d9e5a92d

Хозяйственные связи и расчетные отношения предприятий


Хозяйственные связи и расчетные отношения предприятий

Хозяйственные связи — необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое — их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.

У предприятия возникают взаимоотношения с персоналом, выполняющим производственное задание, что также влечет за собой расчеты с работниками предприятия, с органами социального обеспечения и другими организациями и лицами. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме.

Между предприятиями, учреждениями и организациями расчеты производятся безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банков (государственных и коммерческих).

Кредитные отношения банков с предприятиями оформляются кредитными договорами. Их цель — повышение эффективности использования кредитных ресурсов и усиление воздействия кредитного механизма на конечные результаты работы предприятий.

Кроме расчетных счетов, в банках открываются текущие и специальные счета для хранения средств строго целевого назначения (приватизационный фонд, аккредитивы и чековые книжки).

Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются:

- своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;

- оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;

- контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;

- контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;

- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;

- своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

Учет операций по расчетному счету

Расчетные счета открываются предприятиями, являющимися юридическими лицами и имеющими самостоятельный баланс и др.

Для открытия расчетного счета предприятие представляет в банк следующие документы:

- заявление на открытие счета;

- временное свидетельство о регистрации с последующей заменой на постоянное;

- копии устава и учредительного договора, заверенные нотариально;

- два экземпляра банковских карточек с образцами подписей;

- справка о постановке на учет в налоговой инспекции и в пенсионном фонде и др.

В этот же период подписывается договор на банковское обслуживание и по распоряжению управляющего банком предприятию присваивается номер расчетного счета и открывается лицевой счет для учета движения его денежных средств. Номера счетов различны в зависимости от принадлежности к форме собственности (госпредприятия, акционерные общества, крестьянские хозяйства, физические лица). Следует отметить, что предприятия, имеющие расчетные счета, могут открывать своим подразделениям, филиалам, магазинам, находящимся вне места расположения предприятия, текущие счета. Эти счета предназначены для осуществления филиалом операций, связанных с выдачей наличных денег, зачислением средств с расчетного счета предприятия для выдачи заработной платы и командировочных расходов, перечислений во вклады граждан и удержаний из их заработной платы, а также для выполнения производственных задач.

На расчетном счете сосредоточиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.

С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа предприятия-владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта).



При расчетах между предприятиями, банками и государством применяется календарная система расчетов. Это значит, что все платежи с расчетного счета, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, производятся в порядке календарной очередности, т.е. в порядке их поступления в банк. Отменено бронирование сумм на заработную плату, что обязывает руководителей предприятий, их экономические службы глубже вникать в суть финансового положения предприятий, особое внимание уделять

планированию поступлений на расчетный счет денежных средств, разработке графиков платежей, сроков оплаты и т.д.

Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основании документов специальной формы, утвержденной им же. Из них наиболее распространенными являются: объявление на взнос наличными, чек (денежный), платежное поручение, расчетный чек, платежное требование-поручение.

Для расчетов между предприятиями за отпущенную продукцию могут применяться платежные требования-поручения.

Предприятие периодически (ежедневно или в другие установленные банком сроки) получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.

Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом «погашено». Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 63 «Расчеты по претензиям», а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается.

На полях проверенной выписки против сумм операций и в документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 «Расчетный счет», а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.1

Отметим, что денежные средства в бухгалтерском учете, помимо того, что они представляют собой фиксированное количество денег, находящихся у данного предприятия в распоряжении, являются основой для последующего устойчивого воспроизведения целостного экономического действия предприятия во внешней экономической среде.

Для учета движения средств в иностранной валюте в плане счетов предусмотрен счет 52 «Валютный счет». Согласно Указаниям по заполнению квартальной бухгалтерской отчетности предприятий в 1993 г. (п. 11) рекомендовано открывать к этому счету следующие субсчета: 1 «Транзитные валютные счета», 2 «Текущие валютные счета», 3 «Валютные счета за рубежом». Наименование субсчетов дано во множественном числе потому, что аналитический и синтетический учет в разрезе субсчетов организуется по кодам валют. Например, доллар США — 001, немецкая марка — 048 и т.д.

В любых случаях учет инвалюты отражается в двух оценках: в валюте иностранного государства и в валюте РФ (национальной).

Отделение банка уведомляет предприятие о движении инвалюты по его лицевому счету выпиской как из транзитного, так и из текущих счетов. На основании выписок из текущих валютных счетов ведется журнал-ордер № 2/1 для оборотов по кредиту и ведомость № 2/1 — по дебету. По валютному счету необходимо также вести карточки аналитического учета по наименованию валют.



Содержание раздела