d9e5a92d

Производственные и рыночные связи предприятия


Производственные и рыночные связи предприятия

В современных условиях рыночной экономики любой предприниматель, а тем более — предприниматель, занимающийся производственной деятельностью, сталкивается с множеством проблем.

Первая из них — найти себя в хозяйственном пространстве или, как говорят, свою «хозяйственную нишу». Предпринимателю предстоит изучить состояние рынка, предложение и спрос на те или иные товары в интересующей его отрасли, регионе. Следует предусмотреть возможные препятствия или ограничения. Надо изучить возможность получения льгот — заемных, налоговых и др. Таким образом определяются общие условия инвестирования средств.

Все эти данные открыты, доступны. Они содержатся в многочисленных публикациях, в статистической информации, в законодательных актах. Дополнят эту информацию осведомленные частные лица. Этой, нередко очень ценной информацией не следует пренебрегать.

Определив таким образом свою «хозяйственную нишу», предприниматель может устанавливать специализацию своего предприятия. Потребуется оценить возможности будущих потребителей, узнать все возможные сведения о конкурентах, решить вопрос о технике и технологии, с помощью которых будет производиться продукция.1

Рыночное хозяйство — совокупность предприятий, каждое из которых является самостоятельной, обособленной производственно-хозяйственной единицей в системе общественного разделения труда. Причем предприятие представляет собой зафиксированную систему взаимоотношений в экономике, объединенных единой целью и использующих одни принципы реализации своих намерений в рамках экономического пространства.

На всех этапах развития экономики основным звеном являлось предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Под самостоятельным промышленным предприятием понимается производственная единица, обладающая производственно-техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает предприниматель. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, предприятие — это самостоятельный хозяйствующий  субъект,   созданный предпринимателем  или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Как уже отмечалось, цель деятельности предприятия — удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Еще недавно основной целью предприятия называлось лишь удовлетворение общественных потребностей. Можно ли сегодня, в условиях перехода к рыночной экономике, отбросить, исключить эту цель и оставить единственной целью получение максимально возможной прибыли? Полагаем, что нет.

Действительно, основная цель предпринимательства — получение прибыли, но не любой ценой. Цивилизованные рыночные отношения требуют разумного сочетания обеих целей. Конечно, следует согласиться с тем, что бизнес — это экономическая деятельность предпринимателей, их искусство и способность приносить все возрастающие размеры прибыли, обеспечивать высокий уровень рентабельности. Вместе с тем, развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, способствует всемерному повышению эффективности производства.

Приступая к созданию предприятия, любой предприниматель или группа предпринимателей должны иметь перед собою четкую и ясную идею. Эта идея должна быть подкреплена системой постоянного получения заказов на свою продукцию или услуги. Намечаемый выпуск продукции или оказание услуг должны быть обеспечены всеми необходимыми материальными ресурсами. Наконец, начиная новое дело, следует продумать возможность постоянного пополнения своего капитала. Все эти вопросы необходимо достаточно подробно отразить в основном документе — предпринимательском бизнес-плане.



Важным качеством любого предпринимателя современного предприятия является способность гибко реагировать на изменение ситуации. Для этого надо быть компетентным в избранной сфере деятельности, обладать необходимыми чертами характера:

целеустремленностью, упорством, готовностью к неудачам, способностью учиться и делать выводы из своих ошибок. Следует подобрать надежных партнеров и соратников. Надо быть готовым к конкурентной борьбе. Необходимо четко организовать маркетинг, уметь поддерживать неформальные связи, а на более поздних этапах — официальные отношения как с поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, так и с потребителями продукции, с заказчиками.

Современное предприятие — сложная организационная структура. В условиях рыночной экономики возрастает значение трех основных направлений организации промышленного предприятия:

- научной организации производства;

- научной организации труда;

- научной организации управления.

Научная-организация производства имеет целью создание оптимальной технико-технологической системы на предприятии. Это надежно и эффективно функционирующие производственное оборудование и технология, упорядоченные технико-организационные взаимосвязи работников.

Задача научной организации труда (НОТ) — построение здоровых формальных i отношений в коллективе работников. Она включает систему мер по созданию условий ! для высокопроизводительного, эффективного творческого труда. Но возможности НОТ ограничены технико-технологическим состоянием предприятия, его финансовыми и | экономическими активами.

Научная организация управления — это система технических, экономических и гуманитарных средств, обеспечивающих целенаправленность воздействия на материальную и человеческую подсистемы предприятия. Она способствует их взаимодействию в целях достижения наилучшего морально-технологического и экономического эффекта.           |

Любая предпринимательская акция — это организация взаимосвязей между людьми, ! И чем более основательно она воссоздана и умело регулируется, тем больше надежд на получение экономической выгоды, на прибыльное возмещение понесенных затрат.1

Очевидно, что любое предприятие должно обладать материальной и финансовой базами, которые составляют первичный потенциал любого действия в экономике. Поэтому особенно важны факты отлажвнности взаимодействия части в составе целого — этих баз в структуре предприятия. Именно они в значительной степени влияют на образ и способ экономических действий предприятия, фирмы, компании.

Следующий шаг предпринимателя — формирование производственной базы. Предпринимателю предстоит приобрести или взять в аренду производственные и складские помещения, оборудование, станки, инструмент, приобрести сырье и материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, привлечь рабочую силу. Здесь предприятие вступает в отношения с производителями оборудования, поставщиками сырья и материалов, с посредническими фирмами. Работники нанимаются на бирже труда, через объявления в прессе и другими путями.

Важный этап — привлечение финансовых средств. Собственных средств у предпринимателя или у его партнеров для начала и развития дела, как правило, недостаточно. Дефицит денежных средств можно преодолеть, выпустив акции, т.е. частично передать права на участие в капитале и прибыли предприятия, или собственные долговые обязательства, а также получив займы в коммерческих банках.

В этих случаях предприятие вступает во взаимоотношения с юридическими и физическими лицами, приобретающими его акции или долговые обязательства, а также с коммерческими банками. Кредиты банка подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Специфика переходного периода к рынку, сложившаяся ныне в нашей стране, привела к тому, что наибольший интерес у обеих сторон (и у предприятия, и у банка) имеют краткосрочные ссуды, которые выдаются банками, как правило, на 30, 60 и 90 дней, т.е. до трех месяцев.

Предоставление кредитов нередко сопровождается различными видами страховых операций. Страхованию могут подлежать здания, запасы материальных ценностей и др. В этом случае предприятия вступают в деловые взаимоотношения со страховыми компаниями.

Выпуская акции, облигации, другие ценные бумаги или приобретая их, предприятия обращаются к фондовому рынку, т.е. рынку ценных бумаг. Здесь перечень организаций, с которыми предприятия вступают во взаимоотношения, достаточно велик. Это прежде всего фондовые биржи, кредитно-финансовые институты, инвестиционные фонды, индивидуальные инвесторы и др.

Таков далеко не полный перечень производственных и рыночных связей предприятия. По мере развития рыночных отношений этот перечень расширяется и дополняется.2



Содержание раздела