d9e5a92d

Персонификация нации

Ибо каждый памятник и каждая книга, каждый мост и каждая куча мусора, каждая одинокая колонна становятся амвоном, с которой мы слышим голос прошлого, который читает великую прововедь национального греха и национального суда. Персонификация нации является, так сказать, негативной тоталитарной интеграцией.

Американская нация, по Томасу, огромный коллективный грешник, который должен сообща раскаяться, т.е. принять фашистский порядок. Бог призывает американский народ возвратиться к нему. Он говорит, у меня с вами борьба, потому что вы отвернулись от меня, от союза со мной. Вы нарушили мой закон.

Вы и я, мои друзья, являетесь частью великого народа. Наши отцы воздвигли в этой стране великую стройку, они посеяли слово живого Бога в качестве краеугольного камня своей личной жизни, их жизни внутри государства, их национальной жизни, и теперь наступили трудные дни, мои друзья, когда мы пренебрегли старыми символами наших отцов. Мы стали такими разумными, мы стали такими умными.

Мы знаем все, но ах, мои друзья, есть вещи, которые мы не знаем, и это то, что мы потеряли знание о живом Боге в этой нашей стране. Америка сегодня несчастная страна. От Атлантического океана до Тихого, от Канады до Мексиканского залива наш народ находится в хаотическом состоянии беды. Мои друзья, причина проста, вот она: мы затоптали ногами знание о нашем Боге и вытеснили его из наших сердец, наших душ.

Мы сегодня приносим много жертв, мы жертвуем фальшивыми вещами, мы жертвуем Богу серебро и золото, мы поклоняемся сену и соломе. Бог тела является сегодня богом многих в нашем народе. Бог имущества занял место послушания; нашего господа Иисуса Христа мы изгнали из наших церквей... Наши отцы хотели поехать туда, где они и их дети могли жить по заветам Бога, и так они переехали через океан, который не был отмечен ни на одной карте, через эти равнины и прерии, и через горы.

Они жили в бревенчатых избах, они жили в землянках. Примечательно, что призыв Томаса к американскому обновлению заканчивается едва прикрыть™ желанием возвращения к всеобщему стандарту жизни. Изменения, которые он ожидает от тоталитарной регламентации, рассматриваются как божье лекарство против изнеженности и дегенерации.

Заключительные замечания Конечная цель пропаганды Томаса власть посредством жестокого, садистского подавления является центром, объединяющим принципом, который определяет его теологию, политическую тактику, психологию и его моральные принципы. Среди его стимуляторов понятие строгого наказания на вечные времена, имеет решающее значение.

Мучения описываются до мельчайших подробностей, наверняка для особого наслаждения слушателей: Однажды они развели огонь для него и сказали, Поликарп, если ты не отречешься, если ты не откажешься от Иисуса Христа, тогда ты будешь гореть. Говорится, что он держал свою правую руку в огне и дал эту историческую клятву перед миром.

70 лет я служил Христу, и он мне не сделал ничего плохого, наоборот, только хорошее. Почему я теперь на старости лет должен от него отказаться?

Он отказался отречься от того, что Иисус является сыном Божьим. После того, как Поликарп произнес эти слова, он шагнул в огонь и сгорел, так что от него осталась только кучка пепла. Это было время, когда десятки тысяч христиан были брошены в тюрьмы, и нам сообщают, что десятки тысяч из этих мужчин и женщин и детей были брошены на растерзание львам, что они с лицами, обращенными к Богу, гордо шли на кровавую арену, там вставали на колени и вручали свою душу Богу, что львы нападали на них прыжками, ломали им кости и ели их мясо. Нам сообщают, что использовались и огонь и вода, и любая, которую только можно себе вообразить, форма преследования, чтобы истребить христианство, но вместо того, чтобы их число уменьшалось, оно росло. Их загоняли в земляные ямы, и еще сегодня мы находим их останки в катакомбах... спрятавшись от солдат, от тайной полиции, от глаз шпионов, эти мужчины и женщины жили и умирали в триумфе верности.

Я напоминаю вам о том, что наш Господь Иисус Христос сказал, что придут дни печали. И если ты в своей вере стоишь до смерти, я дам тебе корону жизни. Будущее Америки, о котором предупреждает Томас, описывается похожими красками: В одно прекрасное утро вы, мужчины и женщины, проснетесь без денег и имущества, без дома и без двора, и вы буцете стоять лицом к стене с пулеметной пулей в вашем сердце и в вашей голове.

Можно себе представить, с каким наслаждением публика относит эту сцену к своим врагам. Почти откровенно Томас показывает свою амбивалентность по отношению к мерзостям в одной из своих антисоветских пасквильных речей: Я хотел бы сказать, что вы, мужчины и женщины, вы и я, живем в ужасное время мировой истории, но также в милостивое и прекрасное время. Это мечта агитатора объединить в одно и ужасное и прекрасное, опьянение уничтожением, которое выдается за спасение.



Примечания ' Все цитаты Мартина Лютера Томаса, если они не отмечены специально, взяты из его речей по радио, произнесенных в апреле-июле 1935 г. 2 Гитлер часто говорил о фанатичной любви к Германии. ' Североамериканская секта, богослужение которой часто приводит к телесному экстазу. * Некоторые примеры: Отец наш, мы благодарим тебя сегодня за чудесный день. Мы благодарим тебя за эту великолепную южную страну, Доброе утро всем вам, где бы вы ни были. Мы счастливы быть с вами в этот чудесный день, когда солнце сияет над нашими дворами и садами. ' Восхваление неутомимости, которое, как известно, возникло в обществе среднего сословия, играло решающую роль, особенно в кальвинизме и в янсенизме.

Паскаль толковал христианство даже в смысле неутомимости: предсмертные муки Христа продолжаются до конца света, и никто не должен больше спать. Более радикальные, аскетические христианские направления постоянно подчеркивали это понимание, возможно, оно получило в пропаганде Томаса особый вес благодаря базе повторного пробуждения.

Само выражение повторное пробуждение включает враждебность по отношению ко всему, что предается покою. Новым в фашистском трюке неутомимости является то, что он независим и стал подобен фетишу. Раньше бюргер должен был быть неутомимым, чтобы снискать милость невидимого Бога и чтобы достичь материального благосостояния для семьи, фашист должен был быть неутомимым ради самой неутомимости. Самоотречение в этом и другом отношении интерпретируется как цель, а не как средство, а именно оно рассматривается как награда, которая самоотречением запрещается. В этой трансформации проявляется одно из самых глубоких психологических изменений нашего времени.

Контрпропаганда, которая хочет дойти до корня проблемы, должна обнажить иррациональные, фетишистские и абсурдные признаки всех жертв, которые требует фашистская пропаганда. ' Нужно, по крайней мере, попытаться ответить на вопрос, как взаимодействуют гипнотические и рациональные элементы в фашистской пропаганде. Прежде всего по объективным причинам, фашистская пропаганда не может быть полностью рациональной. Фашизм имеет целью репрессивное сохранение антагонистического общества, имеет, следовательно, в глубине иррациональную цель.

Рационален он только когда речь идет об интересах отдельных групп или индивидов. Несоответствие между такими интересами и иррациональностью целого становится весьма ощутимым.

По-видимому, тайное сознание иррациональности конечных целей движения создает что-то вроде нечистой совести у отдельных фашистов, что помогает преодолеть гипнотический элемент. Он перестает думать не потому, что он глуп и не видит собственных интересов, а потому что не хочет признать наличие расхождения между собственными интересами и интересами целого. Он перестает думать, так как это для него рационально неудобно.

И чтобы не потерять свое псевдодоверие, он должен постоянно включать ненависть, составную часть своей веры. Фашистский гипноз это в большей степени самогипноз. '' Эта мысль, разработанная Институтом социологии много лет назад, развита независимо от этого и с отклонениями в исследовании Эрика Гомбюргера Эриксона: Hitler's Imagery and German Youth (Образ Гитлера и немецкая молодежь). Психологи преувеличивают отцовские качества Гитлера. Гитлер подрастающий молодой человек, который никогда не стремился стать отцом, даже в побочном смысле, кайзером или президентом.

Он не повторяет ошибки Наполеона. Он фюрер: прославленный старший брат, который замещает отца, перенимая все его привилегии, но не отождествляя себя с ним слишком отчетливо: он называет своего отца старым и одновременно еще ребенком, и оставляет для себя позицию того, кто молод и продолжает обладать высшей властью. Он несломленный юноша, избравший карьеру по ту сторону счастья и мира, главарь банды, который объединяет своих парней, требуя от них восхищения собой, распространяя террор и хитро вовлекая их в преступления, из которых нет выхода назад.

Но он безжалостный эксплуататор родительской несостоятельности. Эриксон, стр.480 и далее. ' Этот мотив, как ни странно, находим в конце Парсифаля Вагнера, который, рассмотренный в целом, представляет собой нечто вроде антисемитской криптограммы. Последние слова оперы звучат так: Спасение спасителю.

Отцовский авторитет, представляемый Титурелем, изображается во всей опере весьма бессильным: Титурель отрекся от престола в пользу своего сына Амфортаса и умирает из-за его грехов. ' И среди немецких фашистских вождей было нечто вроде психологического разделения труда. Сам Гитлер подчеркивал в своем новогоднем послании 1934 года различия национал-социалистических типов фюрера; наряду с экстремально антипатриархальными и даже гомосексуальными, как Гитлер, Рэм, Ширах и Геббельс, есть более патриархальные, как чиновник фрик.

Сила влияния последней группы, однако, кажется, с момента захвата власти уменьшилась. 1(1 Та же самая дихотомия относится к речам Гитлера.

Между его обращениями к старым членам партии и речами. Предназначенными для общественности, существует большая разница.

Впрочем, деление на публичные речи и речи для домашнего пользования имело общий характер и учитывалось почти официально. Логика манипуляции цинично признает наличие разных истин.

Taylor, Edouard, Strategy of Terror, Boston 1940. 12 Следует назвать только несколько примеров. Трансфер. По всем признакам в этой стране поднимается великий крестовый поход американских христианских крестоносцев, и это означает, что мы в следующие 12 месяцев можем продолжать действовать через эту радиостанцию, также когда замкнется кольцо на национальном уровне, и что только это движение спасет Соединенные Штаты.

Экс-президент Гувер вчера сказал: Америка несет ответственность перед миром, далеко за пределами нашей собственной страны, поскольку речь идет о демократии и демократической форме правления и сохранения свободы религии индивида. Мои друзья, наш экс-президент прав, если наш народ не сохранит свободу, которую дали нам наши предки...

Цитата из Гувера об интернациональной ответственности Америки это общее место, это всегда мог бы высказать любой государственный деятель. Томас, однако, добавляя уверение, что его организация спасет США, создает впечатление, как будто Гувер одобряет американский христианский крестовый поход. В действительности согласие относится к такому абстрактному утверждению, что практически каждый мог бы его разделить.

Авторитет Гербера Гувера, который не случайно цитируется как экс-президент, Томас переносит на свою группу, замалчивая что согласие касается некоторых туманных банальностей. Нет никакого обоснованного доказательства того, что Гувер симпатизирует пропаганде Томаса. Грузовик с оркестром Томас представляет каждое поступившее письмо как знак лавинообразного характера своего движения : Здесь одно из Огайо, которое показывает размеры движения, выходящее за рамки этой станции, другое из Кентукки, в котором заказывается много брошюр, одно из Небраски, одно из Оклахомы, другое из Орегона. Я это вам рассказываю, чтобы вы знали, какие размеры принимают эти дела.

В одном характерном примере идея грузовика с оркестром комбинируется с картиной разрушительной силы. Я держу в руке 8-10 писем. Одно от сестры из Комптона. Она говорит: Я рада, что Вы произвели выстрел, который слышен повсюду в Америке.

Sanders, A., Social Ideas in the McGufty Readers, in: Public Opinion Quarterly, Vol. V, Herbst 1941, S. 579 f. 14 Все три выражения имеют абсолютно одно значение; у всех, кроме того, имеется некоторый мещанский оттенок и нет никаких ассоциации с дворянством. Латинское слово dux стало относительно рано употребляться в отношении феодальных полководцев (герцогов) и потеряло поэтому свое первоначальное функциональное отношение к кому-либо, кто тянет за собой других. Это феодальное определение некоего dux qua Herzog в итальянском языке выражается словом duca.

Муссолини, называя себя не duca, a Duce, сознательно обращается к первоначально функциональному значению. У фюрера харизма становится профессией, нечто вроде работы, которую нужно сделать. Черты антифеодального мы находим, между прочим, у Рихарда Вагнера. Его Ринци присваивает себе чрезвычайно значительный титул трибун, который относится к римскому представителю плебса, а Лоэнгрин называется защитником Брабанта.

Защитником, или протектором, стали титуловаться нацисты, и этот титул был присвоен пресловутому Хейдриху. Следует отметить родство таких трюков с трюком посланец. 1; Сравним с этим роль, которую играло в Германии понятие старый товарищ по партии, и презрение, с которым Геббельс относился ко всем тем, кто присоединился к партии после марта 1938 года.

Сравните утверждения, что он служит некоторым демократическим и республиканским политикам для обеих целей, социально желательных и не желательных. Иногда цели могут быть желательными, однако психологические импликации самого трюка пагубными. Он устанавливает конформизм в качестве морального принципа и господина Посредственность, как лучшего человека, только 406 i потому, что он посредственность. Изд-во Альфред Макланг Ли и Элизабет Брайент, The Fine Art of Propaganda, New York 1939.

17 Это особенно относится ко всем видам антисемитских замечаний. Льюис Браун возвел в символ этот трюк, назвав свою книгу See what I mean? (Понимаешь, что я имею в виду?). New York 1943. В Германии тенденция к всеобщему упадку особенно заметна.

Чувство безнадежности при режиме Гитлера никогда не ослабевало. Однако такая всеобщая сила разрушения на американской сцене ни в коем случае не отсутствует. Мы напомним только об афере вокруг фильма о Сан-Франциско, который смакует детали катастрофы слепых природных сил. Жажда разрушения направляется сначала против цивилизации и только потом против определенных групп как черных, так и евреев.

Ср. Н. Cantril, The Invasion from Mars, Princeton 1940. Сравните трюк неутомимость, стр. 320 и след. м Как например, Уинрод, Кафлин, Джефферс и Хаббард.

Сравните Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно, Элементы антисемитизма. Диалектика просвещения. Амстердам, 1947 г., стр.

199 и след. 22 См. об этом Хоркхаймер и Адорно, вышеназванное произведение, стр. 212 и послед.

Ср.: Ф. Нюманн, Бихимоуз, Нью-Йорк 1942, например: По новой (национал-социалистической) теории, государство не обладает монополией на принятие политических решений. Шмидт делает вывод, что государство больше уже не определяет политический элемент, а определяется им, т.е. партией.

Нюманн даже оспаривает, что немецкая политическая система вообще является государством (ср. стр. 467 и след). 21 Сравни трюк движение.

Сравни трюк освобождение чувств. 2 Немецкий анекдот, который пользовался большой популярностью до Гитлера, адекватно выражает эту мысль: Евреи несут вину. Нет, велосипедисты. Как так, велосипедисты?

А как так, евреи? За мотивом этого анекдота, который ни в коем случае не является смешным, но который попадает в суть, должна тщательно проследить контрпропаганда. 27 Упоминание всех организаторов и секретарей, вероятно, является проекцией желания Томаса о бюрократии.

Он это тот, кто постоянно хочет что-то организовывать, и мечтает о том, чтобы иметь бесчисленное количество секретарей. а Лютер использует для этого то же самое выражение в своей книге против евреев, где он выступает за то, чтобы отдать их на принудительные работы. Ср. Институт социальных исследований. Труды по психологии и социальным наукам. исследовательский проект об антисемитизме.

Том IX, вышеназванной книги, стр. 128.



Содержание раздела