d9e5a92d

Статистическое изучение результата и эффективности


Статистическое изучение результата и эффективности научно-технического прогресса

В решении проблем интенсификации и повышения эффективности общественного производства важно иметь сведения о народнохозяйственной целесообразности осуществленных мероприятий в области научно-технического прогресса. Задача статистики заключается в определении конкретных результатов научно-технического прогресса и его социальной и экономической эффективности. Так как результат или эффект от реализации научных и технических решений весьма многообразен, то и статистика характеризует его рядом показателей, отражающих рост производственных мощностей, экономию живого и овеществленного труда, снижение себестоимости, повышение качества продукции, улучшение условий труда, снижение уровня загрязнения окружающей среды и т.д.\

Таким образом, изучение научно-технического прогресса в статистике предполагает разделение • процесса на группы, предусматривающие фиксацию индивидуальных воздействий в общей совокупности действий, направленных на сохранение позитивной динамики процесса прогресса.

Проводя статистическое исследование себестоимости продукции, необходимо учитывать, что при производстве продукции следует раскрывать формальное содержание происходящих процессов, отражающихся в себестоимости, совмещающей деятельность производителя и предметов труда в едином действии.

20.4. Государственное регулирование экономики и экономическая политика

внешнеэкономическая политика; регулирование межгосударственных экономических отношений

Разработка программы внешнеэкономической политики необходима для составления выводов о сходстве индивидуальных характеристик данной страны с общеэкономическими в целом для определения этапов реализации внешнеэкономической политики страны в отношении сохранения стабильного положения в мире.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей

Внешнеэкономическая деятельность России представляет собой совокупность направлений,   форм   и   методов   торгово-экономического,   научно-технического сотрудничества, а также валютно-кредитных и финансовых отношений с зарубежными странами.

Стратегия развития внешнеэкономических связей направлена на улучшение положения России в системе международного разделения труда, расширение рынков сбыта продукции, достижение устойчивого экономического и социального роста.

Для этого государством предусматриваются меры по развитию экспортного потенциала, рационализации импорта, повышению конкурентоспособности продукции отечественных предприятий на мировом рынке, привлечению иностранных инвестиций для технологической модернизации производства, обеспечению экономической безопасности страны.1

Политика внешнеэкономического регулирования должна в своей сущности определять условия и обстоятельства, позволяющие осуществлять систему экономических, организационных, политических мер для развития внешних отношений данной страны.

Потенциал России и ее возможности по интеграции в мировое хозяйство достаточно велики. Так, в настоящее время в суммарном ВВП всех новых рынков доля России составляет свыше 25 %. Причем это единственный нарождающийся рынок, где есть своя космическая программа, инфраструктура и реальные возможности для ее реализации. По самым скромным оценкам в России больше природных ресурсов (10,2 трлн долл. США), чем у Бразилии (3,3 трлн долл.), Южной Африки (1,1 трлн долл.), Китая (0,6 трлн долл.) и Индии (0,4 трлн долл.) вместе взятых. Удельный же вес нашей страны в международных инвестициях в нарождающиеся рынки составляет всего 0,5%. Остальные 99,5% приходятся на Мексику, Бразилию, Аргентину, Турцию, другие развивающиеся и новые индустриальные страны.

Развитие внешнеэкономической деятельности РФ во многом определяется либерализацией условий ее осуществления. Она характеризуется в настоящее время значительным ослаблением государственной монополии на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности. Непосредственный выход на внешние рынки получили предприятия и организации, имеющие различные формы собственности и типы хозяйствования.2



Важным моментом внешнеэкономических отношений является регулирование процесса взаимодействия стран в различных аспектах их действий как основа для сохранения стабильности положения между странами.

К субъектам внешнеэкономической деятельности относятся специализированные внешнеэкономические организации, предприятия сферы производства и обслуживания, биржи и т.п., а также организации, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность и содействующие ее развитию (банки, торгово-промышленные палаты и т.п.).

Система управления внешнеэкономической деятельностью на общегосударственном уровне включает такие органы, как::

- Президент и Правительство РФ — сфера общей компетенции;

- Министерство экономики РФ — разработка социально-экономической стратегии, включая определение направлений развития внешнеэкономической деятельности и формирование ее приоритетов в сотрудничестве с зарубежными государствами;

- Министерство финансов РФ — выработка государственной финансовой, политики в целом и во внешнеэкономической деятельности в частности;

- Министерство внешних экономических связей РФ — участие в разработке внешнеэкономической стратегии, реализация внешнеэкономической политики государства, формирование и осуществление средствами государственного регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, в компетенцию федеральных органов входят формирование концепции и стратегии развития внешнеэкономических связей, обеспечение экономические интересов России, интересов ее субъектов, государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование.

Кроме этого, в ведении федеральных органов находятся следующие вопросы:

- ввоз и вывоз опасных отходов, отдельных видов сырья, материалов, технологий, научно-технической информации и т.п., которые применяются или могут быть применимы при создании вооружений и военной техники, определенных стратегически важных сырьевых товаров, драгоценных металлов, камней и изделий из них;

- формирование и использование золотовалютных резервов Российской Федерации;

- разработка платежного баланса страны;

- привлечение кредитов под гарантии Правительства РФ.

Инструментами регулирования внешнеэкономической деятельности являются квотирование, лицензирование, валютное регулирование, а также налоги, пошлины и др.

Административные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности особенно эффективны в тех случаях, когда страна находится в состоянии экономической нестабильности, дефицита и инфляции. Они применяются временно в целях либо защиты экономики (квоты на импорт), либо ее восстановления через мобилизацию и оптимальное использование ресурсов.

Экономические инструменты регулирования в период стабилизации экономики занимают центральное место. Одной из важных форм внешнеэкономических связей субъектов хозяйственной деятельности является внешняя торговля, которая представляет собой предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами и информацией. В нее включается также и обмен результатами интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительными правами на них.

Основными   принципами   государственного   регулирования   внешнеторговой деятельности являются:

- единство системы регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

- единство таможенной территории страны;

- приоритет экономических мер регулирования;

- равенство и защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности.

Субъекты Российской Федерации в пределах своей компетенции обладают такими полномочиями в части осуществления внешнеторговой деятельности на своей территории, как: формирование и реализация региональных программ внешнеторговой деятельности;

координация и контроль за внешнеторговой деятельностью российских и иностранных партнеров; предоставление дополнительных по отношению к федеральным финансовых гарантий участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на их территории, и заключение соглашений в области внешнеторговых связей как с субъектами, так и с административно-территориальными образованиями иностранных государств.

Воздействие на внешнеторговую деятельность осуществляется посредством установления импортных и экспортных таможенных пошлин, количественных ограничений экспорта и импорта в целях обеспечения национальной безопасности и выполнения международных обязательств страны. Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются в основном путем проведения конкурса или аукциона.

Приняты законы о таможенном тарифе, валютном регулировании и валютном контроле. Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1007 «Об отмене квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт» отменена система квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг из России.



Содержание раздела