Совет направлял своих активистов в арабские страны, где они с помощью местных сторонников распространяли свои идеологические воззрения, особенно среди молодежи. Под воздействием их пропагандистских усилий часть молодых мусульман-арабов оказалась критически настроена к палестинским террористическим организациям националистического толка, сознательно удалившим исламское содержание из своих идеологических платформ. Это, по мнению приверженцев ислама, противоречило программе создания религиозного исламского палестинского государства.
Тем не менее они выступали и против традиционных исламских движений типа Братья-мусульмане, которые игнорировали палестинскую проблему, отказались от активной вооруженной борьбы за освобождение Палестины, делали упор на развитие исламской культуры и социальной работы на территориях, ставя целью концентрацию сил путем привлечения в свои ряды максимального количества молодых палестинцев.
В настоящее время среди многочисленных группировок Исламского джихада во многих арабских странах наиболее влиятельной считается его палестинская структура, представляющая собой хорошо законспирированную, отличающуюся высокой дисциплиной, адекватной подготовкой своих членов и их приверженностью к идеологическим установкам лидеров экстремистскую исламскую организацию шиитского толка. Причиной ее возникновения явилось, помимо исламской революции в Иране, то, что в процессе развития исламского фактора на оккупированных территориях под воздействием внешних обстоятельств и в результате неизбежного взаимодействия с националистическими концепциями произошла трансформация отдельных политических установок фундаменталистов. Такого рода политические процессы стали причиной появления в палестинском движении сопротивления (ПДС) исламистских организаций, во многом разделявших взгляды националистов в отношении необходимости ведения активной борьбы с оккупацией за освобождение Палестины.
Эта адаптация исламского фактора к националистическим лозунгам породила возможность налаживания сотрудничества между националистами и исламскими фундаменталистами. В результате этого процесса в 1979 г. из националистической организации Силы палестинского освобождения, входившей в ПДС, вышла группа палестинцев, образовавшая Джихад ислами. В нее же вошли мусульманские фундаменталисты из числа арабов-палестинцев, а также некоторые бывшие члены ассоциации Братьев-мусульман, разочаровавшихся в эффективности своей организации.
Как отмечала газета Монд, опыт иранской революции не прошел даром, вдохновляя новое поколение исламских активистов и проповедников. Они поставили Коран и мечети на службу национализму Конечным результатом этой эволюции стало возникновение Джихад ислами.
Джихад ислами проповедует революционную исламскую борьбу в иранском стиле и создание в Палестине исламского государства по иранскому образцу. Главной своей целью она ставит создание исламского палестинского государства и уничтожение Израиля посредством ведения с использованием всех имеющихся средств священной войны джихада. Ее руководство полагает, что на данном этапе ислам должен быть поставлен на службу освобождения оккупированных Израилем палестинских территорий. Из-за поддержки, оказываемой Израилю со стороны США, последние также отнесены к категории врагов этой организации.
Исламский джихад выступает также против политики умеренных арабских режимов, которые они считают подпавшими под влияние западного атеизма и секуляризма.
Палестинский Исламский джихад состоит из четырех фракций, три из которых не осуществляют террористических акций. Непосредственно такие акции осуществляются боевиками бригад Ал-Кассам или Боевых сил Исламского джихада (Кувва ал-исламийа ал-муджахида).
Ал-Кассам представляет собой боевую структуру, аналогичную бригадам Хамас. В отряды Ал-Кассам входят преимущественно молодые люди из числа религиозных фанатиков, готовые пожертвовать собой во имя победы ислама в Палестине.
Руководящим органом организации является Совет шуры, состоящий из десяти членов. Шура представляет собой подпольный орган, координирующий действия военных структур Исламского джихада.
В отличие от Хамас, Исламский джихад военная организация, не стремящаяся к массовой популярности. Тем не менее она большое значение придает идеологическому обеспечению своей политической практики, чему в немалой степени способствуют сторонники организации из числа религиозных авторитетов местного уровня, контролирующих значительное количество мечетей в секторе Газа.
Муллы этих мечетей своей проповеднической деятельностью привлекают новых сторонников в ряды исламистского движения и наставляют боевиков на акции самопожертвования.
Характеризуя политические взгляды приверженцев Джихад ислами, журнал Middle East International писал: В основе учения этой новой группы приверженцев ислама лежит необходимость просвещать и обращать мусульман в более стойких сторонников учения ислама, но в то же время принимать меры против израильской оккупации и любой другой формы правления, которая задерживает установление исламского государства. При этом они противоречат Братьям-мусульманам, заявляя, что борьба против оккупации не может ждать до тех пор, пока все мусульмане не станут последовательными борцами за веру.
Исламский джихад всегда имел резкие разногласия с палестинскими Братьями-мусульманами, а затем и с их военной структурой Хамас. До 1987 г. разногласия между Братьями и Исламским джихадом сводились к трем проблемам: БМ считали возможным решение палестинской проблемы и создание исламского государства вне Палестины, в то время как ДИ настаивал на обратном; БМ и ДИ по-разному оценивали важность роли исламской революции в Иране; наконец, разным был подход к определению времени начала джихада против евреев. Палестинские Братья-мусульмане и Исламский джихад по-разному трактовали необходимость создания и развития в рамках широкой исламской пропаганды соответствующей инфраструктуры в секторе Газа и на Западном берегу, прежде чем переходить к вооруженной стадии борьбы. По мнению Братьев, поспешное начало боевых операций могло существенно снизить потенциал палестинских сил сопротивления и создало бы благоприятные условия для противодействия им со стороны израильских сил безопасности.
В свою очередь Исламский джихад полагал, что его отряды достаточно вооружены и рассматривал священную войну как божественное обязательство, которое было необходимо реализовать немедленно.
Начало интифады в конце 1987 г. и массовые демонстрации, которые имели место на территориях, убедили активистов Братьев-мусульман, что их пассивность могла серьезнейшим образом отразиться на степени популярности и поддержки их деятельности среди населения. В результате Братьями в августе 1988 г. была создана боевая структура Хамас, которая немедленно присоединилась к массовым забастовкам и актам гражданского неповиновения среди палестинского населения.
Критикуя стратегию Братьев-мусульман в отношении оккупированных территорий, Джихад ислами одновременно осуждал применение Братьями насилия против националистов, выступал за национальное единство всех палестинцев и подчеркивал, что только диалог может представлять собой базу для взаимоотношений между различными палестинскими группировками. Однако развивая сотрудничество с националистами, прежде всего из ФАТХ, Джихад Ислами в то же время стремился усилить свое религиозное воздействие на сторонников националистического пути развития, имея в виду возможное позитивное восприятие ими исламистской доктрины. Однако сотрудничество ДИ с ФАТХ резко ослабло в 1988-90-х гг., вслед за политическими шагами Арафата и смертью Абу Джихада, представителя Джихад ислами, осуществлявшего контакты с националистами.
Заявление Арафата о готовности признать решения Совета Безопасности 242 и 338 были расценены ДИ как признание права на существование Израиля, что породило разрыв негласного соглашения с ФАТХ, который существовал до того времени. Критика ФАТХ активистами ДИ привела к сворачиванию помощи и финансовой поддержки, оказываемой его группам на территориях.
Решительная борьба с израильской оккупацией, включая вооруженные акции, начатые в 1986 г., ведущая роль в начале восстания (интифада, декабрь 1987-89 г.г.) и активное участие в его продолжении вместе со сторонниками ООП позволили Исламскому джихаду приобрести популярность и завоевать поддержку среди широких масс палестинцев, привели к тому, что многие бывшие Братья-мусульмане перешли на ее сторону. Успехи Джихада серьезно поколебали доминирующие позиции Братьев, превратили ДИ в их основного соперника в борьбе за влияние на палестинцев.
Даже относительное восстановление отношений между Исламским джихадом и Братьями-мусульманами в ходе интифады существенным образом не отразилось на степени жесткого соперничества между ними, принимавшего время от времени ожесточенный и бескомпромиссный характер.
Таким образом, изложенное позволяет рассматривать Джихад ислами как новый тип фундаменталистской палестинской организации, стоящей на отличных от Братьев-мусульман позициях и тесно сочетающей в своей деятельности исламские и националистические концепции, что, по мнению западных экспертов, придает ей больший радикализм.
Группировки Исламского джихада имеются и в других государствах Ближнего Востока, например, в Иордании, Ливане, Сирии и т.д.
Среди других проиранских фундаменталистских группировок в регионе Ближнего Востока, активно прибегающих для достижения политических целей к силовой практике, следует назвать Хезболлах (Партия Аллаха) шиитскую организацию, созданную в 1982 г. в ливанской долине Бекаа под воздействием победы исламской революции в Иране и как реакцию на оккупацию израильскими войсками Южного Ливана. Появление в Ливане Хезболлах и других религиозно-политических организаций, выступающих за возврат к исламским нормам общественной жизни, произошло в условиях отсутствия твердой государственной власти, разгула анархии и затяжного кризиса в блоке левых и патриотических сил.
Тогда часть ливанских мусульман, разочарованная в способности своих партий выработать эффективный план урегулирования внутреннего кризиса, увидела путь решения проблем в возврате к истинному исламу. В наибольшей степени этот процесс затронул крупнейшую в стране шиитскую общину, которая всегда являлась малоимущей, угнетенной и политически пассивной. Впервые в ней возникли религиозно-политические организации (Амаль, Хезболлах), выступившие за отмену конфессиональной системы государственного устройства, отводившей шиитам второстепенное положение в обществе и не соответствовавшей возросшим политическим амбициям шиитской буржуазии.
Мощным импульсом, способствовавшим радикализации ливанских шиитов стала исламская революция в Иране, а израильская агрессия в Ливане летом 1982 г. ускорила их организационное оформление.
Ливанская Хезболлах, фактически являясь ответвлением одноименной партии Ирана, выстраивает свои цели в соответствии с политическим курсом ИРИ. При создании организации ее лидерами был провозглашен джихад против сионизма и империализма.
Целью борьбы было объявлено изгнание израильских интервентов из Ливана, а перспективными задачами уничтожение Израиля, установление исламского контроля над Иерусалимом, создание в Ливане исламского государства по образцу Ирана. Последняя задача нашла свое официальное оформление в программе Хезболлах, принятой в 1985 г.
Одновременно весомое воздействие на политическую деятельность Хезболлах оказывает Сирия, между руководством которой и Тегераном постоянно отмечается соперничество за влияние на эту организацию. Однако иранская помощь Хезболлах всегда отличалась и отличается от сирийской масштабностью и большей глубиной. Она сильнее идеологизирована и базируется на общности шиитской доктрины, на идеологических установках, не допускающих признание факта существования израильского государства, и имеет глубокие исторические корни.
Несмотря на приход к власти в Иране президента Мохаммада Хатами, которого характеризуют как умеренного прагматика в вопросах веры и идеологии и либерала-реформатора в сфере политики, поддержка Ираном Хезболлах не уменьшилась. По некоторым данным, ежегодная помощь Ирана данной организации оценивается в сумму от 30 до 100 млн долл..
В то же время в последние годы усилилось влияние Сирии на все важнейшие сферы жизни и деятельность Хезболлах. Более того, по данным Независимой газеты, в случае возникновения непреодолимых разногласий между Сирией и Ираном по поводу дальнейшей судьбы Хезболлах до 80% состава организации может сегодня встать на сторону Дамаска.
Для решения выстроенных целей и задач Хезболлах располагает собственными военизированными подразделениями, созданными при прямом финансировании со стороны иранских властей. Основное внимание в период израильской оккупации руководство организации уделяло ведению боевых операций против израильтян в зоне безопасности на юге Ливана, хотя в первые годы своей деятельности практиковала и террористические методы, в частности, похищения иностранцев.
Легитимность военных операций лидерами Хезболлах объяснялась незаконной оккупацией Израилем юга Ливана.
Структурно Хезболлах состоит из малочисленных групп, объединенных в отделения, возглавляемые Высшим консультативным советом, состоящим из 12 религиозных, политических и военных деятелей. Членов организации, в основном молодых людей, отличает высокая дисциплина, от них требуется неукоснительное соблюдение морально-нравственных норм и исламских обрядов, готовность к безусловному подчинению руководителю.
Хезболлах представляет собой реальную силу, поскольку после окончания гражданской войны в Ливане остался единственной структурой, не разоружившей свою милицию.
Одновременно организация располагает хорошо законспирированной террористической структурой: в 1992 г. боевое ядро военного крыла Хезболлах было выделено в самостоятельную боевую единицу, формально не связанную с организацией. Больше известная под названием Исламское сопротивление (ИС), эта группа представляет собой хорошо организованную и глубоко законспирированную вооруженную структуру общей численностью от 300 до 500 профессиональных бойцов во главе с офицерами, прошедшими специальную подготовку за границей. Именно с деятельностью данной группы связаны осуществлявшиеся Хезболлах акции терроризма, в том числе и международного характера.
Первые террористические акции, приписываемые Хезболлах, это взрывы казарм американского и французского контингентов в Ливане в октябре 1983 г., когда погибли несколько сотен человек. Взрывы были осуществлены смертниками, направившими грузовики, начиненные взрывчаткой, на казармы. В 1984 г. Хезболлах предпринимает аналогичную акцию в отношении посольства США в Бейруте, в результате чего погибли и были ранены десятки людей. В течение 80-х гг. боевики Хезболлах постоянно осуществляли захваты заложников-граждан западных стран, осуществили несколько захватов самолетов в Европе и на Ближнем Востоке.
Западными спецслужбами лидер Хезболлах шейх Хусейн Фадлала был внесен в список 18 опаснейших террористов мира.
Вместе с тем еще до завершения израильской оккупации юга страны в конце мая 1999 г. Хезболлах начала постепенно трансформироваться из чисто военной в полувоенную силу. Осенью 1992 г. она получила 8 из 128 мест в ливанском парламенте, что позволило партии, блокируясь с другими депутатами-исламистами, иметь от 10 до 20% голосов и таким образом претендовать на роль одной из ведущих политических сил Ливана.
В таких условиях руководство организации публично заявило об отказе от диверсионно-террористических методов борьбы и несколько снизило уровень активности на юге Ливана.
Таким образом, сегодня Хезболлах выступает одновременно как авторитетная ливанская политическая партия, крупная шиитская общественная и гуманитарная организация и как военная сила. На выборах в сентябре 2000 г. она получила уже 12 мест в ливанском парламенте.
Организация оказывает финансовую помощь в восстановлении жилых домов и деловых центров, получивших повреждения в ходе боевых действий на юге Ливана, а также участвует в работах по восстановлению дорог и других социально-экономических проектах. Организация оказывает мощное пропагандистско-просветительское влияние на население Ливана и соседних государств, используя имеющиеся в ее распоряжении сайты в Интернете, телевизионную станцию Аль-Манар, радиостанцию Ан-Нур, еженедельный журнал Аль-Ахд, другие средства массовой информации.
Ее светская и религиозная деятельность составляет важную часть жизни шиитской общины Ливана и обеспечивает ей прочную и долговременную основу для мобилизации в свои ряды новых сторонников.
Несмотря на отмеченные эволюционные изменения в политической деятельности Хезболлах, ее программные установки, принятые в 1985 г., остаются неизменными. Сразу же после вывода израильских войск с юга Ливана лидер Хезболлах Хасан Насралла заявил, что организация продолжит боевые действия против израильских патрулей в спорных районах ливано-израильской границы (Шебаа).
В ходе своего первого визита после вывода израильских войск в Иран он подчеркнул, что Хезболлах продолжит вооруженную борьбу до тех пор, пока хоть одна пядь ливанской территории останется неосвобожденной.
Этот блок исламских НРПО составляют многочисленные афганские группировки, возникшие и набравшие силу в основном в 80-е и последующие годы.
Однако еще во второй половине 60-х гг. под влиянием идей исламского фундаментализма, получивших распространение в этот период во многих странах Ближнего и Среднего Востока, афганские клерикалы создают политическую партию Мусульманская молодежь и провозглашают своей целью борьбу против чуждых идеологий, т.е. против коммунистов и других леворадикальных течений. В числе основателей движения были А.Сайаф, Б.Раббани, Г.Хекматьяр. К ним присоединились такие активисты, как Ахмад Шах Масуд, которые в последующем составили костяк вновь создававшихся исламских партий Афганистана. За рубежом исламисты были известны как братья (ихван, арабск.), что позволяло напрямую соотносить их с движением Братьев-мусульман.
Одновременно исламские радикалы выступили в оппозиции к монархическому режиму, все более втягивавшемуся в орбиту советского политико-идеологического влияния и откровенно кокетничавшему с Западом.
После государственного переворота 1973 г. и провозглашения республики жесткая антиисламистская политика М.Дауда привела к тому, что мусульманские фундаменталисты перешли от политической к вооруженной борьбе против режима. Ими ставилась задача по свержению власти Дауда и впервые была выдвинута претензия на власть в государстве. Попытка вооруженной ликвидации кабульского режима была предпринята летом 1975 г., однако мятеж клерикалов был подавлен с помощью армии. Тем не менее само движение не прекратило своей деятельности: его лидеры бежали в Пакистан, где в 1976 г. в результате раскола в руководстве Мусульманской молодежи сформировались две фундаменталистские партии Исламское общество Афганистана (ИОА) во главе с Б.Раббани и Исламская партия Афганистана (ИПА), лидером которой стал Г.Хекматьяр.
В группировку пуштуна Хекматьяра преимущественно входили пуштуны, а в структуру таджика Раббани соответственно таджики. Все это предопределило последующее развитие данных структур по этно-конфессиональному признаку, что стало правилом практически для всех афганских религиозно-политических партий и движений.
В тот период времени теоретически афганское движение никак не отличалось от других компонентов международного исламистского движения, полностью следуя в русле идей учений современных фундаменталистских авторов С.Кутба (Египет) и ал-Маудуди (Пакистан). Исторически непродолжительный период существования движения не позволил выдвинуть своих теоретиков и идеологов для формирования собственной теории, поскольку перед лидерами афганских исламистов стояли неотложные политические задачи, требовавшие колоссальной энергии для их реализации на практике.
По этой причине, а также в связи с тем, что афганские исламистские группы причисляли себя к универсальному исламу, их проекты в теоретическом плане не отличались какими-либо исключительными особенностями.
Апрельский переворот 1978 г., встреченный афганскими клерикалами в штыки, застал исламское движение в разъединенном виде. Тем не менее, вскоре на территории страны уже действовало несколько исламских оппозиционных группировок, объявивших джихад режиму неверных.
Исламисты, как и на предыдущем этапе, поставили задачу свержения революционной власти и создания исламской республики. Вторжение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. придало дополнительный импульс движению сопротивления, поддержанному Западом и арабскими странами. В этот период были созданы многочисленные афганские исламские группировки как суннитского, так и шиитского толков, а также различные их союзы.
Кроме уже упоминавшихся ИОА и ИПА, функционировали суннитские Национальный фронт освобождения Афганистана (Б.Моджадеди), Национальный исламский фронт Афганистана (Гейлани), Движение исламской революции Афганистана (М.Наби) и др., а также шиитские Наср (Победа, шейх Саддики), Исламское движение (шейх А.Мохсени) и т.д. Все эти суннитские и шиитские организации были образованы в Пакистане и Иране.
История суннитских партий и движений сопротивления в Афганистане изобилует союзами и расколами. Уже к концу лета 1979 г. партии, возглавляемые Раббани, Наби и Гейлани, объединились в союз на основе пакта Об исламском единстве, который был распущен несколько месяцев спустя. Однако вскоре возникла другая группировка, в которую вошли партии Раббани, Халеса, Наби, Моджаддеди и Гейлани, иными словами, основные религиозно-политические партии, образованные в Пешаваре, за исключением ИПА Г.Хекматьяра.
Руководителем нового союза был назначен А.Сайаф. В марте 1980 г. эта группировка получила название Исламский союз за независимость Афганистана. К середине 1981 г. в Пешаваре (Пакистан) насчитывалось уже 10 исламских суннитских партий: три консервативные (Гейлани, Моджаддеди и Наби) и семь исламистских (фундаменталистской направленности) партий Джамиат-е ислами во главе с Раббани, две группировки Хезб-е ислами-йе Афганистан, руководимые соответственно Хекматиаром и Халесом, партия Сайафа и три группы, отколовшиеся от консервативных партий. В конце концов оба направления (консерваторы-традиционалисты и исламисты-фундаменталис-ты) образовали одноименные союзы под названием Исламский союз воинов Афганистана.
Главой исламистского Союза стал А.Сайаф. Если традиционалисты были готовы приспособиться к любой влиятельной политической системе, которая соблюдала бы элементарные религиозные установки, свободу совести и специфические привилегии представителей духовенства, то фундаменталисты не соглашались сосуществовать с какой-либо другой политической системой, не основанной на власти Аллаха.