d9e5a92d

НРПО первого поколения

?международные организации, как правило, фундаменталистской направленности, выступающие под панисламистскими лозунгами. Такие НРПО отличают большая численность, наличие разветвленной инфраструктуры, разнообразие форм и методов деятельности. В качестве примера можно назвать наиболее крупную организацию такого рода ассоциацию Братья-мусульмане (аль-Ихван аль-Муслимин);
?проиранские экстремистские и террористические формирования (Джихад ислами, Хезболлах и др.);
?афганские религиозно-экстремистские организации;
?организации, в доктринально-идеологических обоснованиях которых лежат идеи этно-конфессионального синтеза (например, Талибан в Афганистане, Боз Курт в Турции и т.д.);
?многочисленные экстремистские группы и отряды различной ориентации и окраски, существующие в большинстве государств исламского мира и преследующие, как правило, свои политические, национальные и иные интересы в рамках одного государства;
?подставные террористические организации, сформированные зачастую американскими и израильскими спецслужбами для выполнения специальных акций по физическому устранению или захвату нежелательных политических деятелей, углублению противоречий между неугодными им движениями и т.д.
Как представляется, имеет право на существование также классификация НРПО по этапам их эволюции, которые четко маркируют организации разных поколений по степени радикализации их идеологических доктрин и эскалации политической практики насилия, нацеленных на достижение исламистами власти в масштабах анклава, отдельной страны, а также на региональном или даже глобальном уровне. На основании предлагаемого эволюционного подхода нами выделены четыре поколения (волны, этапа) в развитии неправительственных религиозно-политических организаций, в результате чего предлагается следующая их типология:
?НРПО первого поколения: египетская Братья-мусульмане (БМ), образованная на их базе филиальная сеть в других мусульманских странах, а также организации, отпочковавшиеся от БМ, но придерживающиеся идейных установок Братьев;
?организации второго поколения, возникшие в ходе борьбы арабов с сионистской экспансией на Ближнем Востоке под влиянием идей исламской революции в Иране (например, палестинская Джихад ислами, ливанская Хезболлах);
?НРПО третьего поколения, развившиеся в ходе событий в Афганистане, начиная с апреля 1978 г. по настоящее время (наиболее ярким примером выступает религиозно-политическое движение Талибан);
?наконец, структуры последнего, четвертого поколения, представляющие собой международные радикальные исламские группировки, стремящиеся консолидировать, контролировать и управлять практически всеми экстремистскими НРПО мусульманского мира (к таким организациям можно отнести Аль-Каида и Мировой фронт джихада, основанные мусульманским террористом 1 Усамой бен Ладеном).

НРПО первого поколения

Когда мы говорим о современных мусульманских фундаменталистах, то имеем в виду многочисленные исламские организации, апеллирующие к изначальным исламским ценностям и живущие надеждой на возвращение золотого века ислама. Сегодня в исламском мире существуют сотни таких религиозных организаций различного толка, с разной степенью их политизации, от умеренных до ультра-радикальных, которые не только теоретически допускают насилие, но и прибегают к нему на практике, зачастую представляя его в качестве джихада.
Если не вдаваться в детали, мировоззрение большинства из них в общих чертах совпадает с основными идеологическими установками первой из международных НРПО фундаменталистской направленности, наиболее авторитетной и разветвленной в исламском мире ассоциации Братья-мусульмане (БМ).
Ассоциация БМ была создана в 1929 г. в провинциальном египетском городе Исмаилия. История становления Братства, его идеологическое оформление и превращение в своеобразное политическое движение тесно связаны с именем основателя организации Хасана аль-Банны, который в начальной фазе своей деятельности придерживался умеренных позиций.

Он определил деятельность Братьев-мусульман по сути как призыв к традиции, путь следования сунне и одновременно суфийской истине, а по форме как политическое движение, спортивную организацию, культурно-просветительский союз, экономическую кампанию и социальную идею. Таким образом, можно утверждать, что на первом этапе своего существования идеологическая доктрина Братьев не базировалась исключительно на фундаменталистских положениях хотя бы потому, что аккумулировала в себе и элементы суфизма.
Как известно, эмблема ассоциации Коран над скрещенными мечами. По замыслу ее создателей она расшифровывается как необходимость осуществления прежде всего пропаганды исламских ценностей, иначе говоря, реализации на практике исламского призыва так, как сказано в Коране: Нет принуждения в вере. Применение же силы для распространения ислама допустимо лишь тогда, когда другие средства убеждения оказываются бесполезными и когда существует уверенность, что это пойдет на пользу веры и единства уммы. Хасан аль-Банна утверждал, что в упадке исламского мира повинен Запад, вторжение которого в исламское общество привело к падению нравов, забвению мусульманами предписаний Корана.



В этой связи аль-Банна считал своим гланым делом воспитание мусульман в духе салафитского ислама (суннитского фундаментализма), потому что, по его мнению, все или почти все мусульмане погрязли в грехе. Основная посылка идеологии Братьев в тот период была заключена в тезисе: Ислам это догма и культ, это родина, нация, религиозная вера и государство, душа и тело, Коран и меч, религия абсолютного единобожия, всеохватного единства вселенной в Боге.

И далее: Аллах наша цель, пророк наш вождь, Коран наша конституция, джихад наш путь, смерть на пути, предначертанном Аллахом, наше высшее желание. В уставе Ассоциации, в частности, сказано: Я буду добиваться восстановления руководящей роли ислама в помыслах и морали буду бороться с вольнодумством и атеизмом, которые угрожают ведущей роли ислама.
Таким образом, Братья, как и другие салафиты, приукрашивали состояние первоначального ислама, идеализируя его золотой век. По их мнению, для восстановления утраченного необходимо осуществить масштабную реисламизацию всего мусульманского сообщества.

В сфере внешней политики ранние Братья-мусульмане выдвигали идеи панисламизма и отчасти на первом этапе панарабизма. Однако после провала попыток арабских стран по созданию объединенного арабского государства Братья стали придерживаться мысли о необходимости прежде всего союза исламских государств под знаменем одной религии. Иначе говоря, придерживаясь идеи неделимости исламской уммы и выступая за восстановление халифата, Братья-мусульмане, тем не менее, не отвергали патриотизм и национализм в рамках малой родины мусульманина во имя ее освобождения от иностранного господства как этап на пути к халифату
в форме федерации мусульманских государств великой родины мусульман. Они считали, что ядро халифата должны составлять арабы.

При этом Египет должен был выступить в качестве центра ислама, поскольку именно он в свое время нес знамя ислама против крестоносцев и монголов, а ныне призван играть особую роль в его возрождении.
Обличение социального неравенства, коррупции, процветавшей в монархическом Египте, выступления против засилья в стране и в целом на Арабском Востоке британского колониализма (в нем Братья видели продолжение нового крестового похода европейских держав против ислама и мусульман), кампании протеста против сионизма и сионистского проникновения в Палестину, священную землю ислама, все это обеспечило популярность движения среди широких масс египтян. Организация Братья-мусульмане выражала настроения наиболее консервативных групп мелкой буржуазии, которые выступали за создание общества социальной справедливости и борьбу с английскими колонизаторами.

К концу сороковых годов Братья вели за собой сотни тысяч, а может быть, и миллионы последователей. Их социальной базой сначала были обездоленные городские слои маргиналы, затем они стали вербовать сторонников среди студентов, служащих, рабочих, офицеров. Ассоциация унаследовала от старинных тайных мусульманских сект, в частности от низаритов (исмаилитская подсекта), глубокую религиозность и символизм, проведение четкого различия между рядовыми членами и посвященной элитой (у египетских Братьев-мусульман существуют четыре степени членства: общая принадлежность, братская принадлежность, активное членство, активные бойцы или моджахеды; последние пополняют тайное крыло организации, так называемые боевые группы Братьев И.Д.).

Эти черты сочетались с полнейшей централизацией под жестким руководством вождя, созданием системы ячеек с руководителями, подобранными и назначенными сверху. Организация создала женские секции, бойскаутские организации и спортивные клубы.

Она увеличила свое влияние, открывая клиники, школы для детей и взрослых, кооперативы, дома престарелых. Братья умело манипулировали массами на митингах и демонстрациях.

Таким образом, БМ превратилась в массовую организацию с большой сетью ячеек на местах, у нее имелись отряды молодежи, военизированные батальоны, тайные террористические группы.
Пик влияния Братьев приходится на конец сороковых годов. В тот период ассоциация установила контакты с антимонархической подпольной организацией Свободные офицеры, развернула террор против политических деятелей Египта, проявлявших проанглийские симпатии. Одновременно лидеры ассоциации, беспринципно сотрудничая с королевским двором, консервативными богословскими кругами и египетскими правыми партиями, готовили государственный переворот.

План был раскрыт и сорван правительством, в этот же период Хасан аль-Банна был убит агентом полиции. Ассоциация временно была объявлена вне закона, затем снова легализована в 1951 г.
После революции 1952 г. сотрудничество БМ с правительством Свободных офицеров продолжалось недолго, поскольку план установления исламской опеки над новым режимом провалился. Вскоре ассоциация выступила против выдвинутой Г.А.Насером программы социально-политических преобразований.

После покушения Братьев на жизнь египетского президента в 1954 г. их организация была запрещена, многие ее члены репрессированы, другие ушли в подполье.
Главным идеологом египетских Братьев-мусульман в 50-60-е гг. был Сейид Кутб, сторонник фундаменталистского течения в исламе. Как полагают некоторые исследователи, С.Кутб обратился к фундаменталистскому взгляду на религиозные предметы в результате двухлетнего пребывания в США в самом начале холодной войны (1948-1950). Его идеи оказали ощутимое воздействие на взгляды многих исламских фундаменталистов в различных странах мира (в том числе с шиитским направлением ислама), а написанные им книги (наиболее известные: Под сенью Корана, Социальная справедливость в исламе, Ценности исламского представления, Особенности исламского представления и его ценности, Вехи на пути, Ислам и проблемы цивилизации, Сражение ислама с капитализмом и др. И.Д.) до сих пор пользуются популярностью среди мусульман самых различных государств, в том числе в Европе и Америке.

Кроме того, произведения С.Кутба используют функционеры радикальных исламских организаций и движений (например, Фидаины Ислама в Иране, Талибан в Афганистане), а теперь и северокавказские ваххабиты в качестве учебного пособия для идеологической подготовки борцов за веру. В произведениях С.Кутба исламисты находят также положения, касающиеся принципов организации так называемого секретного аппарата в экстремистских группировках, выполняющего разведывательные и контрразведывательные функции.
Вслед за известным пакистанским идеологом исламского фундаментализма, автором популярной в мусульманском мире теории исламского государства, основателем и лидером исламистской партии Джамаат-и Ислами Абдул Ала Маудуди египтянин Сейид Кутб радикально ревизовал понятие джахилийи, или канувшей в прошлое эпохи доисламского невежества и варварства, перенеся характеристики джахилийи с прошлого на настоящее. Весь современный мир, писал он, погряз в джахилийи Джахилийя наделяет человека одним из величайших атрибутов Аллаха суверенитетом и тем самым превращает одних людей в рабов других.

Эта новая концепция была призвана санкционировать отказ мусульман от просветительско-воспитательных усилий с целью завоевания общества шаг за шагом, выдвинутых в свое время Аль-Банной, в пользу захвата власти как единственного ответа на угрозу всемирной современной джахилийи.
Главной причиной упадка мусульманского мира С. Кутб считал забвение истинной веры, учения пророка и праведных халифов, в результате чего он впал в грехи и морально деградировал. Одним из виновников такого состояния мусульманства им был назван своеобразно интерпретируемый империализм (внешний и внутренний), который навязал себя и свою цивилизацию Египту, в результате чего возник кризис идентичности, а исламская умма стала влачить жалкое и зависимое состояние. С.Кутб предупреждал о том, что подлинная опасность лежит в духовном и умственном империализме, потому что в отличие от военного и политического империализма, который рождает оппозицию, этот тип империализма усыпляет, успокаивает, обманывает свои жертвы.

Только обращение к первоисточникам, к истинному исламу, к Корану и неповрежденной сунне должно привести к возвращению золотого века. Возрожденная вера и использование западных технологий, по убеждению Кутба, вернут исламскому миру военную мощь, достоинство, самоуважение, процветание.
В этой связи в политической сфере С. Кутб отвергал эффективность западных институтов партий, парламента, демократического правительства и т.д. Он не признавал легитимность светских режимов и настаивал на необходимости возрождения исламского правления и исламской уммы, понимаемой в качестве сообщества всех мусульман мира, поскольку в настоящее время весь мир живет в языческом невежестве (джахилийи). В экономической жизни, в частности Египта, он отмечал несправедливое распределение власти и земли, называя это египетским капитализмом, а также иностранную экономическую эксплуатацию. Такая ситуация в религиозной, политической, экономической областях, по его мнению, привела ко многим отрицательным последствиям: парализовала силу нации, разрушила человеческое достоинство.

Она нарушила дух религии и толкнула людей в руки коммунистов. Религиозное безразличие, империализм и его местные ставленники создали в Египте психологический хаос, сделали страну добычей смертельного разочарования и вялости, вызывающей презрение трусости.

Европейская цивилизация решительно вторглась в разложившуюся и ослабленную мусульманскую общину и оставила ее в руинах, коррумпировала египтян. Такую ситуацию он и его последователи считали невыносимой.
С.Кутб также основательно пересмотрел понятие джихада, переведя его из плоскости личного духовного усилия верующего на пути познания Аллаха на уровень вооруженной борьбы с неверными, а более всего со всеми инакомыслящими мусульманами. Отступник должен быть убит, даже если он не в состоянии сражаться, тогда как неверный в подобном случае смерти не заслуживает, писал в 1981 г. один из египетских последователей С.Кутба. С.Кутбом джихад понимается значительно шире, чем просто оборонительная война: Ислам, устремляясь к миру, не имеет в виду тот дешевый мир, суть которого сводится лишь к тому, чтобы обезопасить территорию, на которой проживает население, воспринявшее исламское вероучение.

Ислам желает такого мира, под сенью которого вся религия полностью бы принадлежала Аллаху, то есть чтобы люди, все люди под сенью этого мира поклонялись только Аллаху. Более того, вооруженную борьбу против неверных (джихад) главный идеолог Братьев расценивает не как политический экстремизм или терроризм, но как обязательную для каждого мусульманина вооруженную борьбу против неверных. Он провозгласил неверными (кафирами) не только всех немусульман, но и тех мусульман, которых он обвинил в неверии (куфре). А в этом случае, как подчеркивает А.Игнатенко, последние приобретают статус вероотступников, т.е. людей, которые были мусульманами, а потом отошли от ислама.

В отношении такой категории лиц в шариатских нормах предусмотрена исключительная мера смертная казнь или убийство, которое становится похвальным делом для всякого мусульманина.
По мнению С. Кутба, достижение конечной цели (возрождение исламской Уммы и воссоздание халифата) начинается с решительного вознамерившегося достигнуть этой цели авангарда, который идет по праведному пути,избранной элиты, которая уже однажды изменила линию исторического развития; эта группа людей практически приступает к организации всей жизни на основе принципа истинного поклонения, очищает совесть своих членов от веры в божественность кого-либо, кроме Аллаха; только в этом случае эта группа людей считается мусульманской и общество, которое они создали, мусульманским. Необходимо, чтобы члены этого общества объединились и оформились в виде мусульманского джамаата, который служит источником формирования мусульманского общества.
Разумеется, в качестве такого авангарда (исламского джамаата) С.Кутб видит организацию Братьев-мусульман, которая предназначена для достижения поставленных перед ней целей путем осуществления джихада с использованием меча против многобожников. По этому поводу С.Кутб в своей книге Вехи на пути Аллаха, цитируя салафитского автора имама Ибн аль-Кайима, так интерпретирует концепцию джихада в исламе: Сражение было сначала запрещено, потом дозволено, затем было повелено сражаться против тех, кто выступает против мусульман с оружием в руках, а потом уже было повелено сражаться против всех многобожников.
И наконец, С.Кутб утвердил чуждое правоверному суннитскому исламу право на революционное вооруженное восстание против существующего в современных ему мусульманских странах строя и таким образом, в резком разрыве с мусульманской традицией, узаконил фитна (бунт, смуту), поскольку распространил такфир (обвинение в неверии) на представителей власти в исламских государствах, на правоохранительные органы и силовые структуры, которые это государство защищают и поддерживают и уже затем на всех тех мусульман, которые самим фактом отказа салафитам в поддержке ставят себя в один ряд с правителями-вероотступниками. В то же время даже основатель самого жесткого суннитского мазхаба, предтеча современного фундаментализма Ибн Ханбал требовал не допускать этого бедственного состояния (фитна), разрушающего устои веры и общественной морали: плохой суннитский правитель, считал Ибн Ханбал, всегда лучше, чем фитна.
Таким образом, прежняя несколько противоречивая идеологическая доктрина ранних Братьев С. Кутбом была скорректирована исключительно в духе воинствующего фундаментализма. Претерпела существенные изменения и политическая практика радикалов: политика компромиссов, осуществлявшаяся ранними Братьями по отношению к египетским властям, была подвергнута С.Кутбом решительной критике и отвергнута. Взамен в качестве основной цели движения им было выдвинуто решительное требование по достижению политической власти путем отказа от тактики аль-Банны и переходу от исламского призыва к джихаду решительной борьбе с правителями и подданными общества неверных, особенно усилившейся после антимонархической революции 1952 г. и прихода к власти организации Свободных офицеров.

Такой подход Братьев не мог не привести их к очередному витку конфронтации с властями, которая резко усилилась к середине 60-х гг. В тот период времени президент Египта Гамаль Абдель Насер, взявший курс на некапиталистический путь развития, выдвинул тезис о том, что принципы социализма в своей основе совпадают с постулатами мусульманской религии. В такой ситуации, как подчеркивает египетский историк, политический деятель и публицист Рифаат Саид, С.Кутб пошел по пути противодействия колониализму, социализму, демократии или диктатуре, которые независимо от характера то ли дружественного, то ли враждебного отношения к ним со стороны египетского режима, суть неверные.

Существовавший в стране режим он отверг полностью со всеми его проявлениями, заверениями и результатами деятельности. В контексте такого подхода у С.Кутба стали отчетливо прослеживаться две тенденции: первая обвинение правителя в неверии и безбожии и вторая чувства превосходства и возвышения верою.

При этом обвинение правителя в неверии и безбожии основывалось на том, что его неверный режим осуществляет суд не в соответствии с законом, ниспосланным Богом. Поскольку люди, которые считают себя мусульманами, поддерживают этот режим, то истинные правоверные (т.е.

Братья-мусульмане), несмотря на свою малочисленность, предстают богоугоднее и морально значительно сильнее. В этой связи логичными представляются репрессии властей, обрушившиеся на С.Кутба: в 1965 г. он был в очередной раз арестован за антиправительственную деятельность и приговорен к смертной казни через повешение, приговор был приведен в исполнение в августе 1966 г.
Вместе с тем попытки египетских Братьев-мусульман в своей пропагандистской деятельности дискредитировать насеровский Египет и другие арабские режимы, провозгласившие социалистическую ориентацию, обусловили благожелательное отношение к ним со стороны крупной арабской буржуазии и консервативных политических режимов. Братья были взяты под политическую и финансовую опеку правящими кругами Саудовской Аравии главного противника социализма Г.А.Насера и претендента на лидерство в мусульманском мире.
Усиление влияния Саудовской Аравии в межарабских делах в 70-е гг., нефтедолларовый бум способствовали появлению концепций исламского пути развития, исламской экономики и др., в разработке которых идеологи Братьев-мусульман сыграли заметную роль. Отвергая национализм в его западном понимании, Братья считали необходимым выражать патриотические чувства и готовность сражаться за нацию, за Египет как часть исламского мира.

Такой национализм, по их убеждению, священен, поскольку он служит вере, а потому выступает религиозной обязанностью.
При А.Садате Братья-мусульмане, действуя полулегально, стали выпускать печатные издания, но, отвергнув Кэмп-Дэвид, вновь перешли в решительную оппозицию режиму. Боевики отпочковавшейся от БМ группировки Джихад, осуществившие в 1981 г.



Содержание раздела