d9e5a92d

НРПО четвертого поколения

Внутри этих направлений практически всегда существовали идейно-организационные разногласия.
Среди шиитов также не отмечалось постоянного единства, что отразилось и на характере воздействия религиозного иранского фактора на сторонников афганского сопротивления. Ситуация, осложненная в результате иностранного, в основном пакистанского, иранского и арабского вмешательства, имела негативное влияние на организацию и развитие афганского сопротивления.
Таким образом, на протяжении всего периода сопротивления между различными исламистскими группировками не прекращалась ожесточенная борьба. В результате даже в середине 80-х гг. аналитики отрицали возможность достижения фундаменталистами своих целей, более того, делались прогнозы относительно возможности продолжения братоубийственной конфронтации между ними.

Эти прогнозы полностью оправдались после вывода советских войск в феврале 1989 г., в результате чего вооруженное противостояние различных исламских группировок продолжилось с еще большим ожесточением.
Такое развитие ситуации позволило внешним силам создать и пустить в действие принципиально новое для Афганистана и всего исламского мира религиозно-националистическое пуштунское движение Талибан, за активностью которого с самого начала определенно проглядывались американские и пакистанские интересы в регионе. Помимо всего прочего, дальнейшие события показали, что призыв к совершению исламской революции в условиях Афганистана не способен объединить широкие слои населения.

Свобода, национальная независимость в рамках предписаний ислама и уважения его традиций оказались более объективной возможностью объединения большинства афганцев.
Именно афганский Талибан представляет собой исламскую НРПО следующего после организаций типа Джихад ислами третьего поколения. Его боевым ядром стали пуштуны, учащиеся и выпускники пакистанских медресе. При создании группировки Талибан пакистанскими спецслужбами акцент был сделан на имевшиеся противоречия между основными афганскими группировками, оказавшимися вовлеченными в междуусобную борьбу за власть после крушения в 1992 г. режима Наджибуллы. Главная цель движения была сформулирована следующим образом: разоружить все афганские вооруженные группировки, создать государство чистого ислама (ваххабизм), устранить с ключевых позиций в государственных органах представителей национальных меньшинств (таджиков, узбеков, хазарейцев).

Идеологической основой Талибан выступает так называемый исламский национализм, базирующийся на своеобразном синтезе религиозного и национального/националистического факторов. Радикальный фундаментализм и пуштунский национализм приобрели для движения Талибан самодостаточное значение, стали для него главной идеологической опорой и одновременно движущей силой.
Талибы вслед за своими предшественниками в очередной раз в новейшей истории страны вывели исламский фактор на передний план внутриафганского конфликта. Его исламская мотивация обосновывает политическую задачу обеспечения единства Афганистана путем установления новой власти на всей территории страны. При этом неприятие прежних исламских партий и организаций (пуштунских и непуштунских) официально объясняется их недостаточной верностью и даже предательством принципов ислама.

Одновременно ими в мотивации членов своего движения активнейшим образом используется пуштунский (националистический) фактор. Движение талибов в весьма существенной мере сумело синтезировать оба этих вектора одновременно.
Впервые на афганской территории талибы появились в ноябре 1994 г. Осенью 1996 г. они захватили большую часть Афганистана, контролируя полностью или частично большинство провинций страны, а в начале 2001 г. их власть распространялась уже на 95% территории страны. Сегодня им противостоит практически только так называемый Северный альянс, контролирующий горные районы северо-востока страны.

Нет никакого сомнения в том, что пуштуны и далее будут наращивать вооруженное давление на противника с целью полного обеспечения своей власти на весь Афганистан.
Центральным положением талибской идеологии, с явным заимствованием лозунга имама Хомейни велайят-е факих или хокумат-е эслами (исламское правление), выступает тезис о нераздельности религии и политики и ключевой роли духовенства в управлении государством. Будущее политическое устройство государства руководство Талибан видит в форме халифата во главе с единоличным правителем халифом.

Пропагандируя преимущества идеального теократического государства (маадинат-ал-тамма) в форме халифата, идеологи талибов утверждают, что нет никакой необходимости изобретать какие-то новые формы государственного устройства, а следует руководствоваться теми критериями, которые якобы были заложены еще во времена пророка Мухаммеда и праведных халифов, и что единственной их целью является возвращение к золотому веку ислама. Кабульская газета Анис (Друг) указывала на несколько обязательных принципов, из которых следует исходить при устройстве такого государства: глава общины (государства) по суннитской традиции обязательно должен быть выборным; правительство должно формироваться главой государства на основе консультаций с народом через избранных им представителей в шуре (совет, исламский парламент); управление государством осуществляется только на основе законов шариата, которые обеспечивают права и свободы людей.


Однако талибская мысль не замыкается в рамках Афганистана и в духе панисламизма пропагандирует идею создания всемирного исламского государства в форме халифата. Например, кандагарская газета Толу-йи афган (Афганский восход), в частности, писала, что поскольку в основе исламского государства лежит идеологическое, а не национально-географическое единство, то различия в языке, цвете кожи, вероисповедании или по половому признаку не могут являться факторами, ограничивающими рамки исламского государства.

Наша заветная мечта, подчеркивалось в газете, состоит в том, чтобы все мусульманские страны мира в конечном счете объединились в единый, неделимый исламский халифат.
В этом контексте неудивительно, что уже 3 апреля 1996 г. на собрании полутора тысяч представителей афганского духовенства в Кандагаре лидер талибов мулла Омар был провозглашен повелителем правоверных (амир ал-муминин), что традиционно является титулом халифа. Получив при поддержке духовенства титул амир ал-муминин, лидер талибов стал верховным вождем мусульманской общины на территории, подчиненной его сторонникам, и сосредоточил в своих руках всю полноту политической, военной и религиозной власти.

Свои функции мулла Омар исполняет посредством издания указов (фарман), которые подписывает титулом Слуга ислама, повелитель правоверных, мулла Мохаммад Омар Ахунд, моджахед (на языке пушту: Ды ислам хадим мулла Мохаммад Омар Ахунд моджахед).
После захвата в конце сентября 1996 г. Кабула талибы официально объявили о создании Исламского эмирата Афганистан (на пушту: Ды Афганестан дъ ислами имарат) и приступили к формированию собственных властных структур. Они сохранили высший руководящий орган движения Руководящую коллегию движения талибан (на языке дари: Хайат-е рахбари-йе харакят-е ислами-йе талибан), возглавляемый лично повелителем правоверных. Его ставкой остался Кандагар. Однако были упразднены бывшие руководящие советы: Большая шура (40 человек) и Малая шура (6 человек), вместо них создано правительство в Кабуле.

Исполнительная власть представлена так называемым Попечительским Советом исламского государства, возглавляемым муллой М.Раббани. Для укрепления талибской власти и успешной исламизации страны были реорганизованы религиозные и судебные органы, репрессивно-карательный аппарат. Возрожден Совет улемов, который теперь называется Всеобщим Советом улемов и духовенства и которому вменено в обязанность разъяснение населению целей и задач Исламского Эмирата, наставление его на путь истины.

При Верховном Суде был создан новый орган Центральный совет по изданию фетв. Впрочем, судопроизводство всегда было той сферой власти, где позиции афганского духовенства были традиционно сильны.

Поэтому талибам не понадобилась коренная реорганизация судебного дела, они его только приспособили к своим потребностям. Одновременно они кардинальным образом усилили карательно-репрессивный аппарат.
Таким образом, военно-религиозное руководство движения Талибан, представленное служителями культа и одновременно пуштунами по национальности (муллы, маулави, шейхи, кари, ахунды и др.), в результате вооруженной борьбы захватило политическую власть на большей части территории Афганистана. В этой стране, как и в соседнем Иране, власть оказалась в руках духовенства, которому за короткое время удалось создать на подконтрольных территориях мощную и эффективную систему государственной власти, установить свою религиозно-политическую диктатуру.

Талибы, создавая исламское военно-теократическое государство, доказали, что являются реальной и самостоятельной военной и религиозно-политической силой. Создав на территории Афганистана полигон институционального строительства в духе идей радикального ислама, они, несомненно, и далее будут пытаться сформировать в центре Азии новый очаг исламского фундаментализма, что может повлечь за собой изменение геополитической ситуации в этом регионе мира, оказать воздействия на этно-конфессиональные и политические процессы в других странах и регионах.

НРПО четвертого поколения

Несмотря на огромное количество неправительственных религиозно-политических организаций, в том числе экстремистского характера, действующих в мире ислама, ему не удалось до сих пор консолидировать их в единую силу. Попыткой такого рода объединения сил и объясняется учреждение по инициативе Усамы бен Ладена первоначально организации арабов-афганцев Аль-Каида, а затем и Мирового фронта джихада, которые по нашей классификации являются неправительственными религиозно-политическими организациями четвертого, самого последнего поколения.
Усама бен Мухаммед бен Авад бен Ладен родился в 1957 г. в Джидде (Саудовская Аравия). Он происходит из семьи йеменских крестьян, некогда перебравшихся в Саудовскую Аравию, разбогатевшей в годы нефтяного бума на строительстве зданий и дорог. По данным саудовских СМИ, отец Усамы бен Ладена Муххамед бен Ладен в 1931 г. создал компанию Сауди бен Ладен груп, которая успешно развивалась на экономическом поприще. Со временем семья бен Ладенов достигла столь высокого положения в глазах правящего королевского режима, что ей был доверен ремонт священных мечетей в Мекке и Медине.

В настоящее время Сауди бен Ладен груп имеет более 60 филиалов и дочерних фирм в США, Азии и Европе, занимается нефтяными и химическими проектами, телекоммуникациями и спутниковой связью. Семья бен Ладенов располагает капиталом более чем 5 млрд долл, из которых почти 300 млн принадлежат Усаме.

На формирование его мировоззрения сильное влияние оказал знаменитый шейх, палестинец по происхождению, Абадалла Азам, ставший впоследствии известным как главный идеолог движения афганских арабов, исламских экстремистов, принявших участие в событиях в Афганистане после апрельского (1978 г.) переворота в этой стране, а затем зарекомендовавших себя непоколебимыми борцами за веру на территориях других стран.
С января 1980 г. У. Бен Ладен принимает участие в джихаде против правящего режима и советского присутствия в Афганистане. В ходе афганской войны сформировался исламский экспедиционный корпус численностью до 25 тыс. человек, деятельность которого на афганской территории направляло Бюро по обслуживанию моджахедов (Мактаб хидамат аль-муджахидин).

Его руководителем после гибели в результате теракта Абдаллы Азама и стал Усама бен Ладен, что привлекло внимание спецслужб США, решивших использовать этот фактор в своих интересах.
В тренировочных лагерях в Афганистане иностранным моджахедам в ходе курса молодого бойца внушались специфические идеи, облеченные в форму концепции Симпатии и антипатии (Аль валяа ва-ль-бараа), в основе которых лежали идеи ранних аравийских ваххабитов. Суть данной концепции заключается в том, что обязанностью мусульманина является участие в джихаде (священной войне за веру) против неверных, который рассматривается только и исключительно как вооруженная борьба.

Ключевым моментом этой концепции является то, что неверными провозглашаются не только коммунисты-безбожники, христиане (крестоносцы), иудеи (сионисты), но и все те мусульмане, которые подчиняются неверным, общаются с ними, живут не по законам шариата, не согласны с идеями ваххабитов, в частности, с их трактовкой джихада. Эта идея такфира (т.е. провозглашения неверными мусульман) понадобилась для того, чтобы оправдать вооруженную борьбу моджахедов против афганцев-мусульман, которые с оружием в руках защищали режим Демократической Республики Афганистан.

Впоследствии арабы-афганцы, возвратившиеся в свои страны, обнаружили, что правящие режимы во многих арабских государствах никак не соответствуют строгим ваххабитским критериям. В частности, после Бури в пустыне саудовское королевское семейство, предоставившее свою территорию для размещения американских войск на постоянной основе, также было обвинено в куфре, так как полностью подпало под принципы такфира, четко сформулированные в концепции Симпатии и антипатии .
После вывода советских войск из Афганистана бен Ладен возвращается в Саудовскую Аравию с твердым намерением продолжить миссию защитника идеалов ислама. Здесь он подвергает критике засилье в стране иностранцев, отход режима от норм и традиций исламской религии.

В тот период бен Ладен энергично выступал против следования Эр-Рияда в фарватере политического курса США и занял непримиримую позицию относительно присутствия в стране американских войск. С учетом роста настроений сочувствия и скрытой поддержки взглядов бен Ладена в кругах духовенства, студенческой молодежи, крупных предпринимателей саудовские власти сочли целесообразным избавиться от влиятельного диссидента, разрушающего внутреннюю стабильность общества.
В 1991 г. Бен Ладену было предложено покинуть Саудовскую Аравию. С этого момента его отношение к американцам трансформировалось в фанатичную ненависть, следствием чего стали дерзкие террористические акты, осуществленные, по утверждению Вашингтона, боевиками подконтрольных бен Ладену исламских группировок: нападения на американских военнослужащих в Сомали, Йемене в 1992-93 гг.; взрыв в Международном торговом центре в Нью-Йорке в феврале 1993 г.; покушение на президента США Б.Клинтона в ходе его визита на Филиппины в 1995 г.; взрывы у зданий посольств США в Кении и Танзании в августе 1998 г. В августе 1998 г. также планировался взрыв посольства США в Уганде, который удалось предотвратить.
После изгнания из Саудовской Аравии бен Ладен перебирается в Судан, где к власти в 1989 г. в результате переворота пришел генерал аль-Башир, пользовавшийся поддержкой и покровительством членов Национального исламского фронта (НИС) во главе с лидером этого движения Хасаном Тураби, известным исламским фундаменталистом. Указанное обстоятельство позволили Ладену развернуть здесь работу по объединению исламистов для борьбы с неверными по всему миру.

Вслед за ним в Судане обосновались многие его сподвижники из числа арабских моджахедов, покинувших Афганистан после вывода советских войск.
Именно в суданский период, по данным западных СМИ, он приступил к реализации идеи, связанной с созданием Объединенного исламского государства, в состав которого, по его замыслу, должны войти все мусульманские государства, а к концу XXI в. в связи с неизбежным расширением его границ вся планета Земля должна стать единым исламским государством. Такое государство должно представлять собой халифат со столицей в Саудовской Аравии.

Сам бен Ладен, не претендуя на роль халифа, по его словам, должен лишь подготовить приход лидера всемирной исламской общины путем объединения наиболее радикальных сил.
Для реализации такого грандиозного проекта в тот же период бен Ладен использует подконтрольную ему военизированную организацию радикальных исламистов под названием аль-Каида (Основа), о создании которой в целях объединения на ее базе всех других экстремистских исламских группировок было объявлено еще в 1988 г. Другой целью организации было заявлено ниспровержение светских режимов в исламских государствах и установление основывающегося на шариате исламского порядка. Первоначально же Аль-Каида занималась финансированием и организационной поддержкой афганских моджахедов.
Аль-Каида рассматривает происходящие на Ближнем Востоке процессы как борьбу истинных мусульман, с одной стороны, и еретиков и безбожников с другой. К врагам ислама относятся как умеренные исламские режимы, например в Саудовской Аравии и ряде других стран, так и США.

Присутствие войск США в Саудовской Аравии расценивается Ладеном как очередной крестовый поход христианского Запада против мусульманского Востока, как оккупация святых мест, что выступает в качестве доминирующего мотива при активизации антиамериканских настроений. Усама бен Ладен никогда не скрывал, что у него три врага: коммунисты, крестоносцы, как именуются им западные государства, в первую очередь США, а также сионисты или иудеи, между которыми бен Ладен не видит различий.

По его мнению, после распада лагеря мирового социализма с коммунизмом покончено, и теперь нужно сосредоточиться на борьбе против американцев и иудеев.
Одновременно предусматривалось, что новая структура должна иметь за рубежом многочисленные филиалы, опирающиеся на местные исламские общины. В рамках этого замысла эмиссары бен Ладена выезжали в страны Ближнего Востока, США и Европы, где с помощью подставных лиц были зарегистрированы различные учреждения и фонды. Организация Аль-Каида получила в дальнейшем несколько новых названий, распространенных в настоящее время в исламистских кругах.

Наиболее часто из них встречаются: Исламская армия, Исламская армия освобождения святынь, Фонд исламского спасения, Группа сохранения святынь.
Особое место в созданной организации отводилось мобильным боевым отрядам. На территории Судана стали действовать полевые лагеря, где была организована военная и специальная подготовка исламистов. В качестве инструкторов использовались опытные боевики из числа осевших в Судане афганских арабов.

По утверждению американской стороны, обе диверсии в Саудовской Аравии взрыв административного здания США в Эр-Рияде в октябре 1995 г. и взрыв большой разрушительной силы, уничтоживший казарму Хобар Тауэрс на территории военной базы США в Дахране, в результате которого были убиты и ранены многие американские военнослужащие, были подготовлены подконтрольной бен Ладену группой боевиков, прошедших обучение в суданских лагерях.
Таким образом, к середине 90-х гг. Аль-Каида превратилась в разветвленную международную структуру с представительствами во многих странах мира.

В настоящее время фактически ни одна горячая точка в мусульманских регионах, в том числе и на Северном Кавказе (известные террористы Э.Хаттаб и С.Радуев неоднократно заявляли, что поддерживают связи с лидером Аль-Каиды, который финансирует их деятельность), не обходится без ее финансового и иного участия (подготовка и переправка боевиков, поставка оружия, боеприпасов и т.п.).
В связи с антиамериканской направленностью деятельности бен Ладена и его организации на территории Судана правительство США развернуло в ООН беспрецедентную кампанию по обвинению Хартума в поддержке международного терроризма. С учетом широкого международного резонанса и жесткой позиции, занятой Вашингтоном, Хартум был вынужден объявить о депортации бен Ладена.

В июне 1996 г. бен Ладен покинул Судан, сохранив в этой стране коммерческие возможности и сторонников в государственных и коммерческих структурах.
Единственной страной, согласившейся принять бен Ладена, стал Афганистан. Он сделал ставку на сотрудничество с движением талибов, которым передал значительные финансовые средства для приобретения оружия и боеприпасов, подкуп полевых командиров в рядах оппозиционной коалиции А.Ш.Масуда, установление связей с некоторыми вождями пуштунских племен на юге и юго-востоке Афганистана. Именно в этот период возникает и укрепляется ваххабитско-талибский альянс, происходит его сращивание с уже ранее существовавшими экстремистскими исламскими партиями и движениям. Например, под патронажем этого альянса, как подчеркивает А.А.Игнатенко, активизировалась Исламская партия освобождения (Хизб ат-тахрир аль-ислами), штаб-квартира которой находится в Лондоне.

Она стала действовать на территории постсоветской Центральной Азии. Одновременно ваххабистско-талибский альянс стал обрастать своего рода вспомогательными движениями, которые сами непосредственно в насильственных акциях или терроре не участвуют, но занимаются пропагандой, сбором информации, вербовкой в пользу альянса.

Наиболее характерный пример организации подобного рода Таблиг-и Джамаат (или Джамаат-э Таблиг), одна из мощнейших в мире исламских миссионерских организаций, руководимая пакистанцами и имеющая филиалы едва ли не во всех странах мира.
В феврале 1998 г., по данным средств массовой информации, У. Бен Ладену удалось объединить вокруг Аль-Каиды ряд экстремистских исламских группировок, создав Всемирный исламский фронт борьбы с иудеями и крестоносцами, получивший известность как Мировой фронт джихада (МФД). Помимо него учредителями фронта стали: руководитель египетской организации Аль-Джихад доктор Айман аз-Завахири; председатель консультативного совета Гамаа Исламия Рифаи Ахмед Таха Муса (Египет); секретарь пакистанской исламской организации Джамиат уль-Улема-е-Пакистан (Ассоциация улемов Пакистана) шейх Мир Хамза; лидер пакистанского движения Харакат аль-Ансар Фазлуль ар-Рахман и лидер движения Джихад из Бангладеш Абд аль-Салям Мохаммед.

В МФД также вошли пакистанская организация Аль-Хадис, ливийская Аль-Джамаа аль-Исламия, иорданская Байат аль-Имам (Присяга имама), алжирская Вооруженная исламская группа, йеменский Джихад, ливанские Асбат аль-Ансар, Джамаа исламия и др.
Эти организации и прежде координировали свою деятельность, но вне единых структур управления. Каждая из них самостоятельно определяла объекты для нападений, сотрудничество осуществлялось на уровне боевых подразделений, но руководители организаций действовали абсолютно самостоятельно. С созданием МФД отношения были коренным образом реорганизованы.

Во главе Фронта появилась Шура совет во главе с бен Ладеном, осуществляющий руководство в целом. В новом состоянии организация управляется более жестко, что увеличивает эффективность боевых операций и международной деятельности.



Содержание раздела