d9e5a92d

Налоги США


Налоги США

Один из авторов Декларации независимости США Б.Франклин (1706—1790) когда-то произнес такую фразу: в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов. С тех пор налоговая система США совершенствовалась, принимала все более разветвленный характер, способствовала развитию рыночных отношений. Она отвечает задачам не просто фискальным — обеспечивать доходами федеральный бюджет, бюджеты штатов и местные бюджета — налоги выступают в качестве инструмента регулирования развития экономики. Формирование и движение бюджетных средств занимают центральной место в реализации экономической политики американского государства. Основное место в финансовой системе США принадлежит бюджетному механизму федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов.

Но и местные органы управления обладают значительными собственными источниками финансовых ресурсов, в первую очередь за счет местных налогов. Причем в последние 10—15 лет в США, как, кстати, и в большинстве западноевропейских стран, наблюдается быстрый рост объема финансов местных органов управления, увеличение их удельного веса в общем фонде мобилизуемых через финансовую систему средств. Одновременно на местные финансы перекладывается существенная часть расходов. В ряде отраслей производственной и социальной инфраструктуры финансы штатов и местных органов власти выступают в качестве основного источника финансовых ресурсов. Так, в финансировании за счет государства социального обеспечения, образования, здравоохранения, дорожного строительства, в содержании полицейского аппарата их удельный вес составляет от 70 до 90%; в охране окружающей природной среды, сохранении природных ресурсов, гражданском и жилищном строительстве — около 40%.

К финансам местных органов управления в США относятся финансы графств, муниципалитетов, тауншипов (поселков в сельской местности), школьных дистриктов (округов), специальных дистриктов. Звеньями системы местных финансов являются местные бюджеты, а также специальные фонды, финансы предприятий, принадлежащих местным органам управления. В настоящее время в стране более 83 тыс. местных органов управления, располагающих собственной финансовой базой.

В федеральных доходах преобладают прямые налоги. Доходы штатов и местных органов власти формируются главным образом за счет косвенных налогов и поимущественного налогообложения.


Налоговые системы некоторых западноевропейских стран

Система налогов в развитых западноевропейских странах так же многообразна и разветвлена, как в США. Также имеются федеральные, или общегосударственные, налоги, налоги регионов (земель, провинций, департаментов, графств и т.д.) и местные налоги.

Степень налогообложения в Европе, пожалуй, выше, чем в Северной Америке. Так, удельный вес обязательных отчислений по отношению к ВВП в США составляет около 30%, в Канаде — 31—34%. Во Франции, Австрии, Дании, Бельгии, Нидерландах, Швеции их доля превышает 40%, в Германии составляет 37—38%.

В США при приоритете федеральных налогов местные налоги занимают весомое место в бюджетах городов и других местных органов. Они составляют основу местных бюджетов, дополняющуюся субвенциями и дотациями из федерального и штатных бюджетов. В европейских странах, как правило, местные налоги при всей их множественности играют вспомогательную роль. Основные (федеральные) налоги распределяются в законодательно определенном соотношении между бюджетами всех уровней. Особенно отчетливо это проявляется в Германии.

Исходя из того, что начиная с 1992 г. в российской налоговой системе одним из основных стал НДС, наибольший интерес для нас представляет налоговая система родины этого налога. НДС разработан во Франции в 50-х годах и внедрен в этой стране с 1954 г.

Остановимся на французской налоговой системе подробнее. Налоги Франции можно классифицировать на три крупные группы: подоходные налоги, взимаемые с дохода в момент его получения; налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится; налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с овеществленного дохода. При этом налоговая система страны нацелена в основном на обложение потребления. Налоги на доходы (прибыль) и на собственность являются умеренными.



Уплата НДС определяется характером совершаемой сделки и не принимает в расчет финансовое состояние налогоплательщика. Ставка налога едина независимо от цены товара, к которому она применяется. Объектом налогообложения является продажная цена товара или услуги. Кроме розничной цены, сюда включаются все сборы и пошлины, кроме НДС.

Из общей суммы вычитается размер налога, уплаченного поставщикам сырья и полуфабрикатов.

Налогообложению во Франции подлежит чистая прибыль предприятий, которая определяется с учетом сальдо всех операций, осуществляемых данным предприятием. Она равняется разнице между доходами предприятия и расходами, произведенными в интересах производственной деятельности.

Если предприятие в отчетном году понесло убыток, то налоги могут быть вычтены из облагаемой прибыли будущих лет, а в специально оговоренных случаях — из чистой прибыли предыдущих лет.

Основой для расчета налога служит годовая прибыль (убыток) предприятий. Каждое предприятие заставляют ежегодно составлять детальную декларацию о доходах и представлять ее в налоговое ведомство в течение трех месяцев после составления ежегодного бухгалтерского отчета или до 1 апреля года, следующего за отчетным, если такой отчет составлен не был. До окончательных годовых расчетов предприятие вносит авансовые квартальные платежи.

Важное место в налоговой системе Франции занимают местные налоги. Местные органы представляют около 80 тыс. самостоятельных бюджетов (коммуны, объединения коммун, департаменты, регионы и т.д.). Местные органы власти являются важными субъектами экономической жизни. Общие затраты местных административных органов в начале 90-х годов составляли более 10% ВВП. Для сравнения заметим, что в 1970 г. эта величина была в пределах 7,3%. Общая величина местных бюджетов доходит до 60% государственного бюджета страны. Их динамика характеризуется быстрым ростом.

Из системы местных налогов следует выделить четыре основных:

- земельный налог на застроенные участки;

- земельный налог на незастроенные участки;

- налог на жилье;

- профессиональный налог.

Ставки этих налогов определяются местными органами власти (генеральными советами, муниципальными советами) при определении бюджета на будущий год. Причем ставки не могут превышать законодательно установленного максимума.1

Наличие в стране внешнеэкономической активности определяет необходимость ее соответствующего регулирования. В этой связи налоговая система задействует совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия средств в бюджет путем повышения или понижения уровня налогообложения. Здесь наблюдается прямая зависимость уровня налогообложения и уровня внешнеэкономической активности. Именно поэтому значительна роль налогов в регулировании внешнеэкономической деятельности.



Содержание раздела