d9e5a92d

НРПО второго поколения

убийство А.Садата, основные свои взгляды черпали у идеологов ассоциации.
Новый президент Египта Х.Мубарак, развернув преследование наиболее экстремистских фундаменталистских организаций (Джихад, Ат-Такфир валь Хиджра), в то же время пошел на некоторые уступки умеренным фракциям БМ. Их идеологическое проникновение во все сферы египетской жизни в этот период достигает своего апогея, что вынуждало руководство страны и ведущие политические партии считаться с ними. БМ приняла участие в выборах 1997 г., выступив в блоке с правобуржуазной партией ВАФД, получившей поддержку значительной части египетских избирателей, что дало основание Верховному наставнику Братьев Мухаммаду Абу Насеру заявить о возможности прихода к власти мирным, парламентским путем.

На очередных выборах БМ выступила в составе возникшего в стране Исламского союза, который получил 60 мест в парламенте, за него отдали свои голоса 17% избирателей. Используя легальные парламентские возможности, представители ассоциации требовали введения шариатского законодательства, решительной борьбы с коммунизмом, выступали против египетско-израильского сотрудничества.
В настоящее время организация насчитывает в своих рядах несколько тысяч человек, имеет сторонников в государственном аппарате и других структурах, активно использует возможности средств массовой информации для распространения своих идеологических установок. В последние годы руководители БМ, не отказываясь от своих прежних программ, меняют тактику действий, постепенно превращаясь в оппозиционную политическую партию.

Теперь они не критикуют существующий режим открыто, а используют для этого контролируемые ими многочисленные организации и группы, особенно аль-Джамаат аль-Исламийя (Исламские группы).
Уже в 30-40-е гг. на Ближнем, а в 50-е гг. на Среднем Востоке появились зарубежные филиалы египетского Братства. После роспуска БМ в Египте эти филиалы превратились в автономные организации, не имевшие ни достаточного опыта политической деятельности, ни подготовленных кадров, а потому неспособные поначалу развернуть широкомасштабную борьбу за практическую реализацию своих идей.

Однако сегодня самостоятельные и набравшиеся опыта организации Братьев-мусульман существуют во многих мусульманских странах: в Саудовской Аравии, Сирии, Иордании, Палестинской Автономии, Кувейте, Судане, Тунисе, Марокко и т.д. Прежде осуждавшие многопартийность, угрожавшую единству уммы, Братья стали активными участниками политической жизни в ряде мусульманских стран Иордании и Судане, Египте и Афганистане и т.д.

В то же время в движении выделилось экстремистское крыло, которое ныне представлено множеством групп, развязавших террор против существующих в мусульманских странах режимов.
Братья всегда выступали в поддержку Палестины как части мира ислама, первой линии ее защиты от сионистской агрессии. Палестина выступает как сердце арабского мира, узел мусульманских народов, первая из двух кибл (первые мусульмане обращались с молитвой не по направлению к Мекке, но к Иерусалиму). В Иерусалиме расположена третья по значению после Мекки и Медины мусульманская святыня мечеть Аль-Акса. Появившиеся в 40-е гг. первые ячейки Братьев-мусульман в Иерусалиме, Яффе, Хайфе, Наблусе и других городах развернули подготовку к палестинской войне под лозунгами джихада, организовывая сбор средств и оружия для спасения Палестины.

В период арабо-израильской войны в 1948 г. Братья направляли добровольцев в палестинскую полицию. После поражения арабов члены группировки, которые входили в состав египетской армии, оккупировавшей Газу, стали создавать ячейки среди местного населения. Однако вплоть до 80-х гг. на Западном берегу и в Израиле признавалось лидерство египетских Братьев-мусульман.

В течение последних 15-20 лет в связи с подъемом движения сторонников исламского возрождения на оккупированных территориях палестинские Братья превратились не только в основную доминирующую силу среди исламских группировок, но и занимают весомое место в общенациональном масштабе.
Так, в секторе Газа по числу сторонников БМ уступают только ФАТХ, значительно превосходя другие организации ООП и фундаменталистские группировки. На Западном берегу их позиции несколько слабее.

Доминирующее влияние среди исламских группировок Братья приобрели и в палестинской общине Израиля.
Палестинские Братья считают всю территорию Палестины неделимой, они не признают ее раздела, отвергают целесообразность ведения переговоров по этому поводу с Израилем и саму возможность обмена земли на мир. В качестве альтернативы они предлагают исламский вариант решения проблемы. По их мнению, сами палестинцы не в состоянии кардинально решить проблему, предусматривающую уничтожение Израиля как сионистского, еврейского государства. Поэтому борьбу надо вести исключительно силами всего мусульманского мира, для чего необходима тотальная мобилизация всех арабов.



Она требует осуществления процесса исламского возрождения в Палестине, за которым последует возврат к истинному исламу в странах Ближнего и Среднего Востока. Только после этого, полагают Братья, может начаться совместная борьба исламского мира за освобождение Палестины. Таким образом, стратегия Братьев-мусульман предусматривает две стадии.

На первой декларируется необходимость трансформации палестинского общества в исламское и только на второй допускается ведение священной войны (джихад).
Однако в условиях начавшегося массового восстания палестинцев на оккупированных территориях (интифада, декабрь 1987 г.) Братья были вынуждены изменить свою тактику и принять участие в выступлениях протеста против оккупации, поскольку лидеры движения были обеспокоены успехами своих идеологических противников палестинских националистов из ФАТХ, а также своих основных конкурентов среди исламских организаций Джихад ислами, первыми поднявшими знамя восстания. После некоторого выжидательного периода в августе 1988 г. Братьями было создано Движение исламского сопротивления (аль-харакят аль-мокавемат аль-ислами, или Хамас), которое впоследствии выросло в самостоятельную, ультра-радикальную исламистскую организацию.
Шейх Ахмед Ясин и другие основатели Хамас были последователями Братьев-мусульман и занимались благотворительной и социально-просветительской деятельностью через мечети, когда в 1987 г. на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа вспыхнуло палестинское восстание. Интифада началась под знаменами ООП и Исламского джихада, а Братья-мусульмане оказались как бы в стороне.

Именно тогда шейх А.Ясин, опасаясь перехода своих сторонников в ряды ООП и Джихада, сформировал новую организацию Хамас. Аргументируя главную цель создания этого фундаменталистского движения распространение ислама и установление исламского порядка в мире, шейх Ахмед Ясин в одном из интервью утверждал: Ислам побеждает и победит. Во всем мире. Потому что принципы ислама верные.

Он победит благодаря внутренней силе и тому, что обращается к разуму человека, независимо от пола и цвета кожи. Это правильный порядок и потому он, конечно, победит.
На создание Хамас также повлияли перспективы принятия палестинским руководством программы мирного урегулирования палестинской проблемы на основе признания права существования в Палестине двух государств. Таким образом, эта организация, финансируемая государствами Персидского залива, прежде всего Саудовской Аравией, возникла и вышла в авангард борьбы с израильскими властями в ходе интифады.

Кстати, сам термин интифада, означающий сотрясение, дрожание, впервые появился в листовке Хамас 14 декабря 1987 г.. Лидеры Хамас трактуют войну с Израилем исключительно в религиозных и националистических терминах как борьбу ислама с иудаизмом, арабизма с сионизмом: Хамас передовой отряд в борьбе с международным сионизмом, а джихад средство и путь такой борьбы.

В принятой в 1986 г. Хартии Хамас утверждается, что Палестина священная земля ислама, принадлежащая мусульманам до скончания времен. Не признается и сам факт существования Израиля, а какие бы то ни было переговоры с ним вообще исключаются.

При этом Хартия допускает только один способ решения палестино-израильского спора создание путем вооруженной борьбы исламского государства на всей территории Палестины от Иордании до Средиземного моря.
Жесткая позиция Хамас в палестино-израильском конфликте, в вопросах ближневосточного урегулирования в целом, борьба за лидерство в Объединенном национальном руководстве интифадой привели к крайне противоречивым и непоследовательным отношениям этой организации с ООП. После фактического признания в декабре 1988 г. Я.Арафатом права Израиля на существование и отказ ООП от политики терроризма, его призыва к мирному сосуществованию на территории бывшей подмандатной Палестины двух государств палестинского и еврейского, Хамас квалифицировал это как предательскую позицию.

В результате организация развернула террор против евреев и предателей палестинцев, сторонников Я.Арафата. Тем самым достигалась двойная цель: громкими террористическими актами Хамас поднимал свои ставки и уничтожал политических конкурентов арафатовцев из ООП.
Структуры Братьев имеются и в других странах. Например, созданное в 1953 г. сирийское отделение Братьев-мусульман также является типичной религиозной экстремистской организацией, представляющей собой нелегальное, хорошо законспирированное движение, добивающееся введения в Сирии законов шариата и создания справедливого общества, основанного на идеях ислама.
В начале 80-х гг. антиправительственная деятельность сирийских Братьев активизировалась. Они организовали издание на арабском и английском языках еженедельника Ар Раид, в котором публиковались призывы к свержению просоветского президента Х.Асада, к созданию в Сирии общества, основанного на законах шариата и объединенного на фундаментальных положениях ислама. Внутри БМ была создана экстремистская военизированная группа Боевой авангард, перед которой была поставлена задача немедленного установления в стране халифата. Боевой авангард стал в США издавать бюллетень, призывавший сирийцев к восстанию против баасистского режима.

Одновременно в Сирии и в некоторых других арабских странах (Иордания, Ирак) начали создаваться центры по специальной подготовке боевиков. В феврале 1982 г. в сирийских городах Хама и Хомсе Братья организовали восстание. Требованием мятежников стала отставка Х.Асада и роспуск партии БААС, однако восстание было подавлено, а его участники репрессированы. Тем не менее, несмотря на разгром боевых сил БМ в 1982 г., движение до сих пор сохраняет разветвленную сеть боевых и диверсионных групп численностью до 2 тыс. человек, развитую инфраструктуру.

После объявленной в 1985 г. сирийскими властями амнистии участникам мятежа 1982 г. некоторая часть братьев заявила о полной поддержке баасистского режима, большинство же воздержались от принятия всех условий перемирия. В настоящее время сирийские Братья, как и другие фундаменталистские группировки в этой стране, не пользуются поддержкой в широких слоях населения.

Вместе с тем нынешняя их относительная пассивность носит вынужденный и временный характер, так как не ликвидированы социально-экономические и религиозно-политические причины, приведшие в свое время к росту фундаменталистских настроений в стране.
Серьезную политическую силу представляет собой организация Братьев-мусульман и в Саудовской Аравии, зона действия которой распространяется на многие государства Аравийского полуострова. Здесь она действует легально, ее штаб-квартира (Генеральное бюро ориентации) находится в Мекке. Деятельность ее организаций финансируют правящие круги Саудовской Аравии, Кувейта, Иордании и др.

Саудовская Аравия, оказывая политическую и финансовую поддержку БМ, постепенно направила ее деятельность в нужном для себя русле, в результате чего Братья стали орудием саудитов по реализации их внутри- и внешнеполитических устремлений.
В настоящее время концептуальной базой движения БМ практически во всех мусульманских странах, где оно существует, выступает идеология исламского радикализма, представляющего собой одну из форм политизации религии. Идеологическая доктрина Братьев по-прежнему носит фундаменталистскую (салафитскую) направленность, поскольку провозглашает в качестве своей цели восстановление в современной жизни мусульман конкретных институтов и норм раннего (времен пророка и праведных халифов) ислама.

Преувеличивая значение уравнительных принципов в жизни первых поколений мусульман, они видят в ранних общинах идеальное объединение верующих на основе равенства и справедливости. Поэтому братья, как и другие салафиты, выступают за очищение ислама от позднейших наслоений, восстановление его в первоначальной чистоте; они призывают к полному, интегральному претворению в жизнь норм ислама. В своих идеологических установках Братья-мусульмане ставят целью исламизировать все стороны общественно-политической жизни в мусульманских странах, возродить исламские институты государства, семьи, права в их традиционном или модернизированном виде, создать условия для развития исламской экономики как важнейшего средства решения вопроса социальной справедливости, удовлетворения материальных потребностей мусульман. Однако главной их целью является воссоздание единого исламского государства халифата, либо в качестве промежуточной цели не исключается создание на территории своих стран (или даже их отдельных частей) так называемых исламских государств.

Последнее предполагает формирование всех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной) в соответствии с законами шариата, согласно исламской модели общества, построение так называемой исламской экономики и т.д.
В то же время для приспособления законов, созданных много веков назад, к реалиям сегодняшнего дня Братья предлагают вновь открыть двери иджтихада. Иначе говоря, в их доктрине, помимо фундаменталистских, стали использоваться и элементы исламского реформизма, что свидетельствует о большей идеологической гибкости БМ, нежели во времена доминирования идеологических установок С. Кутба.

Обращение к иджтихаду должно, по их мнению, предоставить возможности гибкого приспособления мусульманского права к потребностям эпохи.
Вместе с тем, Братья, как и прежде, решительно отрицают западную (капиталистическую) и восточную (коммунистическую) модели развития общества, так как западная система перестала играть свою роль по причине отсутствия у нее запаса духовных ценностей, который позволил бы ей руководить миром, а идеи марксизма вообще противоречат природе человеческого общества и его потребностям. В противовес этому, по убеждению Братьев, основными принципами и ценностями исламской цивилизации выступают поклонение Единому Аллаху, и никому другому, объединение на основе веры в Него, возвеличивание человеческих духовных качеств, а не материальных ценностей, которые развивают человеческие, а не животные качества.

Составной частью исламской цивилизации является святость семьи, халифат на земле на основе договора и условий Аллаха, а также претворение в жизнь закона Аллаха и его шариата во всех делах этого халифата.
Братья провозглашают абсолютное равенство всех граждан, свободу во всех ее аспектах вероисповедании, свободе слова, образовании, владении имуществом. Однако следует подчеркнуть, что под социальными свободами ими подразумевается свобода подчинения мусульманскому государству и его официальной идеологии (т.е. идеологии Братьев), при этом не допускается никакое инакомыслие.

Что касается собственности, то ею можно обладать в соответствии с ее полезностью, но без излишней нужды или роскоши. Излишнее богатство должно распределяться в соответствии с мусульманским законом.

Поскольку приобретение богатства возможно лишь трудом, то согласно учению Братьев, в истинном исламе нет и не может быть классовых различий, основанных на обладании материальным имуществом; все различия, существующие между людьми, духовного и умственного свойства. У каждого человека есть право на частную собственность, но она не должна противоречить общему благосостоянию.

Люди могут развивать и увеличивать свою частную собственность, но только в рамках мусульманского закона. Запрещено приобретение собственности нечестным путем, а также путем установления монополии и ростовщичества, в понятие которого включается и банковский процент.

В то же время Братья не отвергают и крупную частную собственность, предполагающую классовую дифференциацию людей. Однако при этом подчеркивают, что взаимоотношения рабочего с предпринимателем, помимо взаимных обязанностей и прав, должны основываться на взаимной симпатии и уважении.
Не удивительно, что столь эклектическое учение привлекало и привлекает внимание самых разнообразных слоев египетского и в целом мусульманского общества во многих других странах. Естественно также, что сочетание эгалитаристских лозунгов с защитой интересов власть имущих, дифференциация членов братств на отличающиеся друг и друга слои (от умеренного до ультра-радикального) несли в себе семена будущих противоречий и расколов в самой организации. От ассоциации откалывались группы с более или менее радикальными устремлениями, в результате чего в исламском мире возникло множество неправительственных организаций, духовно связанных с Братьями.

Некоторые из них получили распространение в региональном масштабе, что в частности характерно для групп Исламского джихада (Джихад ислами, ДИ).

НРПО второго поколения

Такие религиозно-политические организации возникли в ходе борьбы арабов с сионистской экспансией на Ближнем Востоке. Наиболее значимой в этом плане является борьба некоторых палестинских и ливанских исламских фундаменталистских организаций, выступающих либо за создание собственного государства (Палестина), либо против оккупации части территории их страны (Ливан).

При этом на их идеологию и практику в значительной степени повлияли события, связанные с исламской революцией в Иране и последовавшим ее экспортом в другие мусульманские страны.
Суть концепции велаят-е факих или хокумат-е эслами (исламское правление), разработанной аятоллой Рухоллой Хомейни, заключается в том, что в отсутствие имама (в шиитской доктрине имам законный руководитель мусульманской общины, прямой потомок четвертого халифа Али и дочери пророка Фатимы, который находится пока в скрытом состоянии махди, но неминуемо явится миру, чтобы установить царство справедливости И.Д.) руководство общиной возлагается на богословов, которым как бы передоверяется способность правильного толкования Корана. Вся полнота власти должна быть сосредоточена в руках образцового богослова факиха, который в качестве высшей инстанции обладает высокими личными качествами и совершенным знанием.

Конституция, парламент призваны лишь оформлять соответствующее толкование положений шариата, а исполнительные органы следить за выполнением вытекающих из толкования предписаний. Следовательно, концепция велаят-е факих фактически предполагает персонифицированное исламское правление.
Среди религиозно-политических организаций, ведущих ожесточенную борьбу с Израилем и использующих в своих идеологических установках иранскую концепцию исламского правления, в качестве наиболее убедительного примера можно назвать палестинскую Джихад ислами и ливанскую Хезболлах.
Первоначально движение Джихад появилось в Египте, где оно было основано в 1974 г. активистами, отколовшимися от Братьев-мусульман на базе небольшой группировки в Асьютском университете. Отток братьев в группы Джихада в 70-х гг. был вызван разногласиями ассоциации относительно стратегии террористической деятельности. Основной целью Джихада является создание насильственным путем исламских государств в Египте и других мусульманских странах.

Организация отказывалась от какого-либо сотрудничества с правительственными структурами, выступала за координацию усилий всех фундаменталистских организаций в исламском мире, поддерживала и поддерживает ООП и противостоит экспансионистской политике Израиля, категорически не приемлет коммунистической идеологии.
Боевые группы Джихада, действующие в рамках небольших нелегальных ячеек, пополняют свои ряды за счет новобранцев в возрасте от 15 до 30 лет, которые затем принимают участие в террористических акциях против египетских правительственных и должностных лиц, христианских деятелей (коптов) и их учреждений, израильских и западных целей на территории Египта. Наиболее значительной акцией явилось убийство ими в 1981 г. президента Египта А.Садата. В 1986-87 гг. в результате активизации Джихадом террористической деятельности ее боевиками были убиты министр внутренних дел Египта Набави Исмаил и главный редактор еженедельника Аль-Мусаввар М.Ахмед.

Вслед за последовавшими арестами от организации откололась группа численностью до ста человек, образовавшая самостоятельную организацию Возрождение из огня, основными методами которой стали бандитские нападения на госучреждения и убийства ответственных правительственных чиновников, уклоняющихся от жизни по законам шариата. Боевики из этой группировки в ноябре 1990 г. осуществили убийство председателя египетского парламента Рафата Махгуба.

Члены Джихада проходят боевую подготовку и переподготовку на базах, расположенных в отдаленных районах Верхнего Египта, а также в Афганистане, Пакистане, Судане и других странах.
Ввиду серьезной угрозы, которую представляют фракции Джихада для египетского режима, силы безопасности этой страны придают исключительное значение борьбе с этой организацией. При министре внутренних дел генерале Заки приблизительно 8 тыс. активистов Джихада были арестованы и заключены в тюрьмы.

Однако инфраструктура организации не была полностью разрушена, и когда к обязанностям приступил новый министр генерал Абд ал-Халим Муса, группы джихада резко усилили активность своих действий. В результате генерал в октябре 1990 г. был вынужден заявить, что силы безопасности готовы к полному устранению организации Джихад в Египте, так же как и любой другой организации, действующей против власти и стабильности.
В других государствах Ближнего Востока появлению групп Исламского джихада, несомненно, способствовала исламская революция в Иране, поскольку вслед за ее осуществлением иранские муллократы практически сразу начали экспортировать ее идеи и практику за пределы национальных границ. Созданному в Иране Революционному исламскому совету было рекомендовано координировать действия проиранских организаций в различных странах.



Содержание раздела