских учреждений России в исламских государствах;
- внести изменения в Федеральный закон О свободе совести и религиозных объединениях. (Это вызвано тем, что на сегодняшний день в России является законным создание объединений граждан в форме религиозных групп, осуществляющих свою деятельность без государственной регистрации).
Несмотря на глубокую угрозу, которую несет религиознополитический экстремизм государственной целостности России, несмотря на террористическую направленность борьбы религиозных экстремистов, до сих пор можно констатировать нечеткую позицию Российского государства по отношению к исламскому фундаментализму и другим религиозным течениям, нетрадиционным для страны.
Наблюдается недостаточный контроль за общественными и религиозными организациями, слабость теоретической базы по данному вопросу. То, что субъекты Российской Федерации были вынуждены самостоятельно принимать законы в данном направлении, (например, закон Республики Дагестан О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан и закон Карачаево-Черкесской Республики О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории Карачаево-Черкесской Республики), говорит о слабости правовой базы на федеральном уровне по борьбе с религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом.
Эффективность мер, принимаемых в данном направлении, снижают региональные СМИ, которые зачастую дают противоречивые оценки как самому ваххабизму, так и действиям официальных структур по его предотвра-щению.У региональных СМИ отсутствует какая-либо системность в освещении данного вопроса, а порой присутствует негативное отражение действий властей по искоренению религиозно-политического экстремизма.
Далее в целях стабилизации социально-политической ситуации в Северокавказском регионе, предупреждения угроз безопасности и террористической целостности России со стороны религиозно-политического терроризма необходимо разработать и осуществить комплексную программу обеспечения безопасности Юга России с включением политических, социальноэкономических, правоохранительных и военно-стратегических аспектов. Настало время для принятия согласованной концепции, регулирующей отношения государства с различными исламскими движениями.
Работая в этом направлении, исследователям надо обратить внимание, в частности, на следующие моменты: если в центральных изданиях ваххабизм воспринимается как религиозное течение экстремистского характера и причастность групп ваххабитов к незаконными вооруженным формированиям и террористическим актам, осуществляемым на территории России, не подвергается сомнению, то в публикациях большинства газет КЧР и КБР нет желания связывать ваххабизм и терроризм. Понятие ваххабизм употребляется исключительно в идеологическом контексте для определения религиозного течения в исламе.
Разный подход в оценке вызван, во-первых, опасениями по поводу возможного гонения впоследствии на ислам в целом; во-вторых, не существует на сегодняшний день никаких официально оформленных критериев отличия традиционного ислама от фундаментального.
Государство несет главную ответственность за противодействие экстремизму и терроризму, и оно должно инициировать все необходимые действия по защите общества. О. Лафонтен писал, что государство обязано вмешиваться в общественную жизнь, обнаруживая в ней дефицит разумных действий, пытаясь восполнить его: Ответственная политика строится на профилактике, на упреждении; упреждающая политика не останавливается перед решительным вмешательством с целью регулирования. Столь часто критикуемое бессилие государства вытекает из неизменной запоздалости его действий.

Политика тащится по следам событий, пытается бороться с симптомами вместо причин1.
Следующим приоритетным направлением государственной политики в области предупреждения терроризма должна стать работа с молодежью, поскольку именно молодежное сознание в первую очередь подвержено влиянию различных экстремистских идеологий, перерастающих в террористические воззрения.
Сегодня контроль над ситуацией в молодежной среде во многом утрачен. Условия предоставлены национал-экстремистским, неофашистским силам, разного рода политическим течениям, вплоть до международных террористических организаций.

Все они энергично проходят стадию становления и на деле проявляют заинтересованность в расширении собственной социальной базы.
Важное значение в деле профилактики и предотвращения экстремизма и терроризма имеет эффективное функционирование системы образования, в том числе пропаганда правовых знаний. Составной частью этого процесса должно стать обучение культуре мира. Как известно, Генеральная Ассамблея ООН поддержала резолюцию ЮНЕСКО о провозглашении пятилетней Программы воспитания культуры мира и толерантности с 2000 по 2005 гг.

Эта Программа предусматривает привитие всех форм поведения, которые уважают право на жизнь, достоинство и права человека, справедливости, солидарности, терпимости, понимания между группами и государствами; отрицает насилие во всех его формах. Вступила в действие целевая программа Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005гг..

В тоже время качество образования в современном российском обществе является главным показателем уровня развития и благосостояния населения. Однако, как показывает история, не только современная школа и система образования в России, но и вся планетарная цивилизация, еще весьма далеки от подлинной реализации на практике философии и культуры мира.
Не последнюю роль играют в этом и СМИ. В СМИ недопустимы не только высказывания в защиту террористов, но и повторение тезисов о том, что терроризм является высокоэффективным и относительно дешевым средством достижения целей, а также о том, что винтовка рождает власть.
Взаимодействие между властями и СМИ является важным элементом стратегии противостояния терроризму. Как СМИ, так и власти не заинтересованы в том, чтобы СМИ не становились помимо их воли объектом манипуляций, направленных на достижение целей или применение методов терроризма.
Внимание общественности следует акцентировать на том, что нигде и никогда террористам не удавалось добиться победы, а итогом и следствием террористического акта становились только многочисленные бессмысленные жертвы. Надо обращать внимание на подлинную сущность и бесперспективность терроризма, показывать пагубность его последствий.
Как часть государственной стратегии следует рассматривать разрабатываемые сейчас поправки в Закон РФ О СМИ и Федеральный закон О борьбе с терроризмом , запрещающие пропаганду или оправдание терроризма и экстремизма, а также высказываний террористов, экстремистов и иных лиц, препятствующих осуществлению контр террористических операций.
Особое значение в обеспечении успеха в борьбе с терроризмом приобретает информационно-психологическое противоборство, которому содействует взаимосвязанная эффективная работа Росинформцентра, Министерства печати и информации, пресс-службы МВД, Министерства обороны и др. федеральных органов.
Основополагающим компонентом адекватной терроризму и экстремизму ответной государственной стратегии должна стать борьба с организованно-идейными структурами этих явлений, что включает в себя, в первую очередь, борьбу с финансированием терроризма и экстремизма. Если до сих пор Комитет по финансовому мониторингу мог лишь только собирать банковскую информацию, то с 1 января 2003 года вступил в действие закон Российской Федерации О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем1, который позволяет значительно расширить территорию, на которой отслеживаются пути движения грязных денег.
Усложняют работу в данном направлении несколько аспектов проблемы. Во-первых, специфика борьбы с финансированием терроризма включает сложную взаимосвязь разведывательных и правоприменяемых действий, затрагивающих такую уязвимую область, как банковская тайна, которая связана как с вопросами экономической безопасности целых государств, так и с правом отдельных граждан.
Во-вторых, целенаправленной борьбе с финансированием терроризма мешает отсутствие координации между действиями многочисленных служб, занимающихся установлением, пресечением и раскрытием фактов финансовой подпитки террористов.
В-третьих, усложняет работу по пресечению финансирования террористических организаций глобализация финансовых операций.
Поэтому одним из важнейших вопросов, неизбежно возникающих при решении проблемы финансирования терроризма, является совершенствование международного сотрудничества и наработка правоприменительной практики в сфере перекрытия мировых и внутригосударственных финансовых потоков, направляемых в поддержку террористов.
Комплексный подход по выявлению и ликвидации источников и каналов поставки средств, поддерживающих террористическую деятельность (финансовой помощи, оружия и наемников) демонстрирует Международная Конвенция по борьбе с финансированием терроризма. Координирующие международно-правовые функции взяли на себя ООН, Интерпол, Европол, неправительственные международные организации.

Несмотря на то, что основным международным координирующим органом по борьбе с финансированием терроризма призвана оставаться ООН, ее роль постепенно сокращается и подменяется иными органами гегемонии нового типа в однополярном мире. Следует отметить, что структура ООН до сих пор отражает расстановку сил периода холодной войны и все более подменяется в сферах мировой политики НАТО (при абсолютном доминировании США).

Поэтому следующим шагом может стать реформирование главного международного института - ООН. Необходимо создать мировое правительство, которое смогло бы эффективно управлять мировыми политическими процессами, упреждая удары международного терроризма, как негативного последствия образования глобального сверхобщества - надстройки над обычными обществами.
Далее анализ нынешней политической ситуации позволяет смело утверждать, что современные террористическое организации являют собой особо опасные и особо законспирированные ответвления организованной преступности. Захваты банков, рэкет, взятие заложников с целью получения выкупа превратились в разновидность высокодоходного бизнеса.

Более того, террористические организации внедряют своих агентов в различные звенья государственного аппарата, промышленного и финансового мира.
С другой стороны, как свидетельствует современная практика, одним из главных источников финансовых поступлений террористам является наркобизнес. Необходимо проблемы борьбы с терроризмом тесно связать с вопросами борьбы с наркоманией и организованной преступностью, которые также зачастую переходят национальные границы и во все большей мере приобретают международный характер. Но если проанализировать действующее законодательство по противодействию терроризму и наркобизнесу, то можно прийти к парадоксальному выводу. Во всех известных нормативных актах, принятых по этим вопросам с 1990 по 2002 г. наркобизнес и терроризм заявляются не как составная часть организованной преступности, а как вид преступлений, существующий самостоятельно и независимо от организованной преступности1, утверждает профессор В.Н.

Лопатин.
Далее ученый правомерно замечает: Концептуально с таким подходом согласиться нельзя, так как борьба с терроризмом и наркобизнесом вне рамок противодействия организованной преступности ведет к распылению сил, не отражает реального положения дел. Успех по приоритетным направлениям борьбы с терроризмом в значительной степени может быть достигнут именно через комплексное решение вопросов борьбы с преступностью и наркобизнесом как причины многих перечисленных негативных последствий2.
Для разработки современной стратегии контроля над терроризмом, как представляется, важное значение имеет и учет исторического опыта борьбы с этим социально-политическим явлением, причем как собственного исторического опыта, так и зарубежного.
В этой связи использование апробированного позитивного зарубежного опыта включает в себя:3
- его изучение, анализ, выявление сильных и слабых сторон и разработку на этой основе непосредственных рекомендаций для законодательной и правоприменительной деятельности;
- включение его в том или ином адаптированном виде в систему правовой базы противодействия терроризму, то есть инкорпорирование в законодательную систему государства;
- использование его в обучении сотрудников правоохранительных органов, в том числе при подготовке учебных пособий, монографий, научных статей;
- непосредственное его использование в предупредительных антитер- рористических мероприятиях - эта практика наиболее широкое распространение получила в Израиле, Великобритании (с 1973 г.), а также в США (с 1996 г.).
Есть и другой метод контроля над терроризмом, апробированный за рубежом - это использование вооруженных сил государства. Специальным законом предусмотрено пользование вооруженных сил в операциях по борьбе с терроризмом в США.

Подобный опыт борьбы с терроризмом и экстремизмом и ее правовое обеспечение были положены в основу деятельности силовых структур многих государств, особенно стран Латинской Америки и Ближнего Востока. Некоторые страны Европы (к примеру, Великобритания) в сфере борьбы с терроризмом также используют вооруженные силы на основе чрезвычайного законодательства.

Таким образом, во многих зарубежных государствах вооруженные силы не только не остаются в стороне от борьбы с терроризмом, но и выступают в соответствующих случаях в качестве основной силы, способной остановить и нейтрализовать террористскую деятельность.
При этом необходимо учитывать, что если втягивание страны и общества в вооруженное противостояние может происходить быстро, то избавление от терроризма, наоборот, требует многих лет и даже десятилетий. Об этом свидетельствует как исторический опыт зарубежных стран, так и наш отечественный на примере Чечни. За считанные месяцы зона активности боевых действий охватила до 4 тыс. кв. км. в Дагестане (Кадарская зона) и более 15 тыс.кв.км. в Чечне. В итоге эта операция по целям, задачам и своему пространственному размаху и численному составу Объединенной группировки войск (сил) оказалась соизмеримой с общевойсковой (корпусной) и даже (армейской) операцией1.

Вместе с тем она имеет множество особенностей, которые отличают ее от классической общевойсковой операции.
Необходимость уточнения этих вопросов возникает из-за высказывания западными аналитиками мнения, что операция в Чечне должна рассматри- ваться как вооруженный конфликт немеждународного характера. Учитывая, что военная угроза - это определившееся намерение какого-либо государства (группы государств) развязать войну против другого государства (группы государств) или нанести ущерб его национальным интересам и суверенитету агрессивными действиями, и то, что военной Доктриной Российской Федерации терроризм отнесен к числу основных внутренних угроз, следовательно, в контексте Военной Доктрины РФ терроризм надо понимать как одно из проявлений внутренней военной угрозы и он адекватен агрессии.

Поэтому все попытки зарубежных политиков убедить Россию признать наличие в Чечне вооруженного конфликта преследуют несколько целей: первая -боевики получают индульгенцию для ведения справедливой войны, вторая - затруднить борьбу России с терроризмом; третья - внутренний вооруженный конфликт может быть использован как повод для вмешательства.
Однако правовое обеспечение данного направления антитеррористической деятельности не всегда адекватно. Оперативно-боевые задачи органов ФСБ и ее структуры до сих пор законодательно не обозначены , утверждает Генеральный прокурор РФ В.В.

Устинов и замечает, что оперативно-боевые операции упоминаются лишь в ведомственных нормативных актах, и хотя они не охватывают весь комплекс действий по нейтрализации и ликвидации террористов, подобные действия давно апробированы органами безопасности не только в России но и во всем мире и стали предметом изучения исследователей.



Содержание раздела