d9e5a92d

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕУТЫ И МЕЛИЛЬИ

В конце 70-х - 80-е гг. наступает новый этап в испанской историографии. Конец франкистской диктатуры, ослабление цензуры способствовало еще одному взлету - постфранкистской историографии.
В конце 80-х гг. выходит ряд работ, посвященных начальному этапу Реконкисты Сеуты и Мелильи. В 1987 г. увидела свет монография Х.Салафранки Ортеги, которая как бы продолжает исследование Г.де Моралеса. Автор рассматривает примерно тот же период (1497-1874 гг.), что и его предшественник, только его работа построена на материалах
Государственного Архива Симанкас (г.Вальядолид), а, следовательно, в отличии от Моралеса, который показывал локальную историю на локальных архивах, предметом изысканий Салафранки является государственная политика и организация управления в Мелилье в к. Х?- к.ХІХ вв. В следующем году была опубликована монография Р.Галиндо Моралеса.

Хотя она и называется Сеута в португальскую эпоху, она посвящена начальному этапу португальской (1415-1580) и испанской (1578-1668гг.) колонизации. Ее логическим продолжением можно считать работу А. Рубио Рохаса Первые годы осады Сеуты (1694-1721 гг.)
В 1984 гг. в Мелилье состоялся первый испано-американский конгресс по средиземноморским культурам, в материалах которого были затронуты различные проблемы стран Магриба, в частности, вопросы современного положения Сеуты и Мелильи, противоречия в испано-марокканских отношениях из-за неопределенного статуса этих городов.
В эти же годы в испанской историографии появляется ряд работ, в которых были высказаны разные, часто прямо противоположные точки зрения. Вопрос о принадлежности Сеуты и Мелильи - болезненный для испанской общественности, поэтому высказывания и аргументы зачастую бывают достаточно резкими.

В полемике участвуют не только историки -профессионалы, но и журналисты, военные, общественные и политические деятели.
В 1981 г. публикует свое исследование А.Тронкосо. Предмет его изучения - вопрос о принадлежности городов. Он показывает требования
Марокко, позицию различных политических партий и групп, позицию церкви, отношение европейских держав, США и СССР, различных международных организаций, в том числе ОАЕ. Главными виновниками возникновения территориального спора автор считает империализм Вашингтона и империализм Москвы, которые, правда, с разными целями, поддерживавют претензии Марокко. Москва и Вашингтон в своей борьбе за гегемонию так взбаламутили воды Средиземного моря, что появилась опасность существования в будущем нашей цивилизации и существования Испании как таковой. Автор приводит испанские аргументы в защиту территорий: они не новы - этот ряд международных договоров Испании, это позиция ООН по отношению к территориям и т.д.

Вывод, к которому приходит А.Тронкосо, следующий: Действия Марокко, своей последовательностью и агрессивностью, создают дестабилизирующий фактор в Средиземноморье.
В 1983 г. выходит книга журналиста газеты Эль Паис, работавшего в Рабате, А.дель Пино, который имел возможность изучить из первых рук марокканские официальные документы и прессу, представил материал, который отражал не только испанскую позицию, но и точку зрения марокканских властей, газет, общественного мнения. В этом - особая ценность книги, в которой автор дает небольшой исторический очерк, но главное внимание уделяет политическим взаимоотношениям двух стран после получения Марокко независимости, а особенно в постфранкистский период, свидетелем чего являлся он лично. Неоспоримый интерес представляют те моменты книги, где автор дает анализ, как реагировали в Марокко политические партии, пресса, общественные деятели на те или иные события в двухсторонних отношениях.

Самое главное - столь углубленное изучение марокканской позиции приводит автора к выводу, что для улучшения испано-марокканских отношений, для создания справедливого, стабильного положения в регионе стоит поставить вопрос о передаче на определенных условиях этих спорных территорий Марокко.
В ответ на это появляется монография М.Лерия и Ортиса, который дает отповедь антииспанским взглядам Пино, посвящая критике его работы целую главу своей монографии, которая в целом посвящена его трактовке спорных вопросов в отношении Сеуты и Мелильи: это и вопрос о деколонизации, и вопрос об автономизации, и позиции различных политических и общественных сил в самой Испании. Аргументы не новы: единственное новое, что можно найти в монографиях последних лет - это аргументация на основе анализа свежих событий, произошедших уже после того, как были завершены книги их предшественников.
Приведем пример еще одной позиции. Книга Э.Карабасо Мелилья и Сеута: последние колонии имеет ярко выраженную политическую окраску: это видно уже из названия.



Автор, считает, что деколонизация этих территорий является единственным справедливым решением проблемы. Его аргументы сводятся к следующим : на международной арене наличие этих спорных территорий является фактором дестабилизирующим положение в регионе и отношение Испании со странами Магриба, присутствие там большого числа военных создает угрозу для вторжения Испании в Марокко и являет собой базу для возможных военных переворотов. Во внутренней политике - это угнетение мусульманских слоев населения, которые прозябают в нищете, но, которые, как и все народы имеют право на самоопределение.

Решение этого вопроса укрепит узы солидарности между иберийскими и магрибскими народами. Это явно выраженная левая терминология, которая по своей аргументации во многом совпадает с позицией марокканской стороны.
Французские исследователи создали так же большое число работ, посвященных исследованию этого региона. Особое место среди них занимает монументальный труд Фернана Броделя Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II.

Культура и цивилизация Средиземноморья, по его мнению, это не только синтез разнообразных географических факторов, но и проблема человека в истории взаимодействия социальных, политических и духовных компонентов. Эта работа была издана в 1949 г. и оказала большое воздействие на последующие поколния исследователей проблем региона.
Среди наиболее крупных исследователей в 50-60е гг. следует назвать Р.Рикара и Ш.де ла Верона, которые в большей степени занимались изучением общей политической обстановки в регионе, взаимоотношениям Франции и Марокко, и в рамках этих исследований поднимали проблемы испанских территорий на севере Африки. Этой же традиции придерживались историки и последующих поколений, изучавшие либо международную обстановку в регионе, либо историю Марокко.
Решение поставленных в диссертации задач обеспечено достаточной источниковой базой. Использованные в ней источники можно разделить на следующие группы:
1. акты государственного законодательства;
2. официальные дипломатические документы;
3. официальные политические документы (правительственные документы, материалы политических партий и общественных организаций);
4. статистические данные;
5. мемуарная литература;
К первой группе - законодательные памятники -относятся испанские конституции, в которых определено положение городов Сеуты и Мелильи. В диссертации использованы все испанские конституции ХІХ - ХХ вв., начиная с первой 1812г., в которой в статье 10 Территории Испании говорилось: Испанская территория
включает все владения полуострова и прилегающие острова: Арагон,
Астурию.....Канарские острова, а также африканские владения. Для
того, чтобы оценить, как менялся законодательный статус этих территорий, мы изучили и последующие конституции, вплоть до последней 1978г., в которой африканским территориям Испании уделяется гораздо больше внимания. Следует учитывать также, что Конституция 1978 года была принята в то время, когда были особенно сильны претензии Марокко в отношении Сеуты и Мелильи. Статья 2 гласит: Конституция базируется на нерушимом единстве испанской нации, единой и неделимой родине всех испанцев.

Обратим внимание на присутствие Сеуты и Мелильи в тексте конституции с признанием их составными частями испанской нации. Об этом говорится в статьях 68.2 и 69.4, а так же в дополнительном постановлении 5. Согласно названным статьям, Сеута и Мелилья имеют право представлять себя в парламенте, посредством одного депутата и двух сенаторов в каждой из палат.

Дополнительные постановления определяют, что эти территории могут конституироваться в автономные сообщества, так же как и остальные части национальной территории.
Учитывая то, что определить границы использования данных законодательных актов в качестве источника можно лишь с учетом того, насколько данный закон проводится в жизнь, необходимо было привлечь и другие группы документов.
Во второй группе использованных источников - официальные дипломатические документы - мы можем выделить три подгруппы:
а) международные договоры, в которых речь шла непосредственно о Сеуте и Мелилье;
б) международные договоры по общим вопросам испано-марокканских отношений;
в) документы международных организаций, касающиеся Сеуты и Мелильи.
Среди договоров, непосредственно касающихся Сеуты и Мелильи, следует выделить Договор о мире и торговле, от 28 мая 1767 г., на котором стояли подписи двух монархов: короля Испании и султана Марокко - под утверждением, что территории Сеуты и
Мелильи, Пеньона и Алхусемаса принадлежат испанской короне. Два специальных параграфа посвящены статусу африканских владений Испании в испано-марокканском Договоре о мире, дружбе, навигации, торговле и рыболовстве, подписанном 1 марта 1799г., в которых определено положение граждан, проживающих на этих территориях, и зафиксированы границы владений.
Вопрос о границах Сеуты был закреплен еще договором от 25 августа 1844г., подтвержден соглашением, касающимся условий выполнения этого договора, от 7 октября1844г. и договором от 6 мая 1845г., где речь также шла о Мелилье, Алхусемасе и Пеньоне.
В ходе так называемой Африканской войны (1859-1860гг.) было подписано несколько соглашений, закреплявших статус Сеуты и Мелильи , в которые были внесены поправки и дополнения сразу по окончании войны.
Не прекращавшиеся военные вылазки местного населения против жителей этих городов, привели к тому, что в 1871 г. обе стороны подписали договор, в котором оговаривались условия строительства дополнительных оборонительных сооружений вокруг Сеуты и Мелильи, а в 1894 г. был подписан еще один, касавшийся Мелильи, в котором так же оговаривались меры ответного воздействия испанцев на подобные вылазки.
Важность этих документов для исследования определялась тем, что они регламентировали не только взаимоотношения двух стран, но и некоторые вопросы их внутреннего развития : юридический статус жителей, строительство укреплений, организация таможни, разрешение на рыбную ловлю в марокканских водах.
Кроме того, в качестве источников был привлечен ряд международных договоров, определявших характер взаимоотношений между Испанией и Марокко в Х?ІІІ, XIX, ХХ вв. Среди них особое место занимает совместная декларация Испании и Марокко от 7 апреля 1956 г. об отмене испанского протектората на севере Марокко, этот документ представляет огромное значение для данного исследования, поскольку в нем заложен фундамент для отношений этих двух стран во ІІ половине XX в.
Из документов международных организаций следует выделить три: письмо ООН от 1959 г. о закреплении равных прав, народов, проживающих на зависимых территориях, с народами метрополии и подписанную на его основе резолюцию 1541 Генеральной Асамблеи ООН, а также резолюцию ОАЕ от 21 февраля 1975 г., заявленную о колониальном статусе испанских владений на северном побережье Африки. Эти материалы можно в равной степени отнести и к категории законодательных документов, поскольку в основе их создания лежат принципы международного права, но так же важно учитывать и позиции, которые занимали подписавшие их государства в определенный исторический момент.
Третью группу источников составляют официальные политические документы (правительственные материалы и материалы политических партий), которые были использованы в основном в последнем разделе диссертации.
Правительственные документы занимают промежуточное положение по классификации источников, поскольку их можно отнести и к официальным государственным документам. В диссертации были использованы те интервью и речи Короля Марокко Хасана II, в которых отражена официальная позиция этого государства по вопросу испано-марокканских отношений и непосредственно спорных вопросов , имеющих отношение к Сеуте и Мелильи.

С другой стороны , в отличие от юридических документов с их сухим почти математически формализованным языком, в них преобладает такой стиль изложения, который рассчитан на эмоциональное воздействие, отличается использованием образных средств и т.д.
Эта особенность сближает правительственные материалы с документами политических партий. В диссертации использованы программные материалы различных политических партий Испании, заявления, интервью их лидеров и руководителей того или иного правительства (особенно правительства социалистов, находившихся у власти в 80е-90е гг.) на исследуемые нами вопросы.

Эти материалы мы почерпнули в основном из испанской прессы, газет Эль Паис, Сур, Камбио-16, а также французской Ле Монд.
К четвертой группе следует отнести использованные нами статистические данные, которые дают количественную характеристику социальных процессов, происходивших в Сеуте и Мелилье, и позволяют нам проследить процесс вызревания тех политических сдвигов качественного характера, которые были подготовлены этими количественными изменениями. В статистике опубликованной Национальным испанским институтом и другими государственными органами, для нас были важны данные о количестве населения Сеуты и Мелильи и количестве поживающего там мусульманского населения.

Возможность сопоставить эти данные с теми, которые приводят епархиальные службы милосердия Испании позволяет сделать выводы о политике испанских властей в отношении этих территорий. К документам статистики следует отнести и списки губернаторов Мелильи с указанием сроков их службы, опубликованные Моралесом в приложении к своей монографии.
Особое место среди источников занимают мемуары этих губернаторов, которые относятся еще к одной группе - мемуарная литература. В отличие от предыдущих источников мемуары принадлежат к документам личного происхождения, в которых события переосмысливаются на основе собственного опыта автора, описываются так, как они были пережиты или прочувствованы им в качестве современника, очевидца или участника событий.
По этой причине эти источники носят субъективный характер, что часто отрицательно влияет на точность отображения исторических фактов и их взаимосвязей. Однако, как дополнительный источник, они представляют определенный интерес, поскольку позволяют прочувствовать колорит эпохи и перипетии человеческих отношений.
Научная новизна диссертации определяется тем, что, как в российской, так и в европейской историографии не было специальных работ, посвященных комплексному изучению историко-политического развития Сеуты и Мелильи, показанного на фоне социальноэкономических и политических процессов, происходивших в Западном Средиземноморье, прежде всего, в странах Магриба и Испании, в рамках взаимоотношений между ними, а также политикостратегических интересов других стран. Исследователи склонны либо рассматривать какой-нибудь определенный аспект в истории этих городов, либо они уделяют внимание этой проблеме мимоходом, в контексте изысканий, связанных с общими проблемами истории Испании или Магриба.

Работы зарубежных исследователей, особенно испанских и марокканских, часто грешат довольно субъективным, политизированным подходом.
С точки зрения российской историографии настоящая работа вводит в научный оборот новые источники и обращает внимание исследователей на круг проблем, которые ранее находились вне сферы интересов российских историков.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕУТЫ И МЕЛИЛЬИ ОТ ОСВОЕНИЯ ДО ЕВРОПЕЙСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ В XV В.


Согласно данным археологических раскопок и греческим и латинским текстам города Сеута и Мелилья (под другими названиями) существовали уже в конце III в. до н.э. Они были основаны финикийцами во времена их активной колонизации североафриканского побережья.

Финикийцы распространили свое влияние и на юго-восток Испании. Финикийская колонизация в Испании исходила как непосредственно из Финикии, так и из тирской колонии в Африке - Карфагена. Карфаген стал самым известным, основанным финикийцами, городом, который позднее распространил свое влияние и на южное побережье Испании, основав там свои фактории.

В западнофиникийский круг колонизации, центром которого был Гадес, входили земли на севере Африки от Рахгуна на северо-востоке до Могадора на юго-западе, т.е. эта сфера включала Южную Испанию и Северо-Западную Африку. В свою очередь центральнофиникийский круг колонизации, с центром в Карфагене, включал и испано-пунические города юго-восточной Испании.
Первое упоминание населенного пункта на территории современной Мелильи (город назывался Русадир) приходится на 500 г. до н.э., когда финикийский флот прибыл сюда для пополнения запасов продовольствия по дороге в Гадес и взял здесь лоцманов для дальнейшего продвижения. Также финикийцы основали города Абилу (Сеута), Тингис (Танжер), Зилес (Арсила), Ликсус (Лараш) и многие другие, о чем говорится в сочинениях Геродота и Страбона, в частности они сообщают о красивом процветающем торговом городе Абиле (Сеута).
В римской истории первое упоминание о Сеуте (римляне переименовали город из Абилы в Себту) относится к 240 г. до н.э. и связано с борьбой пунийцев (карфагенян) с римлянами. В источнике сообщается о четырех карфагенских кораблях, которые были подбиты римлянами и нашли убежище в Сеуте.
Сеута и Мелилья играли важную роль в эпоху колонизации Римом северной части современного Марокко, которое называлось тогда римская провинция. В 42 г. до н.э. римский император Клавдий разделил Мавританию на две провинции по реке Мулуйе.

Это были провинции Мавритания Тингитанская и Мавритания Цезарейская. Сеута и Мелилья были приписаны к Мавритании Тингитанской с центром в городе Тингисе (современный Танжер).
Сеута получила статус Civitas Romanorum (римский город), а впоследствии стала местом пребывания христианского епископата. В свою очередь Мелилья получила в 70 г. от императора Веспасиана статус колонии, в результате чего в городе появился первый орган управления, и чеканилась своя монета.
Сеута в те времена была населена берберами, вожди которых подчинялись политике Римской империи. Город представлял собой факторию, которая специализировалась на ловле рыбы и продаже соленой рыбы, особенно через Кадис и Болонью, города, расположенные на противоположном берегу пролива.

Сеута, как приморский торговый город, развивалась достаточно быстро, особенно этот подъем был связан с новыми политическими и экономическими условиями, когда Римская империя распространила свое влияние на весь Иберийский полуостров.
Когда в I в. до н.э. империю стали раздирать гражданские войны, берберы использовали ослабление Рима в свою пользу, выступили в войне на стороне Августа, и в результате на некоторое время освободились от римского гнета. Однако несколько позднее к Риму Калигулой были присоединены территории, принадлежавшие Птолемею. Владения были перегруппированы в три провинции: Мавританию Тингитанскую (Марокко), Карфаген (Тунис) и Касариенсис (Алжир).

Но Сеута была включена императором Диоклетианом в территорию южной Иберии, с 297 г. она относилась к Андалусии.
Однако берберские племена, бывшие подданные отравленного Птолемея, не хотели подчиниться власти Рима, под руководством Адемона, они сопротивлялись, совершая набеги, даже пересекали несколько раз пролив и проникали на территорию Испании. С этого времени для Сеуты начинается нескончаемая череда осад и войн, что являлось следствием ее положения как пограничного города.

В результате стратегическая и коммерческая роль Сеуты возросла, ее военный гарнизон и выплаты на его содержание были увеличены и налажены постоянные связи с Андалусией. Таким образом, город в тот период являлся одним из важнейших центров провинции.
Однако восстания местного населения в завоеванных землях самой Римской империи в сочетании с вторжениями варваров привели к разделу империи в 395 г. на Западную и Восточную (Византия). В результате этих событий оба города оказались в руинах. В середине III в. варварские племена вандалов захватили Галлию и Испанию. В 429 г. они высадились в Сеуте и Танжере, а в 430 г. в Мелилье.

Города были разорены и оказались в плачевном состоянии, и до 529 г. в источниках они почти не упоминаются. Вандалы использовали Сеуту как портовый и пограничный город для набегов, а их корабли грабили побережья с обоих сторон пролива.

Но вандалы в политическом управлении здесь были последователями Рима, поскольку использовали римскую систему управления.
Тем временем императоры Западной и Восточной империй объединились и принудили вождя вандалов Гензериха подписать мирный договор, по которому он отдавал Сеуту и всю Мавританию Тингитанскую под власть императоров. Однако Сеута не была передана, а оказалась втянутой в последующие войны и была разорена окончательно.
Среди историков нет единого мнения по поводу завоевания вестготами Сеуты и Мелильи, так как в источниках есть большие разногласия на этот счет. Сторонники завоевания городов вестготами приводят в доказательство своей правоты договор 445 г., по которому Гензерих уступал вестготам города Сеуту, Танжер и Мелилью вместе с прибрежной территорией.

Однако империя вестготов раздиралась внутренней борьбой за власть, и претенденты часто обращались за помощью к византийским императорам.
В 476 г. Западная Римская империя пала под ударами варварских племен. В 534 г. Сеута, Танжер, а затем и Мелилья были покорены Византией, которая хотела восстановить разрушенную былую империю и удерживала Северную Африку под своим началом до конца VII в. вплоть до прихода сюда арабов. Император Юстиниан отдал приказ восстановить стены разрушенных городов, еще более укрепить их.

В Сеуту был назначен губернатор, который подчинялся правителю, резиденция которого находилась в Карфагене, и оба города были под началом военного префекта. Сеута была превращена в морскую базу для охраны пролива, чтобы использовать столь важный наблюдательный пункт за передвижениями испанцев, галлов и франков. В городе был размещен большой гарнизон, ему были предоставлены легкие маневренные суда. Таким образом, Сеута стала стратегическим пунктом исключительной важности, была превращена в неприступную крепость и постепенно возродила свою былую славу античных времен.

В границах стен были построены дворцы для знати, величественная церковь. В 613 г. часть Северной Африки вошла в андалусскую епархию.

В начале VII в. Сеута несколько расширила свою территорию, были отремонтированы разрушенные в ходе постоянных набегов стены и здания, проведен акведук.
Арабы под руководством полководца Окбы ибн Нафи достигли Гибралтара в 642 г., но крепость не взяли. Затем они предприняли походы вглубь Магриба, арабский военачальник Муса заключил мир в 708 г. с правителем Сеуты и Танжера патрицием Юлианом (в 709 г. была им завоевана и Мелилья).

Однако у историков есть сомнения в том, кому принадлежала в это время Сеута. В разных источниках указывается на некоего управителя дона Хулиана (в арабских) или патриция Юлиана (в греческих), но был ли он самостоятельным главой или византийским экзархом достоверно установить не удалось.

История этих событий показывает, что город был сдан без боя, но мотивы такого поступка неясны (имело ли место предательство патриция или еще какие-то обстоятельства).
Уже к 710 г. мусульманская армия заняла все Средиземноморское побережье Магриба, ее главные лагеря располагались в Сеуте и в Танжере.



Содержание раздела