На практике в результате действия дополнительных факторов, таких, например, как государственная политика или крайняя неустойчивость экономики в период кризиса, ставка процента может достигать своего максимума при сокращении производства.
К примеру, в результате поощрительной политики администрации Рейгана в 80-е годы ставка процента была очень высокой и достигала 18-20%, а реальные средние доходы на инвестиции колебались на уровне 8-10%. Но такая политика требовала дополнительных расходов.
Другой случай — кризис. Произведенные товары не находят сбыта. Срочно нужны деньги для оплаты долговых обязательств. Спрос на них повышается, предложение сокращается, ставка процента растет и достигает максимума. Ставка процента будет повышаться, но не столь стремительно, как в приведенных выше случаях, а также в фазе подъема, когда растут прибыли производителей и требуется заемный капитал.
Минимальная граница ставки процента теоретически равна нулю. На практике она максимально снижается в период депрессии, когда промышленность переживает застой, а предложение ссудного капитала возрастает, так как многие капиталы не находят применения.
Соотношение ставки процента и дохода на капитал графически можно представить следующим образом ( 15.1.4).
Вертикальная линия SS — это величина предлагаемого накопленного капитала, которая на данный момент есть величина постоянная; кривая d — это спрос на капитал. Пересечение прямой SS и кривой d в точке Е показывает величину дохода на капитал, или ставку процента, которая в нашем примере составляет 10% в год.
На этом уровне спрос и предложение уравниваются, так как при более высокой ставке процента упадет предложение капитала, а при более низкой спрос превысит предложение. Существуют другие методики для определения ставки процента в зависимости от предложения и спроса на капитал, которые учитывают воздействие самых разнообразных факторов, таких, например, как инфляция, динамика развития, рассматриваемый период прогноза и т.д. Но это уже больше относится к практической стороне вопроса. Нам остается сделать следующий вывод: в условиях рыночной экономики уровень ставки процента должен складываться только под влиянием конкуренции, под влиянием спроса и предложения капиталов.
Следует добавить, что в марксистской литературе процент рассматривается как одна из форм прибыли. Последняя имеет два вида — предпринимательский доход и ссудный процент. Та часть прибыли, которую вручает заемщик собственнику капитала, называется ссудным процентом, оставшаяся часть — предпринимательским доходом. В западной литературе любой доход на капитал будет называться процентом на капитал или прибылью. С точки зрения методологии, по мнению К.Маркса, прибыль и процент есть такие формы прибавочной стоимости, которые скрывают неоплаченный труд рабочих, и отсюда следует вывод о неизбежности экспроприации этого неоплаченного труда у капиталистов. Этот вывод выходит за рамки исследования чисто экономической теории и рыночных отношений. Западные же теоретики ограничиваются анализом рынка и не делают политических выводов.
К.Маркс предполагал, что с развитием технического прогресса процент на капитал должен снижаться. Технический прогресс он связывал с ростом органического строения капитала (C/Y ), который должен снижать норму прибыли:
Норма прибыли =
Процент, по мысли К.Маркса, есть часть нормы прибыли, и его величина вслед за нормой прибыли должна снижаться.
Однако этот прогноз не оправдался. Статистика последних 150 лет его не подтвердила. Причиной тому являются, по крайней мере, следующие два обстоятельства:
- технический прогресс далеко не всегда шел по линии роста органического строения капитала (С/У);
- капитал в условиях, когда норма прибыли начала падать, перебрасывался на производство нового продукта, на завоевание новых рынков. Такая стратегия обеспечивала устойчивые высокие доходы. Кроме того, ускорение научно-технического прогресса вызывало необходимость более динамичного обновления производства и вместе с ним усиливало давление спроса на свободные деньги, что также не могло способствовать падению величины процента.'
Конкуренция, являясь конкретной формой функционирования рыночных отношений, составляет важный элемент рыночного механизма, что позволяет выделить в рыночном механизме две стороны:
1) механизм взаимосвязи спроса и предложения с целевой функцией их сбалансирования;
2) механизм конкуренции с целевой функцией стимулирования товаропроизводителей.
Конкуренция (от лат. «конкуррере» — сталкиваться) — это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи
товаров. Она выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены.
Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. Она развертывается среди продавцов, которые хотят продать свой товар дороже. В этой борьбе побеждают те из них, кто сбывает товар подешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос, но продает больше.
Активно развивается конкуренция среди покупателей, которые стремятся приобрести товар по меньшей цене. В соперничестве между ними побеждают те, кто предложил более высокую цену по сравнению с рыночной ценой.
Наконец, главной линией развертывания конкуренции является соперничество продавцов и покупателей, которые стоят на противоположных позициях в отношении уровня цены на товары. В результате этого соперничества устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривой спроса и предложения.
Чем сильнее конкуренция среди продавцов, тем в большей мере предложение товаров превышает спрос покупателей. Когда конкуренция среди продавцов ослабевает, спрос начинает превышать предложение товаров. Конкуренция среди продавцов, среди покупателей и между теми и другими выступает как сила, вызывающая движение цены к уровню равновесия.
В экономической науке выделяют несколько типов конкуренции. Прежде всего в западной экономической литературе различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. В условиях совершенной конкуренции каждый отдельный агент рыночной экономики при принятии решений исходит из задаваемых ему рыночных цен и не может влиять на ценообразование. Совершенная конкуренция предполагает полную мобилизацию производственных ресурсов. Каждый владелец такого ресурса выбирает выгодную для себя сферу приложения и не ограничен в этом выборе ничем, кроме конкуренции со стороны аналогичных ресурсов. Понятие совершенной конкуренции включает в себя также полную информированность всех без исключения участников производства о тех хозяйственных возможностях, которые имеются в ней. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции: множественность продавцов и покупателей, однородность выпускаемого продукта, отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены, мобильность производственных ресурсов, абсолютное знание предпринимателями состояния рынка.
Несовершенная конкуренция имеет место, когда лишь несколько крупных фирм производят основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии и монопсонии.
Монополия (происходит от греч. слов «монос» — один, «полео» — продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.
Определяющим моментом при этом являются не размеры предприятия, а доля его производства в выпуске товаров на рынке. Первые монополии возникли очень давно и были связаны с невоспроизводимыми условиями производства и возможностями диктовать потребителям свои условия. В.Ленин связывал появление монополии прежде всего с ростом концентрации и централизации производства и капитала. Есть и другие условия образования монополий —такие, как естественная монополия, связанная с невоспроизводимыми элементами производства (залежи полезных ископаемых, плодородные участки земли и т.д.), использованием научно-технических достижений и т.д. Наконец, может возникать административная монополия, поддерживаемая государством, подчиняющая судопроизводство, охрану правопорядка, государственную безопасность и т.д.
Со стороны спроса аналогом монополии выступает монопсония. Это такая ситуация на рынке, когда существует лишь один покупатель. При монополии и монопсонии у продавцов и покупателей появляется возможность влиять на процесс ценообразования. При этом монополия оказывает влияние на цену путем изменения объема производства, а монопсония — посредством изменения размеров закупок.
Монополия расширяет производство не бесконечно. Она это делает до тех пор, пока каждая дополнительная единица продукции будет приносить доход больший, чем затраты на его производство. Доход и затраты на каждую дополнительную единицу продукции называют предельными. Расширение производства монополий ограничено кривой спроса и растущими предельными затратами.
Монополия и монопсония — это крайние случаи несовершенной конкуренции. Чаще встречается олигополия (от греч. слов «олигос» — немногий, «полео» — продаю): когда основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов, и олигопсония: когда есть несколько крупных покупателей. Примером олигополии могут служить три гиганта автомобильной промышленности США — «Дженерал моторе», «Форд» и «Крайслер», которые вместе производят свыше 90% всех автомобилей в стране.
Олигополии используют новый способ борьбы за покупательский спрос — неценовую конкуренцию. В этом случае борьба идет на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов.
Неценовая конкуренция меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи цен и стоимости. Если на рынке господствует цена, установленная олигополией, то цена не может совершать прежнего движения вокруг стоимости товара. Величина стоимости изменяется в соответствии с уровнем зафиксированной цены продуктов, в зависимости от остроты конкуренции увеличиваются или снижаются расходы олигополий на повышение качества товара, поддержание сети обслуживания потребителей, рекламу и др. Затраты на изготовление и сбыт продукции монополий и олигополий меняются быстрее и оказываются более гибкими, чем рыночная цена.
Современное процветание разного рода монополий (олигополий), возникновение транснациональных корпораций свидетельствуют о том, что образование монополий — закономерный процесс, и объясняется это тем, что сама конкуренция — важный элемент рыночного механизма —- порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.1
Структура рынков и их функционирование представляют интерес для изучения, потому что для предприятия, фирмы необходимо найти пути оптимального взаимодействия с рынком факторов производства. С точки зрения государства, экономическая теория помогает находить закономерности функционирования макроэкономических, механизмов, которые затем используются для эффективного распределения национального дохода страны между субъектами, выполняющими в экономике различные функции. Государство может влиять на экономические процессы, зависящие от состояния факторных рынков, через разделение дохода, стимулируя или сдерживая определенные сектора, эти же экономические процессы обуславливают политику государства. Таким образом, очевидна необходимость тщательного изучения механизмов рынков факторов и распределения дохода и их взаимосвязи.